СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная разработка предназначена для подготовки учахся к соренованиям и слетам юных пожарных
2
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принята на заседании
методического совета
«28» августа 2019г.
Протокол № 1
Утверждаю
Директор УДО ДДТ
___________ Горемыкина И.В.
Приказ № 71 от «30» августа 2019г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Юный художник»
возраст учащихся 6-13 лет
срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Гадлевская Вера Николаевна,
педагог дополнительного образования
Промышленная, 2019
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цели курса 4
1.3 Учебный план 6
1.4 Содержание учебного плана. 10
2. Комплекс организационо-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы 19
2.2 Формы аттестации 20
3. Нормативно-правовая база
Список литературы для педагога 24
Список литературы для обучающихся 25
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка раскрывает:
Программа «Волшебный мир изобразительного искусства» имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность программы заключается в том, что сегодня назрела необходимость обратиться к духовному опыту нашего народа, используя средства изобразительного, декоративно-прикладного искусства для эстетического, нравственного, творческого развития детей.
Новизна программы заключается в многофункциональности задач и обеспечена, во-первых, простотой и доступностью художественных инструментов и программно-методических материалов, во-вторых, тем, что изобразительная деятельность ребёнка является наиболее адекватной этому возрасту внешней формой выражения внутреннего эмоционально-творческого состояния. Программа ориентируется на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое.
Преимуществом данной программы является её компактность, тематическая направленность, включение дополнительных сведений.
Данная программа рассчитана на детей 7– 13 лет.
Возрастные и психологические особенности детей 7-9 летнего возраста заключаются в том, что в данном возрасте дети мыслят звуками, образами и красками, у них преобладает зрительное восприятие, наглядно- образное мышление и познание мира, В данном возрасте детям свойственно много фантазировать. Это объясняется тем, что они просто не могут объяснить и понять многие вещи, явления, происходящие вокруг. У них своё, детское видение этого мира, интерпретация его, которое они выражают в своём «творчестве», перенося свои впечатления на бумагу.
Возрастные и психологические особенности детей 10-11 летнего возраста заключаются в том, что в этот период ребёнок проходит величайший путь в своём развитии. Созревает нервная система и мозг, что предопределяет психическое развитие, волю, чувства. В игровой и учебной деятельности ребёнок становится способным рефлексировать на всю совокупность жизненных явлений. У детей данного возраста существует потребность в познании окружающего мира и себя в этом мире, преобладает наглядно-образное мышление, господствует логика восприятия.
Дети 12-13 лет начинают осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность. В этом возрасте дети очень эмоциональны, восприимчивы, требуют большого внимания к себе в сфере умственного и духовного развития, и являются благодатным материалом для воспитания духовной, гармонично-развитой личности. Это позволяет формировать у тех и других эстетическое мировоззрение, приобщать их к миру прекрасного.
Освоение материала, в основном, происходит в процессе творческой деятельности детей. Работа в области изобразительного искусства осуществляется в технике живописи и графики. Для живописи предполагается использование гуаши, акварели, акриловых красок, для графики – использование карандаша, туши, пера, палочки, угля.
Во внешкольной деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, для развития творческой мысли учеников.
В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.
Данная программа является адаптированной, интегрированной по форме организации, общеразвивающей по уровню освоения и познавательной по цели обучения.
Программа рассчитана на 1 год обучения (две группы: №1-144 ч. №2-72 ч.)
1.2 Цели курса
формирование эстетического мировоззрения, приобщение к миру изобразительного искусства обучающихся объединения «Юные художники» через разнообразные формы и методы работы.
Задачи:
Знакомить учащихся с различными видами изобразительной деятельности. Обучать приёмам и методам работы.
Развивать эстетические представления и художественный вкус учащихся.
Воспитывать любовь и бережное отношение к культурному и духовному наследию народа и потребность в художественной организации своего жизненного пространства.
Обогащать эмоционально-образную структуру личности и формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Формировать навыки и умение работать в коллективе и определять свою роль в коллективном творческом процессе.
Активизировать творческую инициативу, воображение и фантазию.
