"Механизм включения естественнонаучной грамотности в образовательный процесс. Опыт оценивания"
Кожухаренко Валентина Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ № 6 г. Бикина, руководитель РМО учителей химии и биологии Бикинского муниципального района
Естественнонаучная грамотность - это определенный набор компетентностей, связанных со способностью обучающихся применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях.
Уровни познавательных
действий ЕНГ
Контекст
(область применения)
Какие компетенции проверяются?
интерпретация данных и
использование научных доказательств для получения выводов
научное объяснение
понимание особенностей
явлений
естественнонаучного
исследования
Основная школа
(5 – 9 классы)
Здоровье
Высокий
Ресурсы
Среда
Связь науки и
технологии
Опасности и риски
Средний
Низкий
Профильное обучение !
Старшая школа (10-11 классы)
- Формирование мотивации
- Интеграция предметов естественно-научного цикла
- Согласованность предметных учебных программ (сотрудничество педагогов)
- Решение практико-ориентированных задач
Биология, химия – базовый уровень
Гуманитарный
- Низкая мотивация;
- приоритет – профильные предметы;
- непонимание роли естественных наук в профессиональном самоопределении, материальной, интеллектуальной и культурной сферах жизни общества.
Социально-экономический
Универсальный
Естественно-научный ( физико-математический )
Задания:
- содержащие большой объем как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
- составленные на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения;
- комплексные и структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.
Химико-биологический
Биология, химия
(профильный уровень)
-Высокий уровень мотивации
-Профессиональное самоопределение
Механизмы включения ЕНГ в образовательный процесс
Инструментарий
Типы заданий:
Мотивационный
- Учебник
-Задачники
-Задания на работу с текстом
-Технологическая карта
-Опорные конспекты
-Рабочие тетради
-Контрольные задачи
-Наглядные пособия
- Интернет ресурсы
-Работа с информацией в
нетекстовом виде
-Практико-ориентированные задания
Проблемные вопросы
Демонстрационный эксперимент, опыт
Этап I
Формирования нового знания
Мини-исследования, практико-ориентированные задания, кейс – задания и т.д.
Этап II
Рефлексия
Решение проблемного вопроса, проект, модель…
Этап III
Что проверяется на оценочных мероприятиях?
Что формируется в рамках предмета?
1. Умения, составляющие компетенции ЕНГ
в рамках предметов естественнонаучного цикла
2. Упор на предметное знание и метапредметные умения
1. Владение компетенциями в рамках естественно-научной области
2. Упор на практическое применение естественнонаучных знаний в реальных жизненных ситуациях
Опыт оценивания
Примеры заданий ВПР
ОГЭ
Химия
Биология
Открытый банк заданий на ЕНГ
Примеры заданий ЕГЭ
2. Предположите, почему у дельфинов при адаптации к водной среде обитания исчезла ушная раковина, несмотря на то что дельфины в основном пользуются звуковой ориентацией в пространстве.
Примеры заданий на ЕНГ
Проектно-исследовательская деятельность
Профессиональная ориентация
КГБУ «Бикинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Использование заданий по естественнонаучной грамотности в образовательном процессе способствует формированию ключевых компетенций у учащихся, естественнонаучной грамотности школьников и повышению качества естественнонаучного образования.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» ( Хаббарт)
Спасибо за внимание !