Мастер-класс «Развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса в ДОУ»
Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.
Задачи:
• ознакомление с понятием «толерантности»;
• показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны;
• создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения;
• осознание педагогом своей индивидуальности, принятие себя как уникальной личности.
- Здравствуйте, уважаемые педагоги, сегодня мы с вами будем разговаривать о воспитании этики межнационального общения, доброжелательности, по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности.
Одним из важных звеньев по воспитанию у дошкольников этих качеств является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Для детей первыми и основными воспитателями являются родители и поэтому невозможно сформировать что-либо у ребенка, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. В зависимости от атмосферы взаимоотношений в семье между родителями, между родственниками, существенно влияют на воспитание ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию доброжелательного отношенияу детей друг к другу должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Актуальность
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема воспитания доброжелательности, по отношению к людям не зависимо от социальной и национальной принадлежности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
• этика и стратегия ненасилия;
• идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
• необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию игру-тренинг по ознакомлению родителей с воспитанием у детей дошкольного возраста гуманного отношения друг к другу.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Правила общения:
-уважай собеседника
-старайся понять то, о чем говорят другие
-отстаивай свое мнение тактично.
-ищи лучшие аргументы
-будь справедливым, готовым признать правоту другого
-стремись учитывать интересы других
Начать я хочу, с одного простого теста. Посмотрите, что у меня в руках? (купюра, достоинством, например 5000 рублей)
- Кто хочет получить купюру?
(ответы)
- Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю (сжимаю)
“Ну и кому из вас она нужна в таком виде? ”
Несмотря на все, что я проделала с этой купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности. Она все еще купюра достоинством в 5000 рублей. А теперь самое главное: Грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит.
Наша ценность определяется не тем, что мы делаем, или с кем знакомы, а тем какие мы.
И самое главное необходимо научиться принимать человека, таким, какой он есть.
Принять и понять. Это сложно, но возможно!
Я хотела бы познакомить вас с одной китайской притчей
«Ладная семья».
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Мало ли больших семейств на свете. Да, не мало.
Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк и ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди.
Прибыл он в село, и душа его порадовалась: кругом чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как добилась всего этого семья.
Пришел к главе семьи. «Расскажи», - говорит. Тот взял лист бумаги и стал что – то писать. Долго писал что-то на бумаге старейшина Затем передал лист владыке.
Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь;
Прощение;
Терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
- И все? – Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? (Любовь, прощение, терпение)
Я также считаю что любовь, прощение, терпение действительно, являются основополагающими для каждого уважающего себя и окружающих человека. И, нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить и самим научиться терпению, пониманию, добру и состраданию ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой… Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга, такими какими мы есть.
Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста целью, которых является повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.
1. –Игра "Я - хороший, ты — хороший"
Цель: Повышение самооценки, сплоченности коллектива, получение поддержки от группы.
- нужно назвать положительные качества, которые начинаются на первую букву вашего имени.
2. Игра “Это здорово! ”
Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Участники группы стоят в кругу.
Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово! ” и одновременно поднять вверх большой палец.
3. Игра на развитие чувства близости с другими детьми:
Игра «Мы похожи»
Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в коллективе.
Приглашаю в круг (члены группы стоят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста, или одинаковый цвет волос и т. д.)». Тот кого пригласили выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
Следующий методический прием, который можно использовать на занятии это Художественное слово (стихотворения, дразнилки, пословицы и поговорки, рассказы зарубежных авторов и сказки народов мира).
Огромная роль детской художественной литературы в познании ребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углублении жизненного опыта, формировании начатков мировоззрения и первоначальных основ социальной активности произведения поэтов и писателей разных народов, несомненно, оказали положительное влияние на формирование личности ребенка.
1. - В какой сказке А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти.? (Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою. Старуха, получая все больше и больше, стремится стать владычицей морской, но жадность и властность не приносят ей ничего хорошего. Приобретая многое, она теряет всё и остаётся у разбитого корыта. Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека. … «Сказка о рыбаке и рыбке»
2. - В какой сказке хрупкая девочка ради любви к ближнему, готова принести себя в жертву? Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Наверное, этих ценностей нам так не хватает в жизни. (Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)_
3. - В какой сказке главный герой был заколдован за то, что посмеялся над странной старушкой.? (Ему пришлось пройти много испытаний и лишений. Но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми кто имеет странную внешность – они тоже люди и имеют право на жизнь.) … И. Гауф «Карлик Нос»
4. - Сказка про дружную совместную работу. …. «Репка»
5. - Какая сказка учит быть добрым в любой ситуации?. (Бедному герою столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но не смотря на это он остался добрым. И ведь он был награжден – вырос в прекрасного красавца. Чем не награда) … Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский пишет: "Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирование личности.
Пришёл котёнок к нам слепой.
Он грустно так мяукал.
И в тихой песенке его
Лишь жалобные звуки.
Ему надели мы очки –
Он в красках мир увидел
А то, что знатный он певец
Никто и не предвидел.
Поёт котёнок день и ночь
На дереве и крыше.
Послушать музыку не прочь
Не только птицы, - мыши!
А то, что носит он очки
Для всех друзей не важно.
В очках котёнок наш слепой
Стал смелым и отважным!
Вы когда-нибудь встречали таких людей, как наш герой? (Да) .
Что вы чувствовали по отношению к ним? (Нам было их жалко) .
Хотелось ли вам помочь этим людям? (Да).
Скажите, пожалуйста, надо быть только врачами, чтоб помогать больным людям? Может быть им нужна еще и другая помощь, кроме медицинской?
-Конечно, больным людям еще нужно общение, добрые люди.