Раскрывать творческие способности детей и развивать их через разнообразные виды деятельности.
Формировать изобразительные навыки ребёнка.
В результате прохождения программы обучающиеся 1года обучения
знают:
Виды и жанры изобразительного искусства.
Основы образного языка изобразительного искусства.
Различные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Роль изобразительного искусства в жизни человека и общества.
Имена и произведения известных деятелей изобразительного искусства.
Способы и приёмы выполнения творческих работ различных видов и жанров.
Умеют:
Работать с разнообразными материалами.
Оперировать терминологией изобразительного искусства.
Выражать и изображать своё видение природы, мира вещей.
Понимают красоту изобразительного творчества.
Выполнять простейшие работы различных видов и жанров изобразительного искусства.
Имеют представление:
Об истории и корнях изобразительного искусства.
О русских народных промыслах, декоративно-прикладном искусстве.
О видах и жанрах изобразительного искусства.
О нестандартных решениях творческих заданий.
Основной формой организации деятельности объединения является комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики. В основу всех форм учебных занятий заложены общие идеи:
- каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определённые методы организации учебно-педагогической деятельности
- любое занятие имеет определённую структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
- построение учебного занятия осуществляется по определённой логике, когда тип занятия соответствует его целям и задачам.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий. При организации учебных занятий используются различные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количество часов на изучение программного материала.
1.3. Учебный план
Тематический план занятий на 144 часа
№
| Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений. | 4 | 1 | 3 | диагностика |
2 | Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и тёплого | 4 | 1 | 3 | Творческое задание |
3 | Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов. | 4 | 1 | 3 | Контрольное задание |
4 | Образы цветов | 4 | 1 | 3 | конкурс |
5 | Деревенский натюрморт | 4 | 1 | 3 | Мини-выставка |
6 | Композиция на тему «В деревне» | 4 | 1 | 3 | |
7 | Город Мастеров. Декоративно-прикладное искусство | 20 | 3 | 17 | викторина |
7.1 | Декоративно-прикладное искусство. Изразцы. | 4 | 1 | 3 |
Творческое задание |
7.2 | Игрушки и игры в Древней Руси. Моя любимая игрушка | 4 | 1 | 3 | |
7.3 | Жостовкие чудо - подносы | 4 | 1 | 3 | |
7.4 | Гжель – синяя сказка | 4 | 1 | 3 | тест |
7.5 | Городецкая роспись | 4 | 1 | 3 | |
8 | В мире сказок. Рисование сказочных героев. | 12 | 3 | 9 | Выставка творч.работ |
8.1 | «Сказка, в которую я попал» | 2 | 1 | 1 |
|
8.2 | «Гуси-лебеди», русская народная сказка | 2 | 1 | 1 |
|
8.3 | Сказки А.С.Пушкина | 4 | 1 | 3 | кроссворд |
| С.Аксаков. «Аленький цветочек». | 2 | 1 | 1 |
|
| П.Ершов. «Конёк – горбунок» | 2 | 1 | 1 | викторина |
9 | Вода – начало всего | 8 | 2 | 6 | Конкурс рис |
10 | Мир фантазий. Путешествие в будущее | 4 | 1 | 3 | выставка |
11 | Образы людей. Мы рисуем своих друзей | 4 | 1 | 3 |
|
12 | Портрет в живописной технике (с натуры) | 4 | 1 | 3 | Контрольное задание |
13 | Зарисовки фигуры человека в движении | 4 | 1 | 3 |
|
14 | Мой самый-самый…(смешной, страшный) сон. | 4 | 1 | 3 | Мини-выставка |
