СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс " Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Использование системно-деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

 

 

Просмотр содержимого документа
«мастер-класс к конкурсу»

Мастер-класс

Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.


Филиппова Т.Н., учитель начальных классов

первой квалификационной категории.


«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству». А. Дистервег.

Хочу согласиться с великим ученым, потому что, работая учителем начальных классов, я осознаю важность самостоятельной работы обучающихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.

В связи с переходом на ФГОС второго поколения я, как учитель начальных классов поняла, что надо поменять методы работы с классом и с каждым учащимся в отдельности. Изменить свой подход к учебно-воспитатательной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы.

Поэтому моя роль, как роль учителя: переориентация из информатора в консультанта и организатора исследовательской деятельности младших школьников.

Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т. е заимствуют друг у друга технологические приемы. Я для своей работы выбрала технологию системно - деятельностного обучения, так как мне хотелось, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.

Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики.

Технология   деятельностного   метода  означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.

Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Деятельностный   подход   на своих уроках осуществляю через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

-участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности;

-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:

- работают с источниками  информации;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно - деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.

Рассмотрим это на примере урока русского языка во 2 классе.

На этапе «Самоопределения к учебной деятельности» организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.

Я на данном этапе настраиваю детей на работу. Также высказываю добрые пожелания детям, даю моральную поддержку или предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке: девиз или эпиграф («С малой удачи начинается большой успех!»).

На этапе «Актуализации знаний и фиксации затруднения в пробном действии» подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний.

На этапе «Выявления места и причины затруднения» включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

На этапе «Построения проекта выхода из затруднения» внимание детей обращаю на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем формулируется цель и тема урока, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем.

Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подвожу итог.

На этапе «Первичного закрепления» мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

При проведении «Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону» использую индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Следующий этап- «Включение в систему знаний и повторение». Здесь мои дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках. При повторении использую игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования. Это способствует положительному эмоциональному фону, развитию у детей интереса к урокам.

При подведении итога урока «Рефлексии учебной деятельности» фиксируем изученное новое знание и его значимость. Я организую самооценку учебной деятельности и согласовываю домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.


Просмотр содержимого презентации
«к уроку русс. яз. 2 класс»

   Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.         Филиппова Т.Н.  учитель начальных классов  первой квалификационной категории.

 

Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.

 

 

 

Филиппова Т.Н.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории.

Краткая аннотация. Тип урока : Открытие нового знания цель:  Ввести понятия «орфограмма» , «орфографическое правило», «безударная гласная в корне слова » Использование технологий : проблемно-диалогическая технология Задачи:  1. Повторить все знакомые опасные места; 2. Развивать способность детей видеть в слове орфограмму; 3. Развитие речи у учащихся; 4. Воспитание внимательности, аккуратности, любознательности .

Краткая аннотация.

Тип урока : Открытие нового знания

цель:

Ввести понятия «орфограмма» , «орфографическое правило», «безударная гласная в корне слова »

Использование технологий : проблемно-диалогическая технология

Задачи:

1. Повторить все знакомые опасные места;

2. Развивать способность детей видеть в слове орфограмму;

3. Развитие речи у учащихся;

4. Воспитание внимательности, аккуратности, любознательности .

планируемые результаты:  предметные:  находить и графически обозначать безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова   личностные: Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Понимать причины успеха в учебной деятельности :

планируемые результаты:

предметные:

находить и графически обозначать безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова

 

личностные:

Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Понимать причины успеха в учебной деятельности

:

Универсальные учебные действия: регулятивные Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану;   познавательные использовать знако-символические средства при оформлении орфограмм; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; составлять алгоритм под руководством учителя;   коммуникативные слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.  

Универсальные учебные действия:

регулятивные

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться работать по предложенному учителем плану;

 

познавательные

использовать знако-символические средства при оформлении орфограмм;

делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

составлять алгоритм под руководством учителя;

 

коммуникативные

слушать и понимать речь других;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

Самоопределение к учебной деятельности * Мотивация учебной деятельности * Электронная физкульт. минутка  «На море»

Самоопределение к учебной деятельности

* Мотивация учебной деятельности

* Электронная физкульт. минутка

«На море»

8. Безударная гласная в корне. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Орфограмма – это написание по правилу … ля  рощ…  фил…м  (о)маш…не  грущ…  реч…ка  Ан…а  молч…ние  морж…  Артем…ева    О ля  ро щ а  фил ь м  о ма ш и не  гру щ у  ре чк а  А н н а  мол ч а ние  мор ж и  Артем ь ева 1. Разделительный мягкий знак; 2. Сочетания ЧК и ЧН; 3. Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ. 4. Заглавная буква в именах собственных; 5. Предлог и слово. 6. Мягкий знак для смягчения согласной. 7. Удвоенная согласная.

