СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данный мастер-класс поможет педагогам, готовящих учащихся к ЕГЭ по русскому языку, разобраться в ошибках, допускаемых учащимися в сочинении.
Классификация логических, речевых, фактических ошибок
К | ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ||
| Разновидности ошибок | Иллюстративный материал | |
Пример с ошибкой | Комментарии. Верный вариант | ||
| Нарушение причинно-следственных связей в содержании Объяснение: из причины не следует вывод; приведённое следствие не соответствует указанной причине. | 1. Поэт воспринимает музыку метели сердцем, потому что она живая… 2. Преподаватели лицея, которые прививали своим воспитанникам уважение друг к другу, расширяли кругозор поэта.
| 1. Поэт воспринимает музыку сердцем не потому, что она живая, а потому что он любит музыку! 2. причина: преподаватели лицея, которые прививали своим воспитанникам уважение друг к другу; следствие: расширяли кругозор поэта: уважение друг к другу не является причиной интеллектуального развития. Преподаватели лицея прививали своим воспитанникам уважение друг к другу. Они же расширяли кругозор будущего поэта. |
| Нарушение логики объединения слов в однородный ряд
СОЕДИНЯТЬ СОЮЗОМ И ДВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ (РАЗНЫХ) ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА НЕЛОГИЧНО | Софья считает Молчалина очень добрым и услужливым человеком. «Молчалин за других себя забыть готов…» Но, я думаю, она ошибается, потому что на самом деле героиня «сама вызвала в себе эту любовь».
| Определения «добрым» и «услужливым» не являются синонимами, так как соответствующие им слова имеют разное лексическое значение. При этом: Добрый – положительная характеристика незлого человека. Услужливый – всегда готовый оказать услугу. сначала ученик рассуждает о том, каким видит Софья Молчалина; затем хочет поспорить с героиней комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и утверждает, что «она ошибается»; но! вместо доказательства тому, в чём именно ошибается Софья, ученик утверждает новую и потому НЕЛОГИЧНУЮ мысль: «героиня сама вызвала в себе эту любовь». Нам непонятно, о какой любви идёт речь. Видимо, после слов «она ошибается» пропущено предложение: «потому что на самом деле Молчалин любит вовсе не её, а свою мечту стремительно подняться вверх по карьерной лестнице…» и т. д. |
| Нарушение логики примера в рассуждении | Молчалин всем льстит. Он готов «ползать перед всеми на коленях». Так, например, Хлёстовой он говорит о том, какая у неё прелестная собачка: «Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка, — я гладил всё его: какая шёлковая шёрстка!» Но на самом деле эта собачка ему противна: он презирает всех людей из высшего общества. | Все – это и Хлёстова, и её собачка? Именно перед ними Молчалин готов ползать на коленях? Возможно… но! собачка не человек из высшего общества. А именно так получилось в результате неверно построенного последнего предложения. Видимо, должно было быть так: он презирает её так же, как и всех представителей высшего московского общества, к которому так хотел бы принадлежать. |
| Нарушение логики построения текста (построения нового абзаца). | Молчалин очень хитёр. Он понимает, что только чинопочитанием и услужливостью можно добиться высокого положения в свете. Молчалин и Чацкий… Взаимоотношения этих героев комедии являются подтверждением этой мысли. | Учеником создан резкий переход от одной мысли к другой. Общими темами предложений текста сочинения являются фрагменты, выделенные курсивом, но! общая мысль разорвана неожиданным, резким, а потому НЕЛОГИЧНЫМ тезисом (утверждением): Молчалин и Чацкий… Верно так: Подтверждением этой мысли являются и сложные взаимоотношения приспособленца Молчалина и не желающего «прислуживаться» Чацкого. |
| Нарушение логики утверждения | Молчалин по-своему страшен. Мне страшно осознавать то, как он расчётливо и цинично относится к чувствам влюблённой в него Софьи. Поэтому мне очень жаль этого героя.
| Молчалин страшен. Далее должно быть доказательство этой мысли: чем же страшен герой Молчалин. Речь должна идти об идее, заложенной А.С. Грибоедовым в этот образ. но! Ученик, пренебрегая необходимыми доказательствами первому тезису, выдвигает новый: мне страшно осознавать... — нарушена логика вывода: мне страшно осознавать… и поэтому мне очень жаль Молчалина. (Едва ли мы пожалеем того, кто нам страшен!)
|
| Нарушение логики присоединения нового доказательства | В городе строятся детские площадки, открываются новые магазины, появляются места для развлечения: клубы, рестораны. Так же развивается и спортивная жизнь города. | Не понятно, как так же развивается спортивная жизнь города? Как в клубах и ресторанах? (Хочется надеяться, что всё-таки не так же) |
| Нарушение логики утверждений | На площади высится памятник В.И. Ленину. За памятником находится Дом культуры. | Памятник В.И.Ленину поставлен, а Дом культуры расположен на площади Победы (например). |
| Нарушение логики соразмерности в утверждениях | Зимы в Карелии очень снежные, очень холодные. А летом в карельском посёлке(?) очень жарко, стоят знаменитые белые ночи. | Мысль: холодно в Карелии, а жарко только в карельском посёлке. — нарушена логика утверждения и вывода: летом в Карелии жарко, потому что стоят белые ночи? Вряд ли… Верно так: А летом в карельском посёлке так жарко, что даже в знаменитые белые ночи… |
| Нарушение логики субъектно-объектных отношений | Всё смешалось в доме Простаковых: имение взято под опеку, власти, столь важной для господ, нет, крестьян, основной их (? )доход, у них (? )отобрали. | Кто выполняет действие (субъект) и на кого распространяется это действие (объект). Не понятно: чей доход отобран – крестьян или Простаковых? Верно так: Крестьян, основной доход семейства, отобрали. |
| Нарушение логики вопроса и ответа. | Как же это (? ) стало возможно? Прежде всего это вина (?) госпожи Простаковой. | Вопрос сформулирован неточно и предполагает другой ответ. Верно так: Как же такое положение дел семейства Простаковых стало возможно? Виновата в этом прежде всего сама Простакова. |
| Нарушение логики тезиса и вывода | «Ученье — вот чума, учёность – вот причина» сказано в то время, когда образование для дворян становится обязательным. Это (?) доказывает то (?), что все они (?) необразованны и глупы.