15 | Мир вокруг нас. Коллективная работа | 6 | 1 | 5 | проект |
16 | Краски земли. Водопады. | 4 | 1 | 3 | Творч.задан |
17 | Пейзаж в графической технике | 4 | 1 | 3 |
|
18 | Архитектурный пейзаж | 6 | 1 | 5 | тест |
19 | Краски неба. Небесные переливы | 6 | 2 | 4 | викторина |
20 | Семицветное чудо | 4 | 1 | 3 |
|
21 | Образы животных. Рисование птиц, зверей, насекомых | 12 | 3 | 9 | Контрольное задание |
21.1 | Образы домашних и диких животных. | 4 | 1 | 3 |
|
21.2 | Образы птиц | 4 | 1 | 3 | кроссворд |
21.3 | Образы насекомых | 4 | 1 | 3 |
|
22 | Летний декоративный натюрморт | 4 | 1 | 3 | Творч.задан |
23 | Я в мире народного искусства | 6 | 2 | 4 | Итог.тест |
24 | Экспозиция работ. Обсуждение выставки | 8 | 3 | 5 | Выставка творч.работ |
Итог: |
| 144 | 36 | 108 |
|
Тематический план занятий на 72 часа
№
| Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений. | 2 | 1 | 1 | Диагности ка |
2 | Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и тёплого | 4 | 1 | 3 | Творческое задание |
3 | Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов. | 2 | 1 | 1 | Контрольное задание |
4 | Образы цветов | 4 | 2 | 2 | конкурс |
5 | Деревенский натюрморт | 2 | 1 | 1 | Мини-выставка |
6 | Композиция на тему «В деревне» | 2 | 1 | 1 |
|
7 | Город Мастеров. Декоративно-прикладное искусство | 10 | 4 | 6 | викторина |
7.1 | Декоративно-прикладное искусство. Изразцы. | 2 | 1 | 1 | Творческое задание |
7.2 | Игрушки и игры в Древней Руси. Моя любимая игрушка | 2 | 1 | 1 |
|
7.3 | Жостовкие чудо - подносы | 2 | 1 | 1 | тест |
7.4 | Гжель – синяя сказка | 2 | 1 | 1 |
|
7.5 | Городецкая роспись | 2 |
| 2 | кроссворд |
8 | В мире сказок. Рисование сказочных героев. | 6 | 2 | 4 | Выставка творч.раб |
8.1 | «Сказка, в которую я попал» | 2 | 1 | 1 |
|
8.2 | «Гуси-лебеди», русская народная сказка | 2 | 1 | 1 | Мини-выставка |
8.3 | С.Аксаков. «Аленький цветочек». | 2 |
| 2 | |
9 | Вода – начало всего | 4 | 1 | 3 | викторина |
10 | Мир фантазий. Путешествие в будущее | 2 | 1 | 1 |
|
11 | Образы людей. Мы рисуем своих друзей | 2 | 1 | 1 | Контроль ное задание |
12 | Портрет в живописной технике (с натуры) | 2 | 1 | 1 | |
13 | Зарисовки фигуры человека в движении | 2 | 1 | 1 |
|
14 | Мой самый-самый…(смешной, страшный) сон | 2 | 1 | 1 | Конкурс рисунков |
15 | Мир вокруг нас. Коллективная работа | 4 | 1 | 3 | проект |
16 | Краски земли. Водопады. | 2 | 1 | 1 | викторина |
17 | Пейзаж в графической технике | 2 | 1 | 1 |
|
18 | Архитектурный пейзаж | 2 | 1 | 1 | тест |
19 | Краски неба. Небесные переливы | 4 | 1 | 3 | Мини-выставка |
20 | Семицветное чудо | 2 | 1 | 1 | |
21 | Образы животных. Рисование птиц, зверей, насекомых | 6 | 3 | 3 | Контрольное задание |
21.1 | Образы домашних и диких животных. | 2 | 1 | 1 |
|
21.2 | Образы птиц | 2 | 1 | 1 | кроссворд |
21.3 | Образы насекомых | 2 | 1 | 1 | викторина |
22 | Летний декоративный натюрморт | 2 | 1 | 1 | Итог.тест |
23 | Экспозиция работ. Обсуждение выставки | 2 | 1 | 1 | Творческая выставка |
Итог |
| 72 | 30 | 42 |
|
1.4 Содержание учебного плана.
1. Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений .
Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Тёплые и холодные цвета.
Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нём - причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на тёплом фоне – изображение растений в тёплой гамме, на холодном – в холодной гамме).
Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага.
2. Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и тёплого .
Наблюдение живой природы, рассматривание произведений живописи. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношению друг к другу: красный – зелёный, голубой – жёлтый, фиолетовый – оранжевый. Контрольное задание.
Практическая работа: изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или веток (использовать знания о дополнительных цветах)
Материалы: кисти, гуашь, бумага.
3. Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов .
Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства. Изображение декоративного фриза предполагается выполнить в двух вариантах.
Практическая работа:
Вариант А: выполнение фриза в технике монотипии, которая в данном случае представляет собой красочные отпечатки листьев разнообразных растений.
Вариант Б: создание фриза в технике печати при помощи самостоятельно вырезанного из картофеля клише. Изображения выполняются на цветной бумаге или на заранее прописанном фоне. Тестирование.
Материалы: бумага, гуашь, кисти; листья разнообразных растений; клише, вырезанное из овощей.
4. Образы цветов .
Наблюдение за цветами, растущими на клумбе, лужайке или в лесу. Обратить внимание на свет и тень. Игра «Кто больше?»: в игре побеждает тот, кто назовёт больше оттенков цвета, увиденных на лепестках цветов. Анализ картин художников – натюрмортов и зарисовок с изображением цветов. Беседа «Чудеса на подоконнике» (о комнатных растениях). Викторина.
Практическая работа: выполнение зарисовок разных по форме цветов, рисование комнатных растений
Материалы: цветные карандаши, акварель, гуашь (по выбору учащихся).
5. Деревенский натюрморт .
Основы композиции натюрморта. Рассматривание произведений живописи и графики. Изображение предметов деревенского быта. Композиционное расположение изображения на листе.
Практическая работа:
А) поиски удачных для постановки натюрморта предметов деревенского быта;
Б) композиционное размещение изображения в листе;
В) выполнение натюрморта в цвете.
Материалы: тонированная бумага, мелки, пастель
6. Композиция на тему «В деревне».
Основы композиции картины. Рассматривание произведений русских художников разных эпох. Беседа о быте современной деревни. Мини-выставка работ детей.
Практическая работа:
А) композиционные поиски;
Б) перенос композиции на бумагу большого формата;
В) выполнение работы в цвете.
Материалы: цветная бумага большого формата, карандаш, гуашь, кисти.
7. Город Мастеров. Декоративно-прикладное искусство .
7.1) Изразцы .
Рассматривание русских рельефных изразцов XYI в., расписных изразцов XYIII в., выполненных учителем. Обратить внимание на затейливость изображения сказочных персонажей (животных и растений) на изразцах.
Практическая работа: выполнение нескольких графических зарисовок изразцов, роспись изразцов, лепка рельефных изразцов, украшений по старинным образцам. Сочинение своего неповторимого сюжета и роспись изразца.
Материалы: пластилин или глина, краски, картон, плотная бумага.
7.2) Игрушки и игры в древней Руси. Моя любимая игрушка .
Демонстрация народных игрушек из разных материалов и объяснение функций игрушек в Древней Руси и в наше время, какой была кукла в старину, почему у неё не было лица. Соломенная игрушка. Богородская игрушка и её особенности.
Практическая работа:
1) создание коллективного панно «Игрушки»: дети делают красочное изображение старинной игрушки, вырезают, наклеивают на общий картон.
2) изготовление игрушек из природного материала: соломенной куклы, ёжика из шишки и др. Проведение игры «Я – игрушка».
Материалы: краски, кисти, бумага, ножницы, картон, природные материалы (солома, шишки, пластилин)
7.3) Жостовские чудо – подносы .
Разнообразие растительных мотивов на жостовских подносах. Декоративные цветы, их характерные особенности. Рассказ учителя о технологии изготовления волшебных подносов в Жостово.
Практическая работа: создание своего подноса (роспись бумажной тарелки или картонного шаблона) по мотивам жостовской росписи; создание коллективной
работы «Чудо – поднос» (объединение работ в единую коллекцию). Демонстрация на выставке творчества уч-ся.
Материалы: бумажные тарелки или картонные шаблоны круглой и овальной формы, кисти, краски гуашевые, репродукции с изображением жостовских подносов.
