Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Дагестан
«Республиканский центр образования »
МАСТЕР-КЛАСС :
использование интерактивных методов обучения
в преподавании географии и внеурочной деятельности
Разработала и провела
учитель географии
высшей категории
Махаева Х.К
Г. Каспийск 2020 г.
Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии, (слайд №2)
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги!
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А.С. Макаренко
Постановка задач мастер-класса
Мастер: Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете: (Слайд № 4)
объяснить, что такое интерактивное обучение;
видеть возможности применения различных интерактивных методов и приёмов на своих уроках.
Шаг первый. Что это такое?
Для начала давайте определимся с понятием, что такое интерактивное обучение. (Слайд №5)
Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социальные – экономические и политические процессы общественной жизни. Высокий уровень конкуренции требует от человека владения разнообразными видами деятельности, такими как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия. Быстрее и качественнее эти компетентности формируются при активном взаимодействии, использовании интерактивных методов обучения. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Мы должны помнить, что перед нами школьник ХХI века, который имеет широкие интересы, свои суждения. Мне представляется, что для достижения качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение.
(слайд №6)». Интерактивные методы обучения построены на постоянном взаимодействии участников образовательного процесса между собой или с техническими средствами обучения. Суть их состоит в том, что происходит постоянный ориентир на мобилизацию познавательных сил и стремление учащихся, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных интересов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе.
шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, внедряю инновационные приёмы, которые позволили добиться положительных результатов. Сегодня я познакомлю вас с приемом интерактивно голосования.
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Мы же попробуем с помощью этого метода обучать. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Данный приём позволяет решить сразу несколько задач:
• активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого школьника;
• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;
• провести мониторинг знаний и интересов детей;
• эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.
(Слайд №7 СХЕМА). Можно сформулировать основную проблему:
Воспитание не «эрудита», а развитие нестандартно мыслящего человека – «творца»
И
зменение позиции учителя - не источник знаний и информации, а «педагог-консультант»
Создание интерактивной среды обучения и воспитания
(слайд №8) В процессе преподавания географии я использую различные интерактивные методы и приёмы. Цель данных педагогических приёмов:
- дать ученикам возможность думать,
-делать, выбирать и учиться самостоятельно.
Интерактивное обучение решает одновременно несколько задачи:
(Слайд №9) включенность каждого ученика в решение творческих задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания;
более продуктивное, чем ранее, мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности;
наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности.
1. Конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
2. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
• активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого школьника;
• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;
• провести мониторинг знаний и интересов детей;
• эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.
Слайд№11 Решение этих задач на учебном занятии с использованием методов интерактивного обучения проходит шесть этапов:
Подготовительный этап;
I этап – постановка проблемной ситуации;
II этап – формирование учебных групп;
III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе;
IV этап – презентация групповых решений;
V этап – рефлексия прошедшего занятия.
Слайд№12 I этап – постановка проблемной ситуации.
На подготовительном этапе выявляется субъектный опыт учащегося. Ученик любого возраста начинает учебу не с «чистого листа», он уже имеет свой жизненный опыт, знания, интересы, направленность.
На I этапе основными методами являются проблемные методы, а основная задача учителя – вовлечь учащихся в разрешение проблемных ситуаций. Проблема, определяется как знание о незнании. Так, например, при работе по теме урока «Распределение тепла» учащиеся устанавливают, что температура воздуха с высотой понижается, о чём свидетельствуют заснеженные вершины гор. Противоречие, поставленное на занятии, заключалось в том, что чем дальше от поверхности, тем ближе к солнцу и значит должно быть теплее. Сегодня на мастер классе мы на примере озера Байкал применим этот метод и научим детей составлять мини -проекты
Слайд№13 II этап – формирование учебных групп.
