СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ментальная арифметика как средство развития математической компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие причины проблем учебной деятельности связаны с функционированием мозга, с развитием правого и левого полушария. Замедление реакции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является следствием нарушения взаимодействия обоих полушарий головного мозга - страдает память и в целом замедляется развитие творческого, коммуникативного и интеллектуального потенциала детей. Дети с ОВЗ имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Просмотр содержимого документа
«Ментальная арифметика как средство развития математической компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья»

Многие причины проблем учебной деятельности связаны с функционированием мозга, с развитием правого и левого полушария. Замедление реакции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является следствием нарушения взаимодействия обоих полушарий головного мозга - страдает память и в целом замедляется развитие творческого, коммуникативного и интеллектуального потенциала детей. Дети с ОВЗ имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Ментальная арифметика - это уникальная методика развития умственных способностей детей без психофизических перегрузок, позволяющая адаптировать их к жизненным реалиям, используя рациональные приемы обработки информации, с учетом индивидуальных особенностей мышления.

Математическое образование всегда имело особую значимость – от его уровня развития зависит процветание страны в экономическом плане. Состояние математической грамотности школьников определяется совокупностью показателей. Одним из показателей является уровень развития «математической компетентности». В современном обществе каждый гражданин должен обладать необходимой математической компетентностью, формирование которой – задача образования, начиная с дошкольного возраста.

Компетенция – это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Математическая компетенция - это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция обучающегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Математическая компетентность как личностное качество свидетельствует о развитии интеллектуальных, исследовательских и творческих умений школьника, способствует их дальнейшему совершенствованию в старших классах. В связи с переходом в информационную эпоху, современные школьники решают поставленные учебные задачи при помощи интернета, а пользуясь современными смартфонами, часть детей отказывается рассуждать и анализировать самостоятельно. При таком подходе к обучению математике, а также при низком уровне мотивации учеников, качество математического образования значительно ухудшается и как результат – снижается уровень математической компетентности.

Для развития математической компетенции школьников ментальная арифметика является целым комплексом возможностей: во время занятий по ментальной арифметике создаются учебно-игровые ситуации, благодаря которым школьники по-другому смотрят на математику, повышается мотивация, сами задания построены по принципу « от простого к сложному». Таким образом, у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется позитивный настрой, который укрепляет веру в себя и свои силы. Положительный настрой является возможностью для развития математической компетентности. Когда ученик систематически считает на абакусе, он использует такие приемы логического мышления, как синтез, сравнение, анализ и абстрагирование.

При включении в коррекционную работу элементов ментальной арифметики, позволяет улучшить самостоятельность и инициативность, концентрацию внимания, пространственное мышление, логику и уверенность в себе.

Ментальная арифметика помогает обучающимся в учебно-игровой форме выполнять часть требований ФГОС к изучению математики, а также дает возможности для развития математической компетентности. Можно сделать следующий вывод: у школьника с ограниченными возможностями здоровья развивается логическое мышление, которое способствует повышению уровня математической компетентности. Нет детей, не способных к математике, - обучение должно строиться на основе определения индивидуальных динамических «коридоров» ближайшего развития, поддержания уверенности в своих силах, интереса к математике, приложению ее к реальным задачам.