СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы выступления на районных педагогических чтениях имени К. А. Миксон

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы выступления на районных педагогических чтениях имени К. А. Миксон»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»







МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ

НА РАЙОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ

ИМЕНИ К. А. МИКСОН

ПО ТЕМЕ

«УЧИТЕЛЬ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»






Автор: Комленок Ирина Валерьевна,

учитель английского языка высшей категории

МБОУ БСОШ №3;

Рецензент: Куликова Любовь Павловна,

заместитель директора по УВР

МБОУ БСОШ №3





п. Березовка, 2014 г.

Оглавление

1.

Введение

3

2.

Основная содержательная часть с анализом результатов

3

3.

Заключение (вывод)

8

4.

Список использованной литературы

10

5.

Приложения

11 - 24

5.1.

Приложение № 1

«Итоги успеваемости обучающихся 6 «А» класса»

11

5.2.

Приложение № 2

«Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»

12

5.3.

Приложение №3

«Рейтинг участия класса в школьных, районных и краевых мероприятиях» с копиями грамот за текущий учебный год

13 - 19

5.4.

Приложение № 4

«Информация об участии обучающихся в олимпиадах и других конкурсах по предмету» с копиями грамот за текущий учебный год

20 - 24

6.

Рецензия

25
















  1. Введение.

В современной образовательной практике основная задача, главный критерий деятельности педагога, образовательного учреждения – это достижение качественного образования.

К счастью или, к сожалению, но единого определения качества образования нет. Это понятие для субъектов образовательного процесса трансформируется в конкретные запросы, потребности, задачи:

  • для учащихся качество образования связано с интересностью в школе и хорошими отметками;

  • для родителей – с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов, с получением их детьми качественных знаний для поступления в ВУЗы;

  • для общества – с вежливыми и неагрессивными детьми, способными найти свое место в жизни и применить полученные знания в жизни;

  • для ОУ высокое качество образования отражается в результатах ККР, ГИА, ЕГЭ.

Несомненно, носителем этих норм и главным исполнителем всех этих задач является учитель.

Так каков же он учитель качественного образования? Попробую ответить на этот вопрос.

  1. Основная содержательная часть с анализом результатов.

Учитель, обеспечивающий качественное образование – это учитель:

    • понимающий существующие понятия «качества образования» и их неоднозначность:

ЮНЕСКО


определяет пять ключевых компонентов, определяющих качество образования:

  • учащиеся (learners), которые здоровы, хорошо питаются, готовы к деятельности и учёбе;

  • среда (environment) – здоровая, безопасная, защищённая, учитывающая гендерные особенности, имеющая необходимые ресурсы;

  • содержание (content) – способствующее приобретению жизненных навыков и знаний;

  • процессы (processes) – хорошо подготовленные учителя, использующие ориентированные на ребёнка педагогические приёмы и технологии;

  • результаты (outcomes) – знания, навыки и ценностные установки, связанные с национальными приоритетами.

РАО и ЦОКО Красноярского края


под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Марк Максимович Поташник, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор

определяет качество образования как соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты


Мой взгляд

качество образования следует представлять «рамочно»:

индивидуальные особенности обучающихся – ресурсы (условия) – результаты – контексты (экономические/ социальные)


    • определяющий для себя задачи в формате качественного образования:

Задачи

Подходы

Трудности

Формирование внутренней мотивации к изучению предмета

    • организация учения;

    • создание ситуаций успеха;

    • организация формирующего оценивания;

    • расширение образовательного пространства

    • изменение собственной образовательной практики (инертность, обыденность)

Получение программно-предметных результатов

  • развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, воображения, восприятия;

  • создание условий: оптимально выбранный УМК, соответствующие технологии, МТБ;

  • использование индивидуально-дифференцированного подхода к обучению;

  • использование сензитивных периодов для изучения отдельных предметов (так для обучения английскому это младший школьный возраст)

  • достижение единой целенаправленной педагогической деятельности, её последовательности и непрерывности;

  • недостаточность финансирования;

  • необходимость преломления общих технологий для обучения конкретному предмету;

  • невозможность достижения одинаковых результатов из-за разных РУВ учащихся;

  • обеспечение оптимальности доли игровой деятельности при обучении

Развитие личности средствами предмета (английского языка)

  • создание мест для коммуникаций;

  • привлечение внешних ресурсов;

  • придание статусности мероприятиям

  • нахождение мест коммуникаций, организации финансирования, поддержки извне


    • изменяющий урок для достижения уровня качественного образования через анализ и самоанализ урока, который вбирает в себя основные характеристики и компоненты качественного обучения в соответствии с ФГОС.

