Внеклассное мероприятие по математике «Необычный математический детектив»
Цели и задачи:
Повысить познавательный интерес к предмету математики.
Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся.
Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.
Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности.
Форма проведения мероприятия: математический детектив.
Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный.
Подготовительный этап: 8А, 8Б и 8 В классах набираются команды по 5 человек.
Оборудование: презентация для проведения мероприятия с заданиями, карточки с заданиями, листы учета заработанных баллов для жюри (протокол), грамоты.
Важная наука.
Цифры растянулись в длинный ряд,
Формулы… А где же ты, романтика?
Ведь еще немало говорят:
«Скучная наука – математика».
Не спеши-ка с выводами, друг,
В технике, науке и природе –
Все, что нынче видишь ты вокруг,
По ее законам происходит.
Ведь в тайге не вырастет завод,
Люди не откроют тайны Арктики,
Тепловоз по рельсам не пойдет
Без «сухой науки» - математики.
В космос мы пускаем корабли.
Небо режут сотни самолетов.
Разве их создать бы мы смогли
Без математических расчетов?!
К звездам нас помчит поток ракет,
Позовут далекие галактики,
Потому что в целом мире нет,
Нет важней науки математики.
Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Действующие лица: Таня и Антон.
Таня: Антон, о чем ты задумался?
Антон: Знаешь, о чем я думаю? Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков. Смотри: мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьми, например, оценки, которые получили сегодня по алгебре. Ты получила «5», а я - «1». Складываем, делим пополам – по тройке получили оба. Видишь, как здорово, и отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!
Таня: Ну вот! Ты даже не спросил, устраивает ли меня это!
Антон: Подожди, не перебивай! Это ещё не всё. Ты пришла в школу за 15 минут до урока, а я на 15 минут опоздал. Складываем, делим пополам - среднее арифметическое…
Таня: Ты же гении! Ну, я тебя проучу! Слушай, ты хотел купить кроссовки на физкультуру? Давай деньги, я сбегаю в магазин в знак признательности за твою гениальность, а ты пока порешай задачки со своим средним арифметическим.
Антон: Вот здорово! Хоть Абрар Анварович не будет меня завтра ругать. (делает гимнастические упражнения)
Таня: (Входит с пакетом.) Видишь, как я быстро. Я тебе кроссовки купила, не что-нибудь!
Антон: Давай быстрее! (разглядывает кроссовки с удивлением) Что это?
Таня: Ты ещё спрашиваешь. Это твои кроссовки. Один 30-го размера, а другой – 44-го. Складываем, делим пополам, получаем твой размер – 37-ой. Да здравствует среднее арифметическое!
А мы сегодня начинаем наш математический детектив. Участие принимают три детективных агенства:
Конкурс 1
«Тест на профессиональную пригодность».
Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.
Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?
№1. Л.Н. Толстой. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».
С кем из них произошёл следующий случай: «… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда … – Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!»
№2. М.В. Ломоносов.
Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.
№1. Л.Н. Толстой.
Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»?
№3. А.С. Пушкин.
Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»?
№2. М.В. Ломоносов.
По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя?
№2. М.В. Ломоносов.
Конкурс 2
«Тренинг системного мышления».
Рассмотрим метод Шерлока Холмса. Пусть нам предложена подсистема, и требуется назвать как можно больше систем, для которых она является частью. Например, подсистема – ручка. Она может быть частью тела ребенка, двери и так далее.
Подсистема – корень (дерево, слово, уравнение, зуб...)
Назовите целую систему по ее частям. Например: точки, отрезки, углы – это части системы геометрическая фигура.
Части подсистемы:
арифметика, алгебра, геометрия (математика)
луч, точка, абсцисса, ордината (система декартовых координат)
снег, подошва (след)
цифры, слова, знаки препинания (предложение).
Конкурс 3.
«Детектор лжи».
1. Четырехугольником, у которого все стороны равны, может быть только квадрат.
2. Если в четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны, то это ромб.
3. В равностороннем треугольнике все углы равны.
4. Через одну точку на плоскости проходит только одна прямая.
5. В равнобедренном треугольнике боковые стороны равны.
6.Результат от деления называется частное.
7. Нельзя назвать наибольшее натуральное число.
8. Гипотенуза делит угол пополам.
9. 1357 год - это 13 век.
Конкурс 4.
«Очная ставка».
Задачки на построение и пространственное мышление.
На рисунке изображены семеро поросят. При помощи трех прямых линий отделите произвольным образом каждому поросенку по отдельной территории, не затронув самих поросят.
Разделите циферблат часов на 6 частей так, чтобы суммы чисел в каждой части были равны? Ответ:
Сколько треугольников на рисунке? (12)
Задачи со спичками.
Переставьте четыре спички так, чтобы из ключа получилось три квадрата.
Из 16 спичек составлена ломаная линия в виде змейки. Переставьте 5 спичек так, чтобы из змейки получилось два квадрата различной величины.
Конкурс 5.
Следственный эксперимент.
Конкурс 6.
«Опознание понятия»
300 | | ВЕРШИНА |
500 | | СТЕПЕНЬ |
1000 | | МИНУС |
Конкурс 7.
«Очная ставка»
Расставить в клетках числа 1,4,6,7,8,9, так, чтобы в любом направлении получилось в сумме число 15. (100б)
Игра. Громко говорите продолжение.
2. Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно…(4)
3. Ходит в народе такая молва:
6-3 получается…(3)
4. Говорил учитель Ире,
Что 2 больше, чем …(больше 1, но не 4)
5. Меньше в 10 раз, чем метр,
Всем известно… (дм)
6. Ты на птичку посмотри
Лап у птицы ровно…(2)
7. У меня собачка есть,
У нее хвостов аж…(1)
8. У доски ты посмотри
Что концов аж прямо…(2)
9. Отличник тетрадкой своею гордится
Внизу, под диктантом стоит…(5)
10.На уроках будешь спать,
За ответ получишь…(2)
11. Вот 5 ягодок в траве
Съел 1 и стало…(4)
12. Мышь считает дырки в сыре
3+2=…(5)
Слово жюри.
За I место вручаются медали:
“За любовь к математике”.
За II место вручаются медали:
“Эа верность к математике”.