СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мерекелік іс-шаралар

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценивание для обучения

Взаимооценивание(А)

Словесное оценивание (правильно, неправильно), формативное оценивание(картинка крутится)(В),

Формативное оценивание «квитанция»)(С)

 

Словесное оценивание(А), словесное оценвание (В),формативное оценивание(«дощечки) (С), Самооценивание (С) (заполнение листов оценивания)

 

Невербальное оценивание( помощью большого пальца) (А),

Словесное оценивание (В), Формативное оцнивание (самолёты), Самооценивание (С) (заполнение листов оценивания)

Просмотр содержимого документа
«Мерекелік іс-шаралар»

Ибрайханова Жанар Наримановна Портфолио учителя Отчет С

Группа № 2 3-го уровня

Город Павлодар 23.04.2014



Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

До обучения на курсах по Программе третьего базового уровня я не имела представления о том, чем они отличаются от обычных курсов. Посетив первые занятия, не понимала, как я смогу применить все новое на уроках по своему предмету. Но постепенно стала представлять полную картину того, как смогу применить полученные знания по семи модулям на практике. И в этом огромная заслуга нашего тренера, а также моих коллег, которые на протяжении всего процесса обучения поддерживали меня.

Изучив особенности модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения», я поняла, что наблюдение и анализ учебного процесса и формативное оценивание позволяют школьникам более успешно учиться, а учителям более эффективно преподавать. В Руководстве для учителя есть следующее определение: «Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня» (Руководство для учителя, стр.163). Применяя на практике модуль «Оценивание для обучения» я увидела, как методы формативного оценивания помогают ученикам отслеживать и оценивать свое дальнейшее обучение на уроках физкультуры. Проблема была в том, что у ребят нет понимания важности обратной связи, чтобы оценить, на каком этапе процесса обучения он находится, определить характер и причины слабых и сильных сторон. Усовершенствовать свое обучение возможно, если реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи. Наблюдая за учениками в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи, я узнала, как школьники воспринимают материал и реагируют на приёмы преподавания. Критериальное оценивание позволяет всем участникам учебного процесса принимать участие во взаимосвязанных контрольно-оценочных действиях, направленных на достижение поставленных целей и задач обучения.

Перед собой я поставила следующие задачи:

- Избегать субъективного оценивания, ученики должны знать критерии, по которым будут оцениваться их знания;

- поощрять мотивацию;

- способствовать самосовершенствованию учащихся;

- развивать способность к самооцениванию;

- распознавать все учебные достижения учеников.

В серии последовательных уроков я ставила целью определить уровень достижений учащихся, повысить мотивацию к предмету, развивать критическое мышление и поэтому использовала различные виды формативного оценивания. Для того чтобы идея была эффективно внедрена учителю нужно было продумать такие стратегии учебного процесса, чтобы вовлечь учащихся в интерактивную деятельность. Также работа учителя заключалась в подготовке материалов к уроку, на корректировку деятельности и консультации участников процесса обучения.

Для решения проблемы серии уроков: работа над овладением навыков верхней и нижней передачи мяча, умение подавать мяч в игре - на разных этапах были выбраны следующие виды деятельности: методический прием «Разрезная открытка», игра «Пилот и штурман», так как известно, что обучение физической культуры проходит успешнее, если оно сопровождается возможностью включить в процесс игровые моменты. «Использование новых подходов», «Групповой и парной работы», составление диаграммы Венна, анкетирование, диалог, презентация «Волейбол: нижняя верхняя передача мяча» активизируют деятельность учащихся. Использование новых форм обучения и стратегий критического мышления способствуют активизации учебной деятельности учащихся, повышает интерес к предмету, обеспечивает совершенствование навыков игры в волейбол.

На уроках мною применены взаимооценивание в паре по готовому образцу, стратегия «Смайлики» - оценивание по критериям, где веселый смайлик - умею, грустный смайлик – сомневаюсь, печальный – нужна помощь, на этапе рефлексии самооценивание по «Листу оценивания».

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик не просто выполняет механические приемы, а старается работать в группе осмысленно, понимая, что от его действии будет зависеть успех команды. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной игры. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Ученики учатся обсуждать приемы и подачи игры, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Я дала следующее задание: на карточках были даны разные упражнения: 1-я станция: броски и ловля волейбольного мяча (бросить вверх, быстро сесть – поймать, сидя бросить, быстро встать – поймать). 2-ястанция: верхняя передача в парах. 3-я станция: нижняя передача над собой.4-я станция: прямая нижняя подача в парах.

Обсуждение в парах проходило по заданиям:

- Расскажите и научите друг друга тому, чему научились сами.

