Мастер-класс
«Приём драматизации в начальной школе как средство формирования универсальных учебных познавательных действий на уроках литературного чтения»
1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером. 1.1. Обоснование основных идей, принимаемых учителем (теория). Проблема по узкой теме.
В современной образовательной среде крайне важно обращать внимание на развитие читательской и функциональной грамотности у младших школьников. Умение эффективно читать, понимать информацию из текстов, различать смысл художественных и информативных материалов играет ключевую роль для успешной учёбы и адаптации в обществе. Чтобы достичь этой цели, важно своевременно оценить уровень навыков чтения как важный компонент грамотности.
Исследования учёных Б. С. Гершунского, О. Е. Лебедева, Л. М. Перминовой представляют особый интерес для современной системы образования. Б. С. Гершунский рассматривает грамотность как важное звено в цепи развития личности: от грамотности к образованию, профессиональной компетентности и культуре.
Обновлённые образовательные стандарты призваны формировать функциональную грамотность, необходимую для полноценного участия человека в различных аспектах жизни общества и страны.
Младший школьник представляет начало социального развития и использование методов воспитания помогает формировать у детей положительное отношение к обучению и процессу познания.
Занятия литературным чтением направлены на увлечение детей чтением и литературой, а формы драматизации помогают детям лучше воспринимать и воссоздавать прочитанное, развивая их воображение и способность к анализу и восприятию текстов.
Использование драматизации на уроках чтения стимулирует активность школьников и помогает им лучше понимать содержание произведений, развивая их творческое мышление и способность к анализу литературных текстов.
1.2. Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников) (практика).
Одной из важнейших характеристик литературного произведения, требующих от читателя способности к воображению, является образность. Ведущие отечественные психологи М. Г. Качурин, Л. С. Выготский и В. А. Крутецкий говорят о творческом воображении, Б. М. Теплов – об эмоциональном, С. Л. Рубинштейн – о художественном, С. И. Никифорова и М. Н. Седых – о литературном воссоздающем, наконец, В. Л. Дранков, Л. Г. Жабицкая, Л. Я. Гришина и Е. А. Корсунский – о читательском.
И читательское воображение, и эмоции переживания при драматизации литературного произведения вызывают серьёзную мыслительную работу, необходимую для их вербального выражения в соответствии с контекстом и природой художественного образа, чтобы состоялось коммуникативное взаимодействие инсценируемых героев. Другими словами, эмоции и переживания, воплощённые в акте коммуникации, носят интеллектуальный характер.
Исследователи детского чтения считают, что именно в младшем возрасте воображение читателя лучше всего поддаётся воздействию, поэтому начинать следует с работы над воссоздающим типом воображения, с тем чтобы впоследствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа – творческого воображения. Работа должна протекать системно, с опорой на различные художественные произведения и образы, раскрываемые в них . Таким образом, драматизация – методический приём, используемый на уроках чтения в начальных классах, литературы в средних и старших классах, повышающий полноту восприятия идейно-художественного содержания произведения, способствующий эстетическому развитию.
Кубасова О. В. выделяет основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:
анализ иллюстраций с точки зрения выразительности, мимики и пантомимики изображённых на них героев;
постановка индивидуальных и коллективных «живых картин»;
подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений);
чтение по ролям, драматизация развёрнутой формы [.
1.3. Описание системы практического применения.
Кубасовой О. В. были описаны возможные этапы организации подготовки к чтению по ролям, которые могут быть использованы в классе без специальных театральных средств и подмостков. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить:
выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников для прочтения;
отработать технику чтения произведения, сцены по ролям: найти слова каждого действующего лица, обсудить возможные компоненты интонации (тембр и темп чтения, интонационный рисунок);
подготовиться к чтению и провести пробное чтение. В заключение эпизод читается по ролям вызванными к доске учениками.
Чтение произведения по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня. Особо следует сказать о различных видах драматизации:
чтение наизусть с применением соответствующих жестов, телодвижений, интонации, расположения в группах (с описанием тех положений, действий, выражений лиц, поз, интонации, костюмов, обстановки и прочих предметов, и средств, которые необходимы для живого действия);
разыгрывание сценария с некоторыми декорациями, условными костюмами, упрощённым гримом;
использование пантомимы, что помогает через движения уяснить и объяснить содержание и форму произведения.
Для того чтобы исследуемый приём функционировал наиболее эффективно, необходимо в процессе использования драматизации соблюдать рекомендации, при применении которых учитель улучшает работу над художественным произведением на уроках чтения и работу по развитию речи учащихся:
Учитель и учащиеся должны ясно сознавать цель каждого случая введения приёма на урок. Чёткая постановка цели будет способствовать обеспечению организационной работы на уроке.
При использовании любой из форм драматизации важно соблюдать общую последовательность работы. При этом нужно избежать утомления детей. Иначе драматизация не принесёт ни желаемых результатов, ни удовлетворения.
