СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс М. Кәримдең "Ҡара һыуҙар" поэмаһы буйынса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс М. Кәримдең "Ҡара һыуҙар" поэмаһы буйынса»

.




М. Кәримдең

«Ҡара һыуҙар» поэмаһы буйынса оҫталыҡ дәресе.

Мастер -класс по поэме М. Карима “Черные Воды”


Учалы ҡалаһы 5- се урта мәктәбенең башҡорт теле һәм әҙәбиәте уҡытыусыһы хәсәнова Нәркизә Робес ҡыҙы төҙөгән дәрес эшкәртмәһе.



Разработка урока

учителя МБОУ СОШ№5 г. Учалы

Хасановой Наркизы Робесовны.















Аннотация.


Синквейн һүҙе француз теленән килеп ингән биш тигән һүҙҙе белдерә, беҙҙең осраҡта биш юллыҡ шиғыр тигәнде аңлата. Тик был үҙенсәлекле шиғыр айырым ҡағиҙәгә буйһоноп яҙыла.

1-се юл – Тема, бер һүҙҙән тора.

2-се юл – ике сифат

3-сә юл - өс ҡылым.

4-се юл – кешенең бирелгән темаға ҡарашы.

5 – се юл – һығымта, бер һүҙҙән тора.

Беҙҙең дәрестәрҙә синквейндар төҙөү иң отошло алымдарҙың береһе тип һанайым мин. Яңы һүҙҙәрҙе өйрәндек, аҙағынан синквейн төҙөтәм, һүҙҙе лә иҫендә ҡалдыра ,һүҙлек байлығы ла арта, фекерләү кимәле лә күтәрелә. Әҫәр геройҙарына характеристика биргәндә лә бик отошло алым. Синквейн –ул уҡыусының белемен тикшереү генә түгел, ә ниндәйҙер теманы ул нисек ҡабул итә, нисегерәк итеп күҙ алдына килтерә, бына ошо мөһим. Был аспекттан ҡараһаң, психологтар өсөн дә кәрәкле алым тип һанайым. Дәрес башында тема буйынса синквейн төҙөтөп, баланың был теманы үҙенсә нисегерәк күҙ аллауын тикшерәһең. Дәрес уртаһында балалар арып ялҡа башлаһа, теманың тағы ла ниидәйҙер бер өлөшөнә синквейн төҙөтәһең. Дәрес аҙағында иһә йомғаҡлау рәүешендә синквейн төҙөтөп, баланың теманы ниндәй кимәлдә аңлауын күрергә мөмкин.

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  

Начало формы

Конец формы


Правила построения синквейна

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны бытьприлагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Как использовать синквейны на уроке?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории.

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь.

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

повышается интерес к изучаемому материалу;

развивается образное мышление;

развиваются творческие способности учащихся;

совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

развивается мышление и воображение;

вырабатывается способность к анализу;

уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками

информации, планировать свою учебную деятельность. В своей разработке я на основе поэмы М. Карима «Черные воды» показала как можно применить синквейны на уроках родного языка.


Тема: Әҙәбиәт дәрестәрендә синквейн төҙөү элементтарын ҡулланыу.

Маҡсат: М. Кәрим ижады аша фекерләү кимәлен үҫтереү, һүҙлек байлығын арттырыу , Тыуған илгә, телгә һөйөү тәрбиәләү.

Йыһазландырыу: проектор.

Дәрес барышы.

  1. Синквейн һүҙе француз теленән килеп ингән биш тигән һүҙҙе белдерә, беҙҙең осраҡта биш юллыҡ шиғыр тигәнде аңлата. Тик был үҙенсәлекле шиғыр айырым ҡағиҙәгә буйһоноп яҙыла.

1-се юл – Тема, бер һүҙҙән тора.

2-се юл – ике сифат

3-сә юл - өс ҡылым.

4-се юл – кешенең бирелгән темаға ҡарашы.

5 – се юл – һығымта, бер һүҙҙән тора

3. Бөгөнгө оҫталыҡ дәресендә беҙ М. Кәримдең “Ҡара һыуҙар” поэмаһы менән эшләп ҡараясаҡбыҙ. М. Кәрим тураһында кинофильм ҡарағандан һуң уҡыусылар синквейндар төҙөнөләр, береһен миҫалға килтерәм.

Мостай.

Бөйөк. талантлы

Ижад итә, уйландыра, ғорурландыра

Унһыҙ әҙәбиәтебеҙҙе күҙ алдына ла килтереп булмай.

Аҡһаҡал.

Бына ошолайыраҡ итеп күҙ алдына баҫтырҙылар балалар

М. Кәримде.

