СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по подготовке к ВПР по русскому языку "Работа с текстом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по подготовке к ВПР по русскому языку "Работа с текстом"»

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»



ГМО

учителей начальных классов





Тема: «Работаем по ФГОС НОО. Инновационные формы и методы работы на уроках в начальных классах»


Мастер-класс «Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к Всероссийским проверочным работам по русскому языку. Работа с текстом».







Провела Хсенбабаева Залира Низамиевна, учитель начальных классов





2019 г.


Тема мастер- класса «Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к Всероссийским проверочным работам по русскому языку. Работа с текстом».

Слайд

«Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность» - Бернард Шоу.


1. Добрый день уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас в нашей школе. Хочу начать со слов выдающегося ирландского драматурга Бернанда Шоу «Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность». И мы займёмся сегодня такой деятельностью. Зовут меня Хсенбабаева Залира Низамиевна, работаю в этой школе второй год.

Тема моего мастер-класса: «Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к Всероссийским проверочным работам по русскому языку. Работа с текстом».


2 .Мотивация к мастер-классу.

Для мотивации к практической части предлагаю послушать анекдот:

«Приходит человек в ресторан, заказывает суп. Получив заказ, клиент подзывает официанта и просит того попробовать поданное блюдо. Официант спрашивает: «Что, холодный?» Клиент говорит: «А Вы попробуйте!» Официант: «Может быть, недосолен? Клиент: «А Вы попробуйте! Наконец официант соглашается: «Ну хорошо! Где ложка?» Клиент: «Вот именно!»

Вот так и мы с вами должны дать ученикам ту ложку, при помощи которой они смогут «употребить» все средства учебной деятельности, которые сегодня предлагаются.

Что же это за «средства учебной деятельности» и «способы усвоения знаний»? Очевидно, это и есть те самые универсальные учебные действия, без которых невозможна успешная учеба, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, становятся основой и залогом успеха.

Для того, чтобы проверить как сформированы УУД можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика. В данном случае это Всероссийские проверочные работы.

Что же дают результаты ВПР учителю?

Результаты диагностики дают возможность учителю:

- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;

- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося.

- неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого обучающегося.

Цель нашего практического занятия: познакомиться со структурой вариантов проверочной работы, узнать какие трудности испытывают младшие школьники при выполнении проверочных работ по русскому языку, какие типовые задания следует включать в работу для подготовки младших школьников к ВПР.


3.Какова структура варианта проверочной работы?

Всероссийская проверочная работа по русскому языку состоит из двух частей, включающих 16 заданий, выполняемых в разные дни.

Первая часть представляет собой диктант и два грамматических задания (одно направлено на поиск предложения с однородными членами; другое - на определение главных членов предложения и морфологической принадлежности всех слов в данном предложении). На работу отводится 45 минут.

Во второй части предлагается выполнение 13 заданий в течение 45 минут. Здесь учащиеся демонстрируют свои знания по орфоэпии, фонетике, лексике, морфологии; развитие речи (в том числе - умение работать с текстом).


4.Какие трудности испытывают младшие школьники при выполнении проверочных работ по русскому языку?

Как показывают результаты проверочной работы по русскому языку, определённые трудности у учащихся вызывают задания при работе с текстом, где требуется определить его тему и главную мысль; разделить текст на смысловые части; составить план; сформулировать вопрос для одноклассников по содержанию приведённого текста.

5. Какие типовые задания следует включать в работу для подготовки младших школьников к ВПР?

В первую очередь, на каждом уроке должна быть организована работа с текстом. Например, проектируя урок, учитель в качестве языкового материала использует предложения не разрозненные, а связанные между собой одной темой, которые в конце урока обучающиеся «собирают» в текст. Далее определяют тему, основную мысль текста, придумывают заглавие и т.д. При этом необходима грамотная аргументация всех ответов. Можно усложнить задание, устроив ловушку: в одном из предложений нарушить грамматическую связь по отношению к остальным. Такая работа поможет в дальнейшем избегать грамматических ошибок при составлении собственных текстов.

То есть речь идёт о том, что работа с текстом организуется не только на уроках развития речи – необходимо использовать потенциал любого урока русского языка и литературного чтения.

Важное значение для достижения планируемых предметных и метапредметных результатов имеет коммуникативное умение – задавать вопросы. Старайтесь предоставлять такую возможность своим ученикам. Это могут быть вопросы, адресованные и учителю, и однокласснику.


- На своем мастер-классе хочу показать вам некоторые способы работы с текстом, которые я использую на уроках, на примере сказки «Ашик-кериб». Для начала мы поработаем с вами по структуре варианта ВПР. У вас на столах есть рабочие листы.


- Что хотел сказать автор читателю? Определите и запишите основную мысль текста.

-Прочитайте предложение из текста, в котором заключена главная мысль.

- Заметьте, что основная мысль текста чаще всего может быть заключена в каком-либо предложении.

Давайте запишем ее себе в рабочий лист.

- Составьте план к тексту.

- Прочитайте получившийся план.


А сейчас, я предлагаю вам задать друг другу вопросы по тексту, чтобы определить, насколько точно читатели поняли его содержание.


-Запишите любой понравившийся вам вопрос в рабочий лист.


  1. При работе с текстом я использую прием «Толстые и тонкие вопросы»

(В тетрадях 1 вариант пишут «тонкие вопросы», 2 вариант – «Толстые вопросы»). Тонкие вопросы – это вопросы, которые задаются конкретно по тексту. Толстые вопросы – это вопросы, которые заставляют ребенка подумать.


  1. Подбери пословицы к тексту.


  1. Восстанови последовательность событий.



  1. Деформированный план.



- Посмотрите в свои рабочие листы. Около каждого задания вы видите пустую клетку. Предлагаю вам оценить каждый этап работы, закрасив их соответствующим цветом.

Красный: задание было сложным и непонятным.

Желтый: задание вызвало небольшое затруднение.

Зеленый: задание было понятным.


Думаю, что каждый из вас понял, над какими заданиями необходимо еще поработать, чтобы успешно написать ВПР.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце выступления я хочу, чтобы вы немного отвлеклись от серьезных тем и остановили свой взор на себе. В самом начале я сказала, что прежде чем менять мир, мы должны меняться сами. Я предлагаю вам небольшой символьный тест, который покажет качества, помогающие или мешающие в становлении нас как инноваторов.

"Символьный тест"

(слайд)

Инструкция: "Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.

Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.

Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.


А сейчас я хочу поделиться с вами рецептом счастья:

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кто встретится на своем пути.

Закончить хотелось бы такими словами:

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

— Благодарю вас за внимание и плодотворное сотрудничество. Вы все творческие личности. На этом наш мастер-класс закончен. Я предлагаю Вам на память буклеты, в которых содержится краткая информация о способах и приёмах работы с обучающимися при подготовке к Всероссийским проверочным работам по русскому языку.