СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Цветок здоровья - программа к действию"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для педагогов призван вызвать эмоциональный отклик на систему развития и укрепления здоровья и создать условия для выбора участниками  приёмов и способов здоровьесбережения для себя и своих учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Цветок здоровья - программа к действию"»

Мастер-класс «Цветок здоровья – программа к действию»


Цель: Вызвать эмоциональный отклик на систему развития и укрепления здоровья и создать условия для выбора педагогами способов здоровьесбережения для себя и учащихся.


Задачи: 1. Ознакомить с приемами укрепления и развития здоровья по системе «Цветок здоровья»

2. Передать способы деятельности по формированию потребности вести здоровый образ жизни.

3. Обеспечить формирование мотивации и познавательной потребности в здоровьесберегающей деятельности.

4. Стимулировать познавательный интерес и попытаться отработать умения по планированию, самоорганизации самооздоровления.


Оборудование: мультимедийный проектор, макет – кровеносного сосуда, карточки с заданиями, листы чистой бумаги, скрепки.

.

Литература: 1. Кацудзо Ниши. Золотые правила здоровья. СБП: ИК Невский проспект,

2002;

2. М.Л. Лазарев. Система развивающей терапии для детей страдающих астмой.

М., 1993;

3. Дон Кэмпбелл. Эффект Моцарта. Минск,1999.

Ход занятия

Актуализация

Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. Мудрейшие слова Сократа: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто!» мы очень часто игнорируем.

Проведем тренинг – эксперимент «Скрепка», который нам поможет ещё раз задуматься о своём здоровье.

Вам известны функции скрепки.

Примените ее по назначению. Как справились?

Следующее действие - разогните скрепку в одну линию. Легко ли это выполнить?

А теперь верните скрепке первоначальный вид. Удалось?

Что сложнее, развернуть скрепку или свернуть?

Проверьте, как функционирует?

Скрепка – это модель здоровья. Какой следует вывод?

Навредить здоровью легко. Вернуть здоровье трудно, иногда невозможно. Человек в течение жизни выступает в роли летчика-испытателя по отношению к своему организму. Он даёт ему всё новые и новые нагрузки, наблюдая за

« результатом». А результат – болезнь.

- Как вы думаете, когда происходит закладка физического и психического здоровья?

- Что такое боль и как она возникает?

-Что должен человек делать, чтобы сохранять и постоянно укреплять здоровье?

Необходима система. Система, которая поможет нам в этом.

Сейчас я хочу познакомить вас с необычным цветком – «Цветком здоровья». Это графическое изображение системы сохранения и укрепления здоровья – системы саморазвития и самосовершенствования. Каждая часть цветка – это компонент, скрывающий в себе секреты здоровья.

Но прежде, предлагаю вам составить свою систему, т.е. нарисовать и подписать столько лепестков сколько компонентов, по вашему мнению, необходимо для поддержания и развития здоровья.

Система «Цветок здоровья» разработана мной в1996 году и лежит в основе всей моей деятельности с учащимися, педагогами и родителями. Цветок – это символ совершенства, красоты, развития, силы…и конечно здоровья.

В конце занятия вам необходимо выбрать приемы, которые помогут в вашем дальнейшем жизненном «полёте» и превратят ваш цветок в источник света, тепла и энергии.

Демонстрация и передача опыта


Система самонаблюдения, самопознания, саморазвития «Цветок здоровья»


Центральный компонент – семьясамый важный, объединяющий.

Основы физического здоровья, его закладка, происходит во время беременности и в первый год жизни. Закладка психического здоровья человека, будет ли он удачлив, будет ли он лидером в жизни, происходит во время беременности и первых трёх лет жизни. В течение всей последующей жизни мы можем только поддерживать, корректировать и развивать то, что заложено родителями. Вот почему так важно говорить о здоровье не только с детьми, но и с их родителями организуя занятия «Школы здоровой семьи»

Компонент - настроение

Настроение – это главное условие здоровья.

Что такое боль и как она возникает?

Древние греки говорили: «Боль – сторожевой пёс здоровья»

Демонстрация модели кровеносного сосуда (свёрнутый в трубочку лист).

Механизм возникновения боли

Стресс - СПАЗМ - боль

Усталость - СПАЗМ - заторможенность

Переутомление - СПАЗМ - простудные заболевания

Главное, чтобы предотвратить боль, необходимо снять спазм, т.е. научиться расслабляться – научиться открывать сосуды.