Примерная структура анализа (самоанализа) урока, разработанная и представленная мной на РМО учителей иностранного языка для экспертизы, получила высокую оценку. Выглядит она следующим образом:

  1. Общая информация


    • класс

    • количество обучающихся по списку/ по факту

    • РУВ (реальные учебные возможности) данного класса

    • тема урока, его место в цикле

    • тип урока

  1. Целеполагание


  • как сформулированы цели урока (должны быть измеримы, диагностируемы; отражать формирование УУД; четко/ нечетко; в соответствии с требованиями стандарта и т.д.)

  • кем сформулированы (учителем; в совместной деятельности с учащимися и т.д.)

3. Содержание

  • соответствие целям и задачам урока

4. Логика организации учебной деятельности (УД)


  • прослеживаются ли этапы урока

  • наличие логических переходов

  • темп каждого этапа (нет ли затянутости во времени и наоборот)

5. Методы и формы организации УД

  • адекватность методов и форм задачам урока

  • оптимальность сочетания методов и форм с учетом возрастных особенностей учащихся

  • использование различных форм организации УД и включенность каждого учащегося в них (фронтальная, групповая, индивидуальная)

6. Организация контрольно-оценочной деятельности

  • рациональность организации контроля/ оценивания

  • критериальность в оценивании

  • включение учащихся в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля, самооценивания и взаимооценивания

7. Результаты проведенного урока

  • выполнена или нет поставленная цель

  • продвижение учащихся в формировании УУД


    • внедряющий эффективные образовательные технологии:

Технология

Содержание

Деятельностный подход к обучению

Высокий уровень самостоятельности учащихся в добывании знаний

АМО (активные методы обучения)

Оспособление учащихся приемами учения, работы с информацией

Инициативное учение

Целеполагание и «путь» освоения темы от учеников

Гуманизация обучения

«Вывод» знаний в социальные практики и учёт возрастной динамики

Технология учебных ситуаций

Определение и решение учебно-познавательных и учебно-практических задач/ситуаций

Метод интеллектуальных карт

Обобщение, структурирование и схематизация материала

Технология проектной деятельности

Получение продуктивного результата по алгоритму: «проблема – цель – задача – операции – результат»


    • совершенствующий свое профессиональное мастерство через:

1. прохождение курсов ПК (очно и дистанционно);

2. участие в семинарах разных уровней (краевые, районные и ОУ);

3. самообразование, используя Интернет ресурсы, методическую литературу, работу в творческих и проектных группах.

    • оценивающий проблемы в достижении качественного образования:

  1. разночтения понятия «качество образования»;

  2. несовершенность инструментов оценивания результатов образования;

  3. несоответствие МТБ современным требованиям;

  4. недостаточность ресурсов (кадровых, УМК);

  5. отсутствие внутренней мотивации у школьников;

  6. противоречия между образовательными результатами, адаптацией и успешностью в обществе.

    • видящий перспективы развития. Я как учитель английского детализирую перспективы в предметность:

1. увеличение доли детей, выбирающих английский язык – один из показателей КПМО;

2. реализация проекта повышения качества обучения английскому языку в Красноярском крае (задача поставлена губернатором Л. В. Кузнецовым на августовском педсовете 2013 года; для её решения создана рабочая группа – информация из выступления министра образования С. И. Маковской на последнем зональном совещании).

    • использующий возможности роли классного руководителя для достижения качественного образования:

  1. работа с командой педагогов-предметников с целью обеспечения условий для индивидуального подхода к каждому ученику (информирование об особенностях характера, способностях ит.д.; корректировка требований, если необходимо; создание специальных ситуаций для проявления положительных качеств) – как результат высокий средний балл класса, удерживаемый на протяжении двух учебных лет и сохранность классного контингента (см. Приложение № 1);

  2. удерживание норм отметок по предметам, требований к поведению;

  3. создание сплоченного коллектива;

  4. повышение уровня удовлетворенностью школой (см. Приложение № 2);

  5. развитие зрелости коллектива: желание быть активными и успешными (см. Приложение № 3);

  6. формирование субъектно-субъектных отношений «педагог – дети – родители» (совместная выработка требований, совместное планирование деятельности, совместное оценивание).

