СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Роль эмоций в формировании профессионального самоопределения старшеклассников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен мастер-класс по развитию у учащихся готовности к профессиональному самоопределению путем работы с эмоциональным состоянием.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Роль эмоций в формировании профессионального самоопределения старшеклассников»










Роль эмоций в развитии готовности старшеклассников

к профессиональному самоопределению

(мастер-класс)








Подготовил:

методист

Феоктистова

Юлия Сергеевна















Белгород 2019

Роль эмоций в развитии готовности старшеклассников

к профессиональному самоопределению


Цель: развитие профессиональной компетентности педагога.

Задачи:

- создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлению, активности и искренности;

- расширение навыков рефлексии эмоциональных состояний;

- развитие регуляторных процессов и личностно-регулятивных свойств: планирование, гибкость, самостоятельность

- обучение техникам саморегуляции, применяемым в педагогическом процессе.

Аудитория: участники семинара

Материально-дидактическое оснащение:

1.Раздаточный материал: листы бумаги, карточки, лист рефлексии, рекомендации.

2. Мультимедийный проектор


План занятия.

  1. Вводная часть.

  2. Основная часть

    1. Овладение приемами саморегуляции

    2. Овладение приемами рационального мышления

    3. Овладение техникой планирования.

  3. Заключительная часть: составление правил изменения иррациональных убеждений.

  4. Рефлексия.



Вводная часть


Только бы мне горькое море переплыть,

Только бы мне чистою душу сохранить,

Только бы от миссии своей не уклониться,

И в тревожной панике в трусость не скатиться.

Наша жизнь сложна, очень часто неопределенна, выставляет на нашем пути множество препятствий. Многие из них связаны с профессиональной деятельностью человека. И одним из факторов, способствующих развитию готовности учащихся к профессиональному самоопределению, является эмоциональная культура. Эмоции, настроения, переживания, чувства – все это «звуки нашей души». Они играют в нашей жизни огромную роль. Мы грустим, радуемся, огорчаемся, восхищаемся, тоскуем, гневаемся, тревожимся или веселимся – все это проявления эмоций.

Главным компонентом эмоциональной культуры является высокий уровень саморегуляции. И можно сказать, что саморегулируемость – это один из ведущих ориентирующих признаков субъекта профессиональной деятельности. Саморегуляция профессиональной и учебной деятельности выражается в готовности будущих специалистов устанавливать соответствие между отдельными компонентами, требованиями этой деятельности и собственными возможностями личности в конкретных ситуациях ее осуществления. Как следствие, в качестве необходимых умений старшеклассников выступают умение ставить или осознанно принимать цель деятельности, в соответствии с целью анализировать и создавать систему значимых условий, составлять последовательную программу действий (упорядочивать действия, способы, средства деятельности), оценивать конечные и промежуточные результаты, сопоставлять их с заданными и субъективными критериями успешности деятельности, на основе оценки производить требуемые коррективы.

Особое внимание хотелось бы уделить учительскому труду, который, зачастую, сопряжен с большими эмоциональными и психическими перегрузками. Очень часто получается, что к тому времени, когда учителя накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.

Поэтому темой моего мастер-класса сегодня выступает эмоциональная культура человека. Умение владеть собой, наличие эмпатии, устойчивости – является несомненным залогом своего собственного благополучия, а также душевного комфорта наших детей.

Основные техники и методы, используемые в работе: разнообразные техники саморегуляции, позитивного и рационального мышления, планирования, программирования и самостоятельности.


Основная часть

Разминка.

Наше прекрасное настроение, счастливые моменты в жизни очень часто связано с тем, что нам дорого, что мы очень любим. Я вам предлагаю, передавая вот эту замечательную игрушку друг другу, продолжить предложение «Я люблю...».

Такие упражнения очень часто употребляются для так называемой разминки учащихся, создания благоприятного эмоционального фона, доверительных отношений.

Упражнения «Властелин эмоций»

Цель: овладение приемами психической саморегуляции, развитие невербальной экспрессии.

