СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Использованию методического приема кроссенс на разных этапах учебного занятия»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка посвящена возможностям использования методического приема кроссенс в образовательном процессе. Даны примеры его использования на разных этапах урока химии при изучении темы «Основные классы неорганических веществ». Представлена целесообразность применения данного методического приема, позволяющего на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Использованию методического приема кроссенс на разных этапах учебного занятия»»

Е.В. Денисова, учитель биологии МАОУ СОШ №30, г. Нижний Тагил

А.В. Габдуллина, учитель химии МАОУ СОШ № 30, г. Нижний Тагил

Мастер-класс «Использованию методического приема кроссенс на разных этапах учебного занятия»

Здравствуйте! Представляю Вам методические рекомендации по использованию методического приема кроссенс на разных этапах учебного занятия.

Предлагаю сразу на практике познакомится с данным приёмом. У всех вас на партах файл с набором картинок. Давайте достанем их. Разложите их пожалуйста перед собой. Теперь обратим внимание на поле из девяти квадратов. Оно также находится на вашей парте (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). В каждом квадрате поля за исключением центрального находится определенная информация. Задание состоит в следующем. Вам необходимо найти в наборе нужную картинку и закрыть ее соответствующую информацию квадрата. Давайте я вам помогу. Начинать можно с любого квадрата. Мы с Вами начнем по порядку. Квадрат первый. Там написано «Это химическое соединение». Ищем соответствующую картинку, отражающую данную информацию. Нашли. Размещаем ее в квадрате. Теперь работаем самостоятельно. Время выполнения 2 минуты. Вам осталось распределить остальные картинки. Метод основан на визуализации учебной информации. Готово. Кто готов продемонстрировать результат? Выходите. (Работа на магнитной доске). Посмотрим, что на слайде. Все правильно. Вы успешно справились с заданием.

У кого не получилось или кто не успел, не отчаивайтесь. У вас будет время ознакомится с данной технологией прочитав мои методические рекомендации. А сейчас самое главное. Что за слово находится в центральном квадрате? Кто готов высказаться? (Спрашивает желающего). Правильно. Данный кроссенс посвящен теме «Соли». Как вы догадались?

Теперь усложняем задачу. Нужно не только разгадать кроссенс, но и составить рассказ по взаимосвязанным изображениям. Попробуем (Спрашивает желающего).

Как видите, читать кроссенс можно по- разному. Например, одним из следующих способов: − сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой» (рис. 1); − начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки.

Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе (рис. 2); − обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1–2, 2–3, 3–6, 6–9, 9–8, 8–7, 7–4, 4–1, а также по центральному кресту между квадратами 2–5, 6–5, 8–5 и 4–5 (рис. 3).


Как вы считаете, возможно ученику это сделать? Я тоже согласна, что возможно. Если ученики испытывают затруднения, они могут сдвинуть картинку и посмотреть информацию под ней. Вот видите, как это работает.

Данный прием можно применять на стадии вызова для определения темы урока. Ученики, составляя кроссенсы, пробуют сформулировать тему урока. Необходимо заранее подготовить картинки. Изображения на них должны быть понятными и знакомыми для детей. Раздается на каждую парту набор из картинок и поля для составления кроссенса. Ученикам останется лишь связать их по смыслу и, дойдя до центрального квадрата, определить тему кроссенса, а значит и тему урока.

Метод работает как индивидуально, так и при организации групповой работы учащихся.

Есть и другие варианты применения данного метода. Например, на этапе закрепления материала по теме. Здесь формат кроссенса может быть более сложным. Учитель может определить ряд обязательных картинок сам. Либо просить ребят подобрать картинки самостоятельно.


Возможно использовать для закрепления кроссенсы двух уровней: более простой (кроссенс 1 уровня) для учащихся, испытывающих затруднения при усвоении учебного материала и с глубинными связями (кроссенс 2 уровня) для учеников, чей уровень освоения учебного материала гораздо выше.

Нами разработаны кроссенсы 1 уровня по теме «Основные классы неорганических веществ», которые представлены в ПРИЛОЖЕНИЯХ 2-4.

Прием кроссенс позволяет создать разно уровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться от одного уровня к другому. Например, на первой ступени, учащиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс, находя ассоциации между соседними изображениями, на третьей ступени – находят не только соседние ассоциации, но и перекрёстные, на четвертой – определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятой – создают свой кроссенс.

Можно дать творческое домашнее задание-составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему.

Таким образом, с учетом современных требований в образовании методический прием кроссенс органично вписывается в набор инструментариев любого педагога. В этом приеме использование наглядных средств не сводится только к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится средством формирования и развития абстрактно-логического мышления. Кроме того, данный прием интерактивен, соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как он предполагает обучение в сотрудничестве, где педагог чаще выступает лишь в роли создателя условий для инициативы учащихся.

Для создания данной методической разработки были частично использованы материалы педагогов Людмилы Анатольевны Толстых и Плахотнюк Анны Павловны ( г. Ульяновск).

Спасибо за внимание.





































ПРИЛОЖЕНИЕ 1




1.Сложные химические соединения












2.Кристаллические вещества




3.Это твердые вещества, окрашенные в разные цвета






4.Эти вещества образуются из кислот











6.Бывают растворимые и нерастворимые



7.Являются причиной камней в почках, поэтому их избыток в еде вреден для здоровья человека













8.В жизни растворы этих веществ находят применение в качестве удобрений.


9.В природе эти вещества образуют большую часть соединений: руды, малахит, раковины, мел, гипс и многие другие.









ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Кроссенс «Кислоты»

Элементы:

1 – Кислоты это химические соединения.

2 – Состоят из водорода и кислотного остатка.

3 – Кислые на вкус.

4 – Муравьиная кислота у муравья является средством защиты.

5 – Витамин С – аскорбиновая кислота.

6 – Уксусная кислота используется для закрепления окраски на пасхальных яйцах.

7 – Кисломолочные продукты содержат живые молочнокислые бактерии.

8 – Кислоты вызывают ожоги.

9 – Кислота.






ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Кроссенс «Соли»

Элементы:

1 – Соли это химические соединения.

2 – Соли – кристаллические вещества.

3 – В морях растворено большое количество солей.

4 – Слезы содержат в своем составе соли.

5 – Растворы некоторых солей являются для растений удобрением.

6 – При засолке соль используется в качестве консерванта.

7 – Причиной камней в почках являются соли.

8 – Зимой дороги посыпают солью что бы растворить снег.

9 – Соли.







ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Кроссенс «Основания»


Элементы:

1 – Основания это химические соединения.

2 – Основания состоят из металла и группы ОН.

3 – Растворимые основания – щелочи.

4 – Щелочи оставляют ожоги.

5 – В состав каустической соды входят щелочи.

6 – В хозяйственном мыле большое содержание щелочи.

7 – Нашатырный спирт это основание NH4OH.

8 – Щелочные калиево-литиевые аккумуляторы содержат щелочь.

9 – Основания.