| Последнее предложение необходимо поменять местами с первым, исключив его первую часть: Представители фамусовского общества необразованны и глупы, потому что заявляют, что «ученье – вот чума, учёность – вот причина». И это сказано в то время, когда образование для дворян становится обязательным и необходимым для служения Отечеству. |
| Нарушение логики построения сочинения. | В последнее время город выглядит не лучшим образом. Во-первых, втрое увеличился поток машин на главных дорогах города. Вблизи трасс невозможно дышать от выхлопных газов и пыли. Во-вторых, повсюду грязь и неубранный снег. В-третьих, огромное число рекламных щитов просто задавило жителей своей агрессивной навязчивостью.
| Начало сочинения не соответствует теме работы. Нет вступления о родном крае, выражением которого для ученика стал родной город. — нарушена логика содержания работы. Не стоит начинать рассуждение с отрицательного, правильнее начинать с того, что вызывает в сердце любовь и гордость.
|
| Нарушение логики абзацирования (выстраивания абзацев текста в определенной последовательности). | Чацкий обличает право крепостников владеть живыми людьми. Он вступается за бесправных, чей подневольный труд был основой благополучия фамусовского общества. (?)Чацкий — истинный патриот России. Он готов служить, но ему «прислуживаться тошно». Людям «века минувшего» такая позиция кажется смешной и даже опасной. (?)В барском обществе процветает лицемерие. | Следовало разбить текст на 3 абзаца и дополнить каждый из них: 1: необходимо доказательство (цитата) 2: необходим переход к новой мысли (Герой комедии А.С.Грибоедова не может мыслить иначе.) 2: необходимо завершить 2 абзац доказательством рассуждения (цитатой) 3: необходим переход к новой мысли, связанной с темой сочинения « Век нынешний» и «век минувший» (Чацкий не может принять законов светского общества, в котором процветает лицемерие).
|
| нарушение логики построения абзаца. | Я родилась и живу в замечательном городе Сергиевом Посаде. Я заканчиваю школу, мне предстоят выпускные экзамены, затем вступительные в колледж, меня ждёт новая жизнь, которая интригует неизвестностью. В своём сочинении я хотела бы рассказать, как просыпается мой родной город.
| 2 предложение не соответствует заявленной теме. Оно лишнее. Из двух предложений можно было построить одно: В сочинении я хотела бы рассказать о том, как просыпается мой родной город Сергиев Посад. |
| Нарушение логики завершения текста сочинения. | Концовка сочинения 1.Находясь в любом уголке нашей страны, я часто вспоминаю свой родной город. 2.Зимним утром я часто хожу в лес, чтобы посмотреть, как «живёт» природа моего края.
| Даны два предложения, которые являются самостоятельными нераспространёнными абзацами. После тезисов нет доказательств. Находясь в любом уголке нашей страны, я часто вспоминаю свой родной город, потому что моё сердце навек поселилось именно там. Мне дорого всё: широкие дороги, заснеженные улицы, старинные купеческие дома моего города. А ещё зимним утром я часто хожу в лес, чтобы посмотреть, как «живёт» природа моего края.
|
| Нарушение логики сопоставления образно-сюжетных понятий, субъектно-объектных отношений. | Пугачёв наполнил жизнь Гринёва глубоким содержанием, а повесть «Капитанская дочка» глубоким смыслом. | Ученик в одном предложении сопоставляет образ героя повести Пушкина и замысел самого писателя. Пугачёв наполнил жизнь Гринёва новым глубоким содержанием, помог переосмыслить свою жизнь и утвердиться в своих представлениях о долге и чести.
|
| Нарушение логики построения предложения. | Калашникова можно назвать былинным героем. Во-первых, его характеризует смелость по отношению к царю Ивану Грозному (его ответ после боя). (?) | Часть предложения, взятая в скобки, вероятно, является доказательством. Но при создании развёрнутого текста, а не тезисного плана такое построение предложений является неверным. После боя с Кирибеевичем Калашников разговаривает с царём на равных. |
| Нарушение логики предметно-количественных отношений. | Девочки в чёрных костюмах выполняют упражнения с обручем. Правая рука с обручем поднята вверх, а левая плавно отведена назад. (?) Девочки грациозны, стройны, изящны. Глядя на девочек, можно уверенно сказать, что через несколько лет они станут известными гимнастками (Д). | Девочек в школе занимается много. Но выражения « правая рука» и «левая рука» подчёркивают единственное число описываемых предметов изображения. |
|
|
|
|
| ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ||
| Фактической ошибкой называют искажение: -цитатного материала; -информации, касающейся времени жизни и творчества поэтов и писателей. | ||
| Неточное цитирование | Вспоминаются слова известной песни: «Жить без любви, может и просто, но как на свете без любви прожить?»
| Вспоминаются слова известной песни: «Жить без любви, быть может, просто, но как на свете без любви прожить?»
|
| Неверное указание дат жизни и деятельности (творчества) писателей, написания произведений, названий и жанров произведений. | Стихотворение М. Лермонтова «На смерть поэта» написано в 1837 году. Комедия А.С. Грибоедова была опубликована в 1825 году. Трагедия А.Н. Островского «Гроза» была совершенно новым явлением в русской литературе. | Стихотворение М. Лермонтова « Смерть поэта» было написано в 1837 году. Комедия А.С. Грибоедова была опубликована в 1833 году. Драма А.Н.Островского « Гроза» была совершенно новым явлением в русской литературе.
