ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №81
МАСТЕР-КЛАСС
Приемы продуктивного чтения несплошных текстов
Ссылки на странице – переход к терминам. Возвращение к слайду – нажать на кнопку со стрелкой
Воробьева Марина Валерьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №81 г.Екатеринбург
Отрядом книг уставил
полку,
Читал, читал, а все без
толку...»
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ
Системный подход в формировании метапредметного результата «смысловое чтение» - основной ресурс повышения результатов обучения.
Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов
Познавательные
УУД
Личностные
УУД
Регулятивные
УУД
Коммуникативные
УУД
Исследовательские
и проектные
Чтение
в составе УУД
Междисциплинарная программа начальной школы
«Чтение. Работа с текстом»
Междисциплинарная программа основной школы
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Проекты МБОУ СОШ №81
Мониторинг сформированности УУД
(технология продуктивного чтения, ИКТ – технологии)
Мониторинг сформированности УУД
(технология продуктивного чтения, ИКТ – технологии)
Реализация проектов
в рамках темы «Продуктивное чтение»
Кто не меняется, тот не идет вперед!
Система работы по формированию метапредметного результата «смысловое чтение»
Стратегии работы с текстом
Техники активно-продуктивного чтения
Алгоритмы работы с несплошными текстами
Начальная школа
Основная школа
Средняя школа
Высокие результаты обучения, успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ
Умения, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ
Интерпретация информации
Оценка информации
Поиск информации
БЛОК А
БЛОК В
БЛОК С
КИМ
10
10
Виды текстов:
сплошные (без визуальных изображений)
несплошные (с визуальными изображениями)
Стратегии работы с текстом
Стратегии
предтекстовые:
Антиципация
Ориентиры
предвосхищения
Рассечение вопросов
Алфавит
Представь проблему по заголовку и предложи пути ее решения
Мозговой штурм
Стратегии
текстовые:
Чтение с остановками
Чтение в кружок
Чтение с пометами
Прочти вслух и выскажись
Театр у микрофона
Взаимовопросы и ответы
Мозаика
Экскурсия по книге
«Идеал»
«Несплошные» тексты - это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом.
Это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.
Несплошной текст: картинка
Алгоритм изучения информации, представленной на «картинке»:
- Что представлено на картинке (перечислить все объекты; под объектами будем понимать физические тела, детали, приборы, механизмы, элементы графики, принятые символьные обозначения, словом, все, что изображено и представляет собой отдельное целое; дать объектам названия, определить численные значение физических величин, характеризующих их, если возможно и нужно)?
- Каковы функции, перечисленных объектов?
- Как связан каждый отдельный объект с другими объектами, представленными на картинке?
- Какие свойства объектов меняются и почему?
- Какие изменения других объектов при этом последуют и почему?
- Какое явление, закон, правило и т.д. иллюстрирует картинка?
1. Умение различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста
Задание: выберите из предложенных текстов таблицу? Докажите, что это таблица.
2.Умение читать несплошной текст (воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её)
- Задания с выбором ответа(требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных)
- Задания с кратким ответом(требуется записать самостоятельно найденный ответ или вывод в краткой форме в предложенном месте)
- Задания с развернутым ответом(надо записать решение или обосновать выбор одного из вариантов решения.
«Кубик Блума»
«Киноафиша»
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
- Где? -Как вы считаете...?
-Когда? - Объясните, почему...?
-Почему? - Верно ли...?
-Как? И т.д. - Что, если ...? И т.д.
3.Умение переводить информацию в другие текстовые формы. (Создать сплошной текст на основе несплошного текста)
Математика 2 класс
Задание: Кассовый чек
Задача:
У мамы было 500 рублей. Она купила в магазине кефир за 25 рублей, сметану за 55 рублей, творог за 20 рублей. Сколько денег осталось у мамы?
4.Умение менять вид несплошного текста: перевод таблицы в схему
«Кинофестиваль»
Задание:
В каких городах находятся эти центры и комплексы? Соедини стрелками.
Получается схема:
Город
Москва
Место проведения
Время
Самара
ТРК «Горки»
Дни
Киров
ТРЦ «Космопорт»
14-00
Уржум
ТРЦ «Джем Молл»
16-00
6
15-00
ТРЦ «Гранд Плаза»
7
13-00
8
9
Москва ТРЦ «Гранд Плаза»
Самара ТРК «Горки»
Киров ТРЦ «Космопорт»
Уржум ТРЦ «Джем Молл»
5.Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст
Таблица «Кто? Что? Где? Когда? Почему?»
Кто?
Что?
Иван Федоров
Где?
Первая печатный букварь
Когда?
город Львов
Почему?
1574
Распространение знаний и просвещения на Руси
6.Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи:
- формулирование системы вопросов (заданий) на основе содержания прочитанного несплошного текста;
- использование полученной информации в новой ситуации;
- сопоставление новой и ранее полученной информации; выполнение мини-проекта (проекта) на определённую тему с использованием в том числе информации, извлечённой из несплошных текстов.
Окружающий мир, 2 класс
Мини-проект «Из чего состоит наша пища?»
Название продукта
Количество
белки
жиры
углеводы
Другие компоненты
Билет в Алмазный фонд
Задание:
Проанализируйте представленный материал. Ответьте на вопросы.
Оценочные техники для формирующего оценивания
Техники, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников
Описание техники
Мини (минутный ) отбор
Цепочка заметок
Что делать с полученными данными
В течение последних минут урока ученики отвечают на вопросы: «Какой момент был более важным в том, что изучали?», «Какой момент оказался не до конца понятым?»
Саммари в одном предложении
Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал вопрос по поводу происходящего на уроке. Ученики пишут ответ.
Отметить наиболее полезные комментарии, на следующем уроке скорректировать работу
Определить критерии для категоризации ответов. Выделить группы ответов. Обсудить их с учениками.
Ученики делают саммари изученной темы в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал , кому, когда, как, почему?» Требуется отбирать только четкие характеристики для каждого пункта.
Карты - приложения
Оценить качество каждого саммари. Отметить идентифицируют ли ученики основные понятия и из взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с учениками.
После изучения важного материала (теории) попросите учеников написать один или несколько вариантов приложения того, что они изучили, для того, чтобы определить, насколько они способны к переносу знаний.
Тестовые вопросы, составленные учениками
Просмотреть все приложения, категоризовать их в соответствии с их качеством. Подобрать широкий ассортимент примеров. Представить классу.
Ученики составляют по теме вопросы для теста и ответы в формате, соответствующем экзаменационному.
Оценить качество вопросов. Взять наиболее интересные, обсудить в классе. Можно использовать для контрольной работы.
Традиционных методов для обучения качественному чтению недостаточно
Ответственность за формирование читателя
Бессмысленно говорить, что мы учим читать, потому что на самом деле мы должны учить понимать текст, а обучение чтению, как мы обычно его трактуем, это только одно звено, только необходимое условие обучения процессу понимания.
А.А.Леонтьев
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!