Учреждение образования
«Солигорский государственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
учреждения образования «Солигорский государственный колледж»
___________ Л.С.Бузун
«____»____________2024
Перечень теоретических вопросов
по учебному предмету «Методика экологического образования»
для учащихся, сдающих экзамен по учебному предмету «Методика экологического образования» общепрофессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 5-04-0112-01 Дошкольное образование в дневной форме получения образования, в учебной группе ДО – 231с
Значение и задачи экологического образования в раннем и дошкольном возрасте, в том числе у лиц с ОПФР с учётом их принадлежности к нозологической группе.
Основные направления работы по экологическому образованию детей, в том числе лиц с ОПФР с учётом их принадлежности к нозологической группе. Принципы отбора содержания материала по экологическому образованию детей, в том числе лиц с ОПФР с учётом их принадлежности к нозологической групп.
Структура и содержание природоведческого материала в учебной программе дошкольного образования.
Современные образовательные программы в области экологического образования для учреждений дошкольного образования, в том числе для лиц с ОПФР с учётом их принадлежности к нозологической группе.
Классификация методов и приёмов ознакомления с природой детей раннего и дошкольного возраста, в том числе лиц с ОПФР.
Значение, виды и формы организации наблюдений.
Анализ приемов руководства наблюдений за живыми объектами в младшем дошкольном возрасте.
Анализ приемов руководства наблюдений за живыми объектами в среднем дошкольном возрасте.
Анализ приемов руководства наблюдений за живыми объектами в старшем дошкольном возрасте.
Значение, виды, требования к наглядно-иллюстративному материалу.
Методика использования технических средств обучения в процессе ознакомления с природой в разных возрастных группах.
Содержание и методика ведения календаря наблюдений за погодой в младшем и среднем дошкольном возрасте.
Содержание и методика ведения календаря наблюдений за сезонными изменениями в природе в старшем дошкольном возрасте.
Содержание и методика ведения календаря природы за ростом и развитием растений в старшем дошкольном возрасте.
Содержание и методика ведения календаря наблюдений за птицами в разных возрастных группах.
Направления использования моделирования в экологическом образовании детей. Виды моделей.
Методика использования моделей и моделирования в разных возрастных группах.
Значение эксперимента. Виды, структура, содержание эксперимента.
Методика проведения эксперимента с детьми дошкольного возраста.
Виды и содержание труда в природе в разных возрастных группах.
Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе.
Формы организации труда в природе.
Содержание работы дежурных по уголку природы. Приемы руководства дежурством детей в уголке природы.
.Методика руководства трудом детей в природе детей раннего и дошкольного возраста, в том числе лиц с ОПФР.
Место и роль игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Виды игр, их классификация.
Предметные игры, их классификация.
Настольно-печатные игры, их классификация.
Словесные игры, их классификация.
Методика проведения дидактических игр с детьми раннего и дошкольного возраста, в том числе лицами с ОПФР.
Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей.
Значение и место рассказа педагога о природе в разных возрастных группах. Требования к рассказу педагога о природе. Виды рассказов детей о природе.
Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию, в том числе лиц с ОПФР.
Значение, виды и содержание бесед о природе.
Методика проведения бесед с детьми дошкольного возраста, в том числе лицами с ОПФР.
Речевые логические задачи природоведческого содержания в работе с детьми дошкольного возраста.
Методика использования книги о природе с детьми раннего и дошкольного возраста, в том числе лицами с ОПФР.
Экологические пространства в учреждении дошкольного образования раскрывает, их функциональная роль в ознакомлении детей с природой.
Значение уголка природы. Требования к подбору и размещению обитателей уголка природы.
Подбор обитателей для уголков природы в разных возрастных группах
Роль экологической комнаты в экологическом воспитании детей. Объекты и оборудование экологической комнаты.
Значение участка учреждения дошкольного образования в экологическом образовании детей. Содержание природоведческой работы на участке и в экологических зонах.
Организация экологической тропы на участке детского сада.
Перспективное планирование эколого-природоведческой работы в учреждении дошкольного образования.
Календарное планирование эколого-природоведческой работы в учреждении дошкольного образования.
