муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский сад «Сказка» г. Щигры Курской области 306530, Курская область, г. Щигры, ул. Степная,17, тел. 8 (47145) 4-14-66, ИНН 4628006594, КПП 462801001,ОКПО 30863253, ОГРН 1114628000288, e-mail: [email protected]
МАСТЕР-КЛАСС
Тема: «Игры, в которые играет мозг»
Подготовила:
педагог-психолог
Буравченкова О.Н.
Щигры 2023г.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, через освоение практических знаний о межполушарном взаимодействии.
Задачи:
познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному развитию дошкольников;
вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес;
активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада нашей встрече!
Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю вам, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть.
Сядьте, пожалуйста, как вам удобно и закройте глаза.
Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего нашего мастер – класса.
А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс по теме «Игры, в которые играет мозг». Сегодня мы с вами попробуем применить знания на практике. Надеюсь, что вам будет интересно и познавательно.
Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу.
Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.
Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А значит необходимо играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга».
Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария.
Для начала я предлагаю вам пройти 4 легких теста, для которых вам понадобится только ваша память, чтобы запомнить последовательность букв.
Тест №1.
Для начала необходимо сцепить (сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П.
Тест №2.
Давайте представим, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.
Тест №3.
Теперь я предлагаю вам сложить руки на груди, в так называемой позе
«Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху? Запоминаем!
Тест №4.
А сейчас поаплодируйте друг другу. Вы молодцы, Но какая, же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.
И, что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее правое полушарие, если Л, то левое.
Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры.
«Кулак, ладошка»
Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
«Вот ладошка, вот кулак,
все быстрее делай так».
«Оладушки»
Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.
«Мы играли в ладушки – жарили оладушки.
Так пожарим, повернем – и опять играть начнем».
Таких простых, но очень действенных упражнений очень много. В продаже есть специальные тренажеры для развития межполушарного взаимодействия. (Показать книги).
Игра «Соедини точки», цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, и усложненный вариант.
Упражнение «Двуручное письмо и симметричное рисование»
Рисование симметричных фигур одновременно двумя руками, так чтобы движения и выполняемый рисунок получались зеркальными.
Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.
«Проведи по линиям» или «Умные дорожки»
Задания для ребенка:
- проведи по линии правой рукой;
- проведи по линии левой рукой;
- проведи по линии двумя руками одновременно;
- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем)правой руки;
- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем)левой руки;
- провести по линии указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук.
Для «хождения по дорожкам» можно использовать мелкие игрушки, фишки, крышечки и др. Можно найти в Интернете и распечатать готовые картинки с аналогичными заданиями или так же, сделать самостоятельно, используя картинки с разными персонажами.
В упражнение «Кулак – ребро – ладонь» можно играть, используя наглядность. Для этого необходимо изготовить такие карточки, где круг обозначает кулак, зеленый овал – ребро, желтый овал – кулак пальцами вниз, прямоугольник – ладонь.
Берем ножницы и вырезаем из цветной бумаги геометрические фигуры разного цвета, приклеиваем их, пособие готово.
Упражнение «Хлопнуть, топнуть, соединить, скрестить»
Каждая геометрическая фигура обозначает действие. Часть тела (рука или нога) обозначает, чем нужно выполнять действие.
Для начала можно использовать два действия (круг и квадрат), в дальнейшем усложнении задания. Также карточки можно чередовать в разном порядке.
Игра «Классики для пальчиков»
Задача ребенка пройти классики сначала одной рукой, затем другой, а потом двумя руками одновременно.
Уважаемые коллеги! Надеюсь, в ходе мастер-класса вы получили представления о многообразии игровых упражнений и вариантов их использования в своей работе для развития межполушарного взаимодействия у детей. Я искренне желаю, чтобы эти игры, упражнения и пособия помогли вам в работе с детьми.
Упражнение «Класс! Окей!»
Пожалуйста, оцените представленный материал.
Если вы сегодня узнали что-то новое для себя, покажите жест «Класс!» правой рукой.
Если вам на мастер-классе было психологически комфортно – жест «Окей!» левой рукой.
Если есть возможность использования представленных материалов в ежедневной работе лично Вами - поочерёдно меняйте жесты на левой и правой руке. Сначала медленно, затем ускоряя темп.
Всем творческих успехов!
Закончить мастер-класс я хочу такими словами: «Когда развита одна половина мозга-хорошо, но целый мозг еще лучше!».