Эмоциональные и физические состояния человека взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. В человеке все взаимосвязано: дыхание, поза, настроение, наши мысли, наше самочувствие прочно связаны друг с другом, изменение одного параметра ведет за собой изменение другого. Поэтому, видимо, одинаково правомерны утверждения: «Мы смеемся, потому что нам весело» и «Нам весело, потому что мы смеемся».

Попробуем прочувствовать это на себе в следующем упражнении:

Рассогласованность слов и телесного выражения

Инструкция: «Сидя на стуле, примите зажатую позу: перекрестите руки и ноги, голову наклоните вниз к коленям, напрягите все части тела. В таком положении произнесите фразу: «У меня отличное настроение. Я абсолютно счастлив(а)». Постарайтесь прочувствовать это состояние.

Теперь откиньтесь на спинку стула, займите удобное положение, расслабьтесь, примите открытую позу. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Произнесите в этом расслабленном состоянии фразу: «Я очень несчастен, мне безумно плохо».

Рефлексивные вопросы: Насколько легко вам было соединить настроение фразы с позой? Получилось ли это у вас? Что вам мешало? Как часто в жизни вы обращаете внимание на «язык тела»?

Разнообразные упражнения, задействующие невербальную сторону общения человека, способны поменять настроение человека, убедить его в чем-либо. В психологии давно известно, что, если непринужденно принять такую же позу, как и у собеседника, то он проникнется к вам доверием, и вы с легкостью сможете изменить его настроение.

Игры-формулы

В нашей жизни и в жизни наших учеников много волнительных событий: у нас – это проведение семинаров, открытых уроков, мероприятий; у учащихся – сдача выпускных экзаменов, выбор будущей профессии, сдача вступительных экзаменов. И если у ученика приобретается негативный опыт в какой-либо деятельности, то в последующем снижается и его интерес к ней. Это качается и профессии. Поэтому возникает необходимость в развитии навыков саморегуляции.

И когда каждому из нас предстоит какое-то важное дело, мы попытаемся себя настроить на испытания. Я прошу вас назвать те слова, которые Вы говорите себе перед любым ответственным делом.

Это игры-формулы, в свою очередь, используются для вербального (словесного) самовнушения. Важно найти свой собственный язык, наиболее эффективно на вас воздействующий. Если, например, Вы - человек, не терпящий приказов и директив, тогда постройте текст формулы в мягкой манере, в форме убеждения: "Я спокоен и уверен в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, потому что впереди у меня трудный разговор". Если Вы - человек эмоциональный, тогда ваш текст должен содержать яркие прилагательные: "Я испытываю спокойствие и уверенность в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, как мощный фундамент великолепного здания". Если же Вы - человек сдержанный и в то же время сильный, энергичный, ваша формула должна звучать как краткий и резкий приказ или команда: "Я должен быть спокойным! Спокойно! Уверенность в себе!".

Данные формулы самопрограммирования успешно используются при подготовке учащихся к экзаменам, при беседе с директором, при любом, вызывающим напряжение, событии.


Рациональное мышление

А сейчас я бы хотела обратиться непосредственно к нашей педагогической деятельности. Прошу вас быстро, не задумываясь ответить на мои вопросы.

- Что ужасного в том, что ваши ученики не подготовились к уроку?

- Вы можете доказать, что если бы Вы объясняли материал иначе, то Ваши ученики учились бы лучше?

- Из чего следует, что Вы должны были их заинтересовать?

Я, в некоторой степени, сейчас провоцировала Вас на нерациональное мышление, которое усугубляет неприятную ситуацию. Слова и мысли – это очень мощное средство. Ваша жизнь в том виде, какая она есть сегодня, - это физическое проявление всех ваших мыслей, как хороших, так и плохих.

Иррациональные убеждения

Рациональные убеждения

Требования.

Х должно (или не должно) случиться

Предпочтения.

Я бы хотела, чтобы Х произошло (не произошло), но это вовсе не значит, что так должно быть

Катастрофа.

