Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья
по профессии 44.02.01 Дошкольное образование
Надым, 2018
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине являются составной частью рабочей программы Медико-биологические и социальные основы здоровья, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование»
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составители:
Сайфетдинова Луиза Рамисовна, преподаватель дошкольного образования
РАССМОТРЕН
на заседании УМО преподавателей
гуманитарного цикла
Протокол № 5
от «24» мая 2018 г.
И.о.председателя УМО:
_____________ (Е.Е. Тен)
ОДОБРЕН
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 7
от «30» мая 2018 г.
Председатель МС:
_____________ (Е.В. Головань)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Перечень тем самостоятельной работы 4
Содержание самостоятельной работы 7
Перечень учебно-методического и информационного обеспечения 14
Пояснительная записка
Методические рекомендации составлены в соответствии с программными требованиями к содержанию обучения студентов педагогического колледжа по подготовке специалистов среднего звена по МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы детей дошкольного возраста для специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Важное место в профессиональной подготовке студента отводится формированию первоначальных понятий и навыков квалифицированного, профессионального общения.
Введение курса МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста обусловлено требованиями современного общества, так как при его изучении студенты овладевают комплексно-теоретическими и практическими знаниями в области воспитания здорового поколения как физически, так и психически. Это является основой для подготовки педагога. Особое место в системе подготовки студента отводиться самостоятельной работе.
В результате изучения учебной дисциплине Медико-биологические и социальные основы здоровья обучающийся должен знать/понимать:
-теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
-особенности планирования режимных моментов (умывания, одевания, питания, организации сна), мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливания, физкультурные досуги, праздники);
-теоретические основы режима дня;
- методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;
-методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима.
уметь:
-организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;
-создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
-проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливания, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
-проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
-определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
-определять способы педагогической поддержки воспитанников;
В ходе освоения МДК Вы должны иметь практический опыт:
-планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников;
-организации и проведения режимных моментов умывания, одевания, питания, организации сна, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепления здоровья;
-организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;
-организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей в период их пребывания в образовательном учреждении;
Перечень тем самостоятельной работы по разделам
дисциплины
Тема радела | Кол. | Формы контроля |
| часов | |
Педиатрия как наука о здоровом и больном | 8 | практическое занятие, |
ребенке. История отечественной педиатрии. | | разработка конспекта и |
Организация охраны материнства и детства в | | презентации |
нашей стране. Написание рефератов и творческих | | (возможно); устные |
заданий по данной теме. Решение тестов. | | ответы студентов и их |
| | оценка |
Физическое развитие детей и подростков. Возрастные | 12 | устные ответы |
особенности нарастания массы, длины и других | | студентов и их оценка; |
параметров тела. Тестирование. Написание рефератов и | | практическое занятие, |
творческих заданий по данной теме. Решение | | разработка конспекта и |
диагностических задач. | | презентации |
| | (возможно) |
Диспансеризация детей и подростков. Принципы | 7 | практическое занятие, |
диспансеризации детей первого года жизни. Оценка | | разработка |
состояния здоровья детей и подростков, критерии | | рекомендаций и их |
оценки. Группы здоровья. Тестирование. Написание | | презентация |
рефератов и творческих заданий по данной теме. | | |
Решение диагностических задач. | | |
Питание детей. Естественное вскармливание и его | 5 | практическое занятие, |
значение. Преимущества естественного вскармливания. | | разработка |
Тестирование. Написание рефератов и творческих | | рекомендаций и их |
заданий | | презентация |
Всего: | 33 ч. | |
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Самостоятельная работа №1.
Тема: Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке. История
отечественной педиатрии. Организация охраны материнства и детства в
нашей стране. Роль врача общей практики в оздоровлении детского и
подросткового населения, в предупреждении заболеваемости и снижении
младенческой смертности.
Основные вопросы темы:
1.Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке.
2.История отечественной педиатрии.
3.Организация охраны материнства и детства в нашей стране.
Цель: Изучить историю развития педиатрии, рассмотреть вопрос о роли
современной медицины.