Поставив проблемную ситуацию, переходим ко II этапу - формированию учебных групп с тем, чтобы разрешить поставленное противоречие. Существуют два основных принципа формирования групп - свободное (по желанию) и организованное учителем. Организованное распределение происходит с учетом психологических особенностей учащихся и дидактических целей урока:
на столах заранее раскладываются карточки с фамилиями и именами учащихся, которые должны образовать учебную микрогруппу;
при входе в класс учитель сам раздает учащимся цветные карточки,
которые являются пропускным билетом к тому или иному учебному столу;
учащиеся уже знают, что на столе с литерой «А» находятся задания
легче, «Б» - чуть сложнее и т.д. и сами делают выбор, в какой группе они хотели бы работать.
Мастер делит присутствующих на группы. ( Деление на группы: выбрать кленовый листочек любого цвета, а затем сгруппироваться по цвету и занять места за столами с соответствующими табличками)
Слайд№ 14 III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе
На III этапе - организации учебной деятельности учащихся в группе происходит: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом. Только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения - так формируется общее мнение группы. Задание для интерактивной формы обучения может быть следующим: при изучении Байкала выбрать из предложенного перечня характеристик те, которые, по общему мнению, наиболее полно характеризуют климат, черты рельефа, заселённость территории и пр. Еще раз подчеркнем: для определения общего мнения группы необходимо, чтобы задача, которая определяет ход групповой работы, была правильно воспринята всеми членами группы.
Слайд№ 15 Для реализации интерактивного обучения на данном этапе я использую многообразные технологии: (рисунок) плакаты ит.д Сейчас с помощью интерактивного голосования используя мультимедийные технологии мы создадим макет. Для создания макета, используем следующие категории для голосования:
учим детей создавать проекты начиная мини ;
Слайд№ 16 (работы детей)
Нельзя построить будущее, без прошлого!
Но мы же с вами патриоты России и Дагестана , и для нас она самая-самая самая.
Предлагаю вам закончить мои фразы. У нас с вами самая …большая страна в мире, с самой протяженной сухопутной… границей, с самым большим количеством… народностей, почти со всеми климатическими… зонами, с многообразной …флорой и фауной, с огромным количеством… природных ресурсов: ископаемых, запасов пресной воды.
Мы живем на берегу самого большого озера.......... Каспийское , самый древний город ….... Дербент. Самое глубокое озеро --
Создание проекта.
Ведущий: Ребята, наше сегодняшнее мероприятие посвящено уникальному творению природы — знаменитому озеру Байкал.
Байкал — наш «колодец планеты»,
Он добрый, великий, живой…
Недаром обязан иметь он и праздник особенный свой.
Он — древность, и чудо, и сила,
Величественность красоты… Наследник спокойствия, мира, Гармонии и чистоты.
Автор: Ольга Погудо
В 1999 году был учрежден праздник — День Байкала. Ребята, а вы знаете, чем уникален Байкал?
Ребята отвечают.
Первое задание _ Что значат эти цифры для Байкала:336-1;20%;40 м.?
Означает это следующее по порядку :
336-это количество рек, впадающих в озеро Байкал;
1- это количество рек вытекающих из озера Байкал;
20%- столько процентов составляют воды Байкала от мировых запасов пресных вод на планете Земля;
40м-прозрачность вод озера Байкал. Предмет погружаемый в воду Байкала виден до глубины в 40 метров.
Ведущий: А почему его нужно сохранять и от кого охранять? Ребята отвечают.
«ОЧИСТКА ВОДЫ»
Текст ведущего: Байкалу удавалось оставаться чистейшим озером многие миллионы лет, ведь в нем обитают уникальные организмы-фильтры, которые неустанно очищают воду. Однако в последнее время этим усердным существам становится тяжеловато, так как в воду поступает слишком много неочищенных стоков. Люди не могут взваливать на плечи трудолюбивых малышей такую нагрузку. Технологии разумных существ позволяют построить очистные сооружения. Попробуйте это сделать.
Ребята выполняют первую часть задания. Нужно разместить карточки с механизмами очистки воды на бланке в правильной последовательности. Для этого пригодятся знания из физики, химии и биологии, а также смекалка.
