СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Практико-ориентированный подход в преподавании предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Практико-ориентированный подход в преподавании предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагога.

Задачи: 1) обучить применению практико-ориентированных методов преподавания на примере использования элементов психологического тренинга

2) создать в группе атмосферу, способствующую самопроявлению, активности

3) создать условия для развития рефлексии

4) создать условия для развития критичности, гибкости мышления, ответственности в принятии решений

Аудитория: слушатели курсов БИРО.

Формы, методы работы: групповая, парная, индивидуальная, метод словесного изложения, репродуктивный метод, беседа, диагностический метод, метод упражнений, метод эмоционального стимулирования, метод «мозгового штурма», метод ассоциаций, метод рефлексии

ПЛАН

  1. Вводная часть: презентация педагогического опыта, представление системы занятий
  2. Основная часть: проведение имитационной игры в форме мини-тренинга
  3. Заключительная часть: рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Практико-ориентированный подход в преподавании предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя»»

Управление образования администрации г. Белгорода

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр технологического образования и детского технического творчества» г. Белгорода











Практико-ориентированный подход в преподавании предмета

«Психофизиологические основы деятельности водителя»

(мастер-класс)









Подготовила: педагог-психолог

высшей категории

Носова Оксана Викторовна









Белгород, 2016

Тема: Практико-ориентированный подход в преподавании предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя» (слайд 1).

Цель: повышение профессиональной компетентности педагога.

Задачи: 1) обучить применению практико-ориентированных методов преподавания на примере использования элементов психологического тренинга

2) создать в группе атмосферу, способствующую самопроявлению, активности

3) создать условия для развития рефлексии

4) создать условия для развития критичности, гибкости мышления, ответственности в принятии решений

Аудитория: слушатели курсов БИРО.

Формы, методы работы: групповая, парная, индивидуальная, метод словесного изложения, репродуктивный метод, беседа, диагностический метод, метод упражнений, метод эмоционального стимулирования, метод «мозгового штурма», метод ассоциаций, метод рефлексии

Материально-дидактическая база: ПК, мультимедийный проектор, презентация, маркеры для доски, ручки синие и черные, фломастеры, «острова», магниты, картинки с животными, бланки диагностики, карточки с конфликтными ситуациями, бланк контракта, 6 шляп.

Литература:

  1. Денисова Ю.В. «Психологические основы безопасного управления транспортными средствами». Москва, Автошкола МААШ 2011.

  2. Конфликты: взрослые и дети//«Школьный психолог». – 2008. – №16

  3. Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.

  4. Подопригора М.Г. Организационное поведение. Учебно-методическое пособие по курсу для студентов старших курсов и магистрантов. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 261 с.

  5. Примерная программа профессиональной подготовки водителей категории «В» (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408)

  6. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М, 2003.

  7. Сборник психологических тестов"/Составители: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007.

  8. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/авт.-сост. Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 206 с.

  9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.162-163.

  10. Что такое конфликт. Условия бесконфликтного общения//«Школьный психолог». – 2007 – №13

  11. http://studall.org/all-85405.html

  12. http://spokoino.ru/articles/driving/prichiny_agressii_za_rulem/

  13. https://4brain.ru/blog/метод-шести-шляп-мышления/

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Вводная часть: презентация педагогического опыта, представление системы занятий

  2. Основная часть: проведение имитационной игры в форме мини-тренинга

  3. Заключительная часть: рефлексия.

Вводная часть

Презентация педагогического опыта.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо за проявленный интерес к теме данного мастер-класса. Надеюсь на вашу активность и позитивное отношение ко всему происходящему. Хочу начать наше общение с эпиграфа (слайд 2), который, на мой взгляд, очень точно подчеркивает тему нашего мастер-класса:

То, что мы слышим, часто забывается,

то, что мы видим, запоминается несколько лучше, но лишь то, что мы делаем сами, можно понять и прочувствовать по-настоящему глубоко.

Поэтому на этом занятии вы не будете пассивными слушателями и наблюдателями, а будете непосредственными активными участниками процесса обучения. Ведь перед нами стоит одна главная цель: создать благоприятные условия для развития познавательного интереса обучающихся к своему предмету.

По мнению С. Соловейчика, есть три силы, заставляющих детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение становится тяжелой повинностью.

В последние годы интерес старшеклассников к получению профессии «водитель» очень высок, но… именно данная профессия является одной из немногих профессий, требующих высокого уровня развития профессиональной культуры. Это обусловлено:

  • повышенной вероятностью возникновения несчастных случаев, аварийных ситуаций;

  • высокой эмоциональной напряженностью труда водителя;

  • однозначной зависимостью эффективности работы водителя от психофизиологических особенностей человека.

В связи с этим в ресурсных центрах по подготовке водителей различных категорий и в автошколах особое внимание стали уделять психофизиологическим параметрам кандидатов в водители, их психологической культуре.

Проблема формирования психологической культуры как части профессиональной культуры специалиста особенно актуальна на старшей ступени основного образования, поскольку отвечает задачам раннего юношеского возраст и является условием успешного профессионального и личностного развития.

