Мастер- класс на тему
«Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников».
Вступление.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу показать вам мастер-класс «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира.
Путём исследовательских действий и экспериментирования, я учу своих воспитанников находить разные способы решения задач, формирую основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям.
Давайте мы с вами вместе уточним, что же исследовательская деятельность помогает нам развить в ребенке?
- ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
- МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Мы не будем забывать, что в основу исследовательской деятельности ложится…
- ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А какие же навыки развиваются у детей?
- НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
- РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА
- УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
-УСИДЧИВОСТЬ
- АККУРАТНОСТЬ
А сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где в форме сказки покажу вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
А сейчас я приглашаю 3-х желающих принять участие в мастер - классе.
Ув. коллеги прошу подойти к столу
Такую деятельность можно провести с детьми старшей и подготовительной групп. Дети в этом возрасте владеют достаточной информацией о свойствах различных предметов и явлений.
Итак, сказка называется «Удивительная прогулка Маши…..»
Однажды девочка Маша решила навестить своего друга Медведя. Дорога ей предстояла дальняя и очень интересная. По пути она увидела красивое озеро, на поверхности которого плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Маша увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Возьмите цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. ( Обратите внимание, как цветы распустились)
Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
(А теперь, ув. коллеги, прошу пройти за следующий стол)
Рядом находилось еще небольшое озерцо, в нём она увидела, как маленькие разноцветные рыбки, похожие на виноградинки, резвились на солнышке. Они то появлялись на поверхности воды, то снова исчезали.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет.
У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.
Так будет продолжаться несколько раз, пока газ не улетучится.
(А теперь, ув. коллеги, прошу пройти за следующий стол)
А еще совсем рядом с озером, на песчаном берегу, Маша заметила чьи-то следы. И почему следы остались на песке?
Опыт № 3
С помощью 5-ти пальцев сделаем на песке след(зайца, волка)
Мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет.
Маша заторопилась к своему другу Медведю, но увидела, как на цветах сидели разноцветные бабочки, которые заинтересовали девочку. Она поймала одну из них и посадила её в банку, и чтобы она не вылетела, накрыла плёнкой.
Но тут сильный подул ветер, на небе появились тёмные тучи, и пошел дождь. ( Звучит шум дождя)
Дождь быстро кончился, и девочка увидела, что бабочка в банке увеличилась в размере. (Почему так показалось Маше?) Это мы узнаем позже.
Опыт № 4
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например бабочку, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку резинкой, а в углубление налейте немного воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
(А теперь, ув. коллеги, прошу пройти за следующий стол)
И тут Маша увидела колодец, а вокруг него прыгала птичка – ей очень хотелось пить, но она не могла достать воды. Тогда Маша решила ей помочь.
(Как это Маше сделать?)
Опыт №5
В ёмкость с водой добавляются камушки, и вода поднимается к верху.
Птичка смогла попить воды.
С помощью камней вода поднялась на верх. Камни вытеснили воду на верх.
И тут Маша увидела, что ей навстречу идёт её друг Медведь и Маша с радостью побежала к нему на встречу, чтобы поделиться своими впечатлениями об интересном окружающем мире.
Но у неё осталось много вопросов к нам:
Теперь я предлагаю сыграть роль медведя вас ( даю маску медведя и задаю вопрос, отвечающий передает маску другому участнику, можно и гостям из зала)
ВОПРОСЫ
Почему же распускаются кувшинки?
Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Почему плавают рыбки?
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет.
3. Почему песок принимает любую форму? Потому что он мокрый
4. Почему бабочка увеличивается в размерах?
Если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
5. Почему вода поднимается вверх?
С помощью камней вода поднялась на верх. Камни вытеснили воду на верх.
(Обсуждение экспериментов с педагогами).
Ведущий. Я хочу закончить мастер-класс китайской мудростью:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата. Желаю успехов! Спасибо за внимание!