Мастер-класс
«Методы и приёмы работы
с текстом на уроках
литературного чтения ».
Цель: ознакомление учителей начальных классов с методами и приёмами технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
- расширить понятие о технологии развития критического мышления.
- показать варианты применения приемов развития критического мышления в своей практической работе;
- доказать важность использования подобных приёмов на уроках в начальной школе.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал для организации работы в группах.
Целевая аудитория: учителя начальных классов.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада Вас видеть на моем мастер- классе, который начну со слов А. С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!»
Работая в школе, мы постоянно стремимся к новым формам и методам работы с учащимися. Организовать учебный процесс нужно так, чтобы каждый ученик на уроках работал увлеченно. Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, мы задумываемся о том, как построить урок так, чтобы каждый ученик продвинулся в развитии. Ведь при переходе учащихся из начальной школы в основную должны быть обеспечены педагогические условия, превращающие готовность для обучения чтению в читательское умение. Поэтому все уроки должны внести свою частичку в развитие познавательного интереса ребёнка, и быть очередным шагом вперед. Из этого следует актуальность данного мастер-класса, тема которого: «Методы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения».
Я предлагаю Вам рассмотреть фрагмент урока литературного чтения во 2 классе «Добро и зло в произведениях Михаила Пришвина», а затем проанализировать методы и приёмы, используемые на уроке..
Итак, представьте, что Вы обучающиеся 2 класса.
I. Работа над новой темой
1 этап. Прогнозирование.
– Перед вами лежит текст рассказа. Прочитайте его название . («Ребята и утята»)
Можно ли по названию предположить, о ком или о чём пойдёт речь?
– Кто видел маленьких утят? Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.
2. Первичное чтение рассказа. ).
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру. В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед.
Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
– Пустим.
– Вот то-то «пустим»! – сказал я очень сердито. – Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
– А вон сидит! – хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
– Живо, – приказал я ребятам, – идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
– Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
– Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Вот погодите, дождетесь экзамена в вуз. Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
– До свиданья, утята!
3. Словарная работа. Работа со словарём.
- Какие непонятные слова вам встретились?
(Далее проводится словарная работа с опорой на словарь учебника и презентацию).
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
4. Анализ названия рассказа
- Как по-другому можно назвать этот рассказ?
«Путешествие утят», «Плохой поступок детей»
– Как автор назвал свой рассказ? Почему именно так?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом. Он как бы сравнивает ребят и утят.
- Что общего между ребятами и утятами?
Живые существа, дети, несмышлёныши.
А чем они отличаются?
Вывод: человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение
II. Проверка понимания прочитанного.
1. Составление синквейна. Работа в группах.
-Я предлагаю вам составить синквейн о ребятах, утятах, утке, Пришвине.( Дети составляют синквейн, затем каждая группа читает, что у них получилось).
Ребята.
Глупые, легкомысленные.
Бегут, ловят, раскаиваются.
Дети пожалели о своём плохом поступке.
Глупыши.
Утята.
Маленькие, беспомощные.
Идут, боятся, путешествуют.
Утята – маленькие живые существа.
Дети.
Утка.
Заботливая, смелая.
Ведёт за собой, учит, защищает.
Утка заботится о своих утятах.
Мама.
Пришвин.
Добрый, неравнодушный.
Наблюдает, записывает, любит.
Михаил Пришвин учит любить природу.
Учитель.
2. Составление плана рассказа. Работа в группах.
Каждая группа получает лист ответов.
Задание: Пронумеруй в правильной последовательности события.
- Семья продолжает путешествовать.
- Ребята ловили утят.
- Утка повела утят к озеру.
- До свидания, утята!
- Приказ взрослого.
1. Утка повела утят к озеру.
2. Ребята ловили утят.
3. Приказ взрослого.
4. Семья продолжает путешествовать.
5. До свидания, утята!
III. Рефлексия урока.
– Как вы считаете, почему люди пишут книги?
Хотят, чтобы читатели чему-то научились, посмотрели на себя со стороны, представили себя на месте героя, стали лучше
Пришвин учит быть добрыми, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков
Что бы вы взяли для себя из этого рассказа?