В свою очередь, современная система образования требует использования новых технологий обучения и создания оптимальных психолого-педагогических условий, при которых школьник сможет занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности.

Подходом, наиболее полно отражающим новое содержание процесса обучения, адекватным тенденциям общественного развития, является практико-ориентированный подход. В учебном процессе основные компоненты данного подхода могут быть представлены в виде нестандартных уроков, практических занятий, упражнений или заданий, использования интерактивных методов обучения, а также через проектно-исследовательскую деятельность.

Как видите, возможности практико-ориентированного подхода в процессе обучения достаточно широки.

Представление системы занятий.

Я, как педагог-психолог, а также преподаватель, в своей деятельности активно использую элементы психологического тренинга, который является интерактивным по характеру взаимодействия и практико-ориентированным, поскольку обучение предполагает акцентирование внимания на практической отработке изучаемого материала, когда в процессе упражнений, игр, анализа учебных ситуаций учащиеся имеют возможность усвоить и закрепить необходимые знания, навыки, развить личностные качества, изменить свое отношение к собственному опыту и моделям поведения.

Особенности, характеризующие психологический тренинг как метод интерактивного обучения (слайд 3):

  • включенность в процесс познания и деятельности всех учащихся группы;

  • изменение роли педагога: создает условия для развития инициативы учащихся, выступая в роли помощника, одного из источников информации;

  • создание психологически комфортной среды образовательного общения, которая характеризуется открытостью, активным взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля;

  • возможность комбинировать различные формы обучения (индивидуальная, парная, групповая), методы обучения (проблемный, игровой методы, учебная дискуссия, мозговой штурм, метод развития критического мышления, метод практических упражнений, диагностические методы, метод релаксации, рефлексия и др.), тренинговые техники (информационная, имитационная техники, групподинамические упражнения) и др.

Преимущества данной формы работы очевидны.

Элементы психологического тренинга, использующиеся на разных этапах учебного занятия (слайд 4):

    • упражнение – основной инструмент обучения. Это могут быть: разминки, энергизаторы, релаксации, игры, дискуссии и др.

    • обсуждение – является обязательным элементом любого упражнения, игры, этапа работы. Его цель – получение обратной связи от учащихся, открытый диалог о чувствах, мыслях и действиях участников;

    • метафоры как тренинговый прием – истории, притчи, байки, сказки служат цели формирования у школьников ценностных ориентаций, моделей поведения;

    • методы релаксации, аутогенной тренировки выполняют здоровьесберегающую функцию и имеют большую практическую значимость. Благодаря этим методам происходит снятие психоэмоционального напряжения, повышается концентрация внимания, улучшается произвольное запоминание и в целом получает развитие культура саморегуляции;

    • диагностические методы – включение в учебный процесс различного рода мини-тестов целесообразно, так как позволяет удовлетворить актуальную потребность старшеклассников в самопознании и предоставляет возможность переключиться на другую деятельность с целью последующей активизации внимания, лучшего восприятия учебного материала;

    • ритуалы – выполняют функции «якорей», закрепляющих позитивные программы и создающие условия для их своевременного запуска, группового сплочения, создания позитивного эмоционального настроя на занятии.

Таким образом, структура занятия с использованием элементов психологического тренинга может быть такой (слайд 5.:

  1. Приветствие.

  2. Опрос самочувствия (погружение в атмосферу «здесь и теперь», рефлексия своего эмоционального состояния, ожидания участников)

  3. Объявление темы, цели занятия.

  4. Метафора занятия, рассказанная педагогом (эпиграф к предстоящей работе, активизация мыследеятельности учащихся)

  5. Разминка.

  6. Основная (рабочая) часть – комбинация упражнений активного и пассивного характера, реализуемых индивидуально, в парах, в мини-группах, в целой группе с обязательным обсуждением и рефлексией)

  7. Подведение итогов занятия (итоговая рефлексия)

  8. Резюмирование педагога (по необходимости, часто в форме притчи)

  9. Прощание.

Основная часть

Проведение имитационной игры:

А сейчас я предлагаю вам принять участие в мини-тренинге, на примере организации работы с темой «Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов». По учебному плану на неё отводится 2 часа теоретического обучения. За эти 2 часа учащимся необходимо дать информацию по следующим вопросам, которые можно разделить на 2 блока:

Эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний;

Конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем

Мини-тренинг направлен на работу со 2 блоком темы, а именно знакомство с понятием «конфликт», его причинами, поведением в конфликте и профилактикой конфликтов на дороге.

Размещение учащихся может быть подобно тому, которое я выбрала сейчас «по столам», позже вы поймёте почему. Для удобства взаимодействия прикрепите, пожалуйста, «бейджик» с именем, которым вас будут называть «здесь и сейчас». Спасибо.

Приветствие.

Ведущий: Итак, уважаемые коллеги, позвольте мне начать наше занятие.

Вводное слово. Объявление темы, цели занятия. Опрос самочувствия.

