СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по использованию ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий: документ – камеры и цифрового микроскопа.

 

Цель: Показать возможности использования документ-камеры и цифрового микроскопа в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

 

Ход выступления.

 

I.Документ-камера.

 

Современные образовательные технологии деятельностного типа требуют введение в современную систему средств обучения новых инструментов, позволяющих обеспечить практико-ориентированную деятельность обучающихся и предоставляющих более широкие возможности для организации поисковой и творческой работы. К таким инновационным средствам обучения относится документ-камера. Документ-камера способствует максимальной реализации одного из основополагающих принципов обучения – наглядности.

Документ-камера предназначена для получения, сохранения, визуализации на масштабном экране и трансляции в режиме реального времени изображений (в т.ч. трехмерных и динамических), полученных с нецифровых носителей информации.

 

Функции документ - камеры

 

1. Функция демонстрации стационарных изображений и объектов.

Под стационарными изображениями понимаются двумерные, то есть плоские, отображения реальных предметов (фотографии) или рисунки. Под объектами – трехмерные отображения реальных предметов, которые из стационарных превращаются в движущиеся, когда мы вращаем их, пытаясь рассмотреть со всех сторон. Документ-камера помогает транслировать изображения этих плоских или объемных предметов на экран для всеобщего обозрения. Эта функция может применяться в различных учебных ситуациях.

Увеличение демонстрируемого объекта (электронная лупа).

         Документ-камера позволяет рассмотреть мелкие детали плоского или объемного изображения, которые плохо различимы при реальном просмотре. Это удобно в случае, когда предназначенный для изучения и требующий внимания всего класса объект имеется в единичном экземпляре или требует особо бережного отношения, или имеет небольшие размеры, предполагающие оптическое увеличение.

Динамическая визуализация естественных процессов (видеокамера в режиме реального времени).

         Документ-камера может использоваться на уроках естественнонаучного цикла, когда требуется демонстрация опытов или наблюдение за реальными процессами. Смена ракурса, производимая с помощью документ – камеры, позволяет обучающимся погружаться в среду опыта или всего процесса, рассматривать его в мельчайших деталях, видеть отклонения или вариации в движении или перемене состояния демонстрируемых объектов.

Обзор объемного текстового материала.

Документ-камера облегчает работу с учебником или альбомом с иллюстрациями, когда требуется обращаться по ходу демонстрации к различным частям документа. Перелистывание страниц под объективом документ-камеры – более быстрое и удобное действие, чем сканирование страниц и их демонстрация через компьютер.

Демонстрация сложных учебных действий, состоящих из нескольких этапов или операций – обучение работе на клавиатуре компьютера, вышивание, накладывание штриховки, рисование сложных узоров и пр.

Обучение сложным учебным действиям при выполнении письменного задания – письмо, подчеркивание, исправление ошибок, заполнение пропусков, в том числе и при разгадывании кроссворда и др.

Обучение заполнения бланков – анкеты, опросники, листки регистрации, бланки ответов ЕГЭ и др.

Работа с игровым дидактическим материалом в виде карточек, домино или лото и др. Демонстрация правил работы с такими мелкими учебными пособиями с помощью документ- камеры становится простой, наглядной и увлекательной.

Динамическая презентация результатов работы педагога и обучающихся. Очень часто требуется продемонстрировать результаты работы, которыми могут являться изготовленные обучающимися предметы или мелкие движущиеся объекты, когда нужно показать последовательность действий, освоенных обучающимися при изучении предмета (особенно это касается информационных и материальных технологий). В этих случаях трансляция реальных действий выступающего на экран создает эффект вовлеченности класса в процесс презентации, которая принимает активный, живой характер.

 

2. Функция записи стационарных и динамических объектов.

Эта функция позволяет сохранять увеличенные изображения и видеозаписи динамических процессов и учебных действий в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации и изучения.

Данная опция документ-камеры может быть использована при создании дидактических видео материалов и трансляции полученных результатов. Примером может служить дистанционное обучение обучающихся, по той или иной причине не способных присутствовать на занятиях. Обладая возможностью сохранять изображения с комментариями, документ-камера может стать хорошим подспорьем при разработке методических пособий с поэтапной реализацией сложной последовательности действий.

10

Область применения документ камеры в учебном процессе.