Если Х произойдет, то это будет ужасно

Антикатастрофа.

Если Х случится, то это будет плохо, но это не конец света

Низкая устойчивость к негативным событиям.

Если Х произойдет, то я этого не вынесу

Высокая устойчивость к негативным событиям.

Если Х случится, то это будет трудно перенести, но я смогу с эти справиться и буду счастлива

Обесценивание

Если Х произойдет, это значит, что я – никчемное существо

Принятие

Если Х случится, это ни в коей мере не значит, что я никчемное существо, людям свойственно ошибаться.


Часто причиной конфликтов между педагогами и учащимися выступает так называемая «модальность обращения к ученику». Те речевые средства, которые направлены на ребенка, формулируются в модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых, произносится в модальности возможного. Ребята понимают, что для них одни запреты, а взрослые имеют полную свободу действий. Очевидная несправедливость обостряет взаимоотношения педагогов и учащихся.


Типичная фраза

Можно (необходимо) сказать

Ты должен хорошо учиться!

Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!

Ты должен подумать о будущем!

Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какое будущее планируешь?

Ты должен слушаться учителей!

Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но полезно прислушаться к мнению старших.

Работа в группах (в парах).

Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?

  • Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!

  • Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!

  • Кто разбил стекло? Ты должен говорить правду!

  • Родители тебя кормят, учителя учат. Ты должен быть благодарным!

Стили реагирования в конфликтных ситуациях

Несомненно, самыми большими стрессорами в нашей работе являются конфликты, и то, как мы себя в них ведем, определяет наше эмоциональное состояние.

Работа в группах: участники делятся на 4 группы, каждая группа получает задание.

  1. Конкуренция « Чтобы я победил, ты должен проиграть»

  2. Приспособление « Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

  3. Компромисс « Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

  4. Сотрудничество « Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть»

Группа обсуждает и готовит в театрализованной форме конфликтную ситуацию из школьной жизни, демонстрирующую данный вид поведения.

Обсуждение: соответствует ли показанная сцена «девизу» и заявленному стилю поведения?

Вывод:

  • По каким причинам выбирается стиль поведения в конфликте?

  • Какой стиль наиболее конструктивен в конфликте?

"Через тернии к звездам"

Цель: осознание необходимости преодолевать преграды на пути к цели; развитие рефлексивных навыков, проблемного анализа.

Большинство людей стремятся к успеху, будь то в семейной жизни, в профессиональной или общественной. Но успех не дается просто так. Иногда приходится идти через тернии к звездам. Сейчас вы объединяетесь в две группы. Каждая группа получит задание в форме диалога, интервью или мини-рассказа представить информацию о том, какие трудности вставали на пути одного из сказочных героев и как он достиг успеха (в чем заключается его успех).

Примеры заданий: Золушка; Чебурашка.

Сценка показывается экспромтом.

В чем состоит главное жизненное приобретение Вашего героя?

Анализ проблемных ситуаций, в частности сказок, помогает увидеть свои проблемы со стороны и найти лучшее решение.

Планирование

Цель: развитие навыков планирования.

Как вы проводите время? Прежде всего, укажите, сколько времени в день у вас занимают (слайд):

    • работа, которую вы выполняете в силу своих обязанностей, но без удовольствия (например_______________________________________

______________________________________________________________)

    • работа, которую вы делаете по собственному желанию (например______________________________________________________________________________________________________________)

    • общение (например__________________________________________)

— деятельность, приносящая удовлетворение (например____________)

— планирование на будущее (например___________________________)

— пустое времяпрепровождение (например________________________)

    • другое, а именно_____________________________________________

Как Вы думаете, рационально ли у Вас распределено время?

Хочет ли кто-либо сообщить о том, как он распределяет время?

Задания по техникам

А теперь я предлагаю Вам самостоятельно сформулировать в группе правила и условия изменения иррациональных убеждений. Старайтесь прислушиваться к друг другу и достичь компромисса.