Правильный ответ:
На стадии механической очистки решетки и сита позволяют удалить крупный мусор, песколовки задерживают мелкие частицы загрязнений, а в первичных отстойниках оседает взвесь. Затем вода проходит биологическую очистку. На этом этапе ее очищают от органических нерастворенных веществ. Она попадает в Аэро тенки с активным илом, а затем во вторичные отстойники, где выполнивший свою работу ил отделяют. Затем воде предстоит пройти процедуру обеззараживания, чтобы избавиться от патогенных микроорганизмов (бактерий и вирусов). Это обычно делается одним из трех способов: хлорированием, озонированием или ультрафиолетовым облучением.
Чтобы поближе познакомиться с процессом очистки воды, ведущему станции будет полезно посмотреть ролики
После выполнения первой части задания команда переходит ко второй.
Ведущий: Вы уже слышали о водоросли спирогире, захватившей прибрежные воды Байкала по всему периметру. Ученые выяснили, что спирогира разрастается в местах повышенной концентрации биогенных элементов (в основном азота и фосфора в виде нитратов и фосфатов). Эти вещества содержатся в привычных нам моющих средствах, например, в стиральном порошке. Действующие очистные сооружения не справляются с ними на 100%. Это возможно, но обходилось бы очень дорого. Поэтому фосфаты запрещены для использования во многих странах начиная с 1983 года для заботы об окружающей среде. В странах СНГ при производстве стиральных порошков фосфаты пока используются без ограничений. Однако в магазинах есть большой ассортимент моющих средств, поэтому мы с вами можем сделать выбор в пользу безопасных. Перед вами 4 вида стиральных порошков. Попробуйте разобраться в составе, расположите их по возрастанию вреда для окружающей среды и выберите те, от которых стоит отказаться покупателям, которые хотят сохранить водные экосистемы.
Ребята выполняют задание.
Правильный ответ:
«БОЙ МУСОРУ»
Текст ведущего: Проблема отходов сегодня остро стоит не только для Байкальского региона, но и для всей страны. Каждый житель России выбрасывает 400 кг мусора в год. Количество полигонов и незаконных свалок растет очень быстрыми темпами. Свалки загрязняют воду, воздух и почву и становятся бомбами замедленного действия, которые будут негативно влиять на окрестности еще несколько десятков лет. Большая часть того, что отправляется на свалки, могла бы приносить не вред, а пользу. В мире существует уже достаточно изобретений, чтобы перестать производить мусор и множить количество свалок. Попробуйте вывести формулу грамотного обращения с отходами.
Ребята выполняют первую часть задания. Участникам нужно собрать пирамиду иерархии обращения с отходами от наиболее предпочтительных способов к наименее. К каждому «этажу» нужно подобрать подходящее описание и привести примеры.
Правильный ответ:
Повторное использование — Стремление максимально продлить срок жизни созданной вещи
Предотвращение отходов — Использование многоразовых вещей вместо одноразовых, создание качественных вещей
Сокращение отходов и снижение токсичности — Использование натуральных, безопасных материалов, которые легко применять повторно и перерабатывать
Сортировка — Установка и использование контейнеров для раздельного сбора отходов
Переработка — Возвращение материалов в производственный цикл
Сжигание — Безвозвратная потеря ценных ресурсов, затраты энергии, загрязнение воздуха и почвы
Свалка — Загрязнение воды, воздуха, почвы, опасность для здоровья долгие годы
Как только участники справятся с первой частью задания, их ждет вторая — блиц-викторина. За оставшееся время команде нужно ответить на как можно большее количество вопросов, которые ведущий быстро зачитывает. Ведущий читает вопрос и ждет ответа. Если команда дает правильный ответ, переходит к следующему вопросу и засчитывает очко. Если команда дает неправильный ответ, очко не засчитывается, ведущий читает следующий вопрос. Если команда не знает ответ, она может сказать «дальше», чтобы не тратить время и постараться успеть дать правильные ответы на другие вопросы. Ведущий дает правильные ответы только в конце, когда время вышло, а пока время есть, читает вопросы по кругу, давая команде новые шансы ответить правильно.
