Муниципальное образовательное учреждение
«Оболенская средняя общеобразовательная школа»
Мастер-класс
«Приёмы работы
по формированию навыков правильного, осознанного,
выразительного чтения»
Учитель начальных классов
Артамонова Ирина Васильевна
январь 2018
Содержание
Вступление: притча «Книги или красноречие»
Приёмы работы со скороговорками
Приёмы работы с текстами
Заключение
1.Вступление (на фоне музыки)
Книги или красноречие
Жил один человек, который очень любил читать. Целыми днями он занимался этим делом, впитывая книжку за книжкой, и прочитал их больше тысячи. Но однажды, по часам провидения пришло его время, и явился к нему ангел смерти, перебив сладкий сон. Ангел сказал ему, что пришло его время проститься с этим миром, что дни его сочтены и теперь он нужен наверху.
— Ты был хорошим человеком, — сказал ангел, — поэтому и смерть твоя будет простой и лёгкой. Дай мне свою руку, и ты с лёгкостью покинешь своё тело.
— Погоди, ангел, — сказал ему человек, медленно протягивая руку, — не торопись умерщвлять моё тело.
— Не волнуйся, твоё тело заснёт вечным сном, а душа твоя престанет перед Господом Богом нашим всевышним. И твоя дальнейшая судьба будет уже в его руках.
— Погоди, ангел, — повторил человек, — поручись мне, пожалуйста, дорогой мой, что с телом моим ничего не случится до самого утра. Потому что я ещё вернусь к нему, ведь не все дела я здесь ещё завершил.
Ангел с удивлением поручился и повёл его по незримым ступеням на небеса. Передав душу Господу, ангел улетел по своим делам. А Бог начал свой допрос, которому подвергается каждая душа, чтобы выяснить, где ей место: в раю или в очищающем огне.
Спустя некоторое время Бог вызвал того же ангела смерти и велел ему проводить душу человека обратно. Сказал при этом лишь, что произошли кое-какие изменения. Ангел же, не посмев выказать любопытства, покорно исполнил волю Господа. С большим удивлением он спросил воскресшего человека:
— О чём же вы говорили со Всевышним, что он решил дать тебе ещё десять лет? Ведь такого ещё никогда не было.
— Я думаю, — ответил воскресший, — что он сам тебе всё расскажет. И ещё я думаю, что это не последние десять лет, которые он мне дал.
Не удержавшись, ангел всё же спросил у Бога об этой ситуации. На что Бог ему ответил:
— Наши нынешние создания стали мало читать, а соответственно неумело разговаривать. Общаясь с этим человеком, я просто наслаждался, слушая его речь. Поскольку я давно не слышал красноречия от своих созданий, то очень удивился, и более того, даже возгордился за своё создание. А когда я спросил, чего он хочет за принесённую мне радость, он ответил: «Я хочу обрадовать тебя ещё больше, показав, что твоё создание может говорить ещё краше. Но для этого мне нужно прочитать ещё тысячу книг, а для этого, прошу у тебя ещё десять лет жизни».[1]
- О чём эта притча? Любовь к чтению и красноречие продлевает человеческую жизнь. Выразительное чтение закладывает умение правильно и красиво выражать свои мысли, а значит общаться и получать положительные эмоции.
- Поэтому тема моего мастер-класса: «Приёмы работы по формированию навыков правильного, осознанного, выразительного чтения». Особенно актуальна эта тема сейчас, накануне введения устной части ОГЭ по русскому языку.
Красота речи это правильная дикция, а основа работы по формированию дикции – скороговорки.
2. Приёмы работы со скороговорками
- Каждый участник возьмёт полоску с текстом. Объединимся в пары, составив из двух половинок целую скороговорку.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Наш Полкан попал в капкан.
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
(Обратите внимание, что используя обратную зеркальную сторону текстов, можно работать над правильной постановкой звуков)
Соревнования в парах:
«Улитки»
Кто медленнее прочитает скороговорку?
«Диктор»
Произнесите скороговорку, чётко выговаривая все согласные!
«Почувствуй ритм»
Читайте с ударением на выделенные гласные, одновременно помогая себе хлопками в ладоши.
«Интонирование»
Тренируемся менять интонацию. Прочитайте с вопросительной интонацией, делая акцент на 1 слове, на последнем слове. Как изменился смысл фразы?
«На разные голоса»
Чтение от имени разных животных. Например, змеи, собаки.
6) «Буксир» Чтение за ведущим.
Соревнования в скорости произношения между парами за ведущим.
Ведущий: У Тамары-тараторки 33 скороговорки.
1пара - Водовоз вёз воду из-под водопровода.
2пара - Наш Полкан попал в капкан.
3 пара - У Сашки в кармашке шишки и шашки.
3. Приёмы работы с текстами
Объединимся в 2 группы по 3 человека (по цвету фишек). Каждая группа получает лист с 3 текстами.
1) «Поиск» В тексте нужно найти как можно быстрее заданное слово или фразу. (Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов, развивает словесную память, учит просмотровому чтению).
- В каком тексте есть такие слова: «…поиграл ветер с липой, подобрался к туче…»
Назовите автора и заголовок.
2) Упражнение «Молния» (чтение в разном темпе)
По сигналу начните читать текст все одновременно вполголоса. По команде «Молния!» ускорьте чтение, не забывая чётко произносить все звуки.
3) «Тихое чтение» (упражнение в чтении про себя). Читайте вполголоса одновременно («жужжащее чтение»). Как только звучит сигнал колокольчика, переходим на беззвучное чтение, приложив пальчик к губам.
4) Анализ художественных приёмов
-Какие действия выполняет ветер в 1 части текста? Подчеркните карандашом.
-Каков характер ветра? (взрывной, порывистый, озорной, хулиганский).
-Что автор пишет о липе? Прочитайте эту часть предложения. (Липа вздохнула и выдохнула из себя миллион золотых листиков). Какие глаголы употребляет Пришвин? Подчеркните. (вздохнула, выдохнула).
- Какой приём использовал автор? (Олицетворение. Ветер – молодой парень, липа – старая женщина).
-Попробуйте изобразить липу. Каков характер липы? (неспешная старая, утомлённая).
-Прочитайте 1 часть текста, выделяя голосом подчёркнутые глаголы. Найдите скрытое сравнение – метафору. (золотые монетки, золотые листики) -Какие прилагательные использовал Пришвин? Подчеркните волнистой линией. Прочитайте, выделяя голосом и глаголы и прилагательные. (1 команда)
-Над глаголами и прилагательными поставьте стрелки на повышение интонации (/). Прочитайте, передавая характеры ветра и липы, соблюдая паузы и повышение интонации.
5) «Словесное рисование» В работе над текстом поэтического произведения хорош приём словесного рисования.
-Прочти и представь картину, которую нарисовал словами поэт. Как этот рисунок (показываю рисунок) скушен без красок, так и стихотворение оживает с помощью прилагательных и глаголов. Какие краски взял Бунин для зарисовки осеннего леса? (лиловый, золотой, багряный, голубой).
4.Заключение
-Как капельки воды, соединяясь в одном сосуде, заиграли яркими красками, так и наша речь, наполняясь сравнениями, метафорами и олицетворениями становиться яркой, а эмоции добавляют оттенков в каждое сказанное слово.
Использованные источники:
Источник:https://pritchi.ru/id_3197
КозыреваА.С. 56 видов работы над текстом. Начальная школа – 1990г - №3 с.27
Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm