СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Двигающиеся модели оригами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная  методическая  разработка  предназначена  для  педагогов  дополнительного  образования

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Двигающиеся модели оригами"»

Мастер-класс по изготовлению двигающихся моделей оригами.

Цель: познакомить педагогов с многообразием двигающихся моделей оригами, научить складыванию некоторых из них.

Оригами как искусство возникло в Японии. У нас же в России широкую известность и распространение эта техника складывание из бумаги получила в конце XX столетия, когда стали появляться центры оригами в Москве и Петербурге, когда стал в 1996 году выходить журнал «Оригами». В стране стали проводиться выставки, педагогические конференции и олимпиады по оригами. Значение этого вида искусства в развитии личности учащихся велико, разнообразно и многосторонне. Оригами преподают сейчас в школах, детских садах, домах детского творчества и в частных группах. Педагогами многих стран давно замечено, что оригами:

  • учит слушать устные инструкции учителя;

  • учит совершать последовательные действия;

  • развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;

  • улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами;

  • учит читать чертежи, по которым складываются фигурки;

  • знакомит на практике с основными геометрическими понятиями;

  • развивает уверенность в своих силах и способностях;

  • помогает развитию первых чертёжных навыков;

  • стимулирует развитие памяти;

  • учит концентрировать внимание;

  • развивает творческие способности и исследовательские навыки;

  • помогает осваивать чтение и математику, улучшает почерк;

  • занятия по оригами способствуют развитию психологических контактов между учителем и учеником.

Известно, например, что прибывшему в Петербург в начале XX века преподавателю английского языка Чарльзу Сиднею Гиббсону именно оригами помогло установить контакт с маленьким царевичем Алексеем.

Одним из первых упоминаний в отечественной литературе является отрывок из черновика Льва Толстого, написанной им для подготовки статьи «Что такое искусство», где он пишет: «Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её определённым образом, петушков, которые, когда их дёргаешь за хвост, махает крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но, всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялась и сближалась от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки машут крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передаётся, и потому, как ни странно сказать, произведение этого петушка есть настоящее искусство». Лев Николаевич подчёркивает социально-экономический аспект этого искусства, которое приобщает людей самых разных сословий к проявлению прекрасного и вызывает у них чувство радости. Для Толстого было важно, что с помощью оригами умение творить красоту своими руками люди могли передавать друг другу.

Мы тоже продолжим эту замечательную традицию на нашем мастер-классе. Предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, несколько двигающихся моделей оригами: это голубь, журавлик, машущие крыльями; каркающая ворона, говорящая лиса, клюющая птица, прыгающая лягушка. Эти двигающиеся модели оригами, выполняются на основе базовых форм оригами: «треугольник», «птица», «воздушный змей», «блинчик», «двойной треугольник».

Первая модель – голубь, который, возможно, и есть тот самый петушок, о котором упоминал наш классик. Выполняется он из квадрата, который складывается в треугольник, затем треугольник складываем пополам, правый угол делим пополам и возвращаемся в исходное положение. Затем боковые углы треугольника складываем к точке пересечения линий. Снизу выполняем базовую форму «воздушный змей», потом разворачиваем весь треугольник и одновременно сгибаем вовнутрь линии «воздушного змея» и складываем снова треугольник с выступающими уголками. Полученную заготовку складываем пополам, загибаем верхний уголок внутрь заготовки, затем немного выворачиваем правую сторону, образовавшийся угол верхний загибаем вправо и убираем его внутрь заготовки, повернув влево крылья. Намечаем линию головы, убираем внутрь. Хвост поворачиваем влево, выгибаем наружу, возвращаем на место крылья. Голубь машет крыльями, когда его держат за грудку и одновременно подёргивают за хвост.

