СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Путешествие в страну "Толерантию"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие с элементами тренинга. Возрастная группа - 7, 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Путешествие в страну "Толерантию"»









МАСТЕР-КЛАСС


занятие с элементами тренинга


«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ТОЛЕРАНТИЮ»





7 класс


















МАСТЕР-КЛАСС занятие с элементами тренинга

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ТОЛЕРАНТИЮ»



Нет препятствий – она те­чёт;

плотина – она остановится;

прорвётся плотина – она снова потечёт;

в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна;

в круглом она кругла.

Оттого, что она так уступчива,

она нежней всего и сильней всего».

(Л.Н. Толстой)


Цель:

Способствовать формированию толерантной личности подростков.

Задачи:

  1. Познакомить подростков с понятиями «толерантность» и «интолерантность».

  2. Стимулировать воображение участников в поисках собственных определений понятий «толерантная личность» и «интолерантная личность».

  3. Познакомить с чертами толерантного и интолерантного человека.

  4. Дать возможность подростку осознать свои личностные черты.

  5. Способствовать формированию творческих способностей подростков.


Оборудование: Рисунки учеников класса на тему «Страна толерантия», дерево настроения (на ватмане) – 2 шт., разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) – 2 набора, чёрный ящик, парусник, игра «Ромашка черт человека» - 2 набора (интолерантных, толерантных), карточки с качествами, 2 ватмана, краски, фломастеры, кисти, цветная бумага, клей, ножницы, , листы бумаги ½ А4 (по количеству учащихся), ручки и карандаши (по количеству учащихся), памятки толерантного поведения

НВ- необходимое время для выполнения.

Ход занятия:

Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю отправиться вам в интересное путешествие в страну, которая называется «ТОЛЕРАНТИЯ»

Ведущий: - Но перед тем как отправиться в путешествие нам необходимо вспомнить правила работы в группе.


Принимаются правила работы в группе.

НВ: 2 минуты

1. Доброжелательная, открытая атмосфера. Не допускаем агрессивных высказываний и действий по отношению друг к другу.

2. Активность. Активное участие в работе.

3. Открытость. Говори то, что ты думаешь.


Упражнение «Дерево настроения»

НВ: 2 минуты

Участникам предлагаются разноцветные листочки. Подросткам необходимо выбрать тот цвет листочка, который отражает настроение на данный момент, и приклеить к дереву.

Зеленые – активен и готов работать на 100 %.

Желтые – активен и готов работать на 50%.

Красные – активен, но нахожусь в режиме ожидания.


Выбор транспортного средства.

НВ: 1 минута

Ведущий: - Мы отправляемся в путешествие! Но на чем мы отправимся??? Модель нашего транспортного средства находится в чёрном ящике. Как вы думаете, ребята, что там? (Ребята предлагают свои версии)

Хорошо, я вам помогу, только вам предстоит отгадать загадку:


Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль –

По волнам плывёт…

(Корабль)


Ведущий, доставая из чёрного ящика парусник

- Правильно! Это корабль!

Ведущий: Отправляемся в путь!


Знакомство со страной «ТОЛЕРАНТИЕЙ».


Ведущий: - Ребята, перед тем как попасть в эту страну, мы с вами вспомним, что же такое толерантность?

НВ: 5 минут

Ведущий: - Молодцы! Вы все правы. Любое из этих определений раскрывает одну сторону этого понятия. А все вместе, в комплексе дают полную характеристику понятию «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

- А какого человека мы можем назвать толерантным человеком?

- А кого мы можем назвать интолерантным человеком?

И вот сегодня мы с вами попробуем выделить качества, которые присущи «толерантным людям» и «интолерантным людям».


Упражнение «Черты толерантного и интолерантного человека».

НВ: 6 минут

Процедура проведения. Детям предлагается собрать две «ромашки».

1-я ромашка черт толерантной личность,

2-я ромашка черт интолерантной личности.

В конце дети аргументируют свой выбор


Предлагаемые черты толерантного человека:


  1. Расположенность к другим
    2. Снисходительность
    3. Терпение
    4. Чувство юмора
    5. Чуткость
    6. Доверие
    7. Альтруизм
    8. Терпимость к различиям
    9. Умение владеть собой
    10. Доброжелательность
    11. Умение не осуждать других
    12. Гуманизм

13. Умение слушать

Предлагаемые черты интолерантного человека:

  1. Агрессивность.

  2. Нетерпимость к различиям.

  3. Недоверие.

  4. Неумение слушать.

