СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал по военно- патриотическому воспитанию "Снова к прошлому взглядом приблизимся"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный мной материал я посвящаю своему дедушке...

Просмотр содержимого документа
«Материал по военно- патриотическому воспитанию "Снова к прошлому взглядом приблизимся"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН









Материал по военно-патриотическому воспитанию,

посвящённый 77-летию Победы в Великой Отечественной войне





Литературное творчество:

«Снова к прошлому взглядом приблизимся»



























Педагог дополнительного образования

Булан Юлия Владимировна





«Снова к прошлому взглядом приблизимся»

Мы за Родину пали,

Но она - спасена.

А. Твардовский.

Эпиграфом своего эссе я взяла строки из стихотворения Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом». Он выразил ими мысль миллионов погибших. Каждый был готов отдать жизнь за Родину. Трудное это было время – война. Война – смерть. Мы много об этом читаем, смотрим телепередачи. Но рассказ живого очевидца, я думаю, ярче поможет представить человека на войне.

В нашей семье большим уважением пользовался наш дедушка – Клычев Василий Данилович. Он был участник войны. Прошел ее с 1942 до 1945 года. До войны он работал в колхозе, только закончил курсы трактористов, женился. В работе на земле видел дед свое счастье. А тут война!

«Нет ничего труднее, чем вспоминать о давно минувших событиях. Много выветрилось из памяти и кажется лишь слабым отзвуком былого, но то не забудется никогда, резкость потеряло, как бы потускнело прошедшее», - начинал свой рассказ дедушка. Его рассказ – это повесть о войне, о судьбе человека в годы войны.

Враги приближались к Кубани… Поначалу деда не взяли на фронт. Он выходил рыть окопы, ремонтировал дороги вместе с Усть- Лабинцами. А вскоре, молодой человек, предстал в военкомате. Его послали учиться в школу, где учат разминированию. Солдаты собирали противопехотные мины, извлекали из них взрыватели. Тут надо было быть предельно внимательным. Кто–то в школе допустил небрежность и в штабеле оказалась необезвреженная мина. Произошел взрыв. Штабель взлетел на воздух, а солдат, укладывающий мины, погиб. Это стало для дедушки горьким уроком.

Летом 1942 г. деда назначили старшим по разминированию мостов, на дорогах. Бескрайние степи. Ветерок колышет заросшие бурьяном поля. В ожидании вражеского наступления солдаты должны минировать мосты через речки и при приближении противника взорвать их. Взрывать все, что может использовать противник – этим скрепя сердце занимаются на войне минеры. На каждом мосту оставляли по 4 – 5 своих солдат с зарядами взрывчатки.


Разрыв – и умирает друг.

И, значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед..



Это стихи поэта – фронтовика Семена Гудзенко.

Вторую военную зиму Василий Клычёв занимается подготовкой к минированию тыловых рубежей вдали сёл Судьбище, Моховое, что находилось юго – западнее города Ефремова. Минные поля отмечались колышками, отрывались лунки для мин. Это - будни войны, в которых от минера требуется только тяжкий труд, великая тщательность и добросовестность. В одном из по- настоящему боевом деле отличился взвод, где был старшим мой дедушка.

Я глядела на своего деда, как трудно ему вспоминать. Лицо всё такое острое, глаза бегали, зорко смотрел на меня. Понимаю ли я его…

Самое страшное было на железной дороге. Подрывать её, хорошо охраняемую немцами, нелегко. Часто помогали им танкисты.

Лето 1943 года, рота, в которой сражался мой дед, размещалась в селе Поныри. Время наступило горячее: шла подготовка к битве на Курской дуге. Каждую ночь выходили на минирование. Это был тяжелый труд. На автомашине им на повозке мины подвозили к переднему краю. Минеры вешали на себя на лямки по четыре мины. Командир роты являлся первым к месту минирования. Он советовался с командиром пехотной части, где лучше поставить мины, как прикрыть огнем на случай, если немцы обнаружат минеров. Но самое важное – обойти окопы и предупредить своих, чтобы по ошибке свои не открыли огонь. Однажды дедушка полз по лощине ночью с командиром Трофимовым. Вдруг вспыхнули осветительные ракеты. Фашисты обнаружили ползущих и открыли пулеметный огонь. Все время, пока шла перепалка, четыре долгих часа, лежали неподвижно минеры. Одеревенели от холода руки ноги. И только перед рассветом удалось доползти до одной из своих траншей, так и не успев поставить мин. В следующую ночь пришлось все начинать сначала.

Открытая степь вокруг станции Поныри крепко запомнилась моему деду. Отведенный его роте участок был добротно начинен взрывчатками. И вот когда началось наступление врагов, когда «тигры» и «фердинанды» начали подрываться на этих полях, минеры поняли, что труд их был ненапрасным. А что может быть радостнее, чем сознание того, что ты внес свою долю в одержанную победу?

Много пришлось испытать дедушке на войне: он разминировал мосты в Прибалтике, помогая танкистам близ Шяуляя, разминировал леса в Германии. Обращаясь сегодня памятью к тем далеким для него сороковым годам, дедушка хотел, чтобы я поняла, какими были те люди, закрывавшие своей грудью Родину. Большинство составляли люди молодые, юные, будущее страны. И это будущее они отстояли ценой собственной жизни.


Земля стонала вся в крови, в пожарищах –

И мы за жизнь вели жестокий бой.

И рядом наземь падали товарищи,

И каждый был такой же молодой.


Дед плакал, когда рассказывал о войне. Он остался чудом жив, чтобы мне рассказывать о страшном, о страданиях, о самоотверженности на войне. Когда я слушала его рассказы, проникалась гордостью за своих защитников, устоявших не только перед огнем врага, но и выдержавших испытание на человечность. Об этом вспоминаешь, когда слышишь сегодня о межнациональных конфликтах, об убитых и раненых без войны, в мирное время, о сожженных домах, попранном человеческом достоинстве. Конечно, складывается подчас сложная ситуация. Но рассказы о войне убеждают меня, что страшнее смерти – потеря человеческого облика. И не хочется верить, что мы «потерялись» в жестокости и злости. Ведь страшная война, прокатившаяся по нашей земле, так и не смогла убить Доброту и Духовность в Человеке…


Помни, как гремели орудий раскаты,

Как в огне умирали солдаты

В сорок первом,

Сорок пятом –

Шли солдаты за правду на бой.

Помни, как земля содрогалась и слепла,

Как заря поднималась из пепла,

Гром орудий

Не забудем

Мы с тобой.

Помни, не забудь обожженные лица –

Это может опять повториться.

Не забудем

Это, люди,

Никогда.

Помни, в нашей власти и грозы, и ветер,

Мы за счастье и слезы в ответе,

На планете

Наши дети –

Поколение юных живет...

Помни, чтоб шумели весенние всходы, –

Не забудь эти грозные годы!

Путь наш труден,

Встаньте, люди,

Жизнь зовет!

( А. Досталь)