Вопросы для блиц-викторины:
1. Повторное использование или возвращение в хозяйственный оборот отходов производства или мусора. Ответ: переработка.
2. Материал, для создания которого необходима добыча руды. Ответ: металл.
3. Какие отходы можно превратить в отличное удобрение? Ответ: пищевые.
4. Как нужно собирать отходы, чтобы отправить их на переработку? Ответ: раздельно.
5. Переработка какого материала помогает сохранить леса, а также чистую воду и энергию? Ответ: бумага.
6. Какая упаковка после переработки может превратиться в раму велосипеда или крыло самолета? Ответ: алюминиевая банка.
7. Из какой упаковки делают спортивную форму для многих знаменитых футбольных команд? Ответ: пластиковая бутылка.
8. Из какого опасного отхода можно добыть больше металла, чем из руды? Ответ: батарейка.
9. Сколько килограммов мусора в среднем выбрасывает один россиянин за год? Ответ: 400.
10. Что позволяет сохранять переработка отходов? Назовите 3 пункта. Ответ: правильными ответами может считаться упоминание любых первичных ресурсов (древесина, руда, нефть…), вода, энергия, чистота воды, воздуха, почвы, экоситемы, животные и растения, природа и т. п.
СТАНЦИЯ «ОСТАНОВИ ОГОНЬ»
Текст ведущего: Байкала не будет без леса, и от сохранения лесов напрямую зависит состояние озера. Когда исчезает лес, пересыхают и мелеют ручейки и реки, которые идут к Байкалу, и водный баланс озера нарушается. Каждый год от огня гибнет больше леса, чем от вырубок. Более чем в 90% случаев причиной лесных пожаров является неосторожное обращение человека с огнем. Зная, как не стать причиной пожара и как правильно действовать при виде огня, каждому из нас под силу сохранить леса.
Участники играют с ведущим в «мемори», собирая пары карточек, составляющих одну фразу. Ведущий перемешивает карточки и раскладывает их «лицом» вниз так, чтобы карточки не перекрывали друг друга. Чтобы получить максимум баллов, у команды есть 16 ходов. Участники должны делать ходы по кругу. За один ход можно открыть любые две карточки. Если они составляют пару, участник команды читает вслух получившуюся фразу и после подтверждения правильности ведущим карточки остаются лежать перевернутыми в стороне от основного поля. Если пара не получилась, карточки возвращаются на места «рубашкой» вниз. Команда может обсуждать и выбирать любую стратегию. Если ходы закончились, но не все пары найдены, команда получает дополнительные 5 ходов, но сможет получить уже не больше 9 баллов. Каждые последующие дополнительные 5 ходов отнимают по одному баллу.
Правильные пары:
Небольшой травяной пожар может за секунды / превратиться в катастрофу, надвигающуюся на населенный пункт.
Более 90% пожаров на природных территориях / возникают по вине человека.
Чтобы надежно потушить костер, используйте / правило трех «П»: пролей, перемешай, проверь.
Чтобы вовремя потушить огонь, важно / сообщать о любом увиденном пожаре по телефонам 101, 112, 8 800 100 94 00 (если горит лес).
Чтобы не стать причиной пожара, нужно / не поджигать траву, тщательно тушить костры, не бросать мусор.
С 2015 года в России законодательно / запрещены поджоги травы.
Чтобы снизить угрозу и негативные последствия пожаров, каждый может / не становиться причиной пожара, уметь обеспечивать свою безопасность, своевременно вызывать помощь.
При лесном и травяном пожаре наиболее безопасным направлением ухода из опасной зоны можно считать / движение перпендикулярно ветру до выхода из задымления.
