МЕТОДЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
КАК ОСНОВА ФОРМИРОВНИЯ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Трошина Н.В.
учитель начальных классов
АОУ школа № 16
г. Долгопрудный,
Московская область
Критическое мышление – это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Но оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.
Считаю, что критическое мышление означает не негативность суждений и критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов и философий, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.
Разбирая сам термин «критическое» в этом контексте можно представить и сравнить его как «аналитическое». Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблемы. Знания, которые усваивает критически мыслящий человек, постоянно дифференцируются и систематизируются им с точки зрения степени их истинности, степени вероятности, достоверности.
Критическое и творческое или креативное мышление – это высший уровень мышления, который формируется у учеников, что особенно важно уже в начальных классах. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, — такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулирования выводов, вероятностной оценке и принятии решений.
Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата. Это тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем.
Иными совами, критическое мышление — это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Человек, обладающий критическим умом, обнаруживает чувствительность к противоречиям и логическим ошибкам. У него воспитывается потребность быть убежденным в степени достоверности, особенности и доказательности изучаемых, а также самостоятельности открываемых им знаний и фактов.
Задача развития критического мышления состоит в том, чтобы учащиеся пришли к пониманию естественной человеческой склонности считать свое мнение и ценностные ориентации единственно значимыми и правильными и стремились преодолеть эту склонность. Если человек использует анализ и аргументацию с целью, прежде всего, развенчать чужую точку зрения, это пример критического мышления в «слабом» смысле.
Человек, прибегающий к критическому мышлению в «сильном» смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие могут быть выдвинуты против них.
Таким образом, можно прийти к выводу, что критическое мышление носит рефлексивный характер и имеет отношение к общению, к психологии личности. Оно связано не только с познавательной (когнитивной), но и с мотивационной сферой, с самосознанием.
Склонность к критическому мышлению выражается в следующих параметрах: поиск ясной постановки вопроса, формулировки утверждения; поиск обоснований; стремление к разносторонней осведомленности; использование надежных источников и ссылка на них; целостное рассмотрение ситуации; стремление придерживаться основной темы; удержание в поле зрения исходной задачи; поиск альтернатив; открытость; выбор точки зрения, позиции; стремление к максимально возможной для данного предмета точности; последовательное, поочередное рассмотрение частей сложного целого; восприимчивость и понимание по отношению к чужим чувствам, уровню познания и глубины суждения; склонность к применению навыков критического мышления в жизни.
Насколько тяжело учить мыслить критически и творчески? Не очень тяжело при условии наличия у нас соответствующего желания и владения рядом определенных умений.
Хочется поделиться опытом использования отдельных методов критического мышления.
Составление кластера (гроздь, ветвь, ячейки, смысловой блок). При работе с данным методом учащиеся учатся выделять большие и малые смысловые единицы, находить ключевые слова или фразы. На начальном этапе работы по этому модулю учитель может помочь выделить смысловые единицы. Учащиеся могут озвучить свои “гроздья”. Можно провести презентацию записей. При выделении отдельных смысловых единиц (ветвей) ученики могут использовать цвет с целью включения зрительной памяти, а не только механической, слуховой и т.д.
Например, урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказка». Учащиеся составляют кластер:

Подобный вид работы поможет учащимся систематизировать материал. Учитель может дифференцированно давать задания с учетом возможностей каждого ученика.
Написанию синквейна на своих занятиях по предмету «литаратурное чтение» уделяется много внимания, начиная со 2 класса. Представляя синквейн в качестве стихотворения, мы описываем суть понятия или осуществляем рефлексию на основе полученных знаний.
Известно, что слово «синквейн» происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Например, урок обучающее сочинение «Зимние забавы» во 2 классе. На стадии рефлексии учащиеся составляют синквейн:
Метель
Красивая, суровая
Прилетела, закружила, замела
Метель ей(елочке) пела песенку.
Природное явление.
Внеклассное мероприятие во 2 классе по теме: «День матери». Как итог мероприятия учащимися был составлен синквейн:
Мама.
Любимая, дорогая
Понимает, жалеет, помогает,
Самое первое слово – мама.
Мир.
Благодаря такой технике как синквейн возможно подведение итога полученной информации, изложение сложных идей, чувств и представлений в нескольких словах. Несомненно, именно синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. Особенно хорошо дается первая работа с синквейном, когда обучающиеся выполняют данный вид работы сначала в классе, а затем уже и дома. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
Каждая из предложенных методик призвана решить определенные задачи: формирование понятий, умение сравнивать объекты, систематизировать материал и т.д., и все вместе нацелены на развитие критического мышления ребенка, на развитие его личности.
Методы развития критического мышления позволяют проводить обучение на высоком уровне, позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении, повышают мотивацию к учению в целом и приводят к осознанию самого процесса учения. Методика развития критического мышления предполагает уравновешенный подход к учебно-воспитательному процессу, равенство элементов содержания образования, целенаправленного обучения и развития учащихся.