Ведущий: В нашей жизни существует множество извечных конфликтов: между родителями и детьми, преподавателями и студентами, начальниками и подчинёнными. Естественно, автомобилисты тоже люди, поэтому на дороге часто случаются конфликты.

Дорога считается одним из ведущих источников стресса. А там, где стресс, там всегда конфликты. Согласно определению психологов, стрессэто состояние психического напряжения, которое обусловлено выполнением деятельности в сложных условиях. Согласитесь, что это определение отлично подходит для описания дорожного вождения. Поэтому, для того чтобы не оказаться в «состоянии деятельностной дезорганизации», к которой могут привести конфликты на дорогах, желательно обладать необходимой информацией.

Итак, в центре нашего внимания тема «Конфликты на дороге» (слайд 6). И сегодня мы с вами рассмотрим такие вопросы как: что такое конфликт, его структуру, причины, выделим факторы, способствующие возникновению конфликтов, стратегии поведения в конфликте и в заключении поговорим о профилактике данного явления. Вы согласны с таким планом работы? ответы слушателей

Метафора занятия.

Эпиграфом для нашей темы я выбрала следующий (слайд 7):

Я не ищу конфликтов,

Но я не боюсь конфликтов,

Я смело иду на их решение.

Г.Н. Сытин

Таким образом, я хочу сказать, что конфликты – это частое явление в нашей жизни, возникающее иногда независимо от нашего желания, но… мы всегда должны быть готовы к нему и должны уметь «выйти» из него «с достоинством».

Культура общения водителей, думаю вы со мной согласитесь, на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Вокруг и всюду слышится нецензурная речь, грубость, ярко выраженная агрессия, вплоть до физического насилия. Как вы думаете, почему это происходит? (ответы слушателей) Можно ли исправить сложившуюся ситуацию? Возможно, в мировом масштабе и нет, но в масштабе «здесь и сейчас» вполне реально. Попробуем?!

У каждого из вас в жизни наверняка возникали конфликтные ситуации. Кроме того, профессиональная деятельность водителя, как все мы знаем, тоже не бывает без конфликтов.

Разминка.

Итак, в фокусе нашего внимания конфликт. Когда мы произносим это слово, у каждого из нас возникает ряд ассоциаций, связанных с эмоциями, чувствами, словами или действиями. У кого-то возникает образ недавно произошедшего конфликта.

Упражнение «На что похож конфликт».

Цель: осознание собственного эмоционального поля восприятия конфликта.

Ход проведения: Инструкция: «Пусть сейчас каждый скажет, с чем ассоциируется у него слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?» психолог записывает ассоциации на доске. После первого ряда ассоциаций можно попросить продолжить: Если конфликт – это мебель, то какая? Если посуда, то какая? Если одежда, то какая? Если цвет, то какой? И т.п.

Обсуждение: Подведение итогов ассоциативного ряда.

Ведущий: На примере ассоциаций мы с вами выяснили, что же вы вкладываете в понятие «конфликт»? Каждый из вас по-своему объясняет, что это. Вот одно из определений (слайд 8): Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей (внешний конфликт) или мотивов, потребностей одного человека (внутренний конфликт).

Основная (рабочая) часть.

Ведущий: Исходя из определения, давайте, вместе попробуем определить структуру конфликта (слайд 9). Для того, чтобы возник конфликт, необходимо что и кто?

1) конфликтующие стороны

2) зона разногласий

3) представления о ситуации

4) мотивы

5) действия

Кроме того, конфликт в воем развитии проходит ряд стадий: предметная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта.

Какие же конфликты чаще всего возникают на дороге? Почему они возникают, т.е. что вызывает враждебность и агрессию у участников дорожного движения?

Упражнение «Банк конфликтных ситуаций на дороге»

Цель: научиться адекватно воспринимать конфликтные ситуации в профессиональной деятельности водителя и в повседневной жизни.

Время: 5-7 минут.

Материалы: магниты, фломастеры, «острова» (Приложение 1).

Ход проведения: слушатели называют известные им конфликтные ситуации на дороге, ответы фиксируются на своеобразных «островах» и крепятся на доску.

Обсуждение: Какие из названных ситуаций, на ваш взгляд, доступны контролю? Какие неподконтрольны? (ответы слушателей).

Ведущий: А теперь сравните эти ситуации с глобальным потеплением, ядерной войной, смертью близкого человека… Разве они так страшны и непреодолимы на самом деле?..

Многие из них, как оказалось вполне преодолимы и многие из них можно не допустить.

Продолжая беседу, давайте поговорим о факторах, способствующих возникновению конфликтов на дороге.

Часто конфликтность дорожных ситуаций определяется уже самим фактом вождения автомобиля, ведь машина считается источником повышенной опасности.

Многое зависит от самого водителя — его личности (например, темперамента, общей культуры человека, типа мышления), опыта вождения, его психоэмоционального состояния (под действием внешних факторов, например, наличия рядом конфликтного пассажира, переживания отрицательных эмоций), физического состояния (например, под действием лекарственных препаратов или алкоголя, вследствие заболевания или плохого самочувствия).

Давайте вместе порассуждаем, как эти факторы могут влиять на возникновение конфликтов на дороге.

Первый фактор: личность водителя. И вопрос 1-му столу: Пожалуйста, ваше мнение, какие особенности личности могут способствовать возникновению конфликтов? ответы слушателей Хорошо. Вы правы.

Второй фактор: психоэмоциональное состояние. Вопрос 2-му столу: Как оно влияет на конфликтность водителя? ответы слушателей

Третий фактор: физическое состояние. Вопрос 3-му столу: Каким должно быть физическое самочувствие человека, чтобы он стал более конфликтным? Что может повлиять на физическое состояние водителя? ответы слушателей

И последний фактор: опыт вождения. Вопрос 4-му столу: Пожалуйста, ваше мнение как уже опытных водителей. Сравните себя с молодыми начинающими водителями. ответы слушателей

А участники 5-й стола назовут другие факторы, роль которых в возникновении конфликта также весома. Пожалуйста… ответы слушателей

Хорошо. Факторы, которые так или иначе предрасполагают к возникновению конфликтных ситуаций мы выделили. И выяснили, что ЛИЧНОСТЬ водителя является очень весомым фактором. Оказывается помимо темперамента (биологической основы нашей личности) каждый человек имеет определенный стиль поведения в конфликте. И сейчас мы с вами рассмотрим вопрос том, КАК ведут себя люди в ситуации конфликта, КАКИЕ ПУТИ их разрешения выбирают и насколько они эффективны или, наоборот, неэффективны и даже нежелательны.

Итак, психологи выяснили, что существует 5 распространенных стилей поведения при разрешении конфликта (слайд 10). Их выделил известный психолог К.Томас. Сейчас каждый «стол» получит картинку. Ваша задача – определить какой из стилей конфликта она отражает и попытаться дать ему краткую характеристику.

Упражнение «Стили конфликта».

Цель: анализ различных стилей поведения в конфликте.

Материалы: картинки с изображением животных, отражающих 5 стилей поведения в конфликте (Приложение 2).

Ход проведения: участники объединяются в 5 микрогрупп, каждая микрогруппа получает картинку с изображением животного, отражающего стратегию поведения в конфликте. Задача каждой группы – наполнить содержанием каждую стратегию.

Примеры стилей поведения в конфликте:

  • Конкуренция – человек, использующий этот стиль активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения;

  • Избегание – когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его;

  • Приспособление – человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы;

  • Сотрудничество – человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера;

  • Компромисс – партнеры по общению сходятся на «золотой середине», т.е. на частичном удовлетворении интересов каждого из них.

Обсуждение: Какие преимущества и недостатки каждого стиля? Какой стиль предпочитаете или характерен для вас?

Ведущий: Но всегда ли мы придерживаемся только одного стиля поведения?

А сейчас я предлагаю вам узнать, насколько вы конфликтоустойчивы? В этом нам поможет небольшой тест (Приложение 3). Для этого я подобрала 5 различных тестов по количеству столов, чтобы вы могли оценить каждый из них и выразить свое мнение.

Диагностика уровня конфликтоустойчивости. Обсуждение результатов.

Ведущий: После небольшого диагностического блока, с помощью которого вы получили определенную информацию о себе, а именно о том, насколько вы конфликтны и какие стратегии поведения в конфликте предпочитаете, представим такую ситуацию: кто-то кричит на вас, например, другой водитель или пешеход; может вам и понятно, почему это происходит, но, тем не менее, неприятно, когда на вас кричат. У вас могут возникнуть 3 варианта ответной реакции. Какие?

  • Агрессивная реакция: накричать в ответ.

  • Уйти в сторону: проигнорировать.

  • Использовать оптимальное самоутверждение. Для этого необходимо найти формулировку, наилучшим образом отстаивающую вашу точку зрения. Эта формулировка не должна вызывать у другого человека агрессию и желание защититься. Давайте попробуем применить эти знания на практике…

Упражнение «Достойный ответ».

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Материалы: карточки с замечаниями (Приложение 4).

Ход проведения: Участники сидят по группам за столами. Каждый «стол» получает от ведущего карточку, в которой написан пример конфликтной ситуации,.

Примечание: Очень важно научить участников отслеживать свое поведение в конфликтных ситуациях. В этих случаях люди обычно выбирают один из 3 вариантов реакции: неуверенность, агрессию (как противоположность неуверенности) и уверенное поведение (лучший вариант). Решение конфликтов проблематично, потому что многие не умеют общаться спокойно и уверенно. Попав в зону конфликта, они выбирают вариант реакции спонтанно — и он редко оказывается верным.

Участникам предлагается, прочитав ситуацию, отреагировать на неё (дать на неё 3 варианта поведения: «Агрессия», «Жертва» и «Уверенное, спокойное поведение»). Нужно решить проблему, не вызвав при этом конфликта.

Обсуждение: Легко ли было выполнять задание? Какой вариант поведения вам ближе? Какой из предложенных вариантов эффективнее?