4.Бөтәбеҙгә лә билдәле “Ҡара һыуҙар”поэмаһын иҫкә төшөрөп китәйек бөгөн. Ҡара төн, шомло көҙгө ямғыр, ҡара шәл ябынған ҡатын- былар барыһы ла әҙәрҙең башынан уҡ ниндәйҙер көсөргәнешлек бирә.

Төркөмдәргә эш.

- Ә һеҙ ҡара һүҙен нисек күҙ алдына килтерәһегеҙ? Әйҙәгеҙ синквейн ярҙамында сағылдырып ҡарағыҙ.

(Ҡара һүҙенә синквейндар төҙөү)

-Ысынлап та ҡара һүҙе ул ниндәйҙер шомлолоҡ, ҡайғы булып беҙҙең күҙ алдына баҫа. Тимәк поэмала ла һүҙ шатлыҡ тураһында булмаясаҡ тип балаларҙы темаға алып инәбеҙ. Поэманы уҡып сыҡтыҡ ,геройҙары менән таныштыҡ. Артабанғы бурысыбыҙ геройҙарға характеристика биреп ҡарау.

(Һорауҙарға яуаптар)

1.Поэмалағы төп геройҙарҙы һанап сығығыҙ.

2.Ҡатын ни өсөн ҡарт яугир эргәһенә килгән?

3. Яугир уға нимәләр тураһындә һөйләй?

4.Яҡуп үҙенең дошманға әсир төшөргә теләүен ниндәй сәбәптәр менән аңлата?

5. Ни өсөн Яҡуптың әсир төшөргә теләүен белһә лә юлдашы уны ташламай яу яланы буйлап һөйрәй?

6. Ниңә Яҡуптың хатта ҡәбере лә юҡ?

7. Ҡатын үҙен сыҙамлыҡ: тип таныштыра. Ни өсөн?

-Беҙ һеҙҙең менән поэманы ҡыҫҡаса иҫкә төшөрҙөк.

Ә хәҙер төркөмдәргә шундай эш: Яҡупты, Ҡатынды, Яугирҙы нисек күҙ алдына килтерәһегеҙ. Синквейндар төҙөп ҡарайыҡ.

(Төркөмдәр синквейндар төҙөй)

5.Синквейндар ярҙамында беҙ геройҙарға ҡыҫҡаса ғына характеристика биреүгә өлгәштек.Дәресебеҙҙе йомғаҡлауға табан барабыҙ.

- Нисек уйлайһығыҙ М. Кәрим был поэманы ни өсөн яҙған, ниндәй төп идея һалырға теләгән икән?

  • Дөрөҫ, Бөйөк Ватан һуғышы күптәр өсөн батырлыҡҡа, тоғролоҡҡа, кеше яҙмышының Тыуған ил яҙмышына ни тиклем бәйле икәнлеген иҫбатлауға тағы ла бер һынау булды. Тыуған ил тойғоһо булмаған әҙәмдәрҙең генә кешесә үлә белмәүҙәре хаҡында һөйләштек беҙ бөгөн.

Тыуған ил. - Әйҙәгеҙ ошо темаға ла синквейндар төҙөп ҡарайыҡ.

(Төркөмдәр синквейндар төҙөй)

- Тимәк Тыуған илһеҙ беҙ бер кем дә түгел. Бөгөнгө тормошта кеше яҙмышы Тыуған ил яҙмышы менән шул тиклем бәйле, кешеләрҙең Тыуған илен ташлап китергә мәжбүр булып та, тик уларҙың бер нисек тә хыянатсы түгел, киреһенсә һуғыш ҡорбаны икәнлеген ниндәй миҫалда күрергә була.

-Дөрөҫ. Нисек кенә булмаһын, Тыуған ил берәү генә була. М. Кәрим Яҡуптың -Ватанға хыянат итеүсенең был донъяла бер кем дә түгел икәнлеген бик матур һүрәтләгән. Бөгөнгө көн күҙлегенән сығып ҡараһаҡ та, поэма үҙ көсөн юғалтмай: Тыуған ил, кеше яҙмыштары, хыянатсылар ,ҡорбандар, һуғыштарҙан табыш алған аҙғын нәфселә әҙәмдәр, тол ҡалған ҡатындар ,етем ҡалған балалар һәр ваҡыт булған һәм һаман да,туҡталырға уйламай кеүек. Ә “Ҡара һыуҙар” поэмаһы беҙгә һәр саҡ Тыуған ил бер генә УНЫ һаҡлағыҙ тип иҫкәртеп торһон.

6.Йомғаҡлау өлөшөндә “Ҡара һыуҙар” поэмаһы тигән темаға синквейндар төҙөйөк.

7.Өйгә эш. “Ни өсөн хыянатсыларҙың хатта ҡәбере лә булмай?” темаһына инша яҙырға.