    • достигающий современных образовательных результатов по предмету. Результаты моей деятельности можно видеть в таблице:

Классы

% качества обучения

в 2012 – 2013 учебном году

% качества обучения

в 2013-2014 учебном году

2 «А»/ 3 «А»

92 %

75 %

5 «А»/ 6 «А»

71 %

73 %

8 «А»/ 9 «А»

54 %

77 %

10/ 11

71 %

84 %

Итого:

72 %

77 %

А также результаты по предмету можно наблюдать через участие детей в различных конкурсах и олимпиадах разного уровня (см. Приложение № 4).

3. Заключение (вывод).

Итак, учитель, обеспечивающий качественное образование -

  • это профессионал, достигший уровня мастера, творца;

  • это специалист, владеющий оптимальной системой инструментов, механизмов, позволяющих организовать продуктивное учение;

  • это педагог, получающий результаты, которые помогают ученикам быть конкурентоспособными при поступлении в ВУЗы и далее в профессии;

  • это тьютор, приводящий к успеху и выводящий учеников в зону ближайшего развития, развивающий способности детей;

  • это тактик и стратег разворачивания педагогической деятельности.

В Профессиональном стандарте педагога отмечено много требований к профессиональной компетентности педагога. Ниже приведены некоторые из них.

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями.

При самоанализе соответствия этим требованиям педагогов нашего ОУ обнаружилось, что большая часть этих «норм» (68 %) – присвоена.

На основании этого можно сделать вывод, что возможности стать таким учителем есть, потребности быть таким учителем тоже есть.







Список использованной литературы

1.

Сайт ЮНЕСКО: russianunesco.ru

2.

Сайт Российской Академии Образования: www raop.ru

3.

Сайт Образования Красноярского края: www krao.ru

4.

Сайт Красноярского Центра оценки качества образования: cok.cross-edu.ru

5.

Доклад министра образования и науки Красноярского края С. И. Маковской «Региональная образовательная политика как основание и результат стратегии развития муниципальных систем образования», 2014 г.

6.

Поташник М. М. «Управление качеством образования»/ Практико-ориентированная монография и методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2000 г.

7.

Поливанова К. Н. «Оценка качества школьного образования»/ Первое сентября, 2000

8.

Профессиональный стандарт педагога: http:|//sovet-edu.ru















Приложение № 1 к материалам выступления,

представленным на районные Педчтения

учителем английского языкам И. В. Комленок


Итоги успеваемости обучающихся 6 «А» класса


Критерии

2012 – 2013 учебный год

2013 – 2014

учебный год

Количество учащихся в классе

27 человек

27 человек

Обучаются на «5»

3 человека

3 человека

Обучаются на «4» и «5»

10 человек

9 человек

% качества знаний

48 %

44 %

% успеваемости

100 %

100 %

Средний балл класса

4,3

4,3




















Приложение № 2 к материалам выступления,

представленным на районные Педчтения

учителем английского языкам И. В. Комленок


Удовлетворенность учащихся школьной жизнью


Показатели

Совершенно согласен

Согласен

Трудно сказать

Не согласен

Совершенно

не согласен

Я иду в школу с радостью

11

-

10

4

-

В школе у меня обычно хорошее настроение

12

-

10

3

-

В нашем классе хороший классный руководитель

25

-

-

-

-

К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации

20

-

5

-

-

У меня есть любимый учитель

25

-

-

-

-

В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение

20

-

5

-

-

Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей

25

-

-

-

-

У меня есть любимые школьные предметы

25

-

-

-

-

Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни

25

-

-

-

-

На летних каникулах я скучаю по школе

11

-

6

8

-

Опрошено 25 учащихся из 27

Показатель удовлетворенности учащихся школьной жизнью

3,5 (высокая степень удовлетворенности)



Приложение № 3 к материалам выступления,

представленным на районные Педчтения

учителем английского языкам И. В. Комленок


Рейтинг участия класса в школьных, районных и краевых мероприятиях


Наименование мероприятия

2012 – 2013

учебный год

Наименование мероприятия


2013 – 2014

учебный год

Количество участников

Место

Количество участников

Место

Акция «Помоги пойти учиться»