|
| Смешение эпох, авторов, произведений. | А.С. Пушкин, как и Н.А.Некрасов, в стихотворении одушевляет природу. | Нарушение хронологии: Н.А.Некрасов, как и А.С. Пушкин, одушевляют природу в своих произведениях. |
| Искажение событий, литературоведческого материала, имен героев.
| В стихотворении Ф.И. Тютчева «День и ночь» нет лирического героя, но есть ключевые образы ночи и дня. В стихотворении Ф. Тютчева «День и ночь» круговая композиция. И.А.Бунин использует в стихотворении эпитеты, с помощью которых достигается гармония стилистических фигур и эмоционального образа.
| А кто же размышляет о дне и ночи? Значит, всё-таки лирический герой есть, может быть, это сам автор? Следует писать не круговая, а кольцевая.
Эпитет не является стилистической фигурой, это троп.
|
| Преувеличенное освещение второстепенных фактов. | Морозка и Метелица – настоящие национальные герои.
| Национальный герой – это общественно-политический термин. Он не имеет никакого отношения к литературным героям А. Фадеева. Морозка и Метелица проявили себя как настоящие герои. |
| РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ | ||
| Точность и ясность речи. Под точностью и ясностью речи понимается владение достаточным словарным запасом, разнообразными грамматическими средствами для точного и понятного выражения мысли. | ||
| При этом: 1. Работа сохраняет художественно-выразительные средства исходного изложения (эмоционально-оценочную лексику, метафоры, эпитеты, поэтический синтаксис, перифразы, интонацию, создающуюся соответствующим подбором слов) 2.Работа соответствует требованиям к слогу сочинения любого характера ( литературоведческого, критического, литературно-творческого, на «свободную» тему): а) точность и чистота языка (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов); б) простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов); в) точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов); г) образность (выразительность, эмоциональность выражения мысли, вызывающие наглядные представления, определённые чувства). | ||
| Употребление слов и выражений, неточно передающих мысль сочинения | Грибоедова давно нет, история его времени всё менее близка нам, а комедия не стареет, и Грибоедов, несомненно, более жив в своём герое, чем как историческое лицо.
| См выражение история его времени: возникает путаница значений слова история – случай, рассказ или истории — это объективный ход событий, период развития (государства, личности, общества)? И теперь для нас Грибоедов жив в своём литературном герое не как историческое лицо, а как выразитель общих вольнодумных, прогрессивных идей и взглядов начала 19 века.
|
| Употребление слов в несвойственном им значении. (Слово-замена искажает смысл предложения; приобретает иное значение; употребляется в другом контексте.)
| Правда зачастую скрыта в глубинах произведения.
Блок следует традиции предка. | Значение слова зачастую отличается от значения слова часто; значение слова глубины придаёт тексту (предложению) иное значение. Правда часто скрыта писателем между строк произведения. Значение слова предок искажает авторскую мысль. Замена: предок-предшественник.
|
| Неуместное употребление слов иной стилевой окраски. (Слово-замена имеет оттенок другого стиля речи (вместо художественного –публицистический, официально-деловой или научный стиль), нарушает стилистическую стройность текста.
| Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить читателя по другой колее восприятия.
В этом плане стихотворение Бориса Пастернака более спокойно, более размеренно.
Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.
| Слово колея ограниченной сферы употребления. Замена – «направить в другую сторону».
Выражение в этом плане имеет оттенок официально-делового стиля, его употребление в сочинении нежелательно. Данное стихотворение Бориса Пастернака звучит более размеренно, плавно. Слово шокированы требует замены. Нам понравилась игра актёров.
|
| Неуместное употребление эмоционально-окрашенные слова или фразеологизмы (Слово (выражение)-замена придаёт оттенок излишней эмоциональности; «приукрашивают» текст. Работу отличает ложно-пафосная речь.) | Особенно отчётливо представлены размышления поэтов на эти особенно волнующие их темы.
Благодаря творениям потрясающих авторов Серебряного века, мы слышим «громкую мелодию эпохи».
| Выражение представлены размышления поэтов требует замены. Особенно отчётливо выражены размышления поэтов на волнующие их темы. Слово потрясающих требует замены. Благодаря великим произведениям известных поэтов Серебряного века, мы слышим «громкую мелодию эпохи».
|
| Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удаётся объегорить других.
Через два часа спектакль закончился и все пошли по домам. | Слово объегорить требует замены Таким людям всегда удаётся обмануть других. Выражение все пошли по домам требует замены Через два часа спектакль закончился, и все разошлись. |
| Нарушение лексической сочетаемости. (Слова между собой не могут быть связаны по смыслу и грамматически: у каждого из них своя сфера лексического употребления, свои условия предложной связи. При замене слов в устойчивых словосочетаниях искажается смысл высказывания в целом.) | К двадцатым годам успела произойти перемена в социальной жизни страны.
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности…
| Необходимо изменить число выражения перемена в социальной жизни. В двадцатые годы произошли изменения (перемены) в социальной жизни страны
Выражения увеличивает впечатление и художественные особенности необходимо заменить. Автор использует средства художественной выразительности, чтобы создать впечатление…. |
| Плеоназм (Слова, дублирующие смысловое содержание, нарушают целостность предложения, текста.)
| В двух этих произведениях звучит тема отчаяния.