 

Организация деятельности. Объявление дежурных по классу. Демонстрация  плана урока и видов деятельности на уроке. Демонстрация задания-разминки перед началом урока. Обучение навыкам организационной деятельности. Формирование навыков исследовательской деятельности. Актуализация прошлого опыта обучающихся. Демонстрация темы для обсуждения или проблемы перед началом урока. Дискуссия о выборе темы проектной работы.

Проверка домашнего задания. Контроль. Проверка и исправление домашних работ обучающихся. Возможность быстрого редактирования письменных работ. Сопровождение презентаций, сделанных обучающимися.

Изучение нового материала. Демонстрация мелких частей объектов. Демонстрация брошюр, книг, альбомов, иллюстрированных изданий. Демонстрация карточек с изображениями предметов. Демонстрация видеоряда в качестве набора иллюстраций к рассказу. Демонстрация загружаемых из сети аудио- и видеофайлов.  Составление набора предложений и идей при мозговом штурме. Сравнение изображений с реальными объектами.

Использование всем классом одной книги для чтения вслух. Оперативное использование учебного материала для усвоения на уроке. Демонстрация диаграмм и графиков различного типа: гистограмм, линейчатых, листовых, точечных, круговых и пр. Одновременный просмотр плоских и объемных объектов в общем поле. Вращение, удаление и приближение объектов без касания. Демонстрация высказываний (цитат).

Закрепление изученного содержания. Проведение викторин с демонстрацией заданий и ответов. Запись упражнений, выполняемых на уроке для последующей трансляции или выкладывания в сети. Демонстрация частей скрытого объекта для задания «Угадай, что это за предмет и как его используют». Подведение итогов урока и обобщение изученного материала с классом или индивидуально. Сбор и обобщение вопросов обучающихся в различных предметных областях. Подсчет очков в игровых упражнениях, выполняемых на уроке. Демонстрация работ обучающихся в виде фотографий, рисунков, отчетов и т.д.

 

Предметное применение.

 

Начальная школа. Работа с буквами и цифрами. Обучение обращению с единицами, десятками, сотнями и т.д. (например, на счетных палочках, спичках или счетах). Демонстрация подсчета денег (бумажных купюр или монет). Обучение определению времени. Разделение предмета на мелкие детали с последующей демонстрацией. Демонстрация художественных изделий, выполненных обучающимися. Демонстрация процессов выполнения творческих заданий по ручному труду (рисование, шитье, вышивание, лепка, резьба по дереву, чеканка, выжигание и пр. Демонстрации игры «Собери пазл». Демонстрации движения пластилиновых фигурок. Работа с календарем: название года, месяца, дня недели, даты.

Русский язык. Работа над структурой предложения. Отработка орфографии. Отработка грамматических структур. Демонстрация слов при обучении чтению на ранних этапах. Демонстрация правил чтения гласных звуков и общих фонетических правил. Выполнение заданий на словообразование. Работа со словарем. Обучение лексике.

Литература. Процесс обучения стихосложению. Процесс обучения написанию писем. Запись цифровых рассказов. Сравнение литературных стилей. Сравнение литературных жанров. Демонстрация требований к написанию сочинения, состоящего из пяти абзацев. Создание набросков персонажей литературных произведений.

Иностранный язык. Демонстрация слов при обучении иностранным языкам.

История. Демонстрация документальных изображений для составления рассказов из жизни учащихся, классов, истории школы. Изучение и составление временных шкал исторических событий. Демонстрация сведений об известных людях или исторических событиях.

Математика. Демонстрация предметов, имеющих различные геометрические формы. Решение уравнений. Демонстрация решения сложных математических задач. Демонстрация основных математических операций: сложения, вычитания, умножения, деления и т.д. Демонстрация подсчета денег (бумажных купюр или монет). Демонстрация измерений: метрических, весовых, объема тел и жидкостей и т. д.

Естественно-научные предметы (физика, химия, биология) – общие возможности. Демонстрация измерений: метрических, весовых, объема тел и жидкостей и т.д. Проведение экспериментов. Демонстрация лабораторных исследований. Возможность «заморозить» и сохранить изображение или действие при наблюдении за процессами или при проведении опытов. Демонстрация этапов проведения научных исследований в лаборатории.

