Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования "Детская школа искусств"
Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
Открытый урок
по программе ПО.01.УП.01. «Специальность и чтение с листа»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Фортепиано»
по теме
««Формирование двигательно – технических умений
и навыков в классе фортепиано»
Подготовлен и проведен Баландиной Е.Ю., преподавателем музыки с ученицей 5 класса МБУ ДО "ДШИ" г.Тетюши РТ |
Тетюши, 2024
Цель:
- научить работать над техническими упражнениями, технически сложными местами на материале изучаемых упражнений и произведений, направленных на развитие исполнительской техники пианиста.
Задачи:
1. формировать навыки целенаправленной работы над техническими упражнениями: гаммами, аккордами, арпеджио, применяя их на практике.
2. развивать в учащихся внимательное отношение к нотному тексту изучаемого произведения;
3. вырабатывать пианистические навыки, пластичные и универсальные, необходимые для овладения техникой в каждом конкретном произведении;
4. развивать музыкальное мышление, направленное на осознание сходности ситуаций в работе над однотипными фортепианными сочинениями или их фрагментами;
5. сформировать интерес учащегося к предлагаемым формам работы на уроке, направленные на усидчивость и трудолюбие, эмоциональную отзывчивость в процессе исполнения произведения;
6. добиваться максимальной концентрации внимания, полной сосредоточенности, самонаблюдения и анализа своих действий.
Методы:
- Словесный: объяснение, устный разбор, обобщение.
- Наглядный: показ преподавателя, метод демонстрации.
- Практический: работа над упражнениями, ритмом, темпом, динамикой; методы проверки и оценки знаний и умений ученика.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение умений и навыков).
Используемое оборудование:
2 фортепиано, нотная литература, мультимедийное оборудование, презентация урока
Ход урока:
- Педагог: Чтобы научиться хорошо играть, необходимо развивать фортепианную технику. Техника - это комплекс умений, навыков, приёмов, с помощью которых пианист добивается художественного и звукового результата. Работа над техникой начинается с первых шагов обучения. Особое внимание необходимо уделять положению корпуса: ученик должен почувствовать «стержень» вдоль спины;
- постановке рук: естественное положение руки на клавиатуре – необходимое условие для профессионального роста ученика. Каждый палец руки имеет свою характеристику и для каждого необходимо мышечное развитие.
Этого можно добиться с помощью специальных упражнений.
Какими бы упражнениями мы ни занимались, необходимо соблюдать «два золотых правила»:
- играть ближе к черным клавишам;
- пальцы должны находиться максимально параллельно клавиатуре.
- Разогреем пальчики. Играем гамму H dur вверх и вниз крепкими активными, четкими пальцами; мышцы рук и пальцев энергично работают, выколачивают (метод автоматизации аппарата). Представь, что твои пальцы – это острые «стальные» клювики, попадающие точно в цель. Настраиваемся на урок психологически.
1. - играем на legato гамму H dur (расходящуюся), соблюдаем акценты.
- гамма H dur – игра на стаккато: пальцы коротко ударяют по клавишам и как бы отскакивают от них; после удара надо быстро поднимать пальцы, кисть должна быть собранной. Излишние пальцевые движения затрудняют игру и приводят к перенапряжению.
- гамма H dur (объединяем два штриха legato и stakkato). Сочетание штрихов legato и stakkato мы встречаем во многих произведениях, в т.ч. в основной программе. Это трудно. Правая – легато; левая – стаккато. « Голова должна идти впереди рук».
Вниз наоборот.
2. В терцию H dur
3. Арпеджио длинное и короткое. Помни о двух золотых правилах! Прикосновение подушечкой, кисть податливая, не вихляющая, ощущаем дно клавиши, не давим.
4. хроматическая гамма. В своих произведениях мы наблюдаем движение по полутонам. В октаву играем хроматическую гамму правой и левой. Играем, делая акцент на 1 (счет до 6-ти), штрих non legato, кисть собрана, не делать излишних пальцевых движений, они затрудняют игру и приводят к перенапряжению.
5. Аккорды (четырехзвучные). Часто в произведениях мы наблюдаем аккорды в партии левой руки.
