Мастер-класс «Идеальное меню для современного урока в условиях обновления содержания рецептов образования»
Я начну свое выступление с угощения, предлагаю изюм.
- Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?
Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые учителю необходимо использовать в своей работе. Давайте попробуем образование представить кухней, а все мы в нём кулинары.
Кулинария требует самоутверждения, опыта, инструкции, постоянного обновления, новых рецептов, но и применять старые традиционные. Труднее создать личную, неповторимую кухню.
Сегодня блюдо дня «Идеальная форма современного урока в условиях обновления содержания»
Что будем делать?
Урок – главное мерило таланта и труда учителя, основная форма обучения. Современный урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Современный урок – действенный, личностно-ориентированный.
Кто будет готовить?
Учитель не является передатчиком знаний, а является помощником, организатором, направляющим и ориентирующим учащихся в учебной деятельности на открытие новых способов учебных знаний, формирует у детей умение учиться.
Учащиеся, которые осуществляют самостоятельный выбор, целеполагают, анализируют, успешно реализуют свои знания, контролируют, оценивают.
Учащийся – партнёр, субъект совместной деятельности.
-Чтобы знать куда расти учителю; чтобы завтра преподавать лучше, чем сегодня; чтобы осознавать себя саморазвивающейся, творческой личностью.
Создание психологически-эмоционального настроя.
Мотивация. Определение темы.
Постановка учебной задачи.
Конструирование способа (алгоритма, модели, формулы идр.)
Решение системы частных задач.
Контроль и самооценка.
Рефлексия.
Чего от нас ждут дети? (понимания, доброты, самостоятельности, принятия, доверия, справедливости…)
Как сделать блюдо (урок) так, чтобы оно доставило всем субъектам удовольствие? Психологический настрой эффективно и динамично помогает начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. (проветриваемое и уютное помещение, приветливость и спокойность учителя.)
Если не будет дисциплины и порядка, не будет полноценного урока.
Чтобы блюдо захотелось есть, надо его замотивировать! Импульсом к познанию служит удивление!
Установите в классе атмосферу сотрудничества и доверия: начать с интриги, с текста (притча, объявление, загадка, письмо…), с отрывка фильма, с песни, «Черный ящик», «Угадайте секрет», кроссворд, «Исключи лишнее», представить ключ от двери основного понятия или знания, которое можно сразу открыть, а можно самим узнать с помощью инструкций, алгоритма, испытаний, лабиринта и т.д.
На смену девизу: «Прочитай, запомни, перескажи» пришел девиз: «Исследуй проблему, изучай ситуацию, принимай решение, доказывай своё мнение, анализируй полученный результат». Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Самые выигрышные и интересные уроки, которые спроектированы по технологии проблемно-диалогического обучения:
Создание ситуации успеха
Создание проблемной ситуации
Фиксация и формулирование проблемы учениками
Актуализация учениками своих знаний, анализ.
Поиск решения проблемы, конструирование нового способа
Применение знаний учениками
Рефлексия
«Рефлексия».
«Взаимооценивание в группе» проводила с помощью «Оценочного листа», хочу отметить, что при наличии разработанных критериев для оценивания оценка будет более объективной.
-« Синквей» – в конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.Синквейн – это пятистрочная строфа.
«Внутренний и внешний круг» можно проводить на этапе закрепления
Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами: Что узнал нового? Кто помог на уроке? Кому было трудно? В чем? Кому нужна помощь? Для чего пригодится? Где будем применять?
Рефлексия — ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности.
Лучший кулинар – который не только сам научился, а помог и научил других. Иногда лучше не досолить, пусть сами досолят по вкусу, а ещё лучше пусть каждый добавит в блюдо свою изюминку