7.4) Гжель – синяя сказка.
Демонстрация изделий гжельского промысла. История создания гжельского фарфора. Секрет гжельской росписи: сплошной мазок, мазок с тенями. Основные виды изделий и наиболее распространённые сюжеты росписи гжельского фарфора. Технические приёмы гжельской росписи. Контрольное задание.
Практическая работа: выполнение упражнений для освоения технических приёмов гжельской росписи. Изображение сказочной птицы или животного по мотивам гжельской росписи, составление коллективного панно «Цветы и птицы».
Материалы: краски, кисти, картон, ватман.
7.5) Городецкая роспись .
Беседа о важности украшения различных предметов быта. Мотивы Городецкой росписи: основные краски, используемые мастерами; технология производства, особенности композиционного решения. Выставка работ обучающихся.
Практическая работа: выполнение упражнений на бумаге по мотивам городецкой росписи, сочинение декоративной композиции и роспись деревянной заготовки.
Материалы: доски и другие деревянные заготовки, гуашь, бумага, кисти, лак, краски.
8. В мире сказок. Рисование сказочных героев .
8.1) Сказка, в которую я попал .
Занятие направлено на развитие воображения и фантазии. Определяется круг литературных интересов и предпочтений ребёнка, мир его увлечений. Основная задача – создание композиции на заданную тему. Изобразить себя в необычной ситуации.
Практическая работа: выполнение композиции на тему «Я герой любимой сказки», «Сказка, в которую я попал».
Материалы: простой карандаш, восковые мелки, бумага.
8.2) «Гуси – лебеди», русская народная сказка.
Ознакомление с разнообразием мира птиц, рассматривание иллюстраций с их изображением. Выявление отличий разных пород деревьев, сказочных и реалистических изображений яблони. Пластическая игра «Летят гуси – лебеди».
Практическая работа: выполнение зарисовок деревьев, а затем составление тематической композиции «Чудо – яблоня», создание коллективного панно «Гуси- лебеди».
Материалы: краски, кисти, бумага разного формата, текст сказки.
8.3) Сказки А.С.Пушкина .
Чтение отрывков из сказок Пушкина, беседа по сказкам, анализ «Сказки о царе Салтане…», её героев, костюмов царя, царицы, царевны Лебеди, князя Гвидона , бояр (их богатство и многослойность)
Практическая работа: коллективная композиция «Город князя Гвидона», изображение героев сказки.
Материалы: ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры, краски, кисти.
8.4) С.Аксаков «Аленький цветочек».
Чтение вслух отрывков из сказки, рассматривание иллюстраций с изображением различных цветов, беседа о выражении настроения в искусстве.
Практическая работа: рисование или аппликация сказочного цветка небывалой красоты и необыкновенной формы (по желанию).
Материалы: краски, кисти, цветные карандаши, бумага разного формата, ножницы
8.5) П.Ершов «Конёк – горбунок» .
Рассматривание образов волшебных персонажей. Беседа о необычном, чудесном в сказочных действующих лицах, об особенностях древнерусского костюма, об особенностях графического изображения иллюстраций к сказке. в
Практическая работа: создание иллюстрации к сказке в графической технике (изображение жар-птицы, конька-горбунка, чуда-юда рыбы кита, девицы- красавицы и т.д.
Материалы: чёрная и коричневая тушь, маркер, гелевая ручка или фломастер, бумага.
9. Вода – начало всего .
9.1) Подводный мир .
Цель – приобщение ребёнка к тайнам природы, которые находятся рядом с ним, вокруг него. Беседа о значении воды для человека и всего живого на Земле, об обитателях всевозможных водоёмов, о таинственном подводном мире.
Практическая работа: создание работы в технике живописи, графики или аппликации (на выбор) на тему «Тайны подводного мира», «Водяной царь».
Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, краски, кисти, клей.
9.2) «Ура! Идём купаться».
Рассматривание репродукций картин художников, изображавших воду, водоёмы, отдых людей на них, анализ данных произведений искусства. Беседа о том, какая бывает вода по характеру, по цвету и т.д., об умении детей внимательно присматриваться к окружающему миру.