- Педагог: Как нужно исполнять аккорды?
- Ученик: Каждый аккорд выдерживается (додерживается) до конца, после чего пальцы, берут следующий, переходя к нему без лишних движений руки в воздухе. При более подвижном темпе возрастает роль активных и цепких кончиков пальцев. Главное в аккордовом изложении – это одновременное и ровное воспроизведение всех звуков.
- Педагог: В период разучивания учащемуся следует выявлять эпизоды, требующие дополнительной работы. Исполнителю нужно отметить наиболее трудные моменты, например, с аккордовой техникой. Так как именно аккордовой техникой учащиеся владеют слабо. В 1-ю очередь, нужно освоить прием кистевого движения, уделить особое внимание рукам и пальцам. Руки – тыл, пальцы – фронт, т.е. полное взаимодействие кисти, плеча и предплечья.
- Назови параллельную гамму H dur (gis moll)
- Играем параллельную гамму gis moll (гармонический вид) вверх и вниз крепкими активными, четкими пальцами; соблюдать «два золотых правила»:
- В терцию gis moll (гармонический вид)
Задача: полная независимость пальцев, умение создать звуковую многоплановость, разнообразную динамику, разнотембровость.
- Играем gis moll (мелодический вид)
- Арпеджио (длинное и короткое)
- Аккорды (четырехзвучные)
- Хроматическая гамма от gis
- Педагог: Итак, поработаем над Этюдом Д.Старшинина. Что ты знаешь о композиторе?
- Ученик: Старшинин Даниил Юрьевич - талантливый композитор, пианист, преподаватель, наш земляк. Род. в г.Тетюши, занимался музыкой с раннего детства. Учился в Казанском педагогическом университете по классу фортепиано и Казанской консерватории им.Н.Жиганова. Автор более 25 сборников сочинений. В настоящее время работает в ДМШ, пищет разножанровую фортепианную музыку для детей и взрослых.
- Педагог: Этюд называется «Джазовые фантазии».
-Что это за пьеса? В чем ее необычность?
Ученик: Эта пьеса написана в ритме джаза. Джаз – профессиональное музыкальное искусство, часть мировой культуры, которому более 100 лет. Основным элементом джазовой музыки является специфическая ритмическая пульсация (акцентирование слабых долей 2-й и 4-й, смещение акцентов при повторении одной и той же мелодии).
- Педагог: проведем краткий анализ Этюда.
- Начнем с формы. Сколько частей? (3). Темп Presto (быстрый), размер 4/4
- Ученик: 1 часть – 2 предложения (форма периода), тональность C dur.
3 часть - 1 предложение (форма периода),
- Ученик: 2 часть – 1 предложение (двузвучия левой руки вносят маршевый характер).
- Педагог: Движение мелодии средней части? (хроматизмами, местами пунктирный ритм, к концу замедление). Необходимо аккуратное исполнение, соблюдение акцентов,
- Ученик: Мелодия этюда в 1 и в 3 части в основном движется по восходящим хроматизмам, встречаются двузвучия.
- Ученик: Заканчивается Этюд так же как и начинался восторженно и ярко.
- Педагог: Какие технические трудности мы встречаем в этюде?
- Ученик: хроматические ходы, точное взятие двузвучий, исполнять в едином темпе, соблюдая акценты, подчеркивая джазовый характер, придавая свою неповторимость.
- Педагог: Наши пальцы разогрелись (неразогретыми пальцами мы не имеем права исполнять техничное произведение, можем нанести вред). Представь, что ты на сцене.
Исполнение: Д.Старшинин Этюд «Джазовые фантазии»
- Педагог: Что получилось, а что нет? (необходимо развивать внутреннеслуховые представления: «Слышу – играю», не все получилось, проговорить каждый звук, добиваться более качественного звучания, соблюдать апликатуру. поиграй упражнения, рука в собранном состоянии.
