Мастер-класс по теме «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время»
Составила
Федотова Светлана Руфовна
учитель начальных классов
МОУ СШ № 3 города Фурманова
Мастер-класс
Я желаю вам успеха-
Он всегда вам пригодится.
Я желаю вам здоровья
Его никогда не хватает.
Я желаю вам счастья
О нем мечтает каждый!
Слайд 1 Добрый день, уважаемое коллеги, представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время».
Слайд 2. В Стандартах второго поколения в системе базовых ценностей обозначена важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Слайд 3. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Слайд 4.В направлении развития личности социальная культура включает традиционные источники нравственности, которые представлены на слайде
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода).
Школьное образование предполагает не только получение необходимых для дальнейшей жизни знаний, но и формирования тех личностных качеств и навыков, без которых немыслим сегодняшний социум....
Слайд 4. Поэтому целью моей работы является формирование социально-активной личности, гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства.
Слайд 5. Достижение цели становится возможным через решение следующих задач, которые вы видите на слайде, среди них одними из важнейших являются:
изучение истории своего края;
воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
создание необходимых условий для воспитания патриотизма как духовной составляющей личности гражданина;
привитие навыков исследовательской работы;
создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Цель мастер-класса: продемонстрировать наиболее эффективные методы, формы и приемы работы с учащимися, способствующие решению задач патриотического воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности.
Слайд 5-7 (6 раз щелкнуть) Патриотическое воспитание младших школьников занимает одно из важнейших мест в моей работе как классного руководителя и учителя. Воспитание патриотизма – это целенаправленная работа, которую я провожу на протяжении всей своей профессиональной карьеры, как на уроках, так и во внеурочное время.
В систему моей работы прочно вошли такие формы организации воспитательной деятельности, как классные часы-практикумы, игровая деятельность, круглые столы, конкурсы, работа с притчами, просмотры роликов по духовно-нравственному воспитанию, чтение литературных произведений, экскурсии по историческим местам, встречи с ветеранами войны, заочные путешествия по боевым местам, изучение своего края, своей малой родины.
«Нет Земли краше, чем Родина наша», - говорится в народной пословице. И это действительно так. Нам, педагогам, необходимо научиться интересно подходить к теме патриотизма, чтобы этот интерес появился в наших детях.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия по теме «Моя малая родина».
Уважаемые коллеги, я приглашаю вас к сотрудничеству. Прошу занять места в группах.
На этапе определения темы и цели занятия я использую следующие приемы: демонстрация видео-фрагментов, анализ притч, пословиц, поговорок, чтение стихов, инсценировки, приемы персонификации, флеш-презентации и другие.
Прошу моих коллег подключиться к работе, побыть в роли моих учеников.
В начале занятия показываю ребятам фрагмент флеш-презентации и предлагаю ответить на вопросы:
Слайд
- Подумайте, как связано содержание флеш-презентации с темой нашего занятия? О чем пойдет речь? ( Разговор пойдет о нашей малой Родине, о городе Фурманов)
- Постарайтесь определить тему нашего занятия.
Как бы Вы ответили на эти вопросы?
-Правильно! Спасибо! Продолжим!
Как еще мы можем назвать свой родной город Фурманов? ( Моя малая Родина)
В такой большой стране как Россия у каждого из нас есть то место, тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом, школа, где так много знакомых и уже родных друзей.
-Давайте разберемся, что же такое моя малая родина?
- Что обозначает слово «моя»?
- МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Так мы с ребятами формулируем тему занятия. «МОЯ малая Родина»
Одной из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности, направленной на изучение малой родины, её истории, её героев, привлечение учащихся к посильному для их возраста решению проблем родного края, я считаю подготовку мини-проектов.
-Сегодня мы будем работать над подготовкой мини-проектов в малых группах.
Каждая группа получает свое задание, представленное на слайде.
1 группе предлагаю разработать мини-проект в форме экскурсионного маршрута «Достопримечательности нашего города».
2 группа получает задание разработать мини-проект «Галерея замечательных людей нашего города» в форме лэпбука.
Важно ребят с юного возраста привлекать к решению социальных проблем, воспитывать стремление сделать наш город лучше.