В обществе произошли социальные изменения.
| В выражении в двух этих содержится повтор. В этих произведениях звучит тема отчаяния. Слова социальный и общество имеют общий смысловой стержень. В общественном укладе страны произошли большие изменения.
|
| Ошибки, связанные с употреблением в одном предложении однокоренных слов.
| Под ногами героя рассказа подножка вагона. В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
| Герой рассказа выскакивает на подножку вагона. Слова рассказ и рассказывается имеют один корень (тавтология) В этом рассказе идёт речь…
|
| Бедные и однообразные синтаксические конструкции. (В условиях одного контекста использованы предложения однотипной конструкции (подлежащее – сказуемое – обстоятельство); использованы только сложноподчинённые или сложносочинённые предложения; в предложении пропущены значимые для выражения мысли слова.)
| Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Стихотворение Тютчева называется «Ночь», и стихотворение Бунина называется «Ночь».
| Необходимо изменить конструкцию второго предложения. По окончании разговора Петров отправился в гостиницу.
Использованы однотипные конструкции: подлежащее – дополнение — сказуемое – обстоятельство — подлежащее – дополнение – сказуемое – обстоятельство. Стихотворения Тютчева и Бунина имеют одинаковое название – «Ночь».
|
| Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. (В одном предложении употреблены глаголы или глагольные формы разного вида и времени.
| Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Наблюдая за движением волшебной радуги, лирический герой стихотворения как будто погрузился в сказку.
| Замирает – глагол несовершенного вида, настоящего времени; Застучит – глагол совершенного вида, будущего времени. Замрёт…застучит. наблюдая – деепричастие настоящего времени, образовано от глагола несовершенного вида; погрузился – глагол прошедшего времени, совершенного вида. Наблюдая за движением волшебной радуги, лирический герой стихотворения как будто погружается в сказку.
|
| Неудачное употребление местоимений. (Употребление местоимений вместо существительных с конкретным значением, вместо других местоимений, имеющих временное, пространственное значение.)
| В произведении отображены реальные события и герои их времени.
Мы узнаём их характеры и философию жизни, так как они открывают перед читателем душу.
Именно недосказанность придаёт стихотворению «Побег» его очарование, его прелесть.
| Необходима замена местоимения их. В произведении отображены реальные события и герои того времени.
Необходима замена местоимения существительным с конкретным значением. Мы узнаём характеры и философию жизни героев, открывающих перед читателем душу. Необходимо исключить местоимения из состава предложения. Именно недосказанность придаёт очарование и прелесть стихотворению «Побег». |
| Бессвязность предложений (И одном предложении идёт речь о не связанных между собой событиях, явлениях, действиях. В середину одного предложения «вклинивается» новое, не связанное с ним по смыслу. Нарушена последовательность изложения мысли. Пропущен важный смысловой фрагмент предложения.)
| Многое в Дубне уделяется и культуре.
Ведь говоря об этом самом близком, дорогом человеке, боишься недосказать чего-то, с первого взгляда маленького и незаметного, но на самом деле очень и очень главного.
| необходима замена слова многое; необходимо уточнение слова культура. Большое внимание в Дубне уделяется развитию культуры.
Необходимо разбить предложение на две самостоятельные синтаксические единицы. Ведь говоря о самом близком, дорогом человеке, мы боимся, что не сумеем выразить словами самого главного. Того, что на первый взгляд кажется неважным, незначительным.
|
| Стилистическая невыразительность предложения (Слова-замены привносят в текст новые оттенки (публицистического, научного стилей), «обедняют» предложение, текст.)
| Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в берёзовой роще, а также в сосновом и смешанном лесах.
Эти поэты внесли огромный вклад в русскую литературу.
| Слово также привносит в предложение оттенок публицистичности, слово смешанный (лес) является термином, поэтому в текстах художественного стиля их употребление нежелательно. Выражение внести большой вклад имеет оттенок политического устойчивого словосочетания. Происходит смешение стилей в рамках одного предложения. Эти поэты оказали большое влияние на развитие русской литературы. |
| Неудачно подобранные выразительно-изобразительные средства. | Учитель – нужная, справедливая, мучительная профессия.
Трудно определить литературное сердце произведения « Мёртвые души». | Один из эпитетов лексически не сочетается с двумя предыдущими; Слово мучительная лучше заменить. Учитель – нужная, справедливая, требующая полной самоотдачи профессия. Трудно определить самое захватывающее место поэмы « Мёртвые души». |
| Нарушение порядка слов в предложении. (Некоторые члены предложения «вклиниваются» между главными членами, нарушая логику высказывания.) | В стихотворении Ф. Тютчева в самом начале – ночь.
Днём мы просыпаемся, радуемся жизни, в отличие от ночи. | Поменяйте середину предложения и его начало, добавьте недостающий фрагмент высказывания. В самом начале стихотворения Ф. Тютчева ведётся речь о ночи. Поменяй начало предложения и его концовку. В отличие от ночи, днём мы просыпаемся, радуемся жизни. |
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ||
| Соблюдение грамматических норм. -ошибочное словообразование; -нарушение связи согласования, управления в словосочетаниях, ошибки в построении предложений с распространёнными определениями и обстоятельствами; однородными членами.
| ||
| Неверная замена приставок, суффиксов в однокоренных словах. | Мохнастый шмель – на душистый хмель.
| Слово мохнастый, вероятно, было придумано по аналогии с прилагательным «ушастый». Правильно «мохнатый».
|
| Ошибочное образование формы существительного.
| Троп в стихотворении немного. Нет облак над головой. Были подписаны пустые договора, и мир снова обрушился.
| Тропами называют изобразительные средства языка: метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение и т.д. Тропов в стихотворении немного.
|
| Ошибочное образование формы прилагательного.
| Этот факт менее значительнее, чем освещение его в прессе.
| Образование сравнительной степени имён прилагательных происходит при помощи суффикса ее, ей или при помощи слов более, менее. Например: сильный – сильнее, (-ей), более сильный. Этот факт менее значителен, чем освещение его в прессе. |
| Ошибочное образование формы числительного.
| Ольга была околдована силою шестьюдесяти колец времени. С обоих сторон были выдвинуты справедливые требования.
| Ольга была околдована силою шестидесяти колец.