Педагог: «не вязнуть» на аккордах, слушать основную тему. Пальцы не поднимать высоко над клавиатурой, звуки воспроизводить одновременно и ровно. Устранить лишние движения, добиваться движения «вглубь клавиатуры». «Скользить» по клавишам, применяя удобную аппликатуру (мягко, стройно). Достать «дно» клавиши пальцами, используя вес руки – важный не только технический, но и психологический момент, во время которого ты должна услышать полную красоту звучания инструмента и почувствовать при этом мышечное «физическое» удовольствие. Необходима педаль – запаздывающая, педаль легато, связующая, плавно соединяющая гармонические последования и мелодические звуки.
Д/з: в мелодии проговорить каждую нотку, точный ритмический рисунок, акценты на слабую долю, исполнять в темпе, соблюдая динамику, штрихи - все средства музыкальной выразительности для воплощения музыкального образа.
- Педагог: Наши пальцы разогрелись, поэтому сейчас мы поработаем над интересным, в техническом плане, произведением Д.Б.Кабалевского «Рондо-токката», соч. № 60. Напомню, в этом году (30.12.24) весь музыкальный мир отмечает 120 - летие со дня его рождения: в честь композитора проводятся многочисленные мероприятия, фестивали, конкурсы, концерты.
- Педагог: Что ты знаешь о композиторе?
- Ученик: Дмитрий Борисович Кабалевский (1904 – 1987) выдающийся композитор XX века, классик советской музыки общественный деятель, просветитель, пианист и педагог. Профессор Московской консерватории. Д.Б.Кабалевский родился в Петербурге в семье математика. С детства у него воспитывали любовь к труду, книге, искусству. Он увлекался рисованием, импровизациями за роялем, отлично бегал на коньках и лыжах. Музыкальное образование получил в Музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина и в Московской консерватории. Его учителями были Н.Я.Мясковский по классу композиции и А.Б.Гольденвейзер - по классу фортепиано.
Творчество композитора охватывает все жанры. Д.Б.Кабалевский написал 3 концерта, среди них концерт для фортепиано с оркестром, 3 оперы, музыку к кинофильмам и многое другое.
- Педагог: Большое место в творчестве композитора занимает музыка для детей и юношества. Д.Б.Кабалевский: «Самым любимым и дорогим, чем я в своей жизни занимался, была и остается работа для детей и с детьми, для юношества и с юношеством. Это - моя самая большая радость, это мой мир».
Лучшие из фортепианных сочинений композитора отмечены глубиной содержания и удобством для исполнения. Во всех фортепианных детских пьесах ощущается фантазия и вкус большого художника, забота чуткого педагога. Они отличаются простотой и стройностью формы, ясностью и отточенностью мысли. В то же время они очень полезны в педагогическом отношении, благодаря разнообразию технических и выразительных задач.
Д.Б.Кабалевский: «Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую роль, когда дети научатся по- настоящему слышать ее и размышлять о ней».
- Педагог: Итак, «Рондо-токката» - одно из популярных виртуозных произведений Д.Б.Кабалевского. Произведение написано в форме рондо, исполняется ярко, эффектно, игриво, что характерно для токкаты. Рефрен повторяется трижды. Мелодическая линия в двух эпизодах дублируется обеими руками.
- Что такое «Рондо», «Токката»?
- Рондо-от французского rond-круг, где главная тема называется рефреном; постоянно повторяется. чередуется с эпизодами различного содержания (круговая форма), начинается и заканчивается главной темой. (А-В-А-С-А) Отличается подвижным темпом, легким характером, сочетает в себе черты песенности и танцевальности.
- Токката - в переводе с итальянского трогать, касаться (toccare)-виртуозная пьеса для фортепиано или органа моторикового характера, с четким ритмом, с преобладанием ударной (молоточкообразной) аккордовой техники, писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии, например: органные токкаты И. С. Баха.
Практическая часть урока. Работа над пьесой Рондо-Токката.
Работа над основной темой Рефреном
- Педагог: тональность произведения, характер? (ля минор, три вида); (скерцино - шутливо).
- Работа над мелодией (начинается со слабой доли - из-за такта; мелодия идет по трезвучию, затем скачками вверх и вниз. В середине мелодии встречаются паузы, как средство музыкальной выразительности. Движения рук при исполнении staccato должны быть экономичными, мелодию можно поучить на legato (связно).
