Мастер-класс
«Использование инновационных форм работы
на уроках русского языка и литературы»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.
Основные задачи мастер-класса:
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повысить профессиональное мастерство участников;
- обозначить актуальность применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;
- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;
- провести практическую часть по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;
- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.
- Здравствуйте, коллеги. Меня зовут Митюшкина Татьяна Викторовна, я учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа с. Булычево».
В основе инновационного обучения лежит большое количество технологий. Сегодня хотелось бы акцент сделать на нескольких, которые я использую в своей практике. Это:
- технология «Кейс-стади»,
- технология «Интеллект-карты».
Что же такое кейс-технология? Родиной данной технологии является США. Впервые была она применена в 1908 году. В России стали внедрять кейс-технологию в 80-е годы ХХ века в МГУ им. Ломоносова и лишь в последние годы — в школьный образовательный процесс.
Кейс-технология способствует повышению мотивации учения у обучающихся, развивают их интеллектуальные способности.
Данная технология имеет многоплановые цели:
научить обучающихся как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию;
сортировать ее для решения выбранной задачи;
выявлять ключевые проблемы;
искать пути решения и оценивать их;
выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Кейс-технология применима в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке - это обучение навыкам критического мышления, принятия решений, независимого характера.
Как сделать кейс? Легче — купить, труднее создавать самому на каждую тему, на каждый урок, самостоятельно учителю или совместно с детьми, но обязательно исходя из их интересов и вопросов, волнующих именно их, сегодня. Сейчас. Сию минуту.
Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один. Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.
Кейс - стадия или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений)
Приведу пример, как реализуется на моих уроках метод ситуационно-ролевых игр. Итак, урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени». После слова учителя о писателе и краткой характеристики его деятельности, 2 человека разыгрывают сценку «Николай Алмазов вернулся домой с работы»
Учащиеся разделены на 2 группы, они должны предположить, как поступит жена. Вариантов было предложено множество: просто посочувствует, предпримет какие-либо меры для спасения мужа, пойдет к нему на работу и будет отстаивать чертёж мужа, а некоторые предположили, что пару в итоге ждет развод.
После ответов учащихся смотрим еще одну сценку по рассказу «Решение Веры и спасение мужа». Сравниваем свои предположения с выходом, который нашёл А.Куприн.
Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
Что дает использование кейс - технологии?
Обучающемуся:
Работа с дополнительными материалами.
Возможность самому готовиться к ОГЭ, ЕГЭ.
Освоение современных информационных технологий.
Существуют и ограничения на использование кейс - технологии:
1.Неэффективна в отношении ситуаций, лишенных альтернативных путей решения.
2. Бесполезна в начале учебного процесса, когда у учащихся не актуализированы знания по теме, так как требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.
Следующая технология, о которой я хотела бы вам рассказать,- Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.
Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.
Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении. Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её.
Использование этого метода способствует обучению, концентрации, запоминанию, мышлению. Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.
С помощью интеллект-карты обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать.
Построение интеллект-карты
В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.
Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы
Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.
Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:
Адаптироваться к условиям ЕГЭ
Задействовать оба полушария головного мозга
Повышать работоспособность
формировать общеучебные умения и навыки:
запоминание информации при быстром и полном обзоре темы,
конспектирование или составление аннотаций письменных текстов,
создание конспектов лекций, докладов, выступлений,
написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций.
осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
улучшать все виды памяти
развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
формировать орфографические и пунктуационные навыки
обогащать словарный запас
повышать результативность
Данный метод дает возможность учителю:
повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
активизировать деятельность
изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений
корректировать знания
Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
изучение нового материала
закрепление материала
обобщение материала
написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы
подготовка проекта, презентации
аннотирование
конспектирование
Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.
И завершить свой мастер-класс мне бы хотелось притчей.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.
Спасибо за внимание!