СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Напольные игры как полифункциональное средство формирования познавательной и двигательной активности дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс  «Напольные игры как полифункциональное средство формирования познавательной и двигательной активности дошкольников» предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Напольные игры как полифункциональное средство формирования познавательной и двигательной активности дошкольников»»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 комбинированного вида» г. Орла

г. Орел, ул. М. Горького, 54 Адрес электронной почты:

тел.41-65-08 oo_orel_ds5n@orel-region.ru






Мастер-класс

«Напольные игры как полифункциональное средство формирования познавательной и двигательной активности дошкольников»



Воспитатель:

Семкина Ирина Владимировна,

высшая квалификационная категория




Орёл - 2024г.

Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Напольные игры как полифункциональное средство формирования познавательной и двигательной активности дошкольников».

Цель: Знакомство с практикой использования напольных игр в работе, повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

  1. Передача опыта путём показа приёмов, используемых в моей педагогической деятельности.

  2. Совместная отработка приёмов деятельности с участниками мастер - класса.

  3. Рефлексия собственного профессионального мастерства педагогами -участниками мастер - класса.

В начале нашего мастер-класс я прошу вас поработать с моими утверждениями. Если вы согласны с моим утверждением, поднимите зеленую ладошку, если нет - красную.

  1. Современный дошкольник часто использует гаджеты для игры.

  2. Основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста - это труд.

  3. Игра - основной вид деятельности ребёнка - дошкольника.

  4. Дети любят играть с воспитателем.

  5. Ребята - дошкольники любят играть на полу.

В своей работе я тоже столкнулась с некоторыми противоречиями: между необходимостью использования поверхности пола для игры и отсутствием такого инструментария в группе, между проблемой малоподвижности детей дома вследствие использования гаджетов и просмотра телевизора и необходимостью двигательной активности детей как фактора укрепления их здоровья.

Между тем, ФГОС и ФОП делают упор на поддержку самостоятельности и инициативы детей, а важнейшей задачей педагога является создание в группе ДОО такого пространства, которое позволяет обогащать игровую деятельность. Я пришла к выводу, что в группе необходимо создать такое игровое поле, которое позволит в подвижной форме заниматься с ребятами. Арсенал моих педагогических средств пополнился напольными играми. Что же такое напольные игры?

Напольные игры – это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, созданы в развлекательных и образовательных целях по замыслу детей и взрослых.

Я использую пол как одно из образовательных измерений. Используя данные игры со своими ребятами, я отметила, что дети стали самостоятельнее в выборе партнёров игры, её содержания.

Каковы же мои дальнейшие перспективы? Сейчас игровые поля делаю с помощью изоленты, т.к. это недорогой и доступный способ. Рассматриваю вариант использования баннерного полотна, т.к. этот материал хорошо моется, на нём можно пользоваться перманентными маркерами.

Я считаю, что данные игровые поля помогают решать намеченные педагогом задачи в интегрированном варианте: с одной стороны, они развивают, позволяют детям безопасно двигаться в условиях группового пространства, с другой стороны, позволяют педагогу или самим ребятам использовать в таких играх любое содержание и наполнение.

Уважаемые коллеги, приглашаю вас на практике убедиться во всём вышесказанном. Для участия мне нужна фокус - группа в составе 5 человек.

Давайте поиграем. Перед вами - поле с изображением прямоугольника, разделённого на квадраты.

1 игра «Оркестр»

С помощью считалки мы сейчас с вами выберем дирижёра нашего оркестра. (мы знаем, что короткие стихи - считалки развивают память и речь детей).

Мы пришли на именины нашей тёти мандолины.

Сосчитай-ка, сколько нас: балалайка, контрабас,

Скрипка, флейта и гобой, барабан с трубой,

Две гитары, ксилофон. Сосчитал и выйди вон!

Дирижёр выбран, он занимает свою позицию. Участники оркестра, ваша задача - выбрать любой понравившийся квадрат, прыгнуть в него, перевернуть картинку, на которой вы увидите изображение музыкального инструмента. Когда все выберут себе инструменты, нужно будет составить музыкальную композицию.

Педагоги берут инструменты, дирижёру даётся в руки палочка, которой он управляем оркестром, регулируя громкость композиции (тише - взмахи одной рукой, громче - взмахи двумя руками)

Данная игра помогает знакомить детей с музыкальными инструментами, развивать у них музыкальный слух, умение работать в команде. Как вы думаете, дети младшего возраста самостоятельно могут сыграть в эту игру?