Существуют огромное множество способов улучшения настроения, коррекции эмоционального состояния. Многим из них не надо учиться, их необходимо просто выполнять: удлинение выдоха, пение, слушание музыки, принятие душа.

Продолжите список………………………….

Смехойога: «Смеющаяся мышка».

Ключевая фраза этого лепестка: час без улыбки – потерянный час. Даже если это гримаса улыбки, она способствует расслаблению всего организма, а значит, несёт нам здоровье.

Работа с моделью цветка. Проведите от лепестка «настроение» несколько лучей и подпишите над ними те способы, которые вы готовы применять ежедневно для поддержания душевного равновесия.

Компонент – движение

Ключевая фраза этого лепестка: «Позвоночник – ключ к здоровью».

Гиппократ называл больной позвоночник вешалкой для болезней. По данным ученых первые признаки остеохондроза в наше время отмечаются у детей в возрасте четырёх лет. Это ужасающий факт. Тем не менее, как подчеркивал академик Амосов, заниматься улучшением своего здоровья ни когда не поздно, потому что наш организм самонастраивающаяся и саморегулируемая система.

Выполнение упражнений для позвоночника: «Растём», «Да, Нет, Ай-ай», вибрационная зарядка по Микулину.

Работа с моделью цветка, занесение выбираемых упражнений для своего организма.

Двигательная функция является ведущей в жизнедеятельности организма с точки зрения энергообмена. При этом психическая функция регулирует объём движений и повышает уровень двигательной активности, а дыхательная – обеспечивает кислородом работающие мышцы.

Компонент – дыхание

Дыхание это фундамент любого оздоровительного процесса.

С помощью дыхания можно снять боль, успокоиться, улучшить работу головного мозга. Выполнение упражнений и работа с моделью цветка: «Правило пяти пальцев», «Волшебное дыхание», «Вибрационная дыхательная гимнастика».

Умеющий управлять дыханием, умеет управлять собой – фраза, которая может подтолкнуть к изучение дыхательных методик.

Компонент – массаж

« Массаж - поистине это полезно и предотвращает страдания от болезней органов» - мудрое высказывание. Овладеть простейшими приёмами самомассажа способен даже первоклассник.

Овладение приёмами точечного массажа по Уманской, работа с моделью цветка.

Массаж общеукрепляющей точки поможет нам и иммунитет подстегнуть, и при утомлении, и при плохом настроении.

Компонент – питание

Человек есть то, что он ест. Многие знают золотые правила питания, но не все выполняют.

Перечислить эти правила………………………….

Есть ли в вашем списке правила: утро начинать со стакана воды и присутствие в меню ежедневно фруктов и овощей не меньше 400 грамм?

Работа с карточками и с моделью цветка.

«Мало знать, надо выполнять» - Гёте.


Музыка – это возглавляющий лепесток графической модели. Этот компонент требует минимум усилий. Необходимо правильно подобрать для себя музыкальное произведение и вовремя прослушивать. Музыка активизирует резервные возможности человека, восстанавливает силы и здоровье.

Прослушивание музыкального фрагмента «Утро» Грига, работа с моделью цветка.

Компонент – природа

Гармония человека и царства природы – основной источник здоровья и гармоничного развития. Видеть прекрасное вокруг себя, ощущать себя частицей этого необъятного и необыкновенного, уметь наблюдать, заботиться, беречь, преумножать, восхищаться и быть благодарным всему окружающему нас миру – это и есть путь к здоровью.

Если бы мы об этом помнили, то не знали бы о многих заболеваниях.


Обмен идеями с участниками


Рефлексия


Работа с моделью цветка: выбрать те приёмы, которые вам больше понравились, вписать над лучами исходящими от каждого лепестка – получился собственный цветок здоровья. Научите этим приёмам своих друзей, своих учеников.

М.Л.Лазарев: «Человек является скульптором своего тела, дизайнером своей души и архитектором своей судьбы»- Можно ли слова Лазарева взять девизом к системе «Цветок здоровья»?

Поможет ли «Цветок здоровья» стать архитектором своей судьбы зависит от самого человека. Старайтесь всегда помнить слова Сократа, пользуйтесь понравившимися приёмами, изучайте новые способы укрепления, развития здоровья и всегда стремитесь соответствовать «цветку».