«ЖИВОЙ БАЙКАЛ»
Текст ведущего: Животный мир — неотъемлемая часть экосистемы самого озера и его берегов. Истребление зверей, птиц и рыбы, а также среды их обитания ставит под угрозу благополучие людей в будущем. Сколько вылавливается в Байкале омуля и хариуса — точно сегодня никто не знает. А вот что рыба мелеет и исчезает, нельзя не заметить. Большое количество охотников, в первую очередь в отдаленных районах побережья, промышляют нерпу без лицензий и абсолютно бесконтрольно. В последние десятилетия браконьерская охота привела к резкому сокращению поголовья кабарги, изюбря и других обитателей лесов Прибайкалья. Так, в Прибайкальском национальном парке поголовье изюбрей в 1999 году достигало почти тысячи голов, а в 2003-м лишь около семисот. На Ольхоне издавна плотность орлов была больше, чем где-либо в Прибайкалье. Но вот уже несколько лет ни одна пара на острове не гнездится. Главная причина исчезновения некоторых видов пернатых хищников — браконьерство. Птиц продают шейхам Ближнего Востока и иным любителям соколиной охоты. За одного сокола балобана любители готовы заплатить десятки тысяч долларов. Сейчас вы проверите, легко ли уберечь животных от браконьеров.
Вопросы:
О каком животном, изображенном на ваших карточках, идет речь?
Это животное — символ главного острова Байкала, Ольхона. В легендах представителей этого вида называют сыновьями Хозяина Ольхона. В переводе с латыни его название означает «солнечный», а в языках многих стран — «императорский». Оно прибывает к берегам Байкала ранней весной и обустраивает место для выведения потомства. В последние десятилетия его численность в окрестностях Байкала снизилась в 20 раз. «Императоры» покидают родные места из-за разрушительной хозяйственной деятельности человека и толп экологически неграмотных туристов.
Ответ: Белоголовый орел
Задние ноги этого животного почти в полтора раза длиннее передних, поэтому оно выглядит немного сгорбившимся. Это скрытное, стремительное, осторожное животное, поэтому наблюдать за ним довольно долго в дикой природе не удавалось. У мужских особей невероятно развиты верхние клыки, выступающие изпод губы. Они растут всю жизнь и, изогнутые, торчат изо рта, как бивни, опускаясь вниз на 5–8 см. Однако это травоядное животное. Самцы имеют специальную брюшную железу, размером с куриное яйцо, вырабатывающую мускус (студенистое, густое ароматическое вещество с очень сильным запахом). Мускус успешно используется и в парфюмерии, и в восточной медицине. Из-за него люди значительно истребили этот вид животных.
Ответ: Кабарга
Это животное — вершина пищевой цепочки озера Байкал. Охота на него запрещена, но оно не занесено в Красную книгу. У него есть много родственников в Арктике, однако байкальский вид считается самым грациозным и одним их самых маленьких среди сородичей. В настоящее время численность вида не находится под угрозой. Однако загрязнение воды и берегов озера ослабляет иммунную систему животных и делает их уязвимее к болезням.
Ответ: Нерпа
Это животное является подвидом того, кто носит имя «благородного» и «настоящего». Его местное народное название — «зверь». Оно любит обитать там, где есть солонцы — местности, где почва содержит соли в избыточном количестве, и куда оно выходят есть землю или вылизывать поверхностные слои почвы. Охотятся на него часто для того, чтобы забрать «корону».
Ответ: Изюбрь
У этих животных нет стандартного окраса. У разных особей он меняется в зависимости от индивидуальности. Эти животные приносят ощутимую пользу в районах с сельскохозяйственными насаждениями, так как истребляют большое число грызунов, портящих посевы. Этот ловкий охотник занесен в Красную книгу, так как находится на грани вымирания.