С обеих сторон были выдвинуты справедливые требования. |
| Ошибочное употребление формы местоимения.
| Возле его просвистела пуля. Ихней радости не было предела. Какие мы – судить по нам.
| Возле него просвистела пуля. Их радости не было предела. Какие мы – судить по нас.
|
| Ошибочное образование формы глагола. (Ошибки в образовании причастий, деепричастий, форм прошедшего, настоящего и будущего времени глагола, возвратных и невозвратных глаголов, супплетивных форм.)
| Олень стоял не пошевелясь и смотрел не моргнув.
Барс дрогнулся и бросился бежать. Прочтя название – « Ночь», читатель сразу представляет звёзды, ночной плеск волн, луну.
| Наречие (не) пошевелясь образовано от глагола совершенного вида, а обозначает добавочное несовершённое действие. Олень стоял не шевелясь и не моргая. Барс дрогнул и бросился бежать. Деепричастие образовано при помощи суффикса несовершенного вида, а в предложении идёт речь о действии, которое уже совершилось. Прочитав название… |
| Нарушение связи согласования.
| В стихотворениях, которых автор адресовал своему современнику, звучит тема… Я как будто стою на холме, окутанным в мрак.
| В стихотворениях, которые автор адресовал своему современнику, звучит тема… Я стою на холме, окутанном тьмой.
|
| Нарушение связи управления. (при построении словосочетания ошибочно используется предлог; нарушены нормы употребления существительных, местоимений.) | Его творения всегда соответствовали с мироощущением.
Множество зрителей собралось в театр посмотреть спектакль.
| Задайте вопрос от глагола соответствовали к существительному мироощущение. Произведения поэта всегда соответствовали (чему?) его мироощущению.
Зрители собрались (где?) в театре посмотреть спектакль.
|
| Нарушение в структуре словосочетания (При неумелом использовании предлогов, «вклинивающихся» в высказывание новых слов, разрушается лексико-грамматическая структура устойчивого выражения.)
| Став известным поэтом, которого знают по всему миру.
| Задай вопрос от слова знают (где?) …которого знают во всём мире…
|
| Ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы употребления указательных и союзных слов.
| В данном стихотворении будущее представляется так же, как у М.Цветаевой.
Ей не понравилось всё, что она пишет.
| Задайте вопрос: будущее представляется (каким?) …В данном стихотворении будущее представляется таким, как в произведениях М. Цветаевой. Замените союзное слово что на союзное слово о чём. Ей не нравилось всё, о чём она пишет. |
| Ошибки, связанные с неверным построением предложения с однородными членами. (Однородные члены необоснованно являются разными частями речи; Слова-замены однородных членов имеют свой лексико-грамматический контекст; Слова-замены не связаны грамматически и по смыслу с общими для них словами.)
| И героиня надеется, прикладывает невероятные усилия, как бы вырваться из круга мучений.
| Разверни словосочетания, задав вопрос: надеется (на что?), прикладывает усилия (для чего?)
|
11
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Екатеринославская средняя общеобразовательная школа» Тюльганского района Оренбургской области
МАСТЕР – КЛАСС
«Типичные логические, этические и фактические ошибки учащихся в сочинении ЕГЭ по русскому языку»
Четвергова Оксана Александровна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Январь, 2018 год
Ошибки учащихся в содержании сочинения ЕГЭ
1. Первостепенная задача ученика — внимательно прочитав текст, сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором. Будущие выпускники, к сожалению, далеко не всегда правильно определяют понятие проблема. Они смешивают проблему (один из основных вопросов, поставленных в тексте и требующих разрешения) с темой текста (то, о чем говорится в тексте) и даже с идеей (главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому). Порой проблема формулируется неточно: слишком широко или, напротив, узко; иногда подменяется другой, схожей, но в конкретном тексте не обозначенной.
2. Не всегда удается одиннадцатиклассникам и четко определить позицию автора текста по заявленной проблеме (иначе говоря, выявить, что думает автор по поставленному им вопросу, как он сам на него отвечает): бывает, что учащийся просто вставляет в сочинение неоправданно объемный отрывок из текста, не объясняя, для чего он это делает, а иногда, наоборот, цитирование вообще отсутствует и ученик ограничивается несколькими общими словами, совсем или почти не имеющими отношения к конкретной авторской позиции.
Иногда проблема четко сформулирована в комментарии, а после слов «позиция автора выражена в тексте…» выпускник пытается сформулировать её другими словами, дать пересказ и даже добавляет собственное мнение.
3. Что касается согласия или несогласия с позицией автора текста и аргументации мнения экзаменуемого по заявленной проблеме, то с задачей этически корректно сформулировать свое мнение, приведя два аргумента с опорой на знания, читательский и жизненный опыт, тоже справляются не все. Доказательства выпускников порой выглядят, мягко говоря, неубедительно и наивно. Так, например, в тексте поднята проблема экологии, а одиннадцатиклассник (!), определивший ее (проблему) как «любовь к природе», говорит, что согласен с автором, аргументируя свою позицию следующим образом: «Я в детстве часто ходил в лес. Я тоже люблю природу». Согласитесь, что для семнадцатилетнего человека, вступающего во взрослую жизнь и одиннадцать лет изучавшего в школе русский язык и литературу, аргументы типа: «Я с папой (мамой, бабушкой, дедушкой…) ходил в лес (в зоопарк, в цирк, в кино…), и мне там было очень интересно» — неприемлемы.