Задание:
Изучить материал по теме.
Написать конспект.
Самостоятельная работа №2.
Тема: Физическое развитие детей и подростков. Возрастные особенности нарастания массы, длины и других параметров тела. Пропорции телосложения, их изменения с возрастом. Антропометрия. Оценка физического развития детей
Основные вопросы темы:
1.Понятие «физическое развитие ребенка»
2.Факторы, влияющие на физическое развитие.
3.Законы роста.
4.Антропометрия, техника антропометрии.
5.Методики оценки физического развития. Центильные таблицы.
6.Семиотика нарушений физического развития.
7.Понятие о гипотрофии, гипостатуре, паратрофии.
8.Группы здоровья детей. Критерии здоровья
Цель: Изучить физические развитие детей и подростков.
Задание:
Изучить материал по теме.
Написать конспект.
Самостоятельная работа №3.
Тема: Питание детей. Естественное вскармливание и его значение .Преимущества естественного вскармливания. Состав и калорийность молозива и зрелого женского молока. Лактация, факторы, влияющие на лактационную способность грудной железы. Рекомендации по сохранению лактации, режиму питания и отдыха для матери. Техника проведения естественного вскармливания. Суточная потребность в основных ингредиентах питания и калориях. Прикорм. Время введения прикорма. Продукты прикорма, правила введения прикорма. Коррекция питания. Гипогалактия. Причины развития гипогалактии и методы стимуляции лактации. Смешанное и искусственное вскармливание. Показания для перевода детей на смешанное вскармливание. Основные правила искусственного вскармливания. Характеристика молочных смесей, используемых для докорма и искусственного вскармливания, их состав и калорийность. Адаптированные смеси. Питание детей старше года. Роль питания в профилактике различных заболеваний. Принципы питания детей в детских учреждениях.
Основные вопросы темы:
1.Естественное вскармливание и его значение.
2.Преимущества естественного вскармливания.
3.Противопоказания к естественному вскармливанию.
4.Состав и калорийность молозива и зрелого женского молока.
5.Лактация, факторы, влияющие на лактационную способность грудной железы. Рекомендации по сохранению лактации, режиму питания и отдыха для матери.
6.Принципы успешного грудного вскармливания (в соответствии с рекомендациями ВОЗ).
7.Техника проведения естественного вскармливания.
8.Суточная потребность ребенка в основных ингредиентах питания и калориях.
9.Оценка достаточности грудного молока.
10.Прикорм. Время введения прикорма. Продукты прикорма, правила введения прикорма.
11.Коррекция питания.
12.Гипогалактия. Причины развития гипогалактии и методы стимуляции лактации.
13.Смешанное и искусственное вскармливание.
14.Показания для перевода детей на смешанное вскармливание.
15.Основные правила искусственного вскармливания.
16.Характеристика молочных смесей, используемых для докорма и искусственного вскармливания, их состав и калорийность. Адаптированные смеси. Последующие формулы.
Питание детей старше года(режим, объем, калорийность рациона, продукты в питании детей старше года). Роль питания в профилактике различных заболеваний.
18.Принципы питания детей в детских учреждениях
Цель: Изучить структуру питания детей дошкольного возраст
Задание:
Изучить материал по теме.
Написать конспект.
Самостоятельная работа №4.
Тема: Диспансеризация детей и подростков. Принципы диспансеризации детей первого года жизни. Оценка состояния здоровья детей и подростков, критерии оценки. Группы здоровья. Диспансерное наблюдение за детьми и подростками при различной патологии.
Основные вопросы темы:
1.Организацияпрофилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения.
2.Принципы диспансеризации детского населения.
3.Сроки осмотра педиатром, посещений патронажной медсестрой, лабораторного обследования и осмотров специалистами детей 1-го года жизни. Кратность осмотров детей в возрасте 1-3 лет.
4.Показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека.
5.Критерии здоровья.
6.Группы здоровья детей.
7.Критерии отнесения ребенка к той или иной группе здоровья.
8.Диспансерное наблюдение за детьми и подростками при различной патологии.