Физика. Демонстрация капиллярных свойств жидкости (набор жидкости с помощью тонкой стеклянной трубочки). Наблюдение преломления луча света при прохождении через треугольную призму. Объяснение устройства электроприборов и принципов построения схем их соединения. Демонстрация законов Ньютона на уроках физики. Определение силы тяжести, силы действия и противодействия, скорости движения объекта и т.д. и вывод соответствующих формул. Периоды в развитии ракетной техники.

Химия. Работа с периодической таблицей элементов Д.И. Менделеева, демонстрация строения атомов, молекул, запись формул химических элементов.

Биология. Подключение к микроскопу. Изучение животных или растительных клеток под микроскопом. Демонстрация мелких частей цветка: пестика, тычинок, лепестков. Наблюдение за ростом растения от семени до стебля и листьев. Сравнение формы и структуры листьев (стеблей, цветков). Демонстрация капиллярных свойств жидкости (набор жидкости с помощью тонкой стеклянной трубочки). Изучение окаменелых животных или растений. Наблюдение за движением рыб в аквариуме. Наблюдение за жизнью муравейника. Наблюдение за жизнью птиц у кормушки. Интерактивные задания по изучению строения птиц. Сравнение видов и семейств животных (млекопитающих, земноводных, амфибий, рыб). Использование на уроках анатомии: демонстрация скелета, движения костей и пр. Реконструкция периодов эволюционного развития Земли и внешнего облика исчезнувших животных. Демонстрация мелких живых существ, которых нельзя «пустить по партам»: жуков-короедов, земляных червей, насекомых, змей, рыб и т.д.

География. Работа с географическими картами. Демонстрация видов минералов на уроках географии (геологии). Моделирование движения тектонических плит. Изучение политической системы государства. Изучение и составление временных шкал исторических событий и географических открытий. Демонстрация географического положения стран, экономических систем и национальных реалий. Прогнозы погоды, сделанные учащимися или классом.

Технология. Разделение предмета на мелкие детали с последующей демонстрацией. Демонстрация художественных изделий, выполненных учащимися. Демонстрация процессов выполнения творческих заданий по ручному труду (рисование, шитье, вышивание, лепка, резьба по дереву, чеканка, выжигание и пр. Демонстрации движения пластилиновых фигурок. Демонстрация процесса сборки/разборки объемных моделей. Изучение инструкций и руководств по использованию технических устройств.  Исследование мелких деталей и частей механического или технического оборудования. Демонстрация рецептов для приготовления блюд на уроках кулинарного искусства. Демонстрация измерений: метрических, весовых, объема тел и жидкостей и т.д. Изучение процесса производства продуктов питания, взаимоотношения производителей и потребителей.

Основы безопасности жизнедеятельности. Обучение поведению в нештатных ситуациях: маршруты движения при пожаре, наводнениях, позиции укрытия при землетрясениях, извержениях вулканов, падении метеоритов, набегов и налетов насекомых и пр. Уроки по безопасному Интернету.

Физическая культура. Объяснение правил игры и позиций участников на уроках физкультуры.

Музыка. Музыкальное сопровождение уроков. Обучение нотной грамоте.

Изобразительное искусство. Демонстрация сочетаний цветов при изучении теории цвета в живописи – цветовых кругов. Демонстрация техники рисования и живописи.

 

II. Цифровой микроскоп.

Микроскоп – традиционное средство обучения на уроках. Однако в отличие от привычного светового микроскопа, цифровой микроскоп способствует максимальной реализации одного из основополагающих принципов обучения – наглядности                                                                                                               

         Цифровой микроскоп – разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и CCD камеру для вывода цифрового изображения на монитор ПК, с помощью программного обеспечения, установленного на компьютере.

       Использование  цифрового  микроскопа  MicroLife ML-12-1.3:

позволяет школьникам изучать как прозрачные, так и непрозрачные объекты, увеличивая их в 10, 60 и 200 раз, позволяет фотографировать и производить видеосъёмку, задавая ее параметры, а также вносить изменения в полученные фотографии в рамках программы микроскопа: наносить подписи и указатели, копировать части изображения, с его помощью можно собирать демонстрационные подборки из ранее полученных результатов фото- и видеосъёмки, распечатывать их в разных режимах, позволяет демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и посредством медиапроектора, может быть использован сторонними программами, предназначенными для работы с графической или видеоинформацией. Это полезно, например, для видеозаписи медленно протекающих явлений. 

 

III.Практическое  примениение камеры и микроскопа.