Практическая работа: тематическое рисование на темы «Кого умыла капля росы», « Ура! Идём купаться»
Материалы: репродукции картин, краски акварельные, кисти, бумага.
10. Мир фантазий. Путешествие в будущее.
Главная цель – развитие воображения и фантазии, которые порой превращают знакомый мир в мир страхов, опасностей. Чтобы преодолеть эти страхи, пережить их, предлагается нарисовать их на бумаге и, посмеявшись, избавиться от них. Можно изобразить новую планету, с её необыкновенными обитателями или представить какими станут наши Земля, посёлок и т.д. через несколько сотен лет.
Практическая работа: изображение фантастического мира – мира будущего
Материалы: акварельные краски, мелки, бумага, кисти.
11. Образы людей. Мы рисуем своих друзей .
Занятия проводятся в форме игры «Кто больше». Ребята садятся в круг и рисуют друг друга с натуры. Можно выбрать натурщиков, которые будут позировать натурщикам.( 3-5 минут на набросок, 10-15 минут на зарисовку)
Практическая работа: выполнение графическими и живописными материалами набросков и зарисовок человека в разных позах (лежащего, сидящего, стоящего).
Материалы: простой или чёрный карандаш, бумага.
12. Портрет в живописной технике (с натуры).
Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных художников. Характер человека в портрете. Портрет – шарж.
Практическая работа:
а) Выполнение мягким материалом рисунка головы человека. Необходимо сохранить целостность видения модели, без подробностей.
б) выполнение в смешанной технике портретных изображений своих друзей. Главное – передать характер, возможно в стиле шаржа.
Материалы: восковые мелки, простой карандаш, уголь, пастель
13. Зарисовка фигуры человека в движении .
Наброски фигур людей, которые можно выполнить в любом графическом материале. Рассматривание набросков и зарисовок русских художников.
Практическая работа: выполнение зарисовок фигуры человека ( в движении).
Материалы: бумага небольшого формата, блокнот, графические материалы на выбор ( грифель, фломастер, карандаш).
14. Мой самый-самый …(смешной, страшный) сон .
Занятие предполагает развитие памяти, ассоциаций, чувственного восприятия. Оно может быть решено в двух вариантах: в форме иллюстрации (конкретный сюжетный рисунок) на тему того, что запомнилось после пробуждения, и в декоративной форме – например, в аппликации. Проводится беседа о снах, настроении после них, определённых чувствах. Нужно переложить эти чувства на язык живописи и рассказать сон при помощи цвета, а можно выложить его как мозаику из цветных кусочков бумаги (в технике аппликации).
Практическая работа: изобразить с помощью цвета свои чувства, переживания так, чтобы все поняли каким был сон (смешным, страшным и лёгким и т.д)
Материалы: гуашь или акварель, кисти, цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
15. Мир вокруг нас (коллективная работа ).
Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей. Соединение разнообразных видов и приёмов работы.
Практическая работа:
I этап – выполнение цветного подмалёвка.
II этап - изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений
III этап – изображение сказочных персонажей – людей, животных ( эти изображения вклеиваются в панно).
Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей.
16. Краски земли. Водопады .
Наблюдение за красками земли, за тем, что цвет влажной земли (у реки) отличается от цвета сухой земли (на тропинке). Трава имеет разные оттенки зелёного. Вода в водоёмах имеет разные оттенки. Рассмотреть на примерах
иллюстраций с изображением водопадов. Игра «Кто больше?»: побеждает тот, кто найдёт больше оттенков зелёного в природе и голубого (синего).
Практическая работа: выполнение зарисовок участков земли с травянистой растительностью с использованием корпусного мазка и в технике по сырому (гуашь или акварель). В конце занятий просмотр и обсуждение созданных ребятами работ.
Материалы: гуашь, акварель, кисти, иллюстративный материал с изображением различных водопадов.
17. Пейзаж в графической технике .
