Станковская Дарья Сергеевна
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», студент 3 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Руководитель: преподаватель, Чавыкин В.А.
МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Аннотация: статья рассматривает использование мастерских как действенного средства формирования коммуникативных УУД у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подчеркивается значимость практических занятий и взаимодействия среди детей для развития необходимых социальных и коммуникационных навыков.
Ключевые слова: мастерская, обучающиеся с ОВЗ, коммуникативные УУД, образовательные технологии, социальное взаимодействие.
Современное образование требует включения в учебный процесс различных подходов, направленных на развитие коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ. Мастерские, как форма активного обучения, представляют собой практичный инструмент для достижения этой цели. В условиях инклюзивного образования создание комфортной и заинтересованной среды способствует развитию у детей необходимых навыков общения и взаимодействия.
ОВЗ- «ограниченные возможности здоровья». Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролирoвать действия друг друга, уметь догoвариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, сoтрудничать как с учителем, так и сo сверстниками [1].
Они влияют не только на успешность обучения млaдших школьников, но и на процесс социализации и развития личности в целом. Этим обусловленa особая важность формировaния коммуникaтивных универсальных учебных действий для обучающихся с ОВЗ. ормирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) важно по нескольким причинам:
Социализация. Недостаточная сформированность коммуникативных навыков у детей с ОВЗ отрицательно влияет на развитие личности ребёнка, его межличностных отношений и затрудняет установление контактов с окружающими. Формирование УУД помогает детям с ОВЗ стать более общительными, открытыми, активными и уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.
Успешность обучения. Сформированная в начальной школе коммуникативная компетентность становится базой УУД в средней и основной школе.
Преодоление жизненных проблем. Формирование УУД помогает детям с ОВЗ научиться преодолевать актуальные жизненные проблемы, используя вербальную и невербальную коммуникацию в качестве средства достижения цели.
Взаимодействие с педагогическим персоналом. Для учащихся с ОВЗ важно сформировать умение взаимодействовать с педагогическим персоналом по вопросам медицинской помощи, создания специальных условий в образовательном учреждении, о своих потребностях и правах в организации учебного процесса.
Таким образом, формирование коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ важно для их полноценной интеграции в общество и успешной адаптации к жизни.
Одной из форм для формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения является мастерская. И.А. Мухина пишет, что «педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности». В мастерской происходит процесс сотрудничества и творчества обучающихся, педагог-мастер взаимодействует с учениками, они спокойно могут передвигаться по классу, разговаривать и помогать друг другу, что является ключом в коммуникации друг с другом (Рис.1).
Рисунок 1. Модель организации мастерской для обучающихся в начальной школе
В исследованиях педагогов и психологов подчеркивается важность формирования коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ [2].Мастера в образовательном процессе становятся не только наставниками, но и социальными партнерами, способствующими развитию социализации обучающихся [4].
Для исследования были использованы качественные методы, в том числе наблюдение, анкетирование и анализ результатов практических занятий в мастерских. Образовательные занятия проводились в форме работы в группах, что способствовало активному взаимодействию детей.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. Повышение уровня навыков общения у детей с ОВЗ, оцененное через наблюдение за их взаимодействием внутри групп.
2. Увеличение интереса к учебному процессу: более 70% участников мастерских отмечали желание участвовать в следующих занятиях.
3. Успешное развитие навыков сотрудничества и командной работы, что подтвердили как учителя, так и родители обучающихся (Рис. 2)
Рисунок 2. Анализ исследования
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мастерские являются действенной формой работы, участие в ней способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий, таких как умение общаться, работать в команде, решать проблемы и принимать решения вместе. Изучение исследования по данной теме поможет мне в моей дальнейшей профессиональной деятельности. В дальнейшем рекомендуется углубленное исследование влияния различных форм организации мастерских на развитие социального взаимодействия и коммуникативной компетентности обучающихся.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) — М.: Просвещение, 2021.
Лебедев, А. 2019. Формирование коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ. Журнал специального образования, с.45-50.
Кузнецова, И.2020. Мастерские как форма работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Педагогика и психология, с.30-36.
Сидорова, Е. 2021. Развитие мотивации к учебе у детей с ОВЗ. Эффективное образование, с. 22-27.