- Научи напарника тому, чему научился и понял сам.

Хорошо прослеживалась работа не только талантливых и одарённых (А), которые быстро и умело выполняли приемы передачи и подачи мяча, а затем выступали в роли консультантов и оказывали помощь медленным (Ж). Анализируя данное задание пришла к выводу о том, что консультирование учащихся имеет ряд своих достоинств, особенно, когда оно решает возникшие проблемы и носит индивидуальный характер. Эти проблемы видит только учитель в процессе наблюдения и старается помочь детям решить их, тем самым помогая кому-то справиться с внутренними страхами и низкой самооценкой (Ж. Б).

Оценивание данного задания было в форме похвалы учащимся, работавшим в паре ТиО. Рефлексия проведённого задания показала, что у большинства детей сформировался навык приема и передачи мяча сверху (А), но некоторые не научились производить передачу мяча снизу, точно и правильно выполнить выход на мяч ученица (Ж).

Во время практики, используя различные методы критического мышления, стратегию новых подходов, информационно-коммуникативной технологии, талантливые одаренные и учитывая возрастные особенности детей. Я проводила наблюдение за учащимися с целью отследить, как учащиеся принимают новые формы и методы учебной деятельности, эффективность использования работы, интерес учащихся к предложенным приемам подачи мяча, как учащиеся взаимодействуют в паре и в группе, комфортно ли им на уроке, демонстрируют ли в работе доброжелательность, уважение.

Дети не боятся рабочего шума, учатся помогать друг другу и вовремя обращаться за помощью к товарищам, которые рядом. Наблюдая за учащимися при правильной организации работы в парах, вижу ее благотворное влияние на детей. Ученица А(А) стала добрее, внимательнее к товарищам, готова прийти на помощь, объяснить непонятное. У ученицы Д (В) появилось желание работать на уроке отлично, по примеру А, стала увереннее в своих возможностях. Ученица Ж(С) перестала бояться ошибок, если не поняла, просит еще раз объяснить и показать. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для педагога, который мы должны использовать в полном объеме. И как сказал Л.С. Выготский : «То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

На уроках я как учитель старалась не управлять, а координировать действия детей, направлять, указывать дорогу, т.е быть тьютором. На уроках постоянно осуществляется связь учитель - ученик, ученик - ученик; обучение рефлексии, когда ученики заполняют листы самооценивания, анализируя свою работу. Это умение сформировано в полной мере уученицы А (А), что позволит ей активнее участвовать в своем обучении.

Прогресс в познавательной активности показала ученица Д (В), на высоком уровне овладела приемами передачи и подачи мяча, стала объективной в оценке деятельности не только своей, но и товарищей по классу. Повысилась самооценка у ученицы Ж (С), так как она научилась работать четко и эффективно.

Какие же изменения произошли во мне как в учителе и в учащихся?

Сравнивая то, что было до и стало после, я увидела следующие изменения.

В своей практике учителя физкультуры всегда проводят тестирование по физической подготовленности учащихся в начале учебного года и по его завершении, сравнивают результаты и тем самым прослеживают изменения.

Я провела анкетирование среди учащихся по вопросу «Отношение к предмету физическая культура» в начале практики и по ее завершении. Сопоставив результаты перового и второго диагностирования, увидела изменения, которые произошли в учащихся по отношению к предмету. Мнения учащихся по завершении практики склонились к тому, что средства обучения на уроке стали разнообразные, содержание интересное, проявлялся творческий интерес к предмету.

Успешное обучение и преподавание заключается в создании атмосферы, в которой личности чувствуют себя свободными в процессе обучения. Поэтому одной из моих целей было создание благоприятного психологического климата в классе и организация взаимодействия через диалог.

Имея опыт работы в школе, мной практически всегда на уроках применялась групповая и парная работа. Но я никогда не задумывалась над вопросом формирования групп, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, работая друг с другом. Теперь же, учитывая все, это мной была проведена социометрия, для определения сплоченности коллектива; выявления «лидеров», «принятых», «отверженных». Данная анкета была проведена два раза. На первой неделе практики и последней. Результаты показали, что в учащихся произошли изменения по отношению друг к другу. Благодаря организации совместной работы в классе не стало отверженных детей, которых на начальном этапе было двое.

