Математика.
Тема: Нахождение нескольких долей целого. Решение задач. Проверка деления с остатком.
Цели: развивать умение решать задачи на нахождение нескольких долей целого; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на нахождение нескольких долей целого; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
- Запишите цифрами числа.
• Шесть тысяч триста восемьдесят шесть. (6386.)
• Семь миллионов двести пятьдесят четыре тысячи сорок восемь. (7254 048.)
• Пятнадцать миллионов две тысячи триста двадцать. (15002320.)
• Двести четырнадцать миллионов пятьдесят шесть. (214000056.)
• Шесть миллиардов четыре миллиона семь. (6 004 000 007.)
- Увеличьте каждое число на 7000. (13 386, 7 261 048, 15 009 320, 214 007056, 6 004 007 007.)
- Уменьшите каждое из полученных чисел на 200. (13 186, 7 260 848, 15 009 120, 214 006 856, 6 004 006 807.)
2. Индивидуальная работа у доски
- Найди площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 6 см. Чему равны две третьих его площади?
Решение
1) 4 • 6 = 24 (см2) - площадь;
2) 24 : 3 = 8 (см2) — третья часть площади;
3) 8 • 2 = 16 (см2) - две третьих площади.
3. Устный счет
- Найдите значения только тех выражений, в которых первое действие деление.
45 : (13 - 8) + 89 64 • (16 : 8) - 8
100-50: 10-(12-6) 64:8-16:8
15 • (15 : 5): 9 0 : 5 • 567 + 5
— Найдите:
• пятую долю от числа 55 (11);
• две пятых доли числа 55 (22);
• шестую долю числа 12 (2);
• три шестых доли числа 12 (6);
• десятую долю числа 1000 (100);
• семь десятых долей числа 1000 (700). (Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Вычислите. Расставьте буквы в порядке убывания соответствующих ответов и расшифруйте слово.
15:3+12+ 4-7 (Л) 15 : 3 + (12 + 4) • 7(0)
15 : (3 + 12) + 4 • 7 (И) (15 : 3 + 12 + 4) • 7 (Д)
Ответ: доли.
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении задач на нахождение доли числа.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику №296 (с. 65).
— Прочитайте задание. Рассмотрите чертежи.
— Как узнать, какую часть отрезка АВ составляет отрезок CD? (Посмотреть, сколько отрезков CD укладывается в отрезке АВ.)
— Ответьте на вопрос. (Отрезок CD составляет третью часть отрезка АВ, так как содержится в нем Зраза.)
— Какую часть отрезка АВ составляет отрезок МК! (Четыре шестых.)
№297(с. 65). — Прочитайте задание.
— Как вы понимаете слова «длина восьмой части составляет 8 мм»? (Отрезок разделен на 8 частей, и каждая из них длиной 8 мм.)
— Как найти длину отрезка? (8мм • 8 = 64мм = 6 см 4мм.)
№ 298 (с. 65). — Прочитайте задания.
— Назовите формулу площади прямоугольника. (S = а • Ь.)
— Найдите площадь прямоугольника ABCD. (6-2= 12 (см2).)
— На сколько треугольников разделен прямоугольник? (Да 12.)
— Чему равна площадь одного треугольника? (12:12 = 1 (см2).)
— Можно ли вычислить площадь закрашенной фигуры по формуле? (Нет. Это не прямоугольник.)
— Как можно вычислить площадь закрашенной части? (1-5 = = 5 (см2).)
— Какими способами можно найти площадь незакрашенной части прямоугольника?
Решение
Первый способ: 1-7 = 7 (см2).
Второй способ: 12 — 5 = 7 (см2).
№299 (с. 65).
— Прочитайте задачу.
- Сделаем схематический чертеж к задаче. Сколько метров провода купили? (5мотков по 56м.)
— Отметьте это на схеме.
— Какую часть провода израсходовали? (Две седьмых части.)
— Отметьте это на схеме.
- Как можно узнать, сколько метров провода израсходовали?
- Как узнать, сколько метров провода осталось?
- Запишите решение задачи самостоятельно.
(Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу с планом решения.)
1) Сколько метров провода купили?
2) Сколько метров составляют седьмую часть всего провода?
3) Сколько метров в двух седьмых частях?
4) Сколько метров осталось? Решение
1)56•5 = 280(м) — купили;
2) 280 : 7 = 40 (м) - одна седьмая часть всего провода;
3) 40 • 2 = 80 (м) - две седьмых части;
4) 280 - 80 = 200 (м).
Ответ: осталось 200 м провода. (Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
На одной ноге постой-ка, (Стоять на правой ноге.)
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри не упади! (Шаги на месте.)
А теперь постой на левой, (Стоять на левой ноге.)
Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №300 (с. 65).
— Прочитайте задачу.
- Какая краткая запись подходит к задаче? (Таблица.) 140
Сложение и вычитание
— Что такое производительность? (Работа, которую выполняют за единицу времени.)
— Заполните таблицу и решите задачу самостоятельно. (Один ученик работает на откидной доске. Взаимопроверка, самооценка.)
Решение
1) 234: 3 = 78 (м2) - производительность;
2) 78-10 = 780 (м2).
Ответ: за 10 ч бульдозер разровняет 780 м2 дороги.
№302 (с. 65).
— Прочитайте задание.
— Как проверить, правильно ли выполнено деление? (Делитель умножить на частное. Если получится делимое, значит, деление выполнено верно.)
— Как проверить, правильно ли выполнено деление с остатком? (Делитель умножить на частное и прибавить остаток. Если получится делимое, значит, деление выполнено верно.)
(Решение примеров. Первый столбик — коллективно, с комментированием, второй — самостоятельно. Проверка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 65). Проверка.)
Решение: 20 • 3 = 60 (мм) = 6 (см) - длина отрезка.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Как найти несколько долей числа?
— Как найти число, если известна его доля?
— Какие задания сегодня вызвали у вас затруднения?
Домашнее задание
Учебник: № 304, 305(с. 65).