2 игра «Загадки - обманки» (загадки с подвохом)

Нужно прослушать текст загадки и прыгнуть в квадрат, где находится отгадка. Слушайте внимательно!

  1. Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая…лисица (нет, это белка)

  1. Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый…волк (нет, это медведь)

  1. От рыжей лисицы в кустарник удрав,

Свернулся клубочком колючий…удав (нет, это ёж)

  1. Быстрее всех от страха несётся…черепаха (нет, это заяц)

  2. Съела зайчонка и ловит второго

Огненно-рыжая злая…корова (нет, это лиса)

  1. Простой вопрос для малышей:

Кого боится кот?...мышей (нет, собак)

Вариант подобной напольной игры для речевого развития детей, систематизации знаний - 3 игра «Угадай сказку», где в квадраты кладутся перевёрнутые картинки с изображением сказочных героев. Ребёнок прыгает на понравившийся квадрат, переворачивает картинку с изображением сказочного героя и угадывает название сказки. Давайте попробуем поиграть.

4 игра «Ножки - ладошки»

Она позволяет развивать у дошкольников пространственные отношения, закреплять понятия «правый» - «левый». Суть игры в том, что педагог (или ребёнок, если игра проводится в среднем или старшем возрасте), называет ножку или ладошку определённого цвета и расположения (например, принеси правую синюю ладошку). Играющие дети должны принести соответствующую картинку. Картинки ножек и ладошек лежат в квадратах хаотичным образом. За правильный ответ ребёнок получает жетон. В конце игры количество жетонов подсчитывается и определяется выигравший.

Следующий вариант игры предполагает развитие внимания, памяти, воображения, а также сохранения равновесия при движении. Игра по типу всем известных классиков.

5 игра «Добавь движение»

На нашем прямоугольном поле в определённых квадратах выложены правые и левые ножки разного цвета. Первый играющий прыгает по этим квадратам и в конце выполняет какое-либо движение (например, приседает). Следующий игрок повторяет его движения и в конце добавляет своё. И так далее.

Следующая группа игр будет проведена на игровом поле в виде полукруга, разделённого на сектора. Данную идею использования в играх я взяла у Ларисы Юрьевны Кругловой, доктора педагогических наук, руководителя Бизнес - школы «Столица». Меня привлекло в этом поле то, что одновременно, свободно, не мешая друг другу, на нём могут играть от 6 детей.

6 игра «Найди 2 картинки на один и тот же звук»

На полу или столе разложена серия картинок, из которых нужно выбрать 2 картинки на один и тот же звук и положить их в один из секторов.

7 игра «Цветные палочки» (с использованием палочек Кюизенера)

Берётся определённое число (например, 5). Нужно взять столько палочек, сколько обозначено этой цифрой. Задание детям:

  1. Из палочек выложить фигуру с пятью углами

  2. Из пяти палочек выложить букву

  3. Из палочек выложить цифру 5

Как мы видим, в данной игре, как и в других представленных играх, происходит интеграция образовательных областей (это и формирование математических представлений, и обучение грамоте, и физическое развитие).

Сейчас я вам предлагаю придумать свою игру с использованием данных игровых полей. Но нам с вами нужно решить какую-то проблемную ситуацию (участник фокус - группы зачитывает: «Старшая сестра Кати сказала девочке о том, что она постоянно путает геометрические фигуры. К кому за помощью может обратиться Катя в детском саду?»).

Нужно помочь Кате. Проявите своё творчество. На столе лежат необходимые материалы: ножницы, белая и цветная бумага, картон, фломастеры. Выбирайте то, что вам нужно для вашей игры.

Участники мастер - класса придумывают свой вариант игры. Обсуждение решения заданной проблемной ситуации.

Уважаемые коллеги, давайте проведём рефлексию, используя уже испробованные вами в начале ладошки. Если вы что-то возьмёте из содержания мастер - класса для использования в своей работе, поднимите, пожалуйста, зелёную ладошку. Если вы всё это уже знали, и материал вам не пригодится в дальнейшем, поднимите красную ладошку.

Наш мастер - класс окончен. Спасибо за внимание.