Мастер – класс для родителей лэпбук «Грамотейка»
ФИО авторов: учитель-логопед: Кривоногова Ирина Юрьевна
воспитатель: Короткова Рузалия Газзалиевна
Возраст детей: 5-7 лет
Ход мастер-класса.
1 слайд: - Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего мастер-класса сегодня «Лэпбук – как форма совместной деятельности взрослого и ребенка»
2 слайд: - Что такое лэпбук? Лэпбук (Lapbook в переводе с анг. lap–перекрывать, скреплять; book - книга) и еще его называют тематическая или интерактивная папка. Это папка с разным содержанием - кармашками, окошками, мини-книгами и всевозможными вкладками, в которую собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Разнообразное содержание лэпбука призвано привлечь интерес ребенка к самой папке и в то же время - это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
3 слайд: - Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. По своей структуре и содержанию он доступен детям дошкольного возраста– от 4 лет и выше. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
учитывает возрастные особенности детей,
содержательно-насыщенный, вариативный, доступный и безопасный.
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
В зависимости от формы:
4 слайд: Что нужно, чтобы сделать лэпбук?
Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы:
Лист плотной бумаги формата А3 или картонная папка;
Белая и цветная бумага для принтера формата А-4, картон, бархатная бумага;
Ножницы простые и фигурные;
Клей-карандаш;
Цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
Степлер, кнопки, брусочки;
Скотч;
Безграничная фантазия.
4 слайд: Определимся с темой будущего лэпбука. Тема может быть любой, в зависимости от цели создания лэпбука. Тема может быть частной или может быть и общей. Для лэпбука лучше брать частные, узкие, а не общие темы, так как в общих темах информация даётся поверхностно, а в частной (узкой) теме – более подробно.
Тема должна быть:
5 слайд: После того, как мы выбрали тему, нам надо составить план будущего лэпбука. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, какие под темы включить в лэпбук, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что мы хотим в этой папке рассказать.
6-7 слайд: Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Для этого нам нужно нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии. Формы представления могут быть любые: и текст, и игры, и развивающие задания. Потом задуманное рисуем на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет легче понять, как расположить все элементы.
8- 9 слайд: Вся информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
Рассмотрим, какие элементы можно использовать при изготовлении лэпбука.
Работа по созданию лэпбука «Грамотейка»
Цель: Создать пособие по автоматизации звуков в слогах, словах и предложениях
для самостоятельной работы детей.
Задачи:
1. Развивать фонематический слух (игра " Волшебный коврик ")
2. Развивать звуковой анализ слов (« Где прячется звук » (умение определять место звука в слове).
3. Развивать тактильные ощущения «Такие разные буквы» (буквы выполнены из различных материалов: бархатная бумага, пуговицы, ткань)
4. Автоматизировать звуки в слогах, словах, чистоговорках, словосочетаниях и предложениях - «Повторяй-ка»
«Бродилки» (представлены несколькими игровыми полями, имеются фишки и кубик),
«Снеговики» - загадки.
5. Развивать навык чтения («Словокаты» - составление слов из букв, «Составь из слогов слово»)

1 задание « Где прячется звук» 2 задание «Такие разные буквы»
3 задание «Волшебный коврик» Инструкция к упражнению на развитие фонематического слуха "Волшебный коврик": перед ребенком лежит лист с нарисованным на нем пустыми табличками, также ребенку даются цветные карандаши. У взрослого к каждому коврику заготовлен определенный список разнообразных слов, первые буквы которых рых должны совпадать с первыми буквами, обозначающими тот или иной цвет. Также в списки включены слова, начинающиеся на букву “Б”, которая обозначает белый цвет. Взрослый зачитывает ребенку по очереди слова из списка к каждому коврику, а ребенок должен закрашивать каждый квадратик соответствующим цветом. То есть, например, если взрослый называет слово “капуста” – ребенок должен закрасить квадратик красным цветом, “жираф” – желтым цветом и т.д. Если слово начинается на букву “Б”, то квадратик закрашивать НЕ надо, он должен остаться белым. Раскрашивать надо начинать с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, потом третий... Ребенку предварительно нужно сказать, что если он будет внимательно слушать слова и правильно подбирать цвета, то в результате у него получится красивый "волшебный коврик".  |
4 задание «Повторяй-ка»   |
5 задание «Бродилки»   |
 6 задание «Загадки» |
7 задание «Составь из слогов слово»  |
8 задание «Изготовление словокатов» |
Кстати, совершенно необязательно выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук - это не просто книжка-игрушка, это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Мы постаралась рассказать обо всех этапах создания лэпбука.
Подведем итог. Составим алгоритм создания лэпбука:
Выбор темы лэпбука.
Составление плана.
Создание макета.
Распечатка необходимых материалов.
Осуществление технологического процесса.
Презентация (показ готового изделия).
Как, по вашему мнению, прошел мастер-класс? Ваши вопросы и предложения.


МДОУ №30 «Буратино»
Трофименко Елене Александровне
За участие в мастер – классе
«Лэпбук – как форма совместной деятельности взрослого и ребенка»
21.12.2017г.