Ведущий: Давайте вместе проанализируем конфликтную ситуацию. Чаще всего в основе наших слов лежат негативные эмоции – гнев, злость, раздражение. Чтобы эти чувства не копились в вас и не создавали опасность «взрыва», понижения самооценки, ухудшения здоровья, их надо отреагировать. И сделать это нужно таким образом, чтобы не принести вред себе и окружающим. Желательно сформировать навык анализа своих негативных эмоций. Однако данный анализ требует времени, а в диалоге с людьми ответ требуется незамедлительно. В этом случае именно «Я-высказывания» являются универсальным способом выражения вашего отношения к какой-либо ситуации, не обижающем другого человека. Особенно они полезны и эффективны, когда вы раздражены, рассержены или в плохом настроении. С помощью этого способа вы можете дать обратную связь (даже если вы так разозлились, что готовы убить своего собеседника) и при этом не вызвать ответную агрессию. Однако требуется сознательная установка и тренировка, чтобы применять этот способ даже в ситуации «накала страстей». Схема «Я-высказывания» может быть такой (слайд 11):

В отличие от «Ты-высказывания», «Я-высказывания» характеризуются описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения партнера по общению. Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, вы оставляете за собеседником возможность самому принять решение, учитывая ваши переживания.

Подведение итогов занятия (итоговая рефлексия)

Ведущий: А сейчас, подводя итоги нашего занятия, давайте вместе сформулируем правила поведения в конфликте… ответы слушателей… Из всего вами сказанного, я, пожалуй, выделила бы следующие 4 главных правила (слайд 12)

На этом мы с вами завершаем наше занятие. Мы сегодня сделали очень много важной и полезной работы не только в отношении темы занятия, но и в отношении самих себя. Итогом нашей совместной работы над темой занятия будет заключение контракта…

Упражнение «Контракт».

Цель: закрепление навыков конструктивного поведения, рефлексия занятия.

Материалы: ручка, бланк контракта. (Приложение 5)

Ход проведения: Ведущий: Данный контракт – это добровольное письменное соглашение с самим собой с целью изменить свое поведение в конфликтных ситуациях. Это трудный и ответственный шаг в направлении работы над собой. Поэтому кто готов начать эту работу, пожалуйста, возьмите бланки контракта.

Примечание: Контракт составляется в 1 экземпляре. Кроме этого участники могут взять какое-либо обязательство. Например, каждый день фиксировать количество ситуаций, вызывающих раздражение и т.п. эмоции и количество раз, когда ситуация была разрешена позитивно, не вызывая конфликта и т.п.

Ведущий: Это был очень смелый поступок со стороны каждого подписавшего контакт. Я ценю его. Завершить занятие я бы хотела следующей замечательной притчей.

Резюмирование педагога

Жил-был один молодой человек. Он не умел ладить с людьми: почти любое взаимодействие с людьми у него всегда превращалось в конфликт, его все не любили и старались держаться как можно дальше. У него совсем не было друзей из-за его чрезмерной агрессии и конфликтности. У него был отец, и люди часто жаловались ему на сына и просили как-то повлиять на него. Этот молодой человек однажды решил завести себе друзей, но не знал, как это сделать и решил спросить совета у отца.

Отец, сказал ему следующее: «Сын мой, я знаю, что ты часто ссоришься с людьми, и поэтому у тебя нет друзей. И я знаю, что ты хочешь с кем-то подружиться, но у тебя не получается. У меня есть один совет для тебя: ты же видел наш деревянный забор? Я прошу тебя каждый раз, когда ты будешь с кем-то ссориться забивать в забор по гвоздю».

Юноша стал делать то, что сказал отец. Каждый день он вбивал гвозди в забор и через несколько месяцев в заборе не осталось места. Гвоздей было так много, что не видно было самого забора.

И тогда юноша опять пришел к отцу: «Отец, что мне делать? В заборе больше нет места для гвоздей!»

На что отец ответил ему: «Ты можешь вынимать по гвоздю за каждый день без ссор».

Сын послушал его, и постепенно стал вынимать один гвоздь за другим. И через какое-то время забор полностью отчистился от гвоздей. Сын позвал отца: «Отец, я сделал все, как ты сказал, и стал меньше ссориться с людьми, но только забор теперь весь в дырках»

И отец сказал: «Да, сынок, сколько бы ты гвоздей не вытаскивал, дырки не исчезнут никогда!»

Ведущий: Выводы из этой притчи каждый сделал свои. А мы переходим к подведению итогов мастер класса.

Заключительная часть

Рефлексия.

Я выражаю надежду, что полученный вами «здесь и сейчас» опыт будет использован вами при планировании учебных занятий. В помощь вам и вашим коллегам я подготовила буклеты с рекомендациями, которые помогут самостоятельно создать собственную модель учебного занятия с использованием элементов психологического тренинга.

А завершить свой мастер-класс я хочу с помощью упражнения-метафоры «6 шляп мышления», идея которого принадлежит Эдварду де Боно (слайд 13). В основе упражнения лежит притча. Я её вам расскажу, пока вы будете работать со шляпами.

Упражнение – групповая дискуссия «6 шляп мышления» (рефлексия).

