Мастер класс «Формы работы с картой на уроках географии» Слайд 1
Для формирования у школьников системных знаний и умений, и усиления практической направленности я на уроках географии большое внимание уделяю формированию повседневной географической культуры. Моя цель – научить учащихся читать карту, уметь распознавать географическую действительность по ее изображению. В 5 классе учащиеся знакомятся с новым предметом - географией. Работу я строю так, чтобы ученик влюбился в карту, в ее современное совершенство, позволяющее зрительно, мысленно, эмоционально ощущать сопричастность с миром, прикосновение и радость «созерцания» любого уголка планеты. Учу его «разговаривать» с картой как с добрым и мудрым собеседником. Она наградила бы юного друга языком свободной уверенной мысли, а значит, и грамотной речи во всех коммуникативных вариантах - монологах, диалогах, дискуссиях, вопросах к себе и товарищам.
Я считаю важным, чтобы ученик у доски отвечал в содружестве с нужной картой, с места – с картой атласа и привык к такому ответу. Нельзя дать оскудеть мыслям и чувствам юного поколения на грани веков, пока есть география – главная наука о Земле и ее не молчащий, а живой спутник – карта.
В начальном курсе географии на первом уроке я знакомлю с золотым правилом географии: «Все, что называешь,- показывай на карте, все что показываешь, – называй». Слайд 2
Для того чтобы учащиеся свободно владели картами, необходима постоянная кропотливая работа учителя направленная на достижение поставленной цели. Я на своих уроках применяю разнообразные формы работы с картой. Сейчас познакомлю с некоторыми из них.
Прием показа узнаваемых объектов по описанию: Слайд 3
Вот карта, назовите и покажите:
Самый большой материк.
Материк, пересекаемый экватором и начальным меридианом.
Самый большой по площади океан.
Самый холодный материк.
Самый маленький материк.
Прием путешествий по карте (где указывается не только маршрут, но и решаются познавательные задачи): Слайд 4
– На зимние олимпийские игры, которые проходили в Сочи, прибыли спортсмены из Китая, Италии, Японии (можно брать любые страны). Каким путем они добирались до места соревнований, указать объекты, по которым проходил их маршрут?
Дополнительные вопросы:
На каком материке расположена Россия?
В какой его части?
Как называется столица государства?
Написание географических диктантов, в том числе и с ошибками.
Слайд 5
Текст: «Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в путь по водам (Баренцева) моря. В трюмах находился груз для рыбаков Сахалина. Обогнув с севера (остров) Таймыр, корабль вышел на просторы (моря Лаптевых). Вскоре на горизонте показались острова (Северная Земля), миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам (Карского) моря. Через некоторое время прошли у берегов (полуострова) Врангеля и по водам Чукотского моря подошли к (Татарскому) проливу. Дальше наш путь шел на юго-восток по водам Берингова моря к берегам (острова) Камчатка. Попутное холодное течение (Куросио) помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку и пройдя по водам (Японского) моря, корабль подошел к (полуострову) Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска»
В скобках заключена ошибка, учащиеся в своих диктантах пишут правильные ответы. Вы тоже попробуйте. Слайд 6
Проверьте себя Слайд 7
Составление географических цепочек, в которых один объект будет лишним. Слайд 8, 9
1. Кавказ, Гималаи, Уральские, Саяны. (Гималаи расположены не в нашей стране).
2. Мак-Кинли, Эльбрус, Атлас, Народная. (Атлас - горная система, остальные – вершины).
Найти пару, сопоставить географические объекты: Слайд 10, 11
Индия | Париж |
Великобритания | Дели |
Франция | Токио |
Япония | Лондон |
На следующих уроках учащиеся сами готовят подобные вопросы одноклассникам. В зависимости от формы и метода проведения работы решаются следующие задачи: проверка знания терминов, изучаемых в соответствующих курсах, проверка правильности написания данных слов, умение применять знания при решении практических задач.
Работа с контурной картой – это одна из форм в обучении географии.
Использование контурной карты означает выработку картографических знаний, умений и навыков. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом каждая тема может и должна иметь картографическое обеспечение – обязательный набор карт, среди которых имеет место и контурная карта.
Контурные карты – это основа географических карт. Они могут применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта позволяет вырабатывать у школьников разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний.
Работа с такими картами может быть одним из видов самостоятельного получения знаний. Работая с контурной картой, учащиеся не просто воспринимают и запоминают сведения, полученные от учителя, из учебника, но и пытаются самостоятельно и творчески их применять.
Наибольший интерес у ребят вызывают работы с составными контурными картами. Это обыкновенные контурные карты, разделённые на части. Задача учащихся заключается в том, чтобы скорее восстановить из разделённых и перемешанных частей карту в прежнем виде. Для того чтобы быстро составить контурную карту из отдельных частей, нужно хорошо её знать. Такие работы увлекательны. Кроме проверки ранее изученного материала, они способствуют закреплению знаний, учащиеся будут лучше знать географическую карту, как в целом, так и отдельные её части.
Большой популярностью в обучении пользуются географические диктанты. Во время диктанта я последовательно, через определённые промежутки времени диктую наименования заданных объектов, а учащиеся подписывают их на контурную карту. Слайд 12
Подпишите Слайд 13
1. озеро Виктория
2. Пустыня Сахара
3. остров Мадагаскар
4. полуостров Сомали
Проверьте себя Слайд 14
В современной практике обучения географии содержание термина практических работ очень широко. Практические работы позволяют не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Некоторые разделы географии большей частью состоят из такого вида работ.
Целью практических работ является приобретение навыков и умений в работе с картой, развитие пространственного мышления, обучение аналитической деятельности: умению анализировать причины географических явлений и процессов в природе, сопоставлять и сравнивать географические карты, обобщать полученную информацию, делать самостоятельные выводы – умение читать карту.
Например, при организации практической работы в 6 классе по теме «Определение по карте географического положения и высоты гор и равнин», учащиеся опираются на знания тем: географические координаты объектов, шкала высот и глубин, направление и взаиморасположение по сторонам горизонта, абсолютная высота, градусная сеть. Целью данной работы является формирование у учащихся умений определять географическое положение гор, равнин и их высоту, используя карту.
В практическую работу я могу включить сравнительную характеристику географических объектов, включив в неё: на каком материке, и в какой его части находятся географические объекты, каково их положение по отношению к другим объектам, направление и протяжённость в километрах, географические координаты наивысших точек и т.п.
И так я представила вам некоторые формы работы с картой на уроках географии. Рада буду, если эта информация будет полезна вам. Слайд 15