3 группа получает задание создать проект по благоустройству нашего города к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Сейчас фокус группа приступает к работе. Время работы 5-7 минут
- Известно, что информация, полученная ребенком в виде зрительных образов, лучше воспринимается и хранится. В процессе обучения я использую рисунки, схемы, плакаты, иллюстрации, фотографии, памятки.
При работе в группах дети знакомятся с пошаговыми инструкциями, алгоритмами, учатся распределять роли в 1 классе под руководством учителя, а 4 классе уже самостоятельно. Также использую различные приемы создания групп: в 1 классе по цвету кружочков, понравившихся картинок, к 4 классу подготовительная работа школьников по выбору группы усложняется.
На начальном этапе работы в группе у детей ещё недостаточно сформировано умение сравнивать, классифицировать, рассуждать, поэтому в целях формирования мыслительных умений использую различные приемы: ….
Прием «Акрослово». Детям очень нравится практическая работа с ассоциативно-определительным материалом. Данная игра дает учителю представление о сформированности у детей понятий патриотической направленности. Целесообразно использовать на этапе мотивации, актуализации знаний и в качестве рефлексивного упражнения.
Суть задания состоит в том, чтобы к каждой букве предложенного слова подобрать ассоциативный ряд слов, раскрывающих общий смысл и представления школьников о понятии в целом.
Предлагаю выполнить задание и поработать со словом «РОДИНА»
Р – Россия, род, родители, родственники, россияне…
О – Отечество, отец…
Д – дом, дети, дерево…
И – имя, искусство…
Н – небо, надежда …
А – акация, активность
Игровой приём «Эмпатия». Использование приёма ЭМПАТИИ, при котором ребёнок, воспринимая предмет, проецирует на него своё эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания, даёт возможность проникнуть детям во внутренний мир предметов, вещей, учит детей беречь общественное, воспитывает элементы гражданственности и правила поведения в общественных местах.
- ВЫ сорванный цветок, что вы чувствуете?-
- ВЫ затоптанный газон, о чём вы мечтаете?-…….
- Вы испорченная скамейка в парке, о чём вы думаете?-…..
- Вы недавно отремонтированное здание, на котором «красуется» надпись, сделанная при помощи краскопульта, что вы чувствуете?-….
Принимая на себя роль того или иного предмета, явления ребёнок учится постигать добро и зло, истинные глубины культуры, сопереживать. Этот приём является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения, образного мышления и развития речи ребёнка, а также помогает воспитывать у обучающихся бережное отношение к тому, что создано в нашем городе природой и трудом жителей.
Итак, время работы в группах истекло. Приступаем к презентации мини-проектов.
Слайд (На этапе рефлексии может быть использован прием для оценки работы групп: заполняют «Оценочный лист проекта» от 1 до 5 )
План | Оценка по 5 балльной системе |
| Экскурсионный маршрут | Галерея замечательных людей нашего города | «Сделай свой город лучше» |
Актуальность проекта, соответствие теме | | | |
Оформление проекта | | | |
Форма презентации проекта | | | |
Предлагаю во время выступления групп оценивать работу одноклассников.
Слайд 8 Ученый, лингвист Дмитрий Сергеевич Лихачев писал так: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе».
Представьте, что мы с вами одна большая семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем в нем то, что нам необходимо для счастья. Мне нужна в семье доброта, а вам?
тепло
забота
любовь
уважение
понимание …
Вот мы и построили наш общий дом под названием РОДИНА, где царит любовь и тепло. Соберите в ладошки свое тепло. Пусть его будет очень много. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом.
Игра «Падающая звезда».
В народе есть такое поверье, если загадать желание при падающей звезде, то оно обязательно сбудется. Вот я бы загадала, что бы наша малая родина процветала, чтобы к нам приезжали гости из других городов и восхищались бы ею.
А какое желание вы бы загадали, для нашей малой родины, возьмите звезды , которые лежат у вас на столе и напишите только одну фразу.
Озвучьте и прикрепите рядом с нашим домом ваши звезды.
Слайд А закончить наше занятие я хочу словами:
«Для России городок- частица,
А для нас –родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем»
Спасибо за внимание.