Ранее организация работы групп и пар не подразумевала насколько будет эффективна работа той или иной группы, пары. Теперь же я уделяю этому большое значения, так как понимаю, что от этого зависит эффективность процесса обучения. Работая в парах и группах, учащиеся через диалоговое обучение, взаимодействуя друг с другом, обмениваются своими идеями. И в данной работе я не управляю учащимися, а направляю их. Данная стратегия позволяла организовать диалоговое обучение, через исследовательскую беседу. Через диалог на уроках происходит совместное приобретение знаний, что является обязательным условием обучения тому, как учиться. В диалогической беседе учащиеся приобретали умения работать в группе, формулировать вопросы. Изменения в самостоятельной работе групп можно было проследить в стратегии «Двусторонняя игра». В игре прослеживалось, насколько учащиеся освоили технические приемы, изученные на уроках и насколько эффективно они могут их использовать, взаимодействуя друг с другом. Накапливаемый при самостоятельном выполнении действий опыт делал учащихся более уверенными в реализации поставленной цели.

При планировании и проведении уроков учитывались возрастные особенности учащихся, дозированность заданий, упражнения давались с учетом возможных заболеваний. Талантливые и одаренные в спорте учащиеся теперь задействованы мной в качестве консультантов, экспертов, и в результате научились регулировать свое обучение.

Таким образом, пересмотрев свои подходы к преподаванию, я смогла создать для учеников комфортные условия для работы на уроке, в которых они проявили себя и свои способности.

Введение оценивания нетрадиционными способами, то есть формативного оценивания, позволило повысить уровень мотивации учащихся к обучению. Учащиеся научились давать самооценку своим действия и оценивать действия других.

Одной из задач в моей практике являлось то, что не только я должна была критически мыслить, но и научить своих учеников критическому мышлению. Полученные мной знания и практика в школе показали, что это применимо на уроках физической культуры. Работа в группах строилась через умение задавать вопросы в кумулятивной беседе ученик – ученик, что позволило прийти к конечному результату, то есть выполнению задания. Поставленный мной вопрос создавал для учащихся общую для них проблему. Вопрос высокого порядка: «Предложите способы выполнения самостоятельных действий при обучении приема и передачи мяча двумя руками сверху» - побуждал учащихся к анализу. Учащиеся в группах обсуждали понимание данного задания, задавая вопросы друг другу. Так, во второй группе медленная ученица Ж (С), которая при проведении традиционных уроков молчала, правильно формулирует вопрос учащимся в своей группе: «Как мы можем использовать то, что изучили на первом уроке для выполнения задания?».

За эти три месяца я приобрела умения по использованию информационно-коммуникационной технологии. На уроках я стала применять интерактивную доску, ноутбук, так как, это дает положительный результат. Учащиеся с большим интересом смотрели видеоролики, создавали презентации. Планируя свою работу, я научилась рационально использовать время на уроке.

Итогом работы всех четырех уроков стало суммативное оценивание или оценивание обучения, целью которого является подведение итогов обучения для выставления отметок. В Руководстве для учителя я прочитала, что «Целью оценивания обучения, напротив, является суммирование того, что изучил ученик на дан­ный конкретный момент. (Assessment Reform Group, 2002b). При оценивании обучения заключение делается после соотношения достижений ученика с установленными нормами или уровнями, достигнутыми груп­пой учеников одного возраста.

С целью отслеживания и корректирования процесса обучения на ранних этапах я использовала на уроках разные формы формативного оценивания. А учащимся они позволяли понять, насколько правильно они выполняли задания в период обучения.

Проанализировав всю свою деятельность по практике, пришла к решению, что необходимо продолжить начатое дело по внедрению семи модулей в процесс обучения, так как данное обучение является эффективным. Поэтому я продолжу свою практическую деятельность по теме «Оценивание для обучения и оценивание обучения».

Проблемой было то, что в спортивном зале не предусмотрено расположение парт. Спортивный зал не приспособлен для использования ИКТ. Поэтому приходилось использовать ноутбуки, в связи с этим время на уроке использовалось не эффективно.

Изменения во мне:

-научилась видеть в учениках сотрудников;

- повысился мой творческий профессиональный уровень как педагога.

Мои желания (что нужно улучшить?)

- продумать виды деятельности с точным ограничением во времени,

- продумать другие способы взаимооценивания групп.

Трудности:

Не все учащиеся в зависимости от индивидуальных физических способностей в течении короткого времени могут овладеть успешно приемами передачи и подачи мяча, поэтому работа по совершенствованию вышеуказанных навыков будет продолжена на последующих уроках.

Мои выводы для дальнейшей педагогической деятельности:

  • не бояться «идти на риск», он бывает оправданным;

  • совершенствоваться, мыслить критически;

  • применять информационно-коммуникативные технологии на уроке;

  • подобрать способы для развития активной деятельности учениц А и Ж.



Список использованной литературы:

Руководство для учителя (третий базовый уровень). АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 – 103 с.



3