СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Химия нашего дома"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  раскрыть авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету, показать эффективность применения методов и приемов для обучающихся по химии, развитие интереса к изучаемому предмету.

 Мастер-класс отражает умение учителя проектировать успешную деятельность школьников,   создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта

Просмотр содержимого документа
«Инструкция по выполнению работы»

Инструкция по выполнению работы

«Определение среды растворов при помощи универсального индикатора»

Цель: исследовать рН-среды средств бытовой химии, определить их безопасность для кожи рук человека и разработать рекомендации по их использованию.

Оборудование и реактивы: пробирки с исследуемыми веществами, пипетка, индикатор.

  1. Возьмите пробирку с исследуемым раствором, прибавьте при помощи пипетки 2-3 капли раствора универсального индикатора.

  2. Встряхните пробирку с содержимым для перемешивания раствора.

  3. Сравните цвет полученного раствора со шкалой определения рН раствора.

Интервал рН

Среда раствора

Изменение цвета

1,0

Сильно кислая

Малиновый

2,0

Кислая

Розово-оранжевый

3,0

Кислая

Оранжевый

4,0

Средне-кислая

Желтовато-оранжевый

5,0

Слабо-кислая

Желтый

6,0

Нейтральная

Зеленовато-желтый

7,0

Слабо-щелочная

Желто-зеленый

8,0

Щелочная

Зеленый

9,0

Щелочная

Сине-зеленый

10,0

Сильно-щелочная

Серовато-синий



  1. Занесите данные в таблицу результатов опыта.



  1. Сделайте вывод о безопасности исследуемых веществ.













Инструкция по выполнению работы

«Определение среды растворов при помощи природного индикатора»

Цель: исследовать рН-среды средств бытовой химии, определить их безопасность для кожи рук человека и разработать рекомендации по их использованию.

Оборудование: пробирки с исследуемыми веществами, пипетка, индикатор.

  1. Возьмите пробирку с исследуемым раствором, прибавьте при помощи пипетки 2-3 капли раствора универсального индикатора.

  2. Встряхните пробирку с содержимым для перемешивания раствора.

  3. Сравните цвет полученного раствора со шкалой определения рН раствора.

Интервал рН

Среда раствора

Изменение цвета

1,0

Сильно кислая

Малиновый

2,0

Кислая

Розовый

3,0

Кислая

розовый

4,0

Средне-кислая

Желтовато-оранжевый

5,0

Слабо-кислая

Желтый

6,0

Нейтральная

Зеленовато-желтый

7,0

Слабо-щелочная

Желто-зеленый

8,0

Щелочная

Зеленый

9,0

Щелочная

Сине-зеленый

10,0

Сильно-щелочная

Серовато-синий



  1. Занесите данные в таблицу результатов опыта.



  1. Сделайте вывод о безопасности исследуемых веществ.

















ТАБЛИЦА

для заполнения результатов эксперимента по исследованию рН-среды средств бытовой химии

№ образца

Название средства

Цвет полученного раствора

Среда раствора

Степень безопасности

средства



















































Вывод о применении средств бытовой химии:

Безопасные средства _________________________________

____________________________________________________________________



Опасны для применения _____________________________________

________________________________________________________________

Поэтому ________________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«Мастер»

Калюжная Валентина Владимировна

Учитель биологии и химии

МБОУ «Советская средняя школа № 1»



Мастер-класс

Химия в нашем доме

I этап. Индуктор



Учитель: Добрый день уважаемые коллеги, уважаемые члены жюри. Я приветствую Вас на мастер-классе по химии. Я представляю вам метод опытно-экспериментального проектирования.

Внимание на экран.

Видео «Моющие средства»



Итак, уважаемые коллеги, кто может предположить, какая у нас будет тема мастер-класса?



Ответы участников мастер-класса



Учитель: Действительно, химия окружает нас везде. Химия вокруг нас, химия для нас. Тема нашего мастер-класса «Химия в нашем доме». Что делать?

Химия активно вошла в нашу жизнь. Роль химии в развитии человеческого общества трудно переоценить. Вместе с тем химические знания по-разному могут отражаться в нашей жизни. Химические знания одни из самых важных в нашей жизни. Так как они могут обезопасить нашу с вами жизнь. А это самое главное.

Я приглашаю вас на свой мастер-класс и мы с вами попробуем найти ответы на поставленные вопросы и я научу вас некоторым методам определения безопасной продукции бытовой химии.



Кроме того, что мы с вами учителя, мы еще и мамы и хозяйки. Каждый день мы сталкиваемся с мытьем посуды. Все используют химические средства для мытья посуды?

Какими принципами вы пользуетесь при выборе средств бытовой химии? Назовите несколько критериев.



Ответы коллег.



Учитель: я тоже проводила опрос среди своих преподавателей, они тоже выбирают средства, изучая описание на упаковке, по цене, безопасности. Мы сегодня остановимся на основном принципе – это, конечно же безопасности. Что страдает в первую очередь при применении моющих средств? Это, конечно же кожа наших рук. А как тогда определить, что средство безопасно для кожи рук?