Формы сотрудничества учреждения дошкольного образования и законных представителей воспитанников по экологическому образованию детей.
Основные формы эколого-природоведческой работы с детьми, в том числе лиц с ОПФР.
Занятия по ознакомлению с природой. Значение и структура занятий.
Типы занятий, их место в системе эколого-природоведческой работе с детьми.
Значение и место комплексных занятий в системе эколого-природоведческой работе с детьми.
Организация и методика проведения целевых прогулок и экскурсий с детьми дошкольного возраста.
Значение, структура и содержание повседневных прогулок в ознакомлении с природой и экологическом воспитании детей.
Природоохранные экологические акции в учреждении дошкольного образования.
Значение и место природоведческих праздников и развлечений в системе работы с лицами с ОПФР дошкольного возраста.
Составитель:
Преподаватель Михневич Т.А.
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
общепрофессиональных предметов
Протокол №__от ______________
Председатель цикловой комиссии
_____________ Иванова А.В.
Учреждение образования
«Солигорский государственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
учреждения образования «Солигорский государственный колледж»
___________ Л.С.Бузун
«____»____________2024
Практические задания
для учащихся, сдающих экзамен по учебному предмету «Методика экологического образования» общепрофессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 5-04-0112-01 Дошкольное образование в дневной форме получения образования, в учебной группе ДО – 231с
Разработать задачи к первичному наблюдению за хомяком для детей младшего дошкольного возраста.
Разработать задачи к повторному наблюдению за морской свинкой для детей среднего дошкольного возраста.
Разработать приемы к повторному наблюдению за волнистым попугаем для детей старшего дошкольного возраста.
Разработать ход наблюдения за божьей коровкой на прогулке для детей старшего дошкольного возраста.
Разработать цикл наблюдений за живым объектом (золотая рыбка) для детей младшего дошкольного возраста.
Разработать задачи к первичному наблюдению за комнатным растением (по выбору) для детей среднего дошкольного возраста
Разработать модель календаря наблюдений за сезонными изменениями природе для детей старшего дошкольного возраста. Заполнить страницу календаря, используя условные знаки.
Разработать рассказ – объяснение на тему «Почему деревья осенью сбрасывают листья» (старший дошкольный возраст).
Разработать систему вопросов к обобщающей беседе на тему «Домашние животные» для детей старшего дошкольного возраста.
Разработать систему опытов с водой для детей дошкольного возраста (группа по выбору). Разработать рисунки – символы для обобщающего рассказа «Свойства воды».
Разработать систему опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста. Разработать рисунки – символы для обобщающего рассказа «Свойства воздуха».
Разработать систему опытов с комнатными растениями, отражающими роль экофакторов в их жизни. Указать возрастную группу, познавательную задачу.
Разработать систему опытов с комнатными растениями, отражающими функции их отдельных частей. Указать возрастную группу. познавательную задачу.
Разработать ход проведения дидактической игры «Чудесный мешочек» (с овощами, фруктами) для детей младшего дошкольного возраста.
Разработать задачи и ход дидактической игры с комнатными растениями (по выбору учащегося) для детей для среднего дошкольного возраста. .
Разработать задачи и ход дидактической игры с деревьями и кустарниками (по выбору учащегося) для детей старшего дошкольного возраста.
Разработать задачи и краткий ход занятия по организации труда в уголке природы на тему «Посадка лука» для детей младшего дошкольного возраста.
Разработать задачи и краткий ход занятия по чтению художественной природоведческой литературы для детей дошкольного возраста (по выбору учащегося).
Разработать систему игр с объектами неживой природы в весенне – летний период для детей дошкольного возраста (группа по выбору учащегося).
Разработать систему игр с объектами неживой природы в зимний период (группа по выбору).
Проанализировать конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа». Предложить рекомендации по его корректировке.
Разработать структуру экскурсии для детей старшего дошкольного возраста в лес золотой осенью.
Разработать тематику наблюдений на прогулке осенью для детей младшего дошкольного возраста.
Разработать содержание мероприятий в рамках экологической акции «Берегите птиц зимой».