Цель: Рассмотреть вопросы воспитания здорового поколения.
Задание:
Изучить материал по теме.
Написать конспект.
Самостоятельная работа №5.
Тема: Рахит и рахитоподобные заболевания. Этиология. Патогенез. Классификация рахита. Клинические, биохимические и рентгенологические проявления в зависимости от степени тяжести, периода болезни и течения процесса. Критерии диагностики. Дифференциальный диагноз рахита с рахитоподобными заболеваниями. Профилактика - неспецифическая и специфическая. Лечение рахита. Спазмофилия. Этиология, патогенез, клиника, неотложная помощь, профилактика. Гипервитаминоз D. Клиника, лабораторные методы диагностики, лечение.
Основные вопросы темы:
1.Этиология и патогенез рахита. Патоморфология рахита.
2.Клинические, биохимические и рентгенологические проявления рахита, свойственные разным его фазам.
3.Профилактика и лечение (специфическое и неспецифическое) рахита.
4.Дифференциальный диагноз с гипотиреозом, ахондроплазией, витамин Д - зависимым рахитом, гипофосфатазией, тубулопатиями: фосфат-диабетом, синдромом де Тони-Дебре-Фанкони, почечным тубулярным ацидозом.
5.Спазмофилия. Этиопатогенез, клинические формы, лечение, профилактика.
6.Этиология, клиника гипервитаминоза Д.
7.Основные принципы лечения гипервитаминоза Д.
Цель: Изучить структура болезни. Выявить основные требования, лечение и профилактику рахита.
1.Изучить материал по теме.
2.Написать конспект.
Самостоятельная работа №6.
Тема: «Инородные тела желудочно-кишечного тракта».
Цель: расширить и углубить теоретические знания студентов о наличии инородного тела желудочно-кишечного тракта, а также усвоить опорные критерии, диагностику и лечение данной патологии.
Основные задачи:
a. Изучить клинику и диагностику инородного тела верхнего отдела желудочно-кишечного тракта.
b. Изучить клинику и диагностику инородного тела нижнего отдела желудочно-кишечного тракта.
c. Определить опорные критерии заболевания, которые помогут в при ПМП наличия инородного тела желудочно-кишечного тракта.
Условия для выполнения задания: Во внеучебное время подготовить рефераты или реферативное сообщение во время занятия.
Форма контроля: Опрос при разборе темы во время практического занятия, собеседование, заслушивание или проверка рефератов, или тестирование по данной теме.
Контрольные вопросы для проверки знаний:
Диагностика инородных тел желудочно-кишечного тракта Методы диагностики запоров.
ПМП при попадании в организм ребенка инородного тела.
ПОДГОТОВКА ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
Возможная тематика рефератов
История создания педиатрии в России.
Адаптация детей к условиям внеутробной жизни.
Особенности роста и развития детей дошкольного возраста.
Особенности роста и развития детей школьного возраста.
Особенности роста и развития подросткового периода.
Анатомо – физиологическое развития органов и систем детей и подростков.
Анатомо – физиологические особенности органов пищеварения.
Заболевание органов дыхания и их гигиена.
Патология сердечно – сосудистой системы и их профилактика.
Заболевания опорно – двигательной системы.
Заболевания эндокринной системы у детей и подростков.
Причины и способы возникновения инфекционных заболеваний.
Профилактика инфекционных заболеваний.
Воздушно – капельные инфекции.
Кишечные инфекции.
Туберкулез у детей и подростков.
Адаптационные возможности организма ребенка.
Адаптация детей к условиям дошкольных и школьных учреждений.
Развитие неврозов у детей.
Профилактика неврозов.
Дошкольная и школьная гигиена.
Организация режима дня детей и подростков.
Гигиенические требования к питанию детей в дошкольных и школьных учреждениях.
Структура и гигиенические требования к дошкольному и школьному учреждению.
Профилактики инфекционных заболеваний.
Темы рефератов выбираются студентами самостоятельно, ведущей преподаватель обеспечивает консультирование студента по данной теме и остальным видам самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.