Цель: подведение итогов работы участниками тренинга

Время: 10 минут

Материалы: шляпы зеленого, красного, черного и белого цвета

Ход проведения: Участники разбиваются на 4 подгруппы. Представитель от каждой подгруппы вытягивает жребий с указанием цвета шляпы. Каждая из подгрупп в соответствии с цветом шляпы готовит отзыв о занятии, исходя из предложенных ниже значений цветов.

Белая шляпа: охарактеризовать занятие с позиции разума. Какие знания и умения получены? Где и как можно использовать полученные знания?

Желтая шляпа: дать положительный отзыв: отметить, что понравилось, удалось, что было полезным, в чем участники видят достижения лично для себя.

Черная шляпа: дать отрицательный отзыв: отметить, что не понравилось, было трудно, неясно, оказалось скучным или бесполезным.

Примечание: отрицательную связь стоит выслушать в середине дискуссии.

Красная шляпа: дать отзыв с позиции эмоций и чувств. Что вызвало положительные переживания, а что – отрицательные? Какие упражнения были самыми яркими в эмоциональном плане?

Зеленая шляпа: дать отзыв с позиции творческого мышления. Что можно изменить, совершенствовать?

Синяя шляпа: сделать общий вывод. Обобщающее высказывание, возможно философское.

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.


Спасибо вам, коллеги, за участие в мастер-классе и за приятное общение. Все ваши высказывания я, обязательно, прочту позже. Мы ещё увидимся на подведении итогов семинара, где вы сможете высказать свое мнение о данном занятии. А напоследок я хочу пожелать вам профессионального роста, развития, творчества в работе.

А если вдруг вы захотите взглянуть на себя, на свою работу и на мир в целом с другой стороны, просто смените шляпу.

Спасибо за внимание. До свидания. (слайд 14)

Приложение 1

«Острова»

















Приложение 2

КОНКУРЕНЦИЯ («акула») – силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование); человек, использующий этот стиль активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с др., но способен на волевые решения;

ИЗБЕГАНИЕ («черепаха») – уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его;

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ («медвежонок») – сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость); человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы;

СОТРУДНИЧЕСТВО («сова») – мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников; человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера;

КОМПРОМИСС («лиса») – стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей; партнеры по общению сходятся на «золотой середине», т.е. на частичном удовлетворении интересов каждого из них.


Приложение 3

Тест 1. «Ваш боевой дух»

Инструкция: Внешне эти 2 фигуры примерно одинаковы, однако одному из этих человечков вам надо отдать предпочтение, сделав его победителем в сражении. Ваша задача — снабдить нарисованных людей всем, что им необходимо для битвы, а также создать фон, оправдывающий взаимную неприязнь этих людей. Этот тест показывает, способны ли вы отражать удары противников и сражаться за свои убеждения, а также с боем идти по жизни, не боясь конфликтных ситуаций и грудью пробивая себе дорогу к своей мечте. Все символы просты и легко расшифровываются.

Интерпретация: Фигура, которую вы начали разрисовывать первой, — это вы сами, вторая фигура соответственно собирательный образ ваших недругов, жизненных невзгод и превратностей судьбы. Важный момент: если вы увидели себя в фигуре слева, то это говорит о вашей целеустремленности решительности, вы не боитесь будущего и смело смотрите в день завтрашний. Прошлое вас не гнетет, вы умеете анализировать собственные ошибки и делать правильные выводы. Если же вы — фигура справа, то, скорее всего, настоящее время вы находитесь в состоянии депрессии или полны сомнений и неприятных мыслей о дне завтрашнем. Возможно, какие-то прошлые события не дают вам покоя, вы все время думаете о том, что произошло, снова и снова мучительно переживаете минувшее.

Если в этой битве вы сделали победителем себя, то это очень хорошо. Если при этом вы — фигура слева, то это значит, что вы способны организовать свою жизнь, происки врагов вам не страшны, вы сможете найти выход из любой сложной ситуации и не будете паниковать в тяжелую минуту. Если же ваша фигура стоит справа, то это тоже неплохо: вы справитесь со своими проблемами, разберетесь с теми событиями прошлого, которые не дают вам возможности подвести итог и забыть о случившемся. Победив свое прошлое, вы сможете вздохнуть полной грудью и обратить свой взор в будущее.

Доспехи — это ваше стремление обезопасить себя. Чем больше на вашем человеке доспехов, тем сильнее ваша неуверенность в себе. Доспехи на фигурке вашего врага говорят о том, что вы опасаетесь силы и коварства своего противника. Если на нем очень крепкая броня, то это значит, что вы боитесь не справиться с ним, спасовать перед его мощью. Оружие — это ваша способность к сражению. Вы нарисовали острое и длинное оружие — вы не боитесь вступать в открытую конфронтацию. Вы нарисовали своему человеку щит — вы предпочитаете защищаться, а не нападать. Оружие вашего врага — ваши мысли о его могуществе.

Фон расскажет вам о том, в каких ситуациях вы допускаете возможность возникновения открытого конфликта.