  5. Неспособность к сопереживанию.

  6. Неумение владеть собой..

  7. Отсутствие чувства юмора.

  8. Мстительность.

  9. Недоброжелательность.

  10. Нечуткость.

  11. Завистливость

  12. Раздражительность.


Ведущий: - Мы с вами много сегодня работали, а теперь предлагаю вам отвлечься и размяться. Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, которая называется «Друг к дружке»



Игра-активатор “Друг к дружке”.

НВ: 2 минуты

Ведущий: - Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!
- Плечо к плечу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!


Упражнение «Эмблема толерантности»

НВ: 8 минут

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения. Ребята, на предыдущих этапах вы вы­работали собственные определения толерантности и озна­комились с уже существующими. Но обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны — вам предстоит создать эмблему толерантности.

Дети делятся на 2 команды попытаются самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, по­литических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 7-8 мин. После завершения работы участники групп рассматривают рисунки друг друга.


Ведущий: - Ребята, давайте теперь поговорим про наш класс. Я думаю, что наш класс это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

А что же для этого нужно?

Ребята высказывают свои мнения.

                                                                    

Ведущий: Всё правильно, ребята. Ну а теперь давайте попробуем выработать кодекс толерантного поведения ученика нашего класса.

Кодекс толерантного поведения ученика.

  • Я имею право на счастье и доброе отношение в этом классе.

Это значит, что никто не будет надо мной смеяться, что меня не

будут игнорировать и обижать.

  • Я имею право быть самим собой в классе. Это значит, что никто не

будет относиться ко мне несправедливо из-за того, что я толстый или

худой, быстрый или медлительный, мальчик или девочка.

  • Я имею право на безопасность в классе. Это значит, что меня никто не

будет бить, толкать или щипать.

  • Я имею право слушать и быть услышанным в этом классе. Это значит,

что никто здесь не будет кричать или визжать и мое мнение и желание

будут учитываться при планировании всех совместных действий.

  • Я имею право познавать себя в классе. Это значит, что я смогу свободно

выражать свои чувства и мнения и меня не будут прерывать или

наказывать.

  • Я обязан уважать права, привычки, взгляды другого человека.

  • Я обязан при конфликтных ситуациях стремиться только к диалогу.

Ведущий: Хочу подарить вам памятку, набор правил, которые помогут вам в вашем дальнейшем пути и я очень надеюсь, что и вы, и я, будем стараться соблюдать эти правила и не забывать о них.

Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию.

  • Вы здорово помогаете друг другу.

  • Вы миролюбивые люди.

  • Ставь интересы других людей выше собственных.

  • Будь верен и надежен.

  • Уважай других, уважая себя.

  • Терпимо относись к другим точкам зрения.

  • Воспринимай людей как равных себе.

  • Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

  • Умей прощать и не будь обидчив.

  • Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.

  • Проявляй чуткость.

  • Будь уверен в себе.

  • Будь свободен от лжи и обмана.

  • Умей контролировать свои желания и поступки.

  • Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.



Упражнение «Дерево обратной связи».

НВ: 2 минуты

Участникам предлагаются разноцветные листочки. Подросткам необходимо выбрать тот цвет листочка, который отражает отношение к происходившему на занятии и приклеить к дереву.


Упражнение «Пять добрых слов»

НВ: 4 минуты

Ведущий:

1. Обведите на листочке бумаги свою руку.

2. Напишите на ладошке свое имя.

3. Передайте свой лист соседу справа, а сами получите рисунок от того, кто слева от вас.

4. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка Вы пишите пожелание для обладателя ладошки.

5. Передайте лист дальше по кругу.


Ведущий: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Я предлагаю спеть всем вместе добрую и красивую песню о дружбе.


"Песня про дружбу"

Зазвенел ручей, и слышно, 
Как трещит на речке лёд.
И капель с промокшей крыши 
Нам за шиворот течёт! 
Речка разлилась напрасно, 
Ей друзей не разлучить! 
Ну а вместе нам не страшно 
Даже ноги промочить!

Припев:
Солнечные зайчики прыгают по лужам, 
Ручеёк сверкает лентой голубой, 
Капли разлетаются брызгами веснушек, 
Только дружбу крепкую не разлить водой. 

2
Не беда, когда грохочет 
Над весенней рощей гром. 
Если дождик нас промочит, 
Нам и это нипочём. 
Радуга блестит над лесом, 
Светит солнце для друзей, 
И весёлой нашей песне 
Подпевает соловей! 

Припев.