4. Ошибки в использовании в качестве аргументов литературных примеров чаще всего сводятся к непониманию того, что, собственно, может проиллюстрировать тот или иной эпизод. Например, соглашаясь с позицией автора, поднимающего важную проблему экологии в современном обществе, одиннадцатиклассница говорит о том, что эту проблему поднимали многие писатели еще в XIX веке: «Вспомним хотя бы Татьяну Ларину из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", которая любила природу и русскую зиму, или героя романа Л.Н. Толстого "Война и мир" Андрея Болконского, разговаривающего со старым зеленым дубом». Нередко при этом допускается искажение —порой грубое! — имен, фамилий (как писателей, так и их героев), названия и жанра произведения, дат, фактов биографий писателей, ученых, публицистов, т.е. нарушается фактологическая точность в фоновом материале. Так, можно столкнуться с тем, что стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..» написано Паустовским, а роман «Мастер и Маргарита» Беляевым. Как говорится, без комментариев. Подобные случаи, конечно, исключение, но ошибки типа: роман «Мертвые души», поэма «Евгений Онегин», рассказ Островского «Обломов», Татьяна Ларская, Николай Константинович Некрасов, действие романа «Отцы и дети» происходит в 1879 году, за два года до отмены крепостного права, — встречаются — увы! — нередко.
Поэтому сегодня мы поговорим о логических, фактических и этических ошибках.
Логические ошибки возникают в результате нарушения законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:
сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
нарушение логического закона тождества, подмена одного суждения другим.
Ошибки первого типа встречаются чаще: «Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание». Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.
Признак логической ошибки — потеря связи между частями предложения или частями текста. Как только эксперт перестает понимать ход вашей мысли, на полях работы появляется «логическая ошибка».
Композиционно-текстовые ошибки связаны с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения.
Так, в начале некоторых работ экзаменуемых отсутствует логическая связь с основной частью изложения или эта связь очень слабо выражена:
нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения;
сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями.
В основной части работы содержатся ненужные, не имеющие отношения к теме сведения, загромождающие изложение,делающие его запутанным и сумбурным, эта часть иногда бывает выстроена непоследовательно и хаотично, перегружена лишними перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли, или неоправданно растянута, содержала смысловые повторы.
Завершение работы (концовка) не служит выводом из сказанного, не подводило итог, часто совсем не связано с проблематикой исходного текста.
Разновидности логических ошибок
Неверно выделены или не выделены абзацы.
Нет связи между абзацами. Не используются вводные слова, переходные конструкции, никак не обозначена роль абзаца в тексте.
Нарушена композиция сочинения. Например, возврат к комментарию в абзаце с собственной позицией.
Неверно определена причинно-следственная связь в предложении:
В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» автор тоже затрагивает проблему спасения животных. Ведь есть такие люди, которым не безразлично состояние дикой природы, ее обитателей, ведь, если человечество уничтожит дикую природу — оно уничтожит и себя!
Неверно введены цитаты:
Проблема взаимодействия природы и человека всегда волновала многих писателей. Ярким примером является данный текст. В этом тексте описано отношение главного героя к живой природе, в частности к зайцам. «Я решил пока не стрелять в зайцев, а любовался живой природой».
Неуместная парцелляция:
Ведь как можно убить живое существо? Это ведь братья наши меньшие. Мы должны беречь их. А не убивать.
Когда я прочитал этот текст. Проблема показалась мне совершенно ясной.
Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует.
С особенной силой этот эпизод описан в романе...
Наличие указательных словоформ (этот эпизод, в этом тексте) в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения. Это логическая ошибка.
Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении:
Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений:
Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом.
или
В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности:
Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
Дублирование вывода:
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Вывод не связан с проблемой:
Нам, людям, уже сейчас следует задуматься, к чему мы идем и что нас ожидает. И будущее поколение нужно воспитывать прививая им с раннего детства любовь к природе, патриотизм, жалость.
Вывод содержит новый тезис, который не относится к данному сочинению:
Смысл текста таков: не тронь ближних своих и они не навредят тебе. Животных надо беречь, так как их осталось совсем мало. Животные так же оберегают природу, как и люди.
Отсутствие вывода, то есть обязательной заключительной части, в которой должно делаться обобщение, подводиться итог размышлениям.Необходим вывод, завершающий собственные размышления ученика над поднятой в тексте проблемой и сформулированный в виде тезиса.
|
Перечитывая черновик, убираем смысловые повторы, задаем вопросот каждого предложения к последующему (мысль не должна нипрерываться, ни повторяться, ни «уходить в сторону»),проверяем деление на абзацы.
Этические ошибки
Этические ошибки — нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии,жаргонные слова и обороты. Признак этической ошибки: это любое излишне эмоциональное высказывание, которое может кого-то обидеть. Посмотрите на примеры этических ошибок и подумайте, почему такие высказывания не уместны в сочинении.
Разновидности этических ошибок
Речевая некорректность: Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.
Грубое, оскорбительное высказывание: Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.
Словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: Этот текст меня бесит.
Угроза, грубое требование, обвинение, насмешка: Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?
Употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго: Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.
Высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности: Сегодня человечество не способно на сострадание и на жалость.
Проявления национализма: Тупой как чукча; Только русский человек способен чувствовать природу.
Высказывания, которые создают двусмысленность в оценке людей и событий: Только Маяковский сумел передать… Никто так как я не сочувствует брошенным животным.
Неуместное обращение к читателю сочинения (то есть к эксперту): Скажи, а ты когда последний раз брал в руки книгу? А вы задумывались о том, что нужно уважать родителей?
Этически некорректно называть писателя только по имени и отчеству: Александр Сергеевич считал…;
Снисходительно оценивать действия известных писателей: Довольно ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев. Мне хотелось бы поблагодарить автора текста за умение передавать свои мысли.
Этическая ошибка — перенос фамилии и инициалов на разные строчки:
А.С.
Пушкин…
Фактические ошибки
Фактические ошибки представляют собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
Например:
В зимнем лесу звонко куковала кукушка.
Входят купцы Бобчинский и Добчинский.
Признак фактической ошибки: неверно передана информация (жанр произведения, фамилия автора или персонажа, цитата и т.д.) Причина фактических ошибок — недостаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта, неверная оценка поступков и характеров героев, невнимательность. Довольно распространённая ошибка — неверно написанные имя или фамилия автора текста!