Тест 2. «Конфликтная личность»

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете?

а) обычно избегаю вмешиваться;

б) могу встать на сторону потерпевшего или того, кто прав;

в) всегда вмешиваюсь и отстаиваю свою точку зрения.

2. Если ваше руководство допускает ошибки, можете ли вы на общем собрании высказать это?

а) нет;

б)  да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;

в)  всегда высказываю свою точку зрения.

3. Ваш непосредственный начальник излагает план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?

а)  если другие меня поддержат, то да;

б) обязательно предложу свой план, покажу все его преимущества;

в)  боюсь, что за критику у меня могут быть неприятности.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а)  только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят наших отношений;

б) только по принципиальным, важным вопросам;

в)  я имею привычку спорить со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваши действия?

а)  считая себя не хуже него, тоже пытаюсь обойти очередь;

б) возмущаюсь, но про себя;

в)  открыто высказываю свое негодование.

6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа ваше го коллеги, в которой есть смелые предложения, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите?

а)  я выскажусь как о положительных, так и об отрицательных сторонах данного проекта;

б)  выделю положительные стороны работы и предложу предоставить возможность продолжить ее;

в) стану критиковать ее, ведь для того, чтобы быть новатором, нужно уметь не допускать ошибок.

7. Представьте, что теща (свекровь), которая постоянно говорит вам о необходимости бережливости, экономии, сама то и дело покупает дорогие вещи. Она интересуется вашим мнением о своей последней покупке. Что вы ей скажете?

а)  что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие;

б)  говорю, что эта вещь безвкусная;

в)  постоянно ругаюсь и ссорюсь с ней из-за этого.

8. На улице вы видите группу курящих подростков. Ваша реакция?

а)  думаю: «Зачем мне портить себе настроение из-за плохо воспитанных чужих озорников?»;

б) делаю замечание;

в)  если это происходит в общественном месте, то хорошенько отчитаю их.

9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а)  в таком случае я не даю ему чаевых, которые заранее приготовил и отдал бы, если бы он поступил честно;

б)  попрошу еще раз пересчитать сумму, укажу на ошибку;

в)  это будет поводом для скандала.

10. Вы в доме отдыха. Администратор сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности, не следит за уборкой в комнатах, разнообразием меню. Ваша реакция?

а)  мне, конечно, это не нравится, но даже если я и выскажу свое возмущение, от этого вряд ли что-то изменится;

б)  я обязательно добьюсь того, чтобы его строго наказали или даже уволили с работы;

б) вымещу свое недовольство на младшем персонале — уборщицах, официантках.

11. Представьте, что у вас был конфликт с сыном-подростком, а потом вы убедились, что он был прав. Признаете ли вы свою ошибку?

а)  нет;

б) разумеется, признаю;

в)  какой же у меня будет авторитет, если я признаю, что был не прав?

Ключ к тесту.

За каждый ответ «а» запишите себе 4 очка, «б» – 2, «в» – 0 очков.

От 30 до 44 очков. Вы тактичный, деликатный человек, не любите конфликтов, избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступить в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем служебном положении, отношениях с друзьями. Вам хочется быть приятным для окружающих, однако в тех случаях, когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Но ведь таким образом вы теряете уважение к себе в их глазах!

От 15 до 29 очков. Вы человек, который умеет, когда нужно, отстаивать свое мнение, делать это аргументированно и последовательно, невзирая на то, как это отразится на вашем положении. Вас за это уважают, хотя некоторые считают вас конфликтной личностью.

От 10 до 14 очков. Наверное, многие окружающие не без оснований считают вас любителем поскандалить. Еще бы: ведь вы сами ищете поводов для споров, большая часть из которых излишни и мелочны, зачастую вы просто не в состоянии о чем-либо спокойно договориться, навязываете свое мнение, даже когда не правы. Вы любите покритиковать, но лишь тогда, когда это выгодно вам. Но ведь все это создает только проблемы в вашей жизни! Искренне ответьте себе на вопрос: не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?

Тест приведен из книги " Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007.

Тест 3. Определение уровня конфликтоустойчивости

Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта - межличностных спорах - и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности.

Инструкция. Внимательно прочитайте и оцените каждое из десяти полярных суждений, указанных в бланке. Определите, какое из двух крайних суждений подходит Вам, а затем оцените его по 5-балльной системе, обведя нужный балл. Помните, что промежуточная цифра 3 означает, что оба качества присутствуют в равной степени. Крайние же значения 4 - 5 и 1 - 2 характеризуют либо уклонение от споров, либо непринужденное участие в разрешении спорных моментов.

Обработка и интерпретация данных.

Оцените по 5-балльной системе, насколько у Вас проявляется каждое из приведенных слева свойств. Подсчитайте общую сумму баллов. Проанализируйте причины полярных стратегий поведения с целью внесения необходимых корректив.

40 50 б. - высокий уровень конфликтоустойчивости.

30-40 б.- средний уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта.

20-30 б. - низкий уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий о выраженной конфликтности.