- Аккомпанемент играется легко, штрихом staccato (отрывисто) основные длительности в пьесе - восьмые.
- Работа над звукоизвлечением (штрихами), основной штрих staccato.
- Аппликатура (расстановка пальцев) должна быть точная, по тексту.
- Педагог: Работая над рефреном необходимо добиться острого и цепкого стаккато, точного портаменто и ярких акцентов в партии правой руки. Пальцы в этой пьесе должны работать как «молоточки», «чувствовать» сопротивление клавиш. Произведение исполняется живо и энергично.
- Работа над темой В (маршеобразная музыка, где бас дублирует мелодию, ее нужно играть с подголосками, разным прикосновением (мелодию - ярче, подголоски - тише). В этой теме происходит смена фактуры. Мелодию играть штрихом легато.
- Тембровая окраска голосов (широкий диапазон - на две октавы, что придает этой части особый колорит).
- Работа над темой С (мелодия звучит в унисон без аккомпанемента, следует поучить мелодию обеими руками одновременно штрихом marcato (выделяя подчеркивая), с весом обеих рук).
- Педаль в виртуозных произведениях должна быть короткой. В данном произведении стоит авторская педаль на длинных нотах и на акцентах.
Заключительный этап работы
Проиграть произведение от начала до конца в удобном темпе.
Исполнить Рондо-Токкату в подвижном темпе.
Задачи данного этапа:
проанализировать вместе с ученицей игру;
отметить положительные стороны;
обратить внимание на то, что ещё не удалось сделать в работе;
наметить план домашней работы;
домашнее задание
Заключение
Исполнение виртуозных произведений для учащихся - всегда сложная задача, требующая активного внимания, музыкального слуха, хорошего чувства ритма, хорошего пианистического аппарата и трудолюбия. Они интересны тем, что понятны по содержанию, по своему интонационному строю и характеру музыки. Постичь тонкости и нюансы исполнительства помогут упорство, знание и трудолюбие.
- Педагог: Мы продолжим работу над данным произведением, а именно над фразировкой, кантиленой звука и т.д. на следующих занятиях.
Разогреть аппарат, психологически настроиться, собраться внутренне – это особая трудность нашей специфической деятельности – этому необходимо учиться. Точность игры («снайперская» точность), аккуратность пальцевой «работы» - непременное и единственное условие избавления от всех неприятностей, сопряжённых с «забалтыванием». Каждый палец не просто должен твёрдо, до упора встать на нужную клавишу, он должен попасть на нужную точку этой клавиши.
Д/з: 1) играть гамообразные движения, в т.ч. хроматические гаммы, арпеджио (длинное, короткое), аккорды для совершенствования различных видов техники.
2) для прочного запоминания произведение полезно проигрывать мысленно, это поможет выявить нетвердо выученные места и закрепить их (важный навык).
3) не обходить технические трудности, использовать различные приемы и способы для их преодоления.
Заключение: Научить юного музыканта продуктивно работать - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогом. Ученику нужно найти удобные, пластичные игровые движения, осваивая новое музыкальное произведение. Требуемые движения нужно искать, пробуя, экспериментируя, отбирая нужное, удавшееся. И если каждое очередное проигрывание произведения будет подчинено этой главной задаче, если заработают механизмы самонаблюдения и самоконтроля, - успех, в конце концов, будет обеспечен.
- Педагог: Завершить урок я хочу высказыванием великого Ф.Листа: «Высшая цель технической работы – воплощение музыкального замысла. Не от упражнения зависит техника, а от техники упражнения»
Литература:
Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969 - 289с.
Выготский, JI.C. Психология искусств. М.: Искусство. 1965. - 379с.
Гинзбург, JI.C. О работе над музыкальным произведением. 4-е изд. - М.: Музыка, 1981.- 89с.
Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве// Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2. - М., 1958. - с.35 -71.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М: Классика - ХХI, 1999.- 230 с.
6/ Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 384с.
Савшинский, С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением, - М., Л.: Музыка, 1964. - 183с.
8.. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учеб.пособие для студ.муз.-пед.фак. и отд–ий высш. и сред.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 192с.