СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»»

Мастер – класс « «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников  на уроках русского языка и литературного чтения» Штыркова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Сар-Майданская СОШ»

Мастер – класс

«

«Приемы и методы формирования функциональной грамотности

младших школьников

на уроках русского языка и литературного чтения»

Штыркова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Сар-Майданская СОШ»

  Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.    информационная грамотность        коммуникативная грамотность ,   деятельностная грамотность  

  Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

информационная грамотность  

коммуникативная грамотность ,

деятельностная грамотность  

Приемы для формирования функциональной грамотности   Прием «Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма. Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».

Приемы для формирования функциональной грамотности

Прием «Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма. Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».

Прием «Лови ошибку» Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки. На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять краснымичернилами.

Прием «Лови ошибку»

Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают

экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять краснымичернилами.

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, урок чтения в 4 классе по рассказу М.Зощенко «Ёлка» может начаться с музыкальной композиции «Новый год» С.Лазарев (приём «Яркое пятно»).

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно»

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка.

Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, урок чтения в 4 классе по рассказу М.Зощенко «Ёлка» может начаться с

музыкальной композиции «Новый год» С.Лазарев (приём «Яркое пятно»).

Приём «Удивляй» Удивить ребят можно, если собрать их творческие работы (рассказы,сказки, сочинения) и создать в программе Flip PDF электронную книгу и представить на уроке внеклассного чтения, например. Электронную книгу можно создавать совместно с детьми или в группах на уроках технологии и во внеклассной деятельности

Приём «Удивляй»

Удивить ребят можно, если собрать их творческие работы (рассказы,сказки, сочинения) и создать в программе Flip PDF электронную книгу и представить на уроке внеклассного чтения, например.

Электронную книгу можно создавать совместно с детьми или в группах на уроках технологии и во внеклассной деятельности

Прием «Проблемная ситуация» Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают). Ребята получают задание: - Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова: Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо… Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка? Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».

Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают).

Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».

Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной  грамотности Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н. «Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов»  «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.

Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н.

«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами»,

«Чтение с половинками слов»

«Чтение с решёткой»,

«Сплошной текст»,

«Текст с наложением»,

«Текст с картинками»,

«Шторка», «Нет порядка» и др.

Схема-опора к рассказу  В.Бианки «Мишка-башка» Задание : Прочитать рассказ-быль «Косточка» Л.Н.Толстого, составить схему к рассказу. 1. - Зачем мать пересчитала сливы? Почему сказала отцу о том, что одной не хватает? 2. - Как поступил отец Вани? 3. - Чем мальчик выдал себя? 4. – Почему Ваня заплакал? 5. - Прочитайте то место в рассказе, которое вызвало у вас эмоциональный отклик. 6. - Какие эмоции и чувства вы испытали?

Схема-опора к рассказу В.Бианки «Мишка-башка»

Задание : Прочитать рассказ-быль «Косточка» Л.Н.Толстого, составить схему к рассказу.

1. - Зачем мать пересчитала сливы? Почему сказала отцу о том, что одной не хватает?

2. - Как поступил отец Вани?

3. - Чем мальчик выдал себя?

4. – Почему Ваня заплакал?

5. - Прочитайте то место в рассказе, которое вызвало у вас эмоциональный отклик.

6. - Какие эмоции и чувства вы испытали?