Распределение ролей нужно производить сразу после произведения подготовки перед завершающим этапом инсценирования. Если исполнители будут известны заранее, это снизит интерес у остальной части класса.
Для оказания индивидуальной помощи участникам драматизации, особенно детям, не уверенным в своих в своих силах, рекомендуется следовать совету К. С. Станиславского: «Для того чтобы отвлечься от зрительного зала, надо увлекаться тем, что на сцене» [25]. Для этого ребёнок должен как можно глубже погрузиться в характер роли, чему помогает способность к воображению и перенесению в «предлагаемые обстоятельства». С помощью магического «если бы» К. С. Станиславского (другими словами, «представь себе, что это случилось с тобой») ребёнок на основе идентификации легче концентрируется на изображаемом образе и по принципу доминанты забывает о побочных явлениях – таких, как страх неуспеха, боязнь зрителей.
Если драматизация осуществляется на прозаическом учебном материале, возможны некоторые отклонения от текста, не искажающие последовательности и общего смысла реплик. Это не распространяется на стихотворные произведения.
Реквизит лучше использовать умеренно, всякий раз задавая себе вопрос, что конкретно даёт та или иная деталь декорации, костюма, грима. Нужно помнить, что лишняя бутафория снизит обучающую функцию приёма, переключив внимание детей с сути драматизации на её внешне занимательную форму.
Важно, чтобы качество каждого случая применения приёма драматизации подвергалось анализу и оценке со стороны учителя и детей.
В процессе драматизации педагог выступает не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора детской деятельности. При организации учебно-художественной деятельности младших школьников особенно важно, чтобы стиль общения учителя и учеников был демократичным, доброжелательным.
Для достижения эффективности в работе по использованию драматизации в процессе обучения чтению необходимо систематическое использование этого приёма.
2. Представление практического применения идеи. 2.1. Рассказ мастера о проекте урока.
Для практической части мастер-класса был разработан урок для 3 класса. В уроке преобладал словесный метод – беседа, в силу необходимости уточнения некоторых моментов с чтением.
Применение форм драматизации по Кубасовой позволяет сделать учебный процесс более индивидуальным и мотивирующим для каждого ученика.
В ходе уроке используется этапы подготовки к чтению по ролям.
2.2. Определение основных методов и приёмов работы.
В ходе демонстрации фрагмента урока будут использованы методы:
3. Демонстрация идеи (фрагмент урока). Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные |
5. Реализация построенного проекта. | Практический (упражнение) Словесный (беседа) Словесный (беседа) | Организует работу с учебником. – Прочитайте по ролям разговор уток и лягушки. Как сказочные герои проявили себя в этом разговоре? Покажите это голосом при чтении (УМК «Школа России», 3 класс, 1 часть: с. 154 №1). Определяет вместе с обучающимися действующие лица, участвующие в чтении по ролям. Обсуждает вместе с действующими лицами и классом их реплики. – Какие слова непонятны? – Как можно прочитать эту реплику, с какой интонацией, с каким тембром и темпом чтения? Организует пробное чтение. | Выполняют задание. Строят речевое высказывание. Определяют, кто и сколько человек будут читать по ролям. Отвечают на вопросы Выполняют задание. | Читать по ролям. | К: строить речевое высказывание. К: строить речевое высказывание. П: анализировать текстовую информацию. | Познавательный интерес к изучению литературному чтению, активность и самостоятельность в его познании. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Проводит оценивание учениками работы действующих лиц. Обсуждает вместе с действующими лицами и классом их реплики. – Рассмотрим на слайдах, как можно разнообразить и оживить чтение по ролям. Обсуждает, какие жесты или позы можно было добавить в постановку. Раздаёт шапочки уток и лягушки действующим лицам и приглашает их выйти к доске, попробовать прочитать свои реплики, используя жесты или позы. | Оценивают пробное чтение. Называют, что изображено на иллюстрациях: мимика, пантомима, декорации, жесты, позы, костюмы, грим. Предлагают свои варианты ответов. Выполняют задание. | Читать по ролям. | Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности. К: строить речевое высказывание. К: строить речевое высказывание. К: строить речевое высказывание. | Познавательный интерес к изучению литературному чтению, активность и самостоятельность в его познании. |
4. Моделирование. 4.1. Самостоятельная разработка модели урока в режиме продемонстрированной идеи.
Разработка слушателями и участниками мастер-класса собственного фрагмента урока с использованием видов драматизации. Для более быстрого выполнения задания участники объединяются в группы.
4.2. Обсуждение авторских моделей (демонстрирование результатов, выявлений достоинств, ответы на вопросы.).
Ответы мастера на вопросы участников, демонстрация разработок участников мастер-класса. Выявление сильных сторон и недостатков проведённой работы.
5. Рефлексия. 5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и участников.
В ходе мастер-класса были продемонстрированы навыки проектирования урока литературного чтения с видами драматизации.
5.2. Аннотирование.
Применение различных видов драматизации на уроках литературного чтения позволяет эффективно улучшить внимание, интерес определённых обучающихся; стимулировать воображение и развить память.