1. пойти на прием к психологу или психотерапевту

2. привлечь к негативным мыслям свое внимание или вынести их на сознательный уровень

3. показать окружающим, что именно они вас заставляют нерационально думать

4. убедить себя, что ваши мысли рациональны. Это поможет поднять настроение.

5. показать себе, что именно эти мысли вынуждают нас чувствовать себя несчастными

6. выявить с помощью внутреннего диалога нелогичность этих мыслей, их ложность, несоответствие нашим жизненным целям

7. найти стандартные рациональные формулировки и употреблять их в своей деятельности.

8. научиться думать по-другому и по-другому формулировать наши желания, предпочтения и ожидания.

9. не забивать себе голову вопросами рациональности наших мыслей

10. закрепить новые рациональные убеждения и научиться придерживаться их в повседневной жизни.

Рефлексия занятия

Лист рефлексии


Отметьте на градуснике температуру, которая определяется значением урока.

Шкала оценки следующая:

3 4 - бесполезно, бесперспективно, безразлично.

36,6 - нужно, полезно, интересно, необходимо.

38 - страшно, сложно, неинтересно, обременительно

Оцените уровень проведения мастер-класса в виде восточного стихотворения

Схема стихотворения:

Существительное (главное слово)

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол

Фраза, выражающая отношение

Существительное

Пожелания:

Ваше стихотворение:









Литература.

  1. Асмаковец, Е.С. Развитие эмоциональной гибкости посредством социально-психологического тренинга [Текст] /Е.С. Асмаковец// Психологическая наука и образование, 2000, №1 – с. 11-14.

  2. Асмаковец, Е.С. Психотехники развития эмоциональной гибкости. [Текст] /Е.С. Асмаковец// Журнал прикладной психологии, 2001, №6 – с. 60-69.

  3. Беляев, Г.С. Психогигиеническая саморегуляция. [Текст] /Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова. – Л.: «Медицина», 1977. 160 с.

  4. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. [Текст] /И.В. Вачков. – М.: Издательство «Ось-89», 2001. – 224 с.

  5. Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознанния. [Текст] /Н.М. Гаджиева, Н.Н Никитина, Н.В. Кислинская. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 144 с.

  6. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. [Текст] /Е.И. Головаха. - Киев, Наукова думка, 1988

  7. Гремлинг, С., Практикум по управлению стрессом. [Текст] /С. Гремлинг, С. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2002. – 240 с.

  8. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. [Текст] /Т.Г. Григорьева. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; - М.: Совершенство, 1997 – 116 с.

  9. Джордж, М. Что такое стресс и как с ним совладать. [Текст] /М. Джордж// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2002, №1 – с. 65-71.

  10. Кулева, Е.Б. Саморегуляция в профессиональной подготовке социальных работников. [Текст] /Е.Б. Кулева// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1996, №1 – с. 3-6

  11. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегулирования произвольной активности человека. [Текст] /В.И. Моросанова// Психологический журнал,2002,т.23, № 6 – с. 5-17.

  12. Панкратов, В.Н. Искусство управлять собой. Практическое руководство [Текст] /В.Н. Панкратов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 256 с.

  13. Панкратов, В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. [Текст] /В.Н. Панкратов.– М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 352 с.

  14. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда. [Текст] /Н.С. Пряжников. - Москва-Воронеж, 1997

  15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] /С.Л. Рубинштейн. - СПб, Питер, 1999

  16. Сафин, В.Ф. Профессиональные намерения учащихся и устойчивость их самооценки. [Текст] /В.Ф. Сафин// В кн. Вопросы подготовки школьников к жизни и труду. - Пермь, 1976

  17. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. [Текст] /Е.М. Семенова. - Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 224с.

  18. Фенстерхэйм, Г. Не говори «Да», если хочешь сказать «Нет» [Текст] /Г. Фенстерхэйм, Дж. Бэйер - М.: Вече, АСТ, 1997 – 400 с.

  19. Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. [Текст] /Е.Л. Яковлева// Вопросы психологии, 1997, №4, с. 20-27.