СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Метод моделирования сказок, как средство развития речи детей дошкольного возраста «3Д сказка-кубик»»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка посвящена проблеме развития связной речи дошкольников путём внедрения в образовательный процесс сказочных персонажей, в виде модели кубика-трансформера

Просмотр содержимого документа
««Метод моделирования сказок, как средство развития речи детей дошкольного возраста «3Д сказка-кубик»»»

«МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «3Д СКАЗКА, КУБИК-ТРАНСФОРМЕР»»


Остапец Екатерина Сергеевна

Мурманская область, ЗАТО Александровск,

МБДОУ «Детский сад № 1 «Семицветик»», воспитатель


«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
К.Д. Ушинский

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка  посвящена проблеме развития связной речи дошкольников путём внедрения в образовательный процесс сказочных персонажей, в виде модели кубика-трансформера. Данная разработка является продолжением долгосрочного проекта «В мире сказок. В проекте будет представлен теоретический и практический материал, который будет полезен педагогам дошкольных учреждений в работе с детьми по этому направлению в качестве пособия.

Теоретический материал содержит в себе основные направления работы со сказкой, методы и приёмы, задачи, решаемые с помощью героев сказок и сказочных сюжетов.

Практический материал включает подборку игр, упражнений, конспектов интегрированных видов образовательной детской деятельности, а также конспектов логопедических занятий с детьми, в которых используются объекты проекта.


АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из самых популярных жанров для дошкольников является сказка. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего детства. Сказка не только развлекает его, но и развивает, и воспитывает.

Воспитание сказкой – это один из самых древних методов воспитания детей. Именно через сказки наши предки передавали подрастающему поколению морально – нравственные нормы человеческих взаимоотношений, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к окружающему миру.

Ребёнок именно через сказку получает первые представления о добре и зле, о дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно из сказок ребёнок знакомится с народной мудростью. Герои сказок всегда были примером для ребёнка. На их опыте ребёнок учился тому, как нужно или нельзя поступать. Сказки доступно и просто объясняют ребёнку, что хорошо, а что плохо, прививают моральные и социальные ценности. Сказка формирует характер ребёнка, воспитывает его душу, поэтому те уроки, которые преподаёт сказка – это уроки на всю жизнь.

Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, чудесному, необычному. Чтобы воспитание сказкой принесло плоды, необходимо не только правильно подобрать сказку, но и правильно её преподать: немного обсудить с ребёнком сказку, чтобы он смог понять её мораль, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Старые, добрые, забытые сказки. Надо признать, что современные дети практически не слышат их. Родители читают сказки своим малышам непростительно редко. В лучшем случае - на ночь. На много проще включить телевизор, какую-нибудь передачу, поставить диск и заниматься своими делами. При этом редко кому интересно, что услышит ребёнок или правильно ли поймёт какое-либо событие. Равнодушие взрослых? Нет. Не понимание. Мы можем ждать чего-то хорошего от наших детей, если вложили в них это "что-то". Сами. Не телевизионные передачи. Если необходимо "пожурить" ребёнка за плохое поведение? Дать ценные советы на день грядущий? Но ведь всё это можно сделать с помощью сказок. Не читать нотации, а общаться на более понятном ему языке. С помощью оценки сказочных героев. Как будто со стороны, но ребёнок обязательно примет к сведению то, что самостоятельно осудил.

Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Что в них такого, что позволяет существовать им столько времени? Нас, современников, и древние народы, которые начали сочинять сказки, очень многое рознит, кроме устройства психики. Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на их внутренний мир.

Наиболее распространены народные сказки, которые несут в себе жизненно важные идеи:

Мир, в котором мы живем – живой. Животные, птицы, растения, даже рукотворные вещи могут говорить с нами. Такое представление формирует бережное отношение ко всему, что нас окружает.

Существует добро и зло. Добро, в конце концов, побеждает. Это положение вещей способствует развитию бодрости духа, стремления к лучшему.

Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилия и иметь терпение.

Существуют дополнительные, волшебные ресурсы. Но они приходят на помощь, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея дает чувство защищенности и стимулирует развитие самостоятельности.

        Дети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт. («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза – дереза») Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений. (Катится, катится колобок; тянут – потянут, а вытянуть не могут.)        

Сказки учат.

Сказка показывает возможные и желательные формы поведения.

Пример Иванушки – дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, показывает, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что есть моменты, когда нужно быть смелым и использовать прямую агрессию – достать меч и победить дракона, показать свою силу или состоятельность.

Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы.

Возможность использования волшебной силы – это ничто иное, как напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные рычаги.

Сказка позволяет переживать эмоции.

Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть – сказка дает возможность учиться на чужих ошибках! Можно пережить состояние сестрицы из сказки «Гуси – лебеди» и узнать, как тяжко будет, если «оставить братца заиграться, загуляться».

        Испокон веков люди стремятся реальность приблизить к сказке. Особенно завораживает всех праздничная обстановка на Новый Год, когда могут происходить чудеса, проявляться нераскрытые качества человека, может материализоваться мечта. Люди ждут сюрпризов, а что это, если не ожидание чуда?

Наивная вера наших чад в волшебство, сказки и Деда Мороза – это запас душевных сил на всю жизнь.        Если у ребенка не отбирать мечту и веру в добрых волшебников, когда он вырастет, он вернет это добро сторицей всем окружающим.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«3Д СКАЗКА, КУБИК-ТРАНСФОРМЕР»»


В данной работе показывается, как через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через  сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Во время слушания сказки воспитатель постепенно формирует начальные литературоведческие представления детей: о жанровых особенностях сказки (невероятные волшебные события, животный и растительный мир, специфические сказочные высказывания). Сказка так захватывает детей, что будит их творческую активность, желание додумать, что-то прибавить или вычеркнуть из нее. Этим она помогает речевому  и умственному развитию детей, развитию внимания, памяти. Сказка учит ребёнка не бояться трудностей, тем самым воспитывая чувство собственного достоинства, уверенности в собственных силах.

В нашем детском саду был задуман проект «В мире сказок». Дети познакомятся со сказками народов мира. У детей повысится интерес к их рассказыванию, рассматриванию иллюстраций. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать  добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.

Для того, чтобы ребенок лучше усваивал материал, была придумана «3Д-сказка, кубик-трансформер», на гранях которого изображается изучаемая сказка. Так ребенок сможет смоделировать сказку, пересказать самостоятельно ее по картинкам, при этом развивать моторику рук (Рис. 1 «Кубик-трансформер, сказка «Репка»). Кубик состоит из 8 кубиков, соединенных между собой попарно скотчем, чтобы получилась мобильная заготовка, которую можно было бы листать кубик без ограничений. Какждая грань кубика – это иллюстрация сказки, определенное действие. Когда ребенок берет в руки кубик, видит иллюстрацию сказки «Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая», иллюстрация меняется с каждым поворотом. Он сможет пересказать сказку самостоятельно, развивая при этом моторику рук. Так на грани кубика-трансформера можно поместить иллюстрации к любой сказке. С ним детям будет работать не только интересно, но и полезно.


Рис.1 «Кубик-трансформер, сказка «Репка»»


Цель методического пособия: познакомить детей со сказками народов мира. Повысить интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций. Научить через имитацию образа героев сказок различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.  Сформировать интерес к устному народному творчеству.

В данной разработке предлагаются конспекты занятий, которые могут использовать педагоги в своей работе с детьми. Методика работы со сказкой:

1) Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все,  что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) Драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Каждый этап обсуждается, так как важны чувства и мнение ребёнка.


ВЛИЯНИЕ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ


С помощью сказок логопед обогащает художественно – речевой опыт детей, решает ряд важных задач по развитию у дошкольников умения описывать, пересказывать, рассуждать, объяснять, так как в восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение.

Сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями. Мы можем взять сказку в помощники для овладения детьми лексики и грамматики, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений.

Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди. Поведение ребенка формируется не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, поговорки.

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение сказок в занятия позволяет решать разнообразные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- развитие речи;

- развитие фонематического восприятия;

- работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;

- совершенствование слоговой структуры слова;

-уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний.

Методика работы со сказкой:

1) Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) Драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Каждый этап обсуждается, так как важны чувства и мнение ребёнка.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Для решения данной проблемы необходимо осуществлять работу  по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка - близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы поведения и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Если рассмотреть классические сказки с точки зрения их терапевтического воздействия, то заметим в них ряд общих черт:

  • Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя.

  • Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (представляющих возможности и способности главного героя), а также в образах разбойников и разного рода препятствий (представляющих страхи и неверие героя).

  • Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.

  • Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.

  • Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.

  • Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.

Сказка находит верный путь к сердцу ребёнка. Она влияет на развитие мировоззрения, отношения ребенка к учебе, учит быть правдивым, честным, одним словом – раскрывает лучшие душевные качества. Таким образом, сказка для ребенка, как сновидения для взрослого,- мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое "Я", свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных ге­роев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. В данном приложении авторы предлагают конспекты различных видов детской деятельности, которые помогут педагогам ввести героев сказок в повседневную жизнь дошкольников.