Ответ: Балобан
Это самая крупная и самая древняя рыба Байкала. Она всегда высоко ценилась и приносила богатство тем, кто ее ловил. В результате запасы этого вида значительно сократились, был введен запрет на ее промысел и вид занесен в Красную книгу. Примечателен хвостовой плавник рыбы, верхняя часть которого удлинена и заострена. Это является ее визитной карточкой, по которой можно узнать рыбу в водоеме, даже только мельком взглянув на нее.
Ответ: Байкальский осетр
Эта рыба — родственник лосося и, вместе с нерпой, визитная карточка Байкала. Она обожает глубокие места и может прожить до 25 лет. У местных жителей считалось, что человека, находящегося при смерти, можно вернуть в этот мир, помазав его губы хвостом этой редкой рыбы. С 1 октября 2017 года был введен запрет на ее вылов. Предполагается, что такие ограничения помогут восстановить и увеличить популяцию (в том числе посредством искусственного разведения).
Ответ: Байкальский омуль
Эта хищная рыба в Байкале бывает белой и черной. Тело и плавники могут переливаться голубым, зеленым, красным, желтым и фиолетовым цветами. Крупный спинной плавник напоминает разноцветный флаг. Большая часть всех видов этой рыбы живет в России, предпочитая холодные водоемы с каменистым дном. Численность этой рыбы резко сокращается в связи с загрязнением водоемов и выловом в местах нереста. Сохранить этот вид помог бы запрет вылова, охрана и мелиорация нерестелищ, а также искусственное разведение мальков.
Ответ: Байкальский хариус
«ОДА БАЙКАЛУ»
Текст ведущего: Байкал вдохновлял и вдохновляет многих поэтов, художников и музыкантов. Попробуйте и вы подобрать описания его качествам.
Участникам нужно придумать как можно больше прилагательных, описывающих Байкал и начинающихся на буквы, из которых состоят слова «ОЗЕРО БАЙКАЛ». (Для «й нужно подобрать слова на букву «и.) На каждую букву должно быть придумано как минимум одно слово. Затем по 2 и так далее, пока не закончится время.
Пример:
О — очаровательный
З — загадочный
Е — единственный
Р — редкий
О — обворожительный
Б — богатый
А — аквамариновый Й — изумительный
К — красочный
А — аномальный
Л — легендарный
СТАНЦИЯ «ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ»
Участники получают карточки с фрагментами текста. Всего их 8, поэтому если в команде меньше 8 участников, некоторые получат по 2. Если участников больше, кто-то не получит карточки, но это не будет ограничивать их участие в игре. Участники не должны показывать друг другу свои карточки и не могут разговаривать между собой, но могут общаться жестами. Все участники садятся в круг. Ведущий спрашивает, кто из участников считает, что у него может быть карточка с началом текста. Участники поднимают руки и жестами договариваются между собой, кто сделает первый ход. Выбранный участник кладет карточку в центр стола. Теперь остальные могут ее прочитать. Следующий по кругу участник кладет свою карточку сверху или снизу от лежащей на столе, в зависимости от того, считает ли он, что его фрагмент является предшествующим или последующим. Следующие участники в свой ход могут либо выложить свою карточку, либо переместить одну любую из лежащих на столе карточек. Процесс продолжается до тех пор, пока все участники не согласятся с последовательностью фрагментов и не дадут знак ведущему о том, что они закончили выполнять задание. Один из участников читает текст вслух, а ведущий проверяет правильность последовательности. Если до конца времени для прохождения станции остается не меньше половины времени, ведущий может, в случае ошибки, дать возможность команде ее отыскать и исправить, соблюдая молчание и остальные правила игры. За нарушение правила молчания ведущий может штрафовать команду, снимая баллы.
Правильный ответ:
Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас мила и люба своя сторона. И все-таки у Природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью.
Таков, вне всякого сомнения, и Байкал со своей чудесной животворной силой, духом не былого, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества.
Среди суровой и первозданной красоты теряешь ощущение времени и меру дел человеческих, — так щедро и царственно властвует здесь над чистой водой древности сияющая вечность.