Разновидности фактических ошибок
Искажение жизненной правды:
Мы пользуемся словами, введёнными в язык В. И. Далем.
Неточное воспроизведение книжных источников:
Главным героем романа-эпопеи «Война и мир» является Пьер Безухов.
Ошибки в воспроизведении имен собственных:
Чадский выступает против фамусовного общества.
Ошибки в воспроизведении дат, веков:
А.С.Пушкин — величайший поэт 18-го столетия.
Ошибки в воспроизведении мест событий:
А когда звучит шотландская волынка, не предстают ли перед нами поля Англии.
Задание 1
*Найдите и исправьте логические ошибки
1. Толстой очень многогранно отразил народную жизнь: быт крестьян, командиров, солдат.
2. Кутузов – мудрый полководец, который пытается быть везде задействован.
3. Эти чувства я испытал во второй части стихотворения.
4. Возникает чувство безысходности, неотвратимости перед всемогущей стихией.
5. Пьер и Болконский появляются в начале произведения и описываются практически в течение всего романа.
6. В поэме все время появляются религиозные мотивы.
7. И для Катерины, и для Ларисы Волга ассоциируется со смертью, так как они обе погибают на реке.
8. Застрелившись, он сбежал от своей несбыточной любви, от которой он не хотел уходить.
9. Полное выражение общественного нигилизма Базаров находит в споре с Павлом Петровичем.
10. Смысл поэмы "Двенадцать" заключается в ее названии.
11. Вместо того чтобы жениться и создать счастливую семью, Болконский умирает, а Наташа влюбляется в Пьера.
12. Толстой даже не приводит причины истинной смерти Элен, руководствуясь лишь какими-то скандальными слухами.
13. Я хотел бы изобразить Великую Отечественную войну на примере рассказа Шолохова "Судьба человека".
14. Пьер во внешности Каратаева видит великую, настоящую душу народа.
15. Я верю в народные приметы и хорошо к ним отношусь, я не прочь наткнуться на хорошую примету, а плохие приметы я стараюсь не считать и их сторониться.
16. Благодаря мифам и легендам люди узнавали о том, что творится в мире.
17. Раневская не может свыкнуться с мыслью, что придется продавать вишневый сад, где прошла ее жизнь, где утонул ее сын, где росли ее дети.
18. Последствия, которые останутся после смерти Катерины, не пройдут бесследно.
19. Жена неосознанно была отражением его самого.
20. Быт Болконских описывается больше и лучше, нежели аналогичное описание, касающееся семьи Ростовых.
Задание 2
*Найдите и исправьте фактические ошибки
1) Образом Онегина Пушкин в русской литературе открыл галерею "лишних людей": Обломов, Печорин, Базаров. Лишний человек должен обладать двумя качествами: отвергать идеалы общества и не видеть смысла своего существования.
2) Литература классицизма (Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин и др.) оказала большое влияние на творчество А. С. Грибоедова.
3) В зимнем лесу звонко куковала кукушка.
4) Входят купцы Бобчинский и Добчинский.
5) В целях борьбы с шумом в Алма-Ате заменили устаревшие вагоны трамваев на бесшумные, старые рельсы – на железобетонные.
Задание 3
*Определите вид ошибки
1)Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!»
2) Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.
3) Честь... Но как это сделать?
4) Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.
5) Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором.
6) За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.
7) Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.
8) В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.
9) Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной.
10) Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.
1) Ф
2) Э
3) Л
4) Э
5) Ф
6) Л
7) Э
8) Л
9) Э
10) Л
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Классификация ошибок
ОШИБКА -
НЕДОЧЁТ –
ЯЗЫКОВЫЕ ОШИБКИ (ГРАММАТИЧЕСКИЕ)
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ –
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ДЕЛЯТСЯ НА 3 ВИДА:
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«раздумчивый» взгляд, «заместо», «взади», «завпечатлеть».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«нет время», «договора», «офицера», «солдатов», «с повидлой», «без рельс».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«более интереснее», «самый интереснейший», «менее шире», «более красивее».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«ихние», «около его» (него), «неё тетради» (её).
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«ляжь», «ездием», «лазим», «пиша», «пригинать», «исследоваемый», «чувствовая».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«удивляюсь его силой», «жажда к славе», «мечта к свободе».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Смотря из окна медсанбата, было видно, как шли два солдата».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство», «Как я завидую тем, которые рыбачат», «Одна из его картин висит перед нами, которая называется «Весна – большая вода».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Троекуров был роскошный помещик», «Брови его удивительно поднялись вверх».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Мальчик сделал подвиг», «Остапа поймали в плен», «Гринёв попал в несчастье».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Показался взрослый мужчина», «Мокрый дождь льёт с утра», «Прогресс науки движется вперёд».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Поэт написал многочисленное число произведений», «Множество преград преграждает ему путь».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Земляника смело представился ревизору. Земляника стремился показать своё ревностное отношение к делу».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Попечитель богоугодных заведений подмазывается к Хлестакову».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«У Олега Кошевого были дружки – Земнухов и Тюленин».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«На богатырях кольчуга, брюки, варежки».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Мартын Павлович накинул на голову барса мешок. Он вмиг очутился на звере верхом».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, то Гринёв долго смотрел ему вслед», «Брат сидел за столом и раскрашивает картинки».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе».
ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ -
НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И НЕДОЧЁТЫ
ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И НЕДОЧЁТЫ
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Классификация ошибок
ОШИБКА -
НЕДОЧЁТ –
ЯЗЫКОВЫЕ ОШИБКИ (ГРАММАТИЧЕСКИЕ)
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ –
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ДЕЛЯТСЯ НА 3 ВИДА:
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«раздумчивый» взгляд, «заместо», «взади», «завпечатлеть».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«нет время», «договора», «офицера», «солдатов», «с повидлой», «без рельс».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«более интереснее», «самый интереснейший», «менее шире», «более красивее».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«ихние», «около его» (него), «неё тетради» (её).