Вторая модель: журавлик, машущий крыльями. Модель выполняется на основе базовой формы «птица», которая в свою очередь складывается из последовательного складывания квадрата по диагонали, затем с обратной стороны складываем крест накрест базовую форму «книжка» и на путём одновременного складывания по образовавшимся линиям получаем базовую форму «двойной квадрат». Кладём получившуюся базовую форму центром вверх и снизу складываем базовую форму «воздушный змей», загибаем верхний угол к «воздушному змею», затем то же самое выполняем с другой стороны «двойного квадрата». Раскрываем полученную заготовку и складываем базовую форму «птица» по образованным линиям, загибая стороны во внутрь. Нижний правый конец заготовки поворачиваем вправо, намечаем линию хвоста и заправляем конец внутрь. Хвост готов. Приступаем к изготовлению шеи журавлика. Для этого уменьшаем наполовину нижнюю левую сторону заготовки путём складывания слева направо с верхней и нижней сторон, полученную часть заготовки поднимаем вверх, намечаем линию шеи, заправляем шею внутрь, намечаем линию головы и тоже заправляем голову внутрь заготовки. Последнее действие – опускаем крылья птицы вниз. Журавлик готов. Держим его за грудку, дёргаем за хвост, и птица машет крыльями.

Третья модель: «каркающая ворона», выполняется на основе базовой формы «воздушный змей», который мы складываем сверху, поворачиваем заготовленный квадрат вниз и с противоположного угла вновь складываем «воздушный змей», разворачиваем заготовку, переворачиваем на другую сторону и складываем треугольник, затем поочерёдно складываем правый и левый углы треугольника к центру, отворачиваем углы и последовательно складываем верхние линии к центру, а нижние от центра, те же действия совершаем с другой стороны заготовки и получаем как бы кораблик. После этого верхнюю часть полученной заготовки опускаем вниз и стороны этого треугольника поочерёдно складываем к центральной горизонтальной линии. Те же действия повторяем с верхним треугольником. Затем берём заготовку за левый и правый углы одновременно и соединяем их вместе сзади заготовки, выравниваем клюв. Птица «каркает», когда мы сводим и разводим боковые углы – хвосты модели.

Четвёртая модель: «говорящая лиса», выполняется на основе базовой формы «блинчик», для которой надо сложить квадрат крест накрест по диагонали и к точке пересечения сложить все углы. Затем полученный «блинчик» переворачиваем на другую сторону выполняем сверху «воздушный змей», переворачиваем и выполняем базовую форму «дверь», для чего левую и правую стороны заготовки складываем к центру, верхний угол тоже складываем к центру, переворачиваем и раскрываем внутренние треугольники, превращая их в уши будущей модели, переворачиваем и внизу заготовки делаем треугольный надрез, куда вставляем плотную полоску бумаги до самого верха модели, отогнув верхний треугольник, затем вновь его загибаем, дёргаем за полоску и лиса «говорит».

Четвёртая модель: «клюющая птица», складывается на основе базовой формы «птица». Сложив «птицу», перелистываем заготовку, поднимаем одну нижнюю часть заготовки и верхние её стороны складываем к центральной горизонтальной линии поочерёдно, затем по образовавшимся линиям складываем одновременно «кроличье ушко» и отворачиваем его влево, левую и правую части заготовки отворачиваем назад и соединяем, переводим в горизонтальное положение, расходящимися концами назад. В верхней части заготовки намечаем линию головы птицы, заправляем её внутрь, слева расправляем «кормушку», вставляем пальцы справа под маленькие углы, а слева держим за нижний угол. Поднимаем и опускаем углы модели, птица начинает «клевать» из кормушки.

Пятая модель: «прыгающая лягушка», выполняется на основе базовой формы «двойной треугольник», для которой мы треугольник складываем крест - накрест по диагонали, переворачиваем, складываем базовую форму «книжка», разворачиваем, нажимаем снизу на центр пересечения линий складываем по всем линиям «двойной треугольник». Затем боковые углы верхнего треугольника поднимаем к вершине, отгибаем верхние углы немного вниз – получаем глаза лягушки. Переворачиваем заготовку и складываем «воздушный змей», отворачиваем от центра стороны заготовки к боковым её сторонам, поднимаем всю нижнюю часть вверх на 1 см. и опускаем её наполовину вниз – получаем складку «молния». Лягушка начинает «прыгать», когда нажимают на складку «молния».







Литература.

  1. Афонькин С., Афонькина Е. «Всё об оригами». СПб СЗКЭО «Кристалл», М. «ОНИКС», 2004г.

  2. Афонькин С., Афонькина Е. «Всё об оригами». От простых фигурок до сложных моделей. Вильнюс «UAB “Bestiary” 2014г.

  3. Т.Б. Сержантова: «366 моделей оригами». М. «Айрис-пресс» 2013г.