Волны на Байкале и мы, живущие подле Байкала, не можем похвалиться, что знаем его хорошо, потому что узнать и понять его до конца невозможно — на то он и Байкал.
И все-таки, побывав очень недолго и увидев ничтожно мало, можно если не понять, то почувствовать Байкал.
А дух Байкала — это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится.
Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале — словно и тебя коснулась тайная печать вечности и совершенства. Нигде больше у тебя не будет ощущения столь полной и желанной слитности с природой — и проникновения в нее.
Трудно удержаться, чтобы не повторить — как хорошо, что у нас есть Байкал!..
Автор: Валентин Распутин
У команд есть следующий выбор:
Установка контейнеров для раздельного сбора отходов
Строительство завода по переработке отходов
Строительство водоочистных сооружений
Посадка лесов
Ведение экологического мониторинга
Выращивание и выпуск мальков рыбы
Проведение научных исследований
Массовое экологическое просвещение
Завершающие слова: Ребята, я благодарю вас за участие. Я надеюсь, то, что вы узнали сегодня, вдохновит вас на заботу об окружающей среде и вам захочется внести свой вклад в сохранение озера Байкал и других природных объектов тем способом, который вам больше всего подходит. Среди таких способов грамотное обращение с отходами, забота о чистоте воды и сохранности лесов, защита животного и растительного мира, участие в экологических акциях и распространение знаний о том, как и зачем беречь удивительный мир природы, от которого зависит наше здоровье и благополучие.
И в конце хочу рассказать притчу
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!!!.
Слайд№17 Параллельно с работой над непосредственным учебным заданием продолжается формирование благоприятной коммуникативной среды: выработка правил кооперации, сотрудничества, которые способствуют, а не мешают поиску общего решения.
Слайд№ 18 Организация следующего IV этапа – презентация группового решения – зависит от задуманного построения всего занятия.
Презентация решений может проходить в одной из форм:
- устное сообщение;
- представление структурно-логических схем;
- заполнение таблиц и пр.
Слайд№ 19 V этап – рефлексия прошедшего занятия.
Этап презентации групповых решений сменяется исключительным по своей значимости V этапом, который можно определить как отличительную особенность интерактивного обучения, - рефлексией прошедшего занятия. Вопросы могут быть следующими.
Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь учителя и т. д.
Слайд№ 20 4. Результативность опыта
Внедрение в практику преподавания географии элементов интерактивного обучения с использованием разных методических форм и приемов оказывает позитивное влияние на формирование знаний, умений и навыков школьников. (Таблица)
Слайд№ 21 Участие в олимпиадах, проектах.
Слайд№ 22 Шаг второй. Сформулируй по образцу
Задание 2 Мастер: Предлагаю Вам несколько методов
Слайд№ 23 Синквейн
Слайд№ 24 Правила составления синквейна.
Слайд№ 25 Пример: ТЕМА урока «Внутренние воды России. Реки»
Слайд№ 26 Составление синквейна участниками мастер-класса по теме «Африка»
Слайд№ 27 Метод "Fishbone"
Слайд№ 28 Пример.
Слайд№ 29 Метод «Кластер»
Слайд№ 30 Составление «Кластера» участниками мастер-класса по теме « Климат». Участники мастер-класса работают группами.
Слайд№ 31 Таким образом, учебное взаимодействие, построенное на основе использования методов интерактивного обучения, способствует развитию навыков совместной работы, что обеспечивает развитие коммуникативной компетентности.
Слайд№ 32 Шаг третий. Пробуй, выдумывай, дерзай
Задание 3 Мастер: Придумайте несколько заданий по своему предмету.
Слайд№ 33 Шаг четвертый. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса
Выберите из представленных далее предложений два, наиболее значимых для Вас и дополните их своими мыслями:
На мастер классе я…….
Самым интересным для меня сегодня было…
В своей дальнейшей работе я…
Я пожелал бы ведущему урок учителю…
Слайд№ 34 Творческих успехов, уважаемые коллеги!!!