А теперь давайте подберем слова - синонимы слову «инвалид». (Больной, нездоровый, особенный).
- Чем мы можем помочь детям – инвалидам (например: читать и рассказывать сказки, совместно играть, сделать игрушки –самоделки, помогать передвигаться, рассказывать смешные истории и радоваться, относиться с пониманием к их личностному своеобразию и физическим недостаткам, не дразнить, не обзываться.
Я предлагаю, Вам, закончить наш мастер-класс совместной работой «Созданием дерева доброты». У каждого есть индивидуальный набор необходимый для этого.
Возьмем белый лист бумаги, он чистый как наши детки, которые попадают к нам в детские сады из маминых рук в наши. А вот из цветной бумаги предлагаю вырезать листочки - это будущая крона дерева. Наши листочки разного цвета, размера, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники разные по характеру, по традициям, по интересам, по поведению они и есть «наши листочки», наша крона, наклеиваем их. Берем лист коричневого цвета, обводим каждый свою ладошку с запястьем - это будет наше дерево, наклеиваем на крону. Посмотрите, что у нас получилось? Все наши «детки-листочки» согреты нашими руками. Именно в наших детских садах мы должны научить наших детей быть ДОБРЫМИ, уметь ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ. И в заключении мне бы хотелось закончить стихами
«Учитесь управлять собой»
Учитесь управлять собой,
Во всём ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору.
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде.
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все пройдут,
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
(Заповедь психотерапевта Ю. Мерзлякова).
Спасибо за внимание!
Педсовет «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ»
Ольга Тяпкина
Педсовет «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ»
Педсовет "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ"
Задачи:
1. Обсудить пути повышения качества образования в дошкольном учреждении.
2. Раскрыть роль воспитателя в системе профессиональной подготовки современного педагога.
3. Увлечь педагогов и родителей к составлению портфолио интересов группы.
Повестка
Рейтинг образовательных учреждений.
Заведующий МБДОУ – Ким М. Н.
Деловая игра «Оформление портфолио. Проблемы и рекомендации»
Старший воспитатель – Тяпкина О. Н.
Оборудование
Расстановка столов.
Раздаточный материал (конструктор, фишки)
Ход педсовета
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить важнейшие аспекты построения партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Слово предоставляется заведующему детского сада.
1. Вступительное слово – заведующий БДОУ Ким М. Н.
«Рейтинг образовательных учреждений»
Обсуждение с педагогами:
Проблемы МБДОУ
Пути повышения качества образования дошкольного учреждения.
2. Вступительное слово – старший воспитатель Тяпкина О. Н.
- Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо все время чему-то учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Деятельность педагога не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Сегодня каждый человек должен быть не только профессионалом своей профессии, но и уметь представить себя с лучшей стороны.
Та же ситуация возникает и в современных семьях. Все мы с вами знаем, что в современном мире родители заняты добычей средств к существованию. Что на общение с собственным ребенком и воспитателем нет времени, они очень часто забывают о том, что семья является первым воспитателем. Для того, чтобы напомнить им о том, что у родителей с детьми должно быть время для совместного общения мы сегодня и создаем портфолио интересов группы.
Портфолио – это показатель успехов семьи. Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в жизни семьи.
Сегодня мы попытаемся определить из каких частей должно состоять данное портфолио.
3. Деловая игра ««Оформление портфолио. Проблемы и рекомендации»
-Портфолио – это конструктор. Мы с вами будем строителями и разделимся на 2 команды. Каждая команда размещается за отдельным столом.
- Что необходимо сделать до начала строительства? И так, я думаю, что нам сначала необходимо определиться с тем, что же мы будем строить
Задание 1.
У вас на столах вложены карточки с буквами. Из букв составить 2 слова.
-портфолио семьи
- Каждая из «строительных бригад» определилась, что будут строить. Теперь необходимо составит проект того, что необходимо построить.
Задание 2
На мольберте написать примерное содержание вашего портфолио.
Выбрать столько деталей конструктора, сколько разделов вашего портфолио.
Задание 3
- Далее «строительные бригады» должны «закупить строительные материалы»
Задание 4
Построить из «строительных материалов» то, что хотели построить по проекту.
- При строительстве необходимо придерживаться определенных правил. Так и при оформлении портфолио есть правила.
Задание 5.
Выберете наиболее актуальные рекомендации по оформлению портфолио и поставке их в порядке значимости.
Рекомендации по оформлению портфолио.
1. Определите цель создания портфолио. (Для чего вам необходимо оформить портфолио)
2. Определите вид портфолио.
3. Определите временной промежуток, в течение которого будет оформляться и пополнятся портфолио.
4. В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса семьи.
5. Каждый отдельный материал должен датироваться
6. Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в пояснительной записке, в которой следует указать, какие материалы включены в портфолио, и обосновать тот факт, что именно эти материалы являются свидетельствами успеха семьи.
7. Оформление портфолио должно быть добровольным.
8. В портфолио вкладываются материалы и документы, отражающие результаты достижения.
9. Все материалы портфолио распределяются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.
10. Варианты оформления могут быть различными, как и названия рубрик и разделов.
11. Материалы портфолио должны быть эстетичными и аккуратно оформленными.
4. Самоанализ деятельности.
На каждый вопрос необходимо выложить фишку:
Красный (да)
Зеленый (скорее да)
Синий (нет)
Вопросы для самоанализа:
1. Как вы думаете, необходимо уметь составлять портфолио интересов семей
2. Как вы считаете, необходимо ли педагогу самому составлять портфолио интересов группы и постоянно пополнять его?
3. Необходимо ли педагогу портфолио при взаимодействии с родителями?
4. Имеете ли вы представление о том, как составить и оформить портфолио?