18 человек


Мероприятия, посвященные юбилею школы

25 человек


Осенняя ярмарка

6 человек


Школьная лига КВН

9 человек

I место в школе/ Благодарственное письмо за участие в районе

Акция «Поделись подарком»

19 человек


Брейн – ринг «Права и обязанности школьников»

6 человек

III место

Конкурс патриотической песни

15 человек

II место

Конкурс «Красота, грация и пластика»

7 человек

I место

Полоса препятствий, посвященная Дню Защитника Отечества

8 человек

II место

Краевая акция «Зимняя планета детства»

21 человек

I место в школе/

I место в районе

Конкурс «Марья искусница», посвященный 8 Марта


19 человек

(7 участников и 12 болельщиков)

I место

Парад песни и строя

18 человек

I место

Конкурс «Краса длинная коса»

1 участник и 8 болельщиков

I место

Краевой конкурс «Открытка для мамы»

3 участника


Районный конкурс «Мастера Березовской стороны»

8 участников

2 человека стали призёрами

Школьный конкурс красоты

2 участницы

II место

Конкурс «Красота, грация и пластика»

12 участников и 14 болельщиков

I место

Районный конкурс «Мастера Березовской стороны»

3 участника


Краевая акция «Поздравь ветерана с Победой»

25 человек

Сертификаты участников

Всероссийский конкурс рисунков о ВОВ

4 участника

Сертификаты участников

Районный конкурс рисунков «Дети войны»

1 человек

Победитель


Готовимся к участию

Митинг, посвященный Дню Победы

17 человек


Театральная весна

Театральная весна

12 человек

Диплом I степени

Весенняя капель

Фотоконкурс «Мой район. Взгляд сквозь объектив»

1 человек

Диплом I степени

Митинг, посвященный Дню Победы

























Приложение № 4 к материалам выступления,

представленным на районные Педчтения

учителем английского языкам И. В. Комленок


Информация об участии обучающихся в олимпиадах

и других конкурсах по предмету


Наименование конкурса

2012 – 2013

учебный год

2012 – 2013

учебный год

Количество участников

Количество победителей/ призеров

Количество участников

Количество победителей/ призеров

Школьный этап предметной олимпиады

25

4 победителя/ 9 призеров

26

11 призеров

Муниципальный этап предметной олимпиады

4

2 призера

5

1 призер

Всероссийский конкурс по английскому языку «Художественный перевод стихотворения»

-

-

2

Сертификат участника

Игровой конкурс по английскому языку «Британский бульдог»

-

-

30 человек

4 победителя/ 6 призеров



























Рецензия на работу

Комленок Ирины Валерьевны,

учителя английского языка высшей категории

МБОУ БСОШ № 3 по теме:

«Учитель, обеспечивающий качественное образование»,

объемом 9 страниц с использованием следующей литературы:


Сайт ЮНЕСКО: russianunesco.ru

Сайт Российской Академии Образования: www raop.ru

Сайт Образования Красноярского края: www krao.ru

Сайт Красноярского Центра оценки качества образования: cok.cross-edu.ru

Доклад министра образования и науки Красноярского края С. И. Маковской «Региональная образовательная политика как основание и результат стратегии развития муниципальных систем образования», 2014 г.

Поташник М. М. «Управление качеством образования»/ Практико-ориентированная монография и методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2000 г.

Поливанова К. Н. «Оценка качества школьного образования»/ Первое сентября, 2000

Профессиональный стандарт педагога: http://sovet-edu.ru


Автор сделала попытку комплексно рассмотреть деятельность учителя в формате качественного образования: предметность, внеурочность, работу классного руководителя, самообразование, технологичность УВП.

Название доклада, его структура соответствуют его содержанию.

Оригинальность материалов – это доказательный, практико-ориентированный индивидуальный ответ на вопросы: «Какой он – учитель, обеспечивающий качественное образование?» и «Возможно ли им стать?».

Учитель использует разнообразные источники, точки зрения на обсуждаемый вопрос.

Авторство в данной работе проявляется в личной оценке темы через представление собственного опыта.

В рукописи автор определяет позиции для будущих изменений своей профессиональной деятельности – это и есть новое и ценное для творческой самореализации.


Рецензию составила: ________________Куликова Л. П., заместитель директора МБОУ БСОШ №3 по УВР



12