1-19 б.- очень низкий уровень конфликтоустойчивости. Данный уровень свойствен конфликтным людям.

Бланк ответов

Суждения

Баллы

Суждения

Уклоняюсь от спора

54321

Рвусь в спор

Отношусь к конкуренту без предвзятости

54321

Подозрителен

Имею адекватную самооценку

54321

Имею завышенную самооценку

Прислушиваюсь к мнению других

54321

Не принимаю иных мнений

Не поддаюсь на провокации, не завожусь

54321

Легко завожусь

Уступаю в споре, иду на компромисс

54321

Не уступаю в споре: победа или поражение

Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины

54321

Если взрываюсь, то потому, что считаю, что без этого нельзя

Выдерживаю корректный тон в споре, тактичен

54321

Допускаю тон, не терпящий

возражений, бестактность

Считаю, что в споре не надо демонстрировать свои эмоции

54321

Считаю, что в споре нужно проявить сильный характер

Считаю, что спор - крайняя форма

разрешения конфликта

54321

Считаю, что спор необходим для

разрешения конфликта

Тест 4. «Конфликтный ли вы человек?» (В. Пугачев)

Инструкция:  Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1 балл.

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста:

Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Интерпретация:

«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.

«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.

«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.

«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.

Тест 5. «Как вы действуете в условиях конфликта» (В. Пугачев)

Цель: определение способа поведения в конфликте.

Инструкция: Внимательно прочтите предлагаемые пословицы. По 5-ти балльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее использование в своем обычном поведении: 5 баллов - типично для поведения; 4 балла - часто; 3 балла - иногда; 2 балла - редко; 1 балл - совсем нетипично; 0 баллов - не понял смысл пословицы.

Список пословиц:

  1. Худой мир лучше доброй ссоры.

  2. Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.

  3. Мягко стелет, да жестко спать.

  4. Рука руку моет.

  5. Один ум хорошо, а два - лучше.

  6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

  7. Кто сильнее, тот и прав.

  8. Не подмажешь - не поедешь.

  9. С паршивой овцы - хоть шерсти клок.

  10. Правда - то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

  11. Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.

  12. Слово "победа" четко написано только на спинах врагов.

  13. Убивай врагов своей добротой.

  14. Честная сделка не вызывает ссоры.

  15. Не у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

  16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

  17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

  18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

  19. Ты мне - я тебе.

  20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

  21. Кто спорит - гроша не стоит.

  22. Кто не отступает - тот обращает в бегство.

  23. Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый - не одной.

  24. Кто дарит, друзей наживает.

  25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

  26. Лучший способ решать конфликты - избегать их.

  27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  28. Кротость торжествует над гневом.

  29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

  30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

  31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

  32. В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.

  33. Если в тебя швырнули камень - брось в ответ кусок ваты.

  34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

  35. Копай и копай, без устали: докопаешь до истины.

Обработка теста:

Полученные оценки суммируете по столбцам. Наибольшая сумма указывает на индивидуальные особенности поведения.

Тип I "Черепаха" - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).

Тип II "Акула" - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).

Тип III "Медвежонок" - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).

Тип IV "Лиса" - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).

Тип V "Сова" - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)".

Бланк для ответов.

1.

6.

11.

16.

21.

26.

31.


I

2.

7.

12.

17.

22.

27.

32.


II

3.

8.

13.

18.

23.

28.

33.


III

4.

9.

14.

19.

24.

29.

34.


IV

5.

10.

15.

20.

25.

30.

35.


V

пословиц

Сумма баллов

Тип

поведения

Приложение 4

Карточки с замечаниями к упражнению «Достойный ответ».

На дороге Вашу новую машину сзади ударил другой автомобиль, водитель которого сразу стал обвинять Вас в случившемся. Ваши действия?

Вы пришли в автосервис, а Ваш автомобиль в срок так и не отремонтировали, а завтра Вам необходимо ехать в важную командировку на своей машине. Ваши действия?

Вы заехали во двор и заняли свободное место на парковке. Не успели Вы выйти из машины, как к Вам подбежал

водитель другого автомобиля и стал требовать освободить Его парковочное место. Ваши действия?

Вы двигаетесь в плотном потоке автомобилей в «час пик» уже долгое время, понимая, что опаздываете на работу. В это время из соседней полосы «крутой» водитель настойчиво требует пропустить его в Вашу полосу. Вы продолжаете движение в своей полосе, поведение другого водителя становится агрессивно-угрожающим. Ваши действия?

На загородной трассе Вас неожиданно останавливает

сотрудник ГИБДД и начинает обвинять Вас в нарушении ПДД, которого Вы знаете, что не нарушали. В ответ на Ваше недоумение, сотрудник начинает вести себя грубо, ища любые нарушения. Ваши действия?


Приложение 5

КОНТРАКТ


Я хочу изменить свое поведение в конфликтных ситуациях по отношению к другим. Я буду пытаться контролировать свои негативные эмоции и думать о последствиях своих слов и действий. Обязуюсь приступить к работе над собой сегодня».


___________________________ ______________________________

Подпись участник

___________________________ ______________________________

Подпись свидетель