Задача №1.
Мальчик 4,5 лет заболел 2 дня назад, когда появился сухой кашель, насморк. При осмотре состояние не нарушено. Аускультативно в легких жесткое дыхание с обеих сторон, сухие хрипы, единичные влажные, изменяющиеся при кашле. Частота дыхания 25 в мин. Укажите основное направление терапии, необходимое для лечения ребенка. А. Антибиотики
В. Антигистаминные средства
С. Муколитики
D. Противокашлевые средства
Е. Метилксантины
Содержание обучения в соответствии с целями.
Теоретические вопросы.
1.Клинические проявления бронхитов у детей.
2.Дифференциальная диагностика синдрома кашля у детей.
3.Классификация бронхитов у детей.
4.Этиология и патогенетические механизмы развития бронхитов.
5.Основные принципы лечения и диспансеризации детей, перенесших бронхит.
Задача №2.
Участковый врач наблюдает ребенка 2-х лет по поводу ОРВИ. На 3-и сутки заболевания состояние ребенка ухудшилось: появились лающий кашель, осиплость голоса, затруднение дыхания. При осмотре температура тела 37,3С, дыхание стридорозное. При беспокойстве ребенка отмечается западение нижней части грудины. Кожные покровы бледные. В легких дыхание жесткое, рассеянные сухие хрипы в задненижних отделах. Установлен диагноз острого стенозирующего ларинготрахеобронхита. Какие из перечисленных лекарственных препаратов Вы используете для лечения ребенка?
А. Спазмолитики
В. Противокашлевые средства
С. Антибиотики
КортикостероидЕ. Бронхолитики
Задание 3.
Ребенок 5 лет болеет второй день. Наблюдается незначительное недомогание, повышение температуры до 37,30С, снижение аппетита, кашель частый, влажный, значительные выделения из носа. Диагностирован острый бронхит. Какой вид лечения наиболее верный?
Макролиды
Муколитики
Сульфаниламиды
Аминогликозиды
Цефалоспорины
Задание 4.
ребенка 6-летнего возраста в течение 3-х месяцев отмечаются приступы уду шья, преимущественно в ночное время, применяли эуфиллин. Состоит надиспансерном учете по поводу атопического дерматита, аллергического ринита. Нынешний приступ развился в результате пищевой антигенной нагрузки (употребление в пищу большого количества цитрусовых, шоколада). Состояние тяжелое, экспираторная одышка с участием вспомогательной муску-латуры. В легких жесткое дыхание, рассеянные сухие хрипы. Установите предварительный диагноз ребенку.
А. Бронхиальная астма
В. Острый обструктивный бронхит С. Диффузный бронхиолит
D. Хронический обструктивный бронхит Е. Инородное тело дыхательных путей
Задание 5.
Больной 12 лет жалуется на периодически (весна, осень) возникающие приступы удушья, кашель, сначала сухой, а позднее влажный.
Лицо бледное, грудная клетка расширена в передне-заднем размере, ЧД-32 в 1мин. Аускультатовнов легких сухие свистящие хрипы. В крови: НЬ-120г/л, Л–
Г/л, эозинофилы-8%, п/я-1%, с/я-52%, л-36%, мон-3%, СОЭ–7 мм/ч. Укажите предварительный диагноз?
A. Острый бронхит
B. Бронхиальная астма C. Хронический бронхит D. Пневмония
E. Муковисцидоз
Учебно – методическое и информационное обеспечение
Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. – М. 2008.- 424. с.
Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А., Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России: комплексная программа научного исследования «Профилактика наиболее распространенных заболеваний детей и подростков на 2005-2009 г.»- М.:2006 – 118 с.
Большаков А.М. Общая гигиена.- М.: ГЭОТАР, 2006,- 729 с.
Вопросы физического здоровья и валеологического воспитания учащейся молодежи. Вып. 3 ТГМА, ТГУ/ под ред. В.Г.Осипова.- Тверь – ТГМА.- 2006.- 102 с.
