СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер -класс. Изготовление русской народной куклы как метод коррекционной работы с детьми ОВЗ.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Может использоваться в разных направлениях социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель куклотерапии: помочь ребенку ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье.

Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс. Изготовление русской народной куклы как метод коррекционной работы с детьми ОВЗ.»

Мастер-класс по изготовлению русской народной куклы как метод коррекционной работы с детьми ОВЗ.

В последнее время в социальной работе все большую популярность набирает арт-терапевтический метод реабилитации. В рамках этого метода образовалось множество направлений, каждое из которых предлагает свой набор методик, обладающих реабилитационным потенциалом. К одному из таких направлений относится куклотерапия.

Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Может использоваться в разных направлениях социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель куклотерапии: помочь ребенку ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье.

Куклотерапию можно использовать в таких направлениях коррекционно-развивающей работы как:

• Игротерапии

• Сказкотерапии

• Арт-терапии

Куклотерапия выполняет такие функции как:

• развивающая – развивает психические процессы (мышление, память, внимание, восприятие и т.д.);

• коммуникативная – устанавливает эмоциональный контакт, объединяет детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе;

• релаксационная – снижает эмоциональное напряжение детей с ограниченными возможностями здоровья;

• обучающая – помогает познавать окружающий мир;

Так же, куклотерапия выполняет следующие задачи:

• совершенствование мелкой моторики руки и координации движений;

• развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств,

состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо

причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;

• обучение способам адекватного телесного выражения различных

эмоций, чувств, состояний.

Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Ребята сложно понимают обращенную к ним речь, а следовательно и нелегко выполнять задания. Поэтому для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником использую куклу.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол.

Изготовление кукол – это своего рода медитация. В процессе

изготовления куклы происходит: развитие моторики рук, развитие

воображения и образного мышления, умения малыми средствами выражать

характер куклы и собственные эмоции, умение работать в паре, обогащение

словарного запаса. Иногда достаточно создать куклу и последующая работа с

ней оказывается излишней.

2. Последующая терапевтическая работа с куклой.

Куклы используем для кукольного театра, для разыгрывания сказок,

сочинение сказок, историй с хорошим концом, для игр.

Ход мастер-класса

Сегодня я предлагаю вам сделать тряпичную игровую куклу

Хороводницу.

Кукла Хороводница – одна из немногих чисто игровых тряпичных

кукол, на которых не возлагали обережных обязанностей. Это была обычная

игрушка на палочке, которая при вращении весело крутилась. Делали обычно

каждому ребенку сразу две куклы – по одной в каждую руку. Играя с

Хороводницами, нужно было крутить их в разные стороны

одновременно, что являлось хорошей тренировкой для пальцев. Я человек взрослый, но мне сложно в двух руках крутить по куколке. Хорошо если получится двумя руками крутить одну куколку, так чтобы куколка крутилась достаточно быстро и юбочка у Хороводницы поднималась вверх. Можно положить палочку между ладошками и как бы «потирать» ими. В любом случае палочка должна крутиться и Хороводница вместе с ней. Такое упражнение очень полезно для деток: и девочек и мальчиков, так как заставляет ручки работать и развивает речевые центры ребенка.

Чтобы сделать Хороводницу, нам понадобятся: два вида цветного

ситца, белый ситец, цветной ситец однотонный на платок, нитки простые

швейные белые и красные, кусок цветного кружева или тесьма на повойник

(вокруг головы), две палочки деревянные, вата или синтепон, ножницы.

Порядок работы:

1.Кроим два круга из цветного ситца диаметром 19 см и 21 см.

Прямоугольник из белого ситца 10Х20 см. Из однотонного цветного ситца

прямоугольный треугольник с прилегающими сторонами по 17 см.

2.Голова. Наматываем нить на палочку до размера маленького клубочка

диаметром около 2 см. Поверх клубка из пряжи кладем небольшой слой ваты

или синтепона. Примотать нитками белыми, чтобы вата не слетала. Голова за

счет вата стала мягкой и ровной.

3.Юбочки. Кладём верхнюю юбку на нижнюю, определяем центр.

Прикладываем юбочки центром к вершине головы и заматываем белой

нитью вокруг шеи. Равномерно распределяем складки на юбке. Юбка должна

быть пышной.

4.Рукава. Закладываем краешки на прямоугольнике на расстоянии 1 см,

заутюживаем рукой, собираем узкий край в складочки, заматываем этот

конец красной нитью. Чтобы нить сразу не распуталась, я набрасываю две

перекрещенных петли, а потом уже завязываю узелки. У нас получились

рукава.

5.Надеваем рукава на голову кукле, закладываем складочки так, чтобы было

ровное личико и получились две руки одинаковой длины. Заматываем

красной нитью, набрасываем две петли и завязываем три узелка. Получилось

лицо, руки и шея. Рукава расправить, чтобы ручки были подняты в стороны.

6.Головной убор. Надеваем на голову повойник. Это может быть тесьма с

зубчиками, или лента атласная. Если тесемка простая и тонкая ее завязывают

на узелки, так и делали в старину.

7.Одеваем платок. Закладываем на платке складочку и повязываем платок на голову. Концы платка завязываем на два узелка на шее сзади. Поправляем

рукава, юбочки из-под платка. Наша кукла Хороводница готова!

Можно предложить поиграть в русскую народную игру.

Считаю, что куклотерапия – это увлекательная и доступная форма

работы с детьми, оптимальная возможность социализации, коррекции

поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие

способностей самовыражения и самопознания.

«Оживляя» куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие

немедленно отражается на поведении куклы. Следовательно, ребенок

получает недирективную обратную связь о своих действиях. А это помогает

ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая

«кукловождение». Ребенок, подросток становится «волшебником», заставляя

неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным и как хорошо для

нее. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а

куклотерапия не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в

этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными

задачами педагога.

Когда дети сами делают кукол, благодаря этому процессу

развиваются произвольность психических процессов, коммуникация, мелкая

моторика рук, воображение, способность к концентрации, усидчивость.

Регулируется эмоциональное состояние ребёнка.

Приложение

Старинная русская народная игра « Малечина-калечина».

 Играли в нее во время посиделок, долгими зимними вечерами, чтобы время скоротать, свою удаль показать! Правила очень просты: нужно поставить на раскрытую ладонь палочку (султанчик, обычный  карандаш) и стараться удержать как можно дольше. Зажимать пальцами нельзя! При этом произносят слова: «Малечена-калечина, сколь часов до вечера?» -  и начинают отсчет: «Раз, два, три…десять, одиннадцать..» — до тех пор, пока ребенок может удержать палочку на ладони.

Эта старинная русская народная игра – замечательный тренажёр для ребенка. Она развивает ловкость, крупную и мелкую моторику, координацию движений и чувство равновесия.