СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс "Народная кукла-оберег"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Народная кукла-оберег"»

Мастер – класс «Народные куклы-обереги, как средство развития представления о традиционной культуре у обучающихся младших школьников»
  1. Народные куклы-обереги как средство развития представления о традиционной культуре у обучающихся младших школьников

    1. Обоснование основной идеи

Цель обучения детей в начальной школе — формирование целостного представления о традиционной культуре и наследии своего народа. Одним из эффективных способов

достижения этой цели является использование народных кукол-оберегов, которые не только представляют собой яркий элемент фольклора, но и служат средством передачи знаний о культурных традициях.

Народные куклы-обереги являются уникальным инструментом для формирования у

младших школьников понимания и уважения к традициям своего народа. Они помогают детям осознать важность культурного наследия, а также развивают творческие

способности и навыки ручного труда. Куклы-обереги, обладая символическим значением, становятся своеобразными «учителями», которые рассказывают о жизни и обычаях

предков.

Несмотря на развитие современных технологий, важность традиционных методов обучения не следует недооценивать. В школах, на уроках технологии, учителя

продолжают использовать различные дидактические материалы, такие как книги, презентации и мастер-классы, для формирования у детей представлений о народном искусстве.

Однако в условиях стремительного изменения образовательной среды возникает необходимость интеграции традиционных методов с современными подходами. Это позволяет создать более увлекательную и содержательную образовательную среду, в которой народные куклы-обереги могут быть представлены как в физическом, так и в цифровом формате.

Таким образом, применение кукол-оберегов в образовательном процессе способствует не только развитию интереса к традиционной культуре, но и формированию у младших

школьников навыков работы с различными материалами, что является важным аспектом их общего развития.






    1. Характеристика творческой лаборатории

Вопрос о передаче культурного наследия имеет глубокие корни и требует комплексного подхода.

Формирование культурной компетенции — это сложный процесс, к которому существует несколько методов. Основным и общепринятым является подход, выделяющий три ключевых этапа в обучении: 1) ознакомление с культурными традициями, 2) первичное закрепление знаний через практическую деятельность, 3) интеграция полученных знаний в повседневную жизнь и творчество.

Одним из эффективных инструментов для реализации этой идеи является проведение мастер-классов, где ученики могут на практике освоить технику изготовления кукол.

Такой подход способствует активному вовлечению детей в процесс обучения и помогает им лучше понять и оценить традиционную культуру своего народа.

    1. Определение проблем и перспектив в работе

Создание народных кукол-оберегов, несмотря на свою относительную простоту,

открывает широкие возможности для развития представлений о традиционной культуре у обучающихся младших школьников. Эти куклы обладают значительными

преимуществами перед традиционными дидактическими материалами, выполняя множество функций на уроках.

Однако возникает вопрос: действительно ли процесс создания кукол-оберегов не занимает много времени, а их разнообразие позволяет сделать каждый урок более интересным и запоминающимся? Могут ли эти изделия повысить эффективность формирования культурной компетенции у учащихся начальной школы?

Для проверки этих гипотез планируется разработка комплекса заданий и упражнений, связанных с созданием кукол-оберегов, с акцентом на их культурное значение и историю.

    1. Описание системы практического применения

Созданные народные куклы-обереги могут быть использованы в образовательном процессе, формируя банк заданий и активностей, которые можно применять на уроках, посвящённых традиционной культуре. Это поможет развивать культурную компетенцию

учащихся, поддерживать положительную познавательную мотивацию и улучшать процесс формирования коммуникативных навыков.



Однако при планировании уроков с использованием кукол-оберегов важно учитывать требования к образовательным материалам и правила их создания. Необходимо, чтобы они выполняли три ключевые функции: обучающую, развивающую и воспитательную. Только в этом случае использование кукол будет эффективным инструментом для формирования культурной компетенции у младших школьников.

  1. Представление практического применения идеи

    1. Рассказ мастера о проекте

Для практической части мастер-класса был разработан урок для 3 класса на тему "Народные куклы-обереги как средство развития представления о традиционной

культуре". Урок акцентировал внимание на практическом методе обучения, используя интерактивные элементы, такие как создание кукол-оберегов и обсуждение их значения в традиционной культуре.

В ходе урока использовались различные виды заданий: создание кукол-оберегов,

обсуждение их значений, а также интерактивные задания, такие как "Обсуждение" и "Заполни пропуски", которые помогают детям закрепить полученные знания.

    1. Определение основных методов и приемов

В демонстрации фрагмента урока будут использованы следующие методы:

      • Практический: создание кукол-оберегов и выполнение заданий, которые способствуют активному вовлечению детей в процесс.

      • Наглядный: иллюстрация (показ образцов кукол и их символики).

      • Словесный: беседа (использование наводящих вопросов о значении кукол в культуре), дискуссия о роли традиций в современном мире.

Эти методы помогут создать активную учебную среду, способствующую вовлечению учащихся и эффективному усвоению материала о народной культуре и её символах.