Гигиена питания - основа здоровья человека: учебно-методическое пособие к практическим занятиям для студентов 3, 4 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов. / П.Виноградов, Н.Кириленко, А.Медянкин, Л.Соловьева - ТГМА, 2003.- 67 с.
Гигиена с экологией человека /под ред. Н.А. Матвеева. - М.: «Академия», 2008. – 303с.
Занимательная нутрициология. Как сохранить и укрепить здоровье: учеб. пособие/
под ред. Н.П. Кириленко.- Тверь: ТГМА - 2005.
Королев А.А. Гигиена питания: учебник М.: «Академия».- 2006.- 528 с.
Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник/В.Р.Кучма.- М: ГЭОТАР - Медиа.-2010.- 473 с.
Леонтьев В.К. Профилактика стоматологических заболеваний/ В.К.Леонтьев,
Г.Н.Пахомов /- М., 2006.-415 с.
Лисицын Ю.П.Общественное здоровье и здравоохранение М.: ГЭОТАР – Медиа,2007 .- 507 с.
Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное
пособие – М.: Академия., 2007 – 255 с.
Назарова, Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник/
Е.Н.Назарова, Ю.Д.Жилов.- М.: Академия, 2012.- 192 с.
Основы экологии и охраны природы / под ред. А.П.Арзамасцева.- М: Медицина, 2008
.- 415 с.
Пивоваров Ю.П. и др. Гигиена и основы экологии человека. М.: «Академия», 2006.-
528 с.
Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник.- М.: МИА , 2010г.
Фролова Н.А. Формирование здорового образа жизни: учебное пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов ТГМА. - Тверь , 2002.
– 32 с.
Экология человека: учебник /под ред. А.И Григорьева.- 2008.
Газета «Здоровый образ жизни»
Журнал «Гигиена и санитария»
Журнал «Здоровье»
Журнал «Здравоохранение Российской Федерации»
Журнал «Проблемы социальной гигиены и история медицины»
Журнал «Профилактическая медицина»
Журнал «Экология и жизнь»
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Министерство здравоохранения и социального развития [Электронный ресурс]. Здравоохранение.– Банк документов/– Режим доступа: свободный // http://www.minzdravsoc.ru/
Официальный сайт Союза педиатров России [Электронный ресурс]. /– Режим доступа: свободный // http://pediatr-russia.ru/
Официальный сайт ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс] /– Режим доступа: свободный // http://www.crc.ru /
Официальный сайт Центрального НИИ организации и информации здравоохранения [Электронный ресурс]. /– Режим доступа: свободный // http://www.mednet.ru /
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: свободный.- // http://www.gks.ru/
Авдеева Т.Г. Введение в детскую спортивную медицину / Т.Г. Авдеева, Л.В. Виноградова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 176 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /
Гигиена: учебник /Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с: ил. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /
Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 255 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /
Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения / под ред. акад. РАМН, проф. О.П. Щепина, чл.-корр. РАМН, проф. В.А. Медика. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 384 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /
Иванов В.П., Васильева О.В. Основы экологии: учебник / В.П. Иванов, О.В. Васильева. - СПб. : СпецЛит, 2010. - 272 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /
Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология (для студентов медицинских вузов) -
М.: СпецЛит, 2011. - 320 с.- [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /
Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник для вузов / Кучма В.Р. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 480 c. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»]
// http://www.studmedlib.ru /
Лисицын Ю. П. Медицина и здравоохранение XX-XXI веков : учеб. пособие / Ю. П. Лисицын. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2011. - 400 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /
Москаленко В. Ф. Концептуальные подходы к формированию современной профилактической стратегии в здравоохранении: от профилактики медицинской к профилактике социальной: Монография. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 240 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /
Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины / Решетников А.В., Шаповалова О.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /
Соколов В.А. Дорожно-транспортные травмы : руководство для врачей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 176 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»]
// http://www.studmedlib.ru /
Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование "Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года" / Г. Э. Улумбекова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 592 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»]
// http://www.studmedlib.ru /
18. Экология человека: учебник для вузов /Под ред. Григорьева А.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 240 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /
9