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«ляжь», «ездием», «лазим», «пиша», «пригинать», «исследоваемый», «чувствовая».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«удивляюсь его силой», «жажда к славе», «мечта к свободе».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Смотря из окна медсанбата, было видно, как шли два солдата».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство», «Как я завидую тем, которые рыбачат», «Одна из его картин висит перед нами, которая называется «Весна – большая вода».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
«Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Троекуров был роскошный помещик», «Брови его удивительно поднялись вверх».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Мальчик сделал подвиг», «Остапа поймали в плен», «Гринёв попал в несчастье».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Показался взрослый мужчина», «Мокрый дождь льёт с утра», «Прогресс науки движется вперёд».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Поэт написал многочисленное число произведений», «Множество преград преграждает ему путь».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Земляника смело представился ревизору. Земляника стремился показать своё ревностное отношение к делу».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Попечитель богоугодных заведений подмазывается к Хлестакову».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«У Олега Кошевого были дружки – Земнухов и Тюленин».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«На богатырях кольчуга, брюки, варежки».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Мартын Павлович накинул на голову барса мешок. Он вмиг очутился на звере верхом».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, то Гринёв долго смотрел ему вслед», «Брат сидел за столом и раскрашивает картинки».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью».
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
«Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе».
ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ -
НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И НЕДОЧЁТЫ
ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И НЕДОЧЁТЫ
Типичные логические, этические и фактические ошибки учащихся в сочинении ЕГЭ по русскому языку
Четвергова Оксана Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Екатеринославская СОШ»
Тюльганского района
2018 год
Логические ошибки – это ошибки, которые возникают в результате нарушения законов логики как в пределах одного суждения, так и на уровне целого текста
Признак логической ошибки –
потеря связи между частями предложения или частями текста.
(эксперт перестал понимать ход мысли !)
Типы логических ошибок :
сопоставление (противопоставление)
двух логически неоднородных (различных
по объёму и содержанию) понятий
в предложении;
1
2
нарушение логического закона тождества,
подмена одного суждения другим
Разновидности логических ошибок:
Например: В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» автор тоже затрагивает проблему спасения животных. Ведь есть такие люди, которым не безразлично состояние дикой природы, её обитателей, ведь если человечество уничтожит дикую природу – оно уничтожит себя!
5. Неверно введены цитаты
Например : В этом тексте описано отношение главного героя к живой природе, в частности к зайцам. «Я решил пока не стрелять зайцев, а любовался живой природой».
6. Неуместная парцелляция
Например: Когда я прочитал этот текст. Проблема показалась мне совершенно ясной.
7. Неудачный зачин
Например: В этом тексте автор… (отсыл к контексту, который отсутствует)
8. Сближение относительно далёких мыслей в одном предложении
Например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
Например: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом.
10. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности
Например: Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету.
11. Дублирование вывода:
Например: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
12. Вывод не связан с проблемой:
Например: Нам, людям, уже сейчас следует задуматься, к чему мы идем и что нас ожидает. И будущее поколение нужно воспитывать, прививая им с раннего детства любовь к природе, патриотизм, жалость.
13. Вывод содержит новый тезис, который не относится к данному сочинению:
Например: Смысл текста таков: не тронь ближних своих и они не навредят тебе. Животных надо беречь, так как их осталось совсем мало. Животные так же оберегают природу, как и люди.
Вывод, завершающий собственные размышления ученика над поднятой в тексте проблемой и сформулированный в виде тезиса необходим!
СОВЕТ УЧАЩИМСЯ:
Этические ошибки – это нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
Признак этической ошибки –
любое излишне эмоциональное высказывание, которое может кого-то обидеть.
Разновидности этических ошибок:
Например : Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.
2. Грубое, оскорбительное высказывание
Например: Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.
3. Словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме
Например: Этот текст меня бесит.
4. Угроза, грубое требование, обвинение, насмешка
Например: Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?
5. Употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго
Например: Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.
6. Высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности
Например: Сегодня человечество совсем не способно на сострадание и на жалость.
7. Проявления национализма
Например: Тупой как чукча; Только русский человек способен чувствовать природу.
8. Высказывания, которые создают двусмысленность в оценке людей и событий
Например: Только Маяковский сумел передать… Никто так как я не сочувствует брошенным животным.
9. Неуместное обращение к читателю сочинения (то есть к эксперту)
Например: Скажи, а ты когда последний раз брал в руки книгу? А вы задумывались о том, что нужно уважать родителей?
10. Этически некорректно называть писателя только по имени и отчеству
Например: Александр Сергеевич считал…
11. Снисходительно оценивать действия известных писателей
Например: Довольно ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев. Мне хотелось бы поблагодарить автора текста за умение передавать свои мысли.
12. Перенос фамилии и инициалов на разные строчки
Например: А.С.
Пушкин…
Фактические ошибки
-это искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей
Признак фактической ошибки
-неверно передана информация (жанр произведения, фамилия автора или персонажа, цитата и т.д.)
Причина фактической ошибки
— недостаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта, неверная оценка поступков и характеров героев, невнимательность.
Разновидности этических ошибок:
1. Искажение жизненной правды
Например: Мы пользуемся словами, введёнными в язык В. И. Далем.
2. Неточное воспроизведение книжных источников
Например: Главным героем романа-эпопеи «Война и мир» является Пьер Безухов.
3. Ошибки в воспроизведении имен собственных
Например: Чадский выступает против фамусовского общества.
4. Ошибки в воспроизведении дат, веков
Например: А.С.Пушкин — величайший поэт 18-го столетия.
5. Ошибки в воспроизведении мест событий:
Например: А когда звучит шотландская волынка, не предстают ли перед нами поля Англии.