Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я учитель математики Муханова Айгуль Уметгалийевна, рада вас приветствовать на своем мастер-классе! Своё выступление я хочу начать с небольшой разминки, где все должны принять участие. - Помашите мне рукой те, кто учился в школе? Да, вижу, что все! - Поднимите большой палец вверх те, кто любил математику? Да, таких уже меньше! - Улыбнитесь, кто помнит, как звали вашего учителя математики? Им было бы приятно знать, что о них помнят! Спасибо! - А сейчас давайте совсем на немного вернемся в наше детство, вспомним наши уроки математики, как они проходили и чему нас на них учили. Думаю, что многие со мной согласятся, что нас учили знать правила, формулы, теоремы, понимать их и применять при решении задач, примеров, уравнений… Знание, понимание, применение – все мы знаем, что это навыки низкого порядка согласно таксономии Блума. Сейчас же перед нами ставится задача формирования у учащихся функциональной грамотности и навыков высокого порядка: анализа, синтеза, оценки. Не так давно стало известно, что в 2021 году PISA проведёт исследование креативного мышления пятнадцатилетних учеников. Критическое мышление, комплексное решение проблем и креативность – три наиболее важных навыка, которыми должен обладать школьник, согласно данным Всемирного экономического форума к 2020 году. К сожалению, стоит констатировать тот факт, что эти навыки, востребованные уже сейчас работодателями, у выпускников наших школ встречаются реже, чем в половине других стран. А для чего нужны эти навыки? Они включает в себя способность заниматься рефлексивным и независимым мышлением. Ученик с данными навыками может: — понимать логические связи между идеями; — определять, строить и оценивать аргументы; — выявлять несоответствия и распространенные ошибки в рассуждениях; — решать проблемы систематически; — выявлять актуальность и важность идей; — размышлять об оправдании собственных убеждений и ценностей. Как развить данные навыки? Вашему вниманию, я хочу представить технологию шестиугольного обучения или «Интерактивный Гексагон».Этот метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий. Использование данной методики в работе позволяет ответить на вопросы, которые задает себе каждый учитель: Как за определенное время обобщить и систематизировать материал? Как устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы? Как активизировать деятельность учащихся на уроке? Как управлять групповым процессом? Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям. Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников Тарром Расселом был создал шаблон (https://www.classtools.net/hexagon/), которым может воспользоваться каждый учитель. Для этого следует: первом окошке написать тему; во втором дать подробную инструкцию для учеников; в третьем записать ключевые слова для шестиугольников. Они пишутся в одну строчку. Каждая новая строчка — это новый шестиугольник. После этого можно сохранить свою разработку в трех вариантах: Можно распечатать гексы как на обычной, так и на цветной бумаге, в зависимости от тех учебных целей, которые ставит учитель. На этом возможности сайта не исчерпаны. Учитель может сгенерировать любую тему и предложить учащимся прямо на сайте заняться обработкой и классификацией предложенного материала. Ячейки передвигаются с помощью мыши, можно менять их цвет и удалять лишние соты. Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны представить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Ученикам дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы. Варианты использования данной технологии шестиугольного обучения 1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое. 2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. 3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно. 4. Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам. 5. Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения исторических событий, связанных с изучением вопросов культуры. 6. Предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы. 7. Предложить учащимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу. 8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе. В процессе работы дети, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, учащиеся сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры. При изучении нового материала учащиеся могут сделать неожиданные, но правильные выводы. В процессе реализации метода шестиугольного обучения повышается познавательный интерес у учащихся. Дети учатся анализировать учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса. Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать: организация работы в группах, парах, индивидуально. интерактивность, наглядность; эффективная систематизация материала; реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению; активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке; адаптивность к разным возрастным группам; эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока. Среди минусов шестиугольного обучения можно отметить, что подготовительный этап занимает много времени. Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий. |