8. Безударная гласная в корне.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Орфограмма – это написание по правилу

ля рощ… фил…м (о)маш…не грущ… реч…ка Ан…а молч…ние морж… Артем…ева

О ля ро щ а фил ь м о ма ш и не гру щ у ре чк а А н н а мол ч а ние мор ж и Артем ь ева

1. Разделительный мягкий знак;

2. Сочетания ЧК и ЧН;

3. Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ.

4. Заглавная буква в именах собственных;

5. Предлог и слово.

6. Мягкий знак для смягчения согласной.

7. Удвоенная согласная.

Выявление места и причины затруднения   Работа с новым словарным словом это двустворчатый моллюск, в раковине которого образуется жемчуг  Ж…МЧ…ЖНИЦА   - Вторая пропущенная буква находится в каком положении? (в безударном) - Как будем дальше действовать? (ответы детей) - Чтобы не сомневаться в написании, что нужно сделать? (подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной)   -Значит, какая цель сегодняшнего урока? (научиться правильно писать слова с безударной гласной) - Молодцы! - Какой вывод можем сделать?  

Выявление места и причины затруднения

Работа с новым словарным словом

это двустворчатый моллюск, в раковине которого образуется жемчуг

Ж…МЧ…ЖНИЦА

  - Вторая пропущенная буква находится в каком положении? (в безударном)

- Как будем дальше действовать? (ответы детей)

- Чтобы не сомневаться в написании, что нужно сделать? (подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной)

  -Значит, какая цель сегодняшнего урока? (научиться правильно писать слова с безударной гласной)

- Молодцы!

- Какой вывод можем сделать?

 

Построение проекта выхода из затруднения Давайте составим алгоритм.  Прежде чем написать слово, нужно:   1. Поставить ударение;   2. Определить часть слова, в которой есть орфограмма.   3. Применить правило.  

Построение проекта выхода из затруднения

Давайте составим алгоритм. 

Прежде чем написать слово, нужно:

 

1. Поставить ударение;

 

2. Определить часть слова, в которой есть орфограмма.

 

3. Применить правило.

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи   Запись предложения под диктовку учителя (1 ученик у доски) Задание: записать предложение, объяснить и подчеркнуть  все орфограммы.  Лисята живут в норе.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Запись предложения под диктовку учителя (1 ученик у доски)

Задание: записать предложение, объяснить и подчеркнуть

все орфограммы.

Лисята живут в норе.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону ердеьвя вцтеы  коно  змаи

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

ердеьвя

вцтеы

коно

змаи

Включение в систему знаний и повторение   Работа по учебнику   Прочитай предложения. Скажи, что ты вставишь вместо точек . Спиши предложения. Обозначь орфограмму +  (дополнительно) все орфограммы.    Пу…стый к…тёнок играл с клубком. Кру…лись сн…ж…нки над озером. Как хоро… ду…стые ландыши!  Было слышно в ти…, как шуршат камы… .  

Включение в систему знаний и повторение Работа по учебнику Прочитай предложения. Скажи, что ты вставишь вместо точек . Спиши предложения. Обозначь орфограмму + (дополнительно) все орфограммы.

Пу…стый к…тёнок играл с клубком.

Кру…лись сн…ж…нки над озером.

Как хоро… ду…стые ландыши! 

Было слышно в ти…, как шуршат

камы… .

 

Мне показалось важным научиться объяснять орфограммы, т.к. понимая их можно научиться писать грамотно Мне понравилось работать в группе, потому что вместе легче выполнять задание. Мне было трудно подбирать модель к правилу, потому что мы этого ещё никогда не делали.   Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Мне показалось важным научиться объяснять орфограммы, т.к. понимая их можно научиться писать грамотно

Мне понравилось работать в группе, потому что вместе легче выполнять задание.

Мне было трудно подбирать модель к правилу, потому что мы этого ещё никогда не делали.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.