Разработать тематику наблюдений на прогулке летом для детей дошкольного возраста (группа по выбору).
Разработать содержание консультации для законных представителей воспитанников по экологическому просвещению родителей (по выбору учащегося).
Составитель:
Преподаватель Михневич Т.А.
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
общепрофессиональных предметов
Протокол №__от ______________
Председатель цикловой комиссии
_______________ Иванова А.В.
Критерии оценки результатов
учебной деятельности учащихся по учебному предмету «методика экологического образования»
Отметка в баллах | Показатели оценки |
1 (один) | Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (основных понятий, определений, классификаций и т. д.) |
2 (два) | Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (основных понятий, определений, классификаций и т. д.); осуществление соответствующих практических действий (составление общего плана конспекта, проведение фрагментов игр и упражнений и т. д.) |
3 (три) | Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление задач, принципов, условий, форм, методов и приемов экологического образования и т. д.); осуществление умственных и практических действий по образцу (составление общего плана конспекта, проведение фрагментов игр и упражнений и т. д.) |
4 (четыре) | Воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с элементами объяснения задач, принципов, требований к организации процесса экологического образования, условий, форм, методов и приемов экологического образования и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (составление общего плана конспекта, подбор методических приемов при проведении наблюдений на природе, использование игр и упражнений и т. д.), наличие единичных существенных ошибок |
5 (пять) | Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с объяснением сущности, задач, принципов, условий, форм, методов и приемов экологического образования и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (составление общего плана конспекта, подбор и использование при написании конспектов методических приемов, использование игр и упражнений и т. д.), наличие несущественных ошибок |
6 (шесть) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала, владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение сущности, задач, принципов, условий, форм, методов и приемов экологического образования и т. д.); выполнение заданий по образцу, на основе предписаний (использование различных методов и приемов при разработке разных форм организации работы с детьми, использование развивающих игр и упражнений и т. д.); наличие несущественных ошибок |
7 (семь) | Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение методов экологического образования детей, закономерностей в определении основных направлений экологического образования детей, раскрытие определений, понятий, обоснование сущности методов и форм организации процесса экологического образования, формулирование выводов об эффективности и целесообразности использования методов и приемов в процессе осуществления задач экологического образования, недостаточно самостоятельное выполнение заданий проблемного характера); наличие единичных несущественных ошибок |
| |
8 (восемь) | Полное, прочное и глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение методов экологического образования детей, закономерностей в определении основных направлений экологического образования детей, раскрытие методов и форм экологического образования, обоснование сущности методов и форм организации процесса экологического образования, формулирование выводов об эффективности и целесообразности использования методов и приемов в процессе осуществления задач экологического образования, недостаточно самостоятельное выполнение заданий проблемного характера, решение эколого-педагогических задач и ситуаций); наличие единичных несущественных ошибок |
9 (девять) | Полное, прочное, глубокое и системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала при выдвижении гипотез и предположений об оптимизации процесса экологического образования и т. д., написание конспектов, разработка игр и упражнений природоведческого содержания и т. д.) |
10 (десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельное описание, объяснение сущности основ методики экологического образования детей, закономерностей в определении основных направлений экологического образования детей; умение иллюстрировать ответ примерами, применять полученные знания для поиска решения нестандартных ситуаций в образовательном процессе; демонстрация навыков выполнения работ и заданий исследовательского характера, приемов самопрезентации и т. д.) |
Примечание. При отсутствии результатов учебной деятельности обучающимся в учреждении среднего специального образования выставляется
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст): пособие / Г.Н. Казаручик. М., 2005.
Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие / Г.Н. Казаручик. М., 2014
Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие / С.Н. Николаева. М., 2005.
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие. М., 2005.
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие / С.Н. Николаева. М., 2013.
Рыжова, Н.А. Методика детского экспериментирования: учеб. пособие / Н.А. Рыжова. СПб, 2014.
Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н.А. Рыжова. М., 2001.
Серебрякова, Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учеб. / Т.А. Серебрякова. М., 2013.
Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие / Т.А. Серебрякова. М., 2008.