АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОГИМНАЗИЯ № 237 «СЕМИЦВЕТИК» ГОРОДА САРАТОВА
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
410005, г. Саратов, ул. им. Посадского И.Н., зд. 308 А, стр.1; тел.: (8452) 69-23-06; телефон/факс: 69-27-43; school237@inbox.ru; Инн: 6452066022; кпп: 645201001; ОГРН 1036405201821; ОКПО 4373306.
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов
Фроловой Светланы Сергеевны
по теме: «Формирование осознанного чтения у младших школьников»
Цель работы: продолжать создавать условия для формирования основ читательских компетенций второклассников.
Задачи:
подобрать необходимые приёмы, формы организации деятельности, формирующие навык осознанного чтения в урочной, внеурочной, внеклассной деятельности;
продолжать способствовать формированию основ читательской компетенции второклассников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией;
подобрать задания, способствующие формированию навыка чтения второклассников;
создать единое читательское пространство на основе взаимодействия: ученик – учитель – родитель;
учитывать индивидуальные особенности учащихся;
воспитывать интерес к чтению.
Работа над данной темой продолжилась и во втором классе. Читательская деятельность не возникает сама по себе, не является спонтанной и для её овладения необходимы способы чтения, методы смысловой обработки текста, а также другие навыки.
В своей работе я применяла некоторые педагогические технологии:
1. Технология критического мышления – это формирование мыслительных
навыков младших школьников, т.е. умение принимать взвешенные решения,
работать с информацией, анализировать разнообразные стороны явлений.
2. Информационно-коммуникационная технология – это работа с разными
источниками информации, для объяснения незнакомых слов и понятий
актуальны толковый и энциклопедический словари.
Во втором классе продолжила работать с различными видами упражнений для совершенствования навыка чтения. Продолжилось заучивание стихотворений, инсценирование произведений из школьной программы. При заучивании стихотворений и пересказов текстов некоторые ученики пользовались интеллект-картами (метод «Карта памяти»), при таком подходе ученики чувствовали себя уверенно и комфортно во время выступления.
На разных этапах урока применяла следующие приёмы: «Верные и неверные утверждения», «Чтение с остановками», «Работа с вопросником», «Мозговой штурм», «Путаница».
Во внеурочной деятельности использовала пособия следующих авторов:
- Г.М.Зегебарт "От слова к тексту". Тетрадь для младших школьников".
Рабочая тетрадь "Чтение: от текста к смыслу" - третья и заключительная
часть комплекта "Чтение". Тетрадь представляет собой сборник
коррекционно-развивающих игр, направленных на формирование и развитие
навыков, способствующих качественному обучению чтению. Задания
разделов предполагают анализ текстов и поиск правильных ответов на
вопросы к ним. Каждая из предложенных задач подтолкнет ребенка к
небольшому исследованию.
- Буряк Мария Викторовна «Смысловое чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь-
тренажер. Пособие рассчитано на развитие памяти, умение рассуждать,
правильно выстраивать предложения.
Совместная работа с родителями была продолжена в тандеме с педагогом-психологом. Для родителей учеников, у которых в первом классе были выявлены трудности, проводились индивидуальные консультации. Некоторые семьи взаимодействовали с узкими специалистами: логопедом, дефектологом. Такая плодотворная комплексная работа помогла некоторым обучающимся улучшить смысловую и техническую стороны чтения, а также повысить мотивацию к обучению в целом.
Делая вывод, следует сказать, что к концу второго класса у всех обучающихся сформировался навык осознанного чтения. Но темп работы у детей остался разноуровневым. Не все дети способны сразу выделять главное в содержании текста, им требуется несколько раз перечитывать фрагменты в тексте. У некоторых учащихся возникают трудности с умением выразить своё отношение к прочитанному.
На следующий год с обучающимися продолжится работа в подготовке улучшения техники и осознанности чтения с привлечением новых технологий, приёмов и методов работы по формированию читательской компетентности третьеклассников.