Анализ картин художников – пейзажей с ярко выраженным колоритом. Беседа о видах пейзажей. Передача пространства через первый план. Использование фактуры художественного материала, технические приёмы работы углём, соусом, сангиной (растирание в сочетании с другими приёмами).
Практическая работа:
А) зарисовка с натуры пейзажа с рекой или озером.
Б) изображение пейзажных мотивов с разными ландшафтами (горный, степной, лесной).
Материалы: гуашь, акварель, фактурная бумага, уголь или соус, сангина, графика художников XIX – XX вв.
18. Архитектурный пейзаж .
Наблюдение за разнообразными архитектурными формами (современные и старинные постройки, храмы и т.д.) . Игра «Кто больше?»: в игре побеждает тот, кто назовёт большее количество геометрических тел, из которых состоит та или иная архитектурная постройка.
Практическая работа: выполнение графическими или живописными материалами набросков, зарисовок, этюдов пейзажных архитектурных мотивов (старый сарай, парадная дверь, купола церкви, лодочная станция).
Материалы: цветные карандаши, мелки восковые, акварель, кисти.
19. Краски неба. Небесные переливы .
Анализ репродукций картин художников с ярко выраженным колоритом, в которых небо имеет разное настроение. Знакомство с техникой работы по сырому. Беседа о колорите (тёплом и холодном, спокойном и напряжённом, ярком и блёклом, основанном на локальных цветах и на использовании тональных отношений). Игра «Кто больше?»: в игре побеждает тот, кто назовет больше оттенков цвета, увиденных в небе. Игра «На что похожи облака?»
Практическая работа:
А) выполнение упражнений с изображением неба - сонное небо(утреннее), солнечное (полдень), закатное (вечер), ночное небо, грозовое и т.д.
Б) выполнение зарисовок неба – облака, тучи, безоблачное небо и т.п.- в технике по сырому.
Материалы: акварельные краски, кисти, цветные карандаши, вода, вата, иллюстративный материал.
20. Семицветное чудо
Рассматривание репродукций картин художников, фотографий с изображением природного явления – радуги. Беседа о данном явлении природы, о том, когда его можно наблюдать, с чем связано появление радуги. Понятие цветовой гаммы.
Практическая работа: выполнение акварелью в технике по сырому изображения радуги на фоне различных видов пейзажей.
Материалы: акварель, цветные карандаши, кисти, баночки с водой, ватные тампоны.
21. Образы животных. Рисование птиц, зверей, насекомых .
21.1) Образы домашних и диких животных .
Анималистический жанр – изображение животных в живописи, графике, скульптуре. Беседа о художниках, занимающихся в этом жанре – анималистах. Условия жизни диких и домашних животных.
Практическая работа: лепка из пластилина или глины лежащей кошки, спящей собаки, сидящего кролика. Изображение белки на ветке дерева, бурундука в технике мозаики или в графике по принципу изображения от пятна.
Материалы: пластилин, глина, стеки, картон, краски , кисти, цветная бумага, ножницы.
21.2) Образы птиц .
Беседа о птицах, разнообразии их видов. Кормление голубей и рисование их с натуры. Игра «Кто больше?»: в игре побеждает тот, кто назовёт больше оттенков цвета, увиденных на крыльях птиц (петуха, воробья, вороны и т.п.)
Практическая работа: выполнение зарисовок разных птиц живописными и графическими материалами.
Материалы, простой и цветные карандаши, акварельные краски, кисти, мелки восковые.
21.3) Образы насекомых .
Цель занятия – развитие внимания к окружающему, умения видеть красоту в известном, привычном. Рассматривание коллекции и фотографий насекомых. Беседа о пользе и значении насекомых. Понятие симметрии в окружающем мире. Раскрываются приёмы работы от пятна либо работы цветной бумагой.
Практическая работа: изображение насекомых в технике от пятна или аппликация из цветной бумаги (по выбору).
Материалы: краски акварельные и гуашевые, кисти, цветная бумага, клей.
22. Летний декоративный натюрморт .
Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников. Беседа о видах натюрмортов. Участие ребят в постановке натюрморта. Выполнение детьми натюрморта мелками, пастелью.