  1. Демонстрация идеи


Этапы урока

Метод ы и прием ы

работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностн ые

3.Выявление места и причины затруднения.

Словес ный

(беседа

).

Подводка к теме урока через показ кукол и

рассказ о них, их видах и для чего они нужны.

Слушают, отвечают на вопросы.


Владеть диалогической формой речи (К)


4.Построение проекта

выхода из затруднения.

Словес ный

(беседа

).

Сегодня на уроке каждый сможет изготовить свою собственную куклу-оберег. Значит какая тема урока?

Раз мы знаем тему урока, то можем определить и цель. Какая же цель урока?

Строят план.

Выводят тему, цель и план урока.


Владеть диалогической формой речи (К)


5.Реализация построенного проекта.

Словес ный

(расска з).

Нагляд ный

(показ)

.

Посмотрите, как выполнена эта кукла-оберег? из каких частей она состоит? Поэтапное

изготовление куклы-оберега:

Для изготовления куклы мотанки возьмите серые и красные натуральные нитки, картон. На картон шириной примерно 10 см. надо намотать витки для туловища и ручек. Для туловища потолще, для ручек тоньше. Снять с картонки, разрезать с одной стороны.

Отрезки ниток для мотанки сделать можно любого размера.

Возьмите один пучок для плетения косы. На одном конце завяжите узелок. Возьмите второй

моток, который будет туловищем. В сгиб

Анализируют строение работы

Изучают этапы работы.

Обучающиеся получат знания о технике мотанки..


Учебно- познавате льный интерес к новому учебному материал у и

способам решения новой задачи




проденьте заготовку для косы, разделив ее на 2 части. Отступите 2 см, сформируйте голову.

Возьмите метровую красную нить, замотайте на месте шеи. Нить обрезать нельзя. Завязываем узел. Заготовку для косы присоединяем к

голове.

Начинаете заплетать тугую косу. Здесь важно заплести без перекосов и узлов. После чего завязываете ниточкой красного цвета. Далее готовим ручки. Возьмите 3-ю заготовку, отступите от края 1 см, завяжите нитку красного цвета с одной стороны. Заплетите косу,

завяжите нить с другой стороны. Таким образом вы получили ладошки. Кончики подравняйте ножницами.

Разделите туловище на 2 части, проденьте ручки. Нитью, которой обозначили шею, перевяжите куклу крест-накрест

(обережным крестом) на груди и спинке, затем перетяните талию. Завяжите поясок. Далее

завяжите на головке ободок. Нитки не обрезайте ножницами. Их можно только обрывать. Нить

обрываем сзади. Берем красную ленточку или поясок, сплетенный из красной шерсти и

повязываем к куколке, узел на левую сторону.





6.Первичное закрепление с проговариван ием во внешней

речи.

Словес ный

(беседа

).

Выполним задание на карточках (Фотография куклы, нужно написать название)



Владеть диалогической формой речи (К)


7.Самостояте

льная работа

Практи

ческий

Выполнить работу по этапам под руководством

учителя.

Выполняют

работу.

Учащиеся

получат

принимать и сохранять

учебную задачу;



с

самопроверк ой по эталону.

(практ ическа я

работа)

.

Практическая работа. Индивидуальный инструктаж.


возможность научится создавать куклу оберег из ниток

планировать свои действия в

соответствии с

поставленной задачей и условиями её

реализации.

планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками (Р)


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: раздаточный материал, шаблоны, презентация.

Интерактивное оборудование: Компьютер, интерактивная доска, колоники.

  1. Моделирование
    1. Самостоятельная разработка модели урока в режиме продемонстрированной идеи В рамках мастер-класса участники разрабатывают собственные задания, посвященные

теме "Народные куклы-обереги" и кукол-оберегов разных видов. Задания могут включать

интерактивные карточки, викторины и другие форматы, направленные на развитие представления младших школьников о традиционной культуре.

    1. Обсуждение

В ходе обсуждения мастер-класс предоставляет возможность участникам задать вопросы и поделиться своими разработками. Мастер отвечает на вопросы, акцентируя внимание на сильных сторонах и недостатках предложенных заданий. Это позволяет выявить

успешные элементы и области для улучшения в работе, а также обсудить, как народные куклы-обереги могут стать связующим звеном между культурным наследием и

современным образовательным процессом.

  1. Рефлексия
    1. Дискуссия

Во время мастер-класса были продемонстрированы задания, разработанные для уроков по теме народных кукол-оберегов. Обсуждение подтвердило, что важно комбинировать

различные инструменты и подходы, чтобы сделать уроки более насыщенными и интересными для детей.

    1. Аннотирование

Участники мастер-класса узнали о значении и истории народных кукол-оберегов, их роли в жизни наших предков. Они познакомились с техникой изготовления традиционных кукол, изучили их символику и особенности.

Получили практические рекомендации по использованию кукол-оберегов в

образовательном процессе для развития у детей представлений о традиционной культуре.