Ответы коллег.



Мы сегодня исследуем простыми способами, какие средства безопасны. Среди нас есть химик-биолог, и она , конечно же, знает, что для кожи рук вредна щелочная среда, а определить мы ее можем при помощи индикатора. Скажите, у кого дома есть индикаторы определения среды? Можно при помощи цифровых датчиков. У кого дома они есть? Наверное ни у кого.

Мы сегодня исследуем 5 моющих средств и лимонную кислоту ( где мы ее используем на кухне) на определение кислотно-щелочной среды. Лимонная кислота естественно имеет кислую среду и индикатор с ней будет иметь красный цвет. А остальные вещества мы определим в ходе опыта.

Мы будем работать в группах. Одна группа будет определять среду исследуемых веществ при помощи универсального индикатора , а вторая при помощи индикатора, приготовленного из краснокочанной капусты – природного индикатора. Он похож по свойствам на химический универсальный индикатор.

У вас на столах находятся инструкции по выполнению работы, где пошагово все расписано. Есть таблица для заполнения результатов исследования. Данное исследование можно проводить для учащихся 8-х классов при изучении индикаторов. Они уже учатся определять рН-раствора и говорить о безопасности.

На средствах для мытья посуды не пишут использовать перчатки, а насколько это безопасно.



II этап. Проведение опыта – работа с материалом.

- средство для мытья посуды - 2 шт.

- средство для мытья плиток

- жидкое мыло –

- лимонная кислота

- жидкий стиральный порошок.



Знакомство с инструкциями,

Работа с этикетками.

Проведение опыта.



III этап. Представление полученных результатов.



Учителя озвучивают, что у них получилось в результате проведения опытов.



IV этап. «Разрыв» - подведение итогов опыта.



И у первой и у второй группы получилось….

В перчатках надо работать со средствами № ….

Безопасные средства в пробирках № - это… С ними можно работать без перчаток.

V этап – «Рефлексия»



А сейчас проверим насколько наш мастер-класс оказался эффективным, у всех на столах есть карточки «Я, не я»

Я задаю вопросы, а вы отвечаете:

- Кто знал, что сок краснокочанной капусты является природным индикатором для определения среды раствора?

- Кто пользовался перчатками при использовании средств бытовой химии?

- Кто после нашего мастер-класса будет пользоваться перчатками?

- Кто использует лимонную кислоту для удаления накипи?

- Кто будет использовать информацию, полученную на этом мастер-классе у себя дома?



А для того, чтобы вы дома могли определять среду раствора дома, я для вас приготовила памятки по получению природного индикатора в домашних условиях и его безопасность. шкалой рН. Можете прийти домой и проверить имеющиеся у вас средства на среду раствора и безопасность.



А завершить свой мастер-класс я хочу словами «Химия - это область чудес, в ней скрыты счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области» М.Горький



Спасибо за участие и внимание!











Просмотр содержимого документа
«ПАМЯТКА»

ПАМЯТКА

Как сделать индикатор рН из краснокочанной капусты.

Потрите кусочек краснокочанной капусты на тёрке. Затем положите тёртую капусту в какую-нибудь посуду и наполовину заполните посуду водой. В течении 20-30 с прогрейте контейнер с капустой и водой. Вода должна стать горячей и приобрести темно-пурпурный цвет.
Встряхните посуду, перелейте пурпурную жидкость в кружку, при этом оставьте кусочки капусту в посудине. Всё индикатор pH готов. Разлейте раствор в несколько мелких колбочек и попробуйте смешать с разными веществами (лимонной кислотой, уксусом, раствором кальцинированной соды).

Если среда кислая - значит индикатор изменит цвет с пурпурного на розовый, если щелочная - индикатор станет зелёным!



Как сделать индикатор рН из сока чёрной смородины


Нарежьте тонкие лоскутки бумаги (1 х 5 см вполне подойдут), - бумага должна быть белая. Опустите несколько лоскутков бумаги в свежий сок смородины , пусть полежать минут 5-6, пропитаются. Затем надо извлечь их из сока и дать высохнуть. Когда высохнет - индикатор pH будет готов.
Опробуйте его действие. Для этого опустите один индикатор pH в раствор кальцинированной соды, который вероятно имеется в хозяйстве (или продаётся в хозяйственных магазинах). Можно также использовать нашатырный спирт. Индикатор pH среагирует на раствор и изменит свой цвет на сине-зелёную (ведь растворы кальцинированной соды и нашатырного спирта дают щелочную среду!)



Интервал рН

Среда раствора

Изменение цвета

1,0

Сильно кислая

Малиновый

2,0

Кислая

Розовый

3,0

Кислая

розовый

4,0

Средне-кислая

Желтовато-оранжевый

5,0

Слабо-кислая

Желтый

6,0

Нейтральная

Зеленовато-желтый

7,0

Слабо-щелочная

Желто-зеленый

8,0

Щелочная

Зеленый

9,0

Щелочная

Сине-зеленый

10,0

Сильно-щелочная

Серовато-синий