Практическая работа: изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры.
Материалы: фактурная тонированная бумага, мелки, пастель.
23. Я в мире народного искусства .
23.1) Солярные и лунарные знаки в северной росписи и резьбе по дереву.
Беседа об одном из главных стихийных божеств славян – о Солнце. Слова, обозначающие солнце: светлое, красное, чистое. Использование солярных знаков в декоративно-прикладном искусстве.
Практическая работа: сочинение детьми своих собственных знаков, обозначающих солнце, луну, звёзды; создание декоративной коллективной композиции на основе солярных и лунарных знаков.
Материалы: краски, кисти, картон, ватман.
23.2) Конь – солнце .
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства разных промыслов, иллюстраций с изображением коней – символов: образ коня-солнца, коня - охлупеня (оберег русской избы), кони в росписи крестьянской утвари, в глиняной игрушке.
Практическая работа: живописное изображение на тему коня – солнца, лепка игрушки – коня из глины или пластилина, конструирование коня из бумаги.
Материалы: гуашь, кисти, ватман, пластилин или глина.
23.3) Скоморохи .
Народный и кукольный театр на Руси, его герои и их характерные особенности. Русские народные музыкальные инструменты. Прослушивание их звучания в записи, демонстрация какого-либо инструмента (дудочка, балалайка, сопелка, бубен). Определение характера народного героя в прослушанном произведении.
Практическая работа: воссоздание театральных персонажей – изготовление кукол-перчаток «Петрушка», «Медведь» и др.
Материалы: краски, кисти, бумага.
24. Экспозиция работ. Обсуждение выставки
Правила оформления графических и живописных работ, аппликаций. Оформление и подготовка работ к экспозиции ( один раз в конце четверти). Обсуждение и оценка всей творческой деятельности в течение четверти. Присуждение грамот и призов за лучшие работы.
2.Комплекс организационо-педагогических условий
2.2 условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекции, работа с книгой, метод примера, словесное рисование, инструктажи, мини-лекции.
2. Наглядные методы: использование такого наглядного материала как фотографии, видеофильмы, репродукции картин, плакаты, иллюстрации по темам.
3.Практические методы: сюжетно-ролевые игры, выполнение рисунков; экскурсии на природу, в музеи, на выставки.
4. Методы стимулирования и мотивации:
- формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся, интереса к деятельности и позитивному поведению
( познавательные и ролевые игры, выставки и персональные выставки);
- развитие стремления к качественному выполнению работы, её эстети- ческому оформлению.
5. Методы контроля: теоретические и практические зачеты, практические задания, тестирование, самоконтроль, контрольные срезы, викторины, кроссворды, творческие выставки.
6. Методы создания положительной мотивации обучаемых:
- эмоциональные: создание ситуации успеха, поощрение и порицание,
познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.
- волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний; информирование о прогнозируемых результатах образования.
- социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы;
- познавательные: опора на субъективный опыт ребёнка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.
Методы обучения на занятиях характеризуются постепенным переходом от репродуктивных к проблемным и саморазвивающим.
Достижение поставленных целей и задач осуществляется на основе следующих принципов:
Доступности и преемственности. Изучение основ изобразительного искусства. Невозможно создание художественного произведения без знания основ цветоведения, композиции и т.д.
Процесс обучения строится от простого к сложному, с учётом возрастных особенностей детей.
Сознательности и активности. Каждый ребёнок – творец. Необходимо только вовремя заметить, развить и укрепить это творческое начало. Очень
важно здесь подчеркнуть самоценность детского творчества. Не подражание взрослым, а своё мировосприятие, отличное от другого.
Принцип деятельностного обучения. Эстетическое чувство ребёнка воспитывается на традициях, подкреплённых творческой деятельностью, пропущенных через собственное мироощущение, процессе, в котором исключается механическое усвоение знаний, умений и навыков. Как из глубины народной души росло и выкристаллизовывалось эстетическое чувство, так из недр детской души пробьёт себе дорогу и вырвется наружу росток творчества и совершенства. Произведение изобразительного искусства влияет на