К большому сожалению в наши дни такую картину мы можем наблюдать практически в каждой школе, и таких случаев становится все больше. И с этим нельзя мириться, с этим надо и нужно бороться. Ведь дети это наше будущее. И бороться с детской жестокостью по отношении друг другу необходимо с раннего возраста, с того момента когда ребенок начинает социализироваться и взаимодействовать со своими сверстниками.
На наш взгляд одной из наиболее трудных и сложных задач, является научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Работая с детьми дошкольного возраста, мы отметили, что дети с каждым годом становятся более эгоистичными, не желают идти на уступки и не умеют договариваться. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, планшетах они стали меньше общаться со сверстниками. Сегодня они менее отзывчивы к чувствам других, так как к сожалению наши дети растут и развиваются в таком обществе, где не является приоритетом помочь кому-то. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать чувства других - это желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов. Исследования показали, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.
Сегодня я хочу представить Вашему вниманию мастер-класс на тему: Развитие эмпатийных чувств средствами театрализованной деятельности.
Что за чудо-чудеса раз рука и два рука поднимают вверх сначала одну , потом другую руку
Вот ладошка левая, вот ладошка правая смотрят на одну, затем на другую ладонь
И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья,
Сильные руки не бросятся в драку руки - в стороны, согнуты в локтях
Добрые руки погладят собаку гладят свою одну, затем другую руку
Умные руки умеют лечить гладят щеки
Чуткие руки умеют дружить берутся за руки
Почувствуйте тепло рук соседа. улыбнитесь друг другу. Повторите: "Ребята, давайте жить дружно"
Вы любите путешествовать? А в каких странах, городах Вы были? А вы знаете, что где-то очень далеко, а может быть, совсем близко находится одна удивительная страна. В ней, так же как и в обычной стране, есть озёра и реки, горы и равнины. Только названия у них необычные: «Озеро Внимания», «Река Любви», «Горы Поддержки», «Равнина Уважения», "Море Терпения", "Остров Доброты". А какой стране идет речь Вы мне скажите в конце Мастера - Класса.
Так вот, именно в этой стране живут три брата, с которыми нам предстоит познакомиться. Хотите познакомиться с братьями? Их имена – отражение черт характера каждого брата. Как Вы думаете как их зовут? Ну, давайте с ними познакомимся. Имя первого брата – Сочувствие. Какое слово спрятано внутри его имени? Правильно, это слово – Чувство. Что означает это слово? (Чувство - способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия) Какие чувства вам знакомы? (патриотизма, чувство долга, товарищества, сочувствия, симпатии заинтересованность, удивление, сомнение, разочарование, уверенность, чувство юмора, прекрасного) (ответы) А что же значит Сочувствие? (Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других). Это слово означает умение человека понимать чувство другого.
Сочувствие:
Меня зовут Сочувствие,
Я - самый младший брат.
Историй знаю много я,
Их рассказать вам рад.
Они о чувствах главных,
Которые важны.
Они внутри у каждого
И каждому нужны!
Педагог: Друзья, а что вы умеете чувствовать? Давайте с вами поиграем и проверим, какие чувства вам знакомы.
Цель: активизировать творческое воображение, готовить их к действиям с воображаемыми предметами.
1. Передать мячик так, как будто это: кирпич, кусок торта, бомба, червяк, маленькая бусинка.
Упражнение «Определи чувство»
Цель: Расширение представлений об эмоциях и чувствах, способах их вербализации.
Сейчас Вы методом жребия выберете пиктограммы, на которых изображены те или иные эмоциональные состояния или чувства. Затем каждый обладатель карточки невербально изобразит это состояние или чувство. Делать это надо будет по очереди, выйдя в центр полукруга. Наша задача — определить, какое состояние или чувство изображено, наблюдая за человеком со спины.
Примерный перечень состояний и чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство и другие. После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображённого состояния или чувства. Затем можно задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние?». Обсуждение даёт возможность собрать «банк» пантомимических и жестикуляторных проявлений, характерных для того или иного состояния.
Педагог: Молодцы, ребята! Сейчас я познакомлю вас со вторым братом, его зовут Сопереживание. Давайте раскроем секрет его имени. Какое слово в нём спрятано? (ответы) Вы правильно догадались, это слово – переживание. Вы знаете, что означает это слово? Сопереживание - переживать вместе с ним его душевное состояние. (ответы) Он сам об этом вам расскажет.
Сопереживание:
Я — Сопереживание.
Всем сердцем и душой
Болею я о людях,
Что делятся со мной.
Я радуюсь за каждого,
Как за себя, поверь,
И если тебе больно,
То мне — вдвойне больней.
Не бойся же рассказывать,
Что на душе, сейчас,
Все вместе легче пережить,
Чем одному, подчас.
Упражнение: «Посочувствуйте другому, посопереживайте ему »
Цель: развивать у детей способность ставить себя на место другого, выражать сочувствие, сопереживание.
Упражнение выполняется в парах. Взрослый предлагает разнообразные ситуации.
1. Одна девочка упала, ей больно. А ее подруга ее утешает. (один человек с помощью мимики, жестов, позы должен выразить эмоциональное состояние девочки, другой пытается найти ласковые слова, жесты, и покажет как он оказывает помощь).
2. Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (Вам нужно будет показать, как встречаются два друга после долгой разлуки).
3. Малыш потерялся и плачет на улице, его встречает старший ребенок. (Вам нужно показать эмоциональное состояние потерявшегося ребенка, и как должен себя вести старший ребёнок)
4. Девочку обидели. Её пожалела подружка (Покажите пожалуйста эмоциональное состояние девочки, которую обидели и как поступает подружка в этой ситуации).
5. Дети нашли на улице голодного котёнка (нужно показать, как поступили бы дети).
Педагог: Мы познакомились с двумя братьями. Понимать и принимать чувства другого человека очень важно. Ещё очень важно правильно на них реагировать. Познакомьтесь с третьим братом, его зовут Содействие. Содействие - деятельное участие в чьих- либо делах, с целью облегчить, помочь, поддержать в какой-нибудь деятельности.
Содействие:
Меня зовут Содействие,
Я самый старший брат.
Приду всегда на помощь
И буду очень рад.
В беде вас не оставлю,
Подняться помогу.
Слова найду я главные
И руку протяну.
Игра “Помоги другу”
Цель: содействовать формированию внимательного отношения друг к другу; способствовать раскрепощению неуверенных в себе детей; развивать внимание и координацию движений.
Дети делятся на пары. Одному ребенку из пары завязывают глаза. На полу между стульями раскладываются крупные игрушки. Второму необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
Описание игры: представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проводим набольшую артистическую разминку. У меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить: бабочку; принцессу; бабушку; фокусника; морскую волну; лису. После показа каждого нового персонажа детям следует задавать следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто еще хочет попробовать? Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть?»
Педагог: Вот, уважаемые коллеги мы с Вами и познакомились с тремя братьями, живущими в замечательной стране. Может Вы догадались о какой стране идет речь? В какой стране мы с вами находимся? Эмпатия - способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другому человеку. Если с раннего возраста развивать эмпатийные чувства у наших детей, то они станут добрее по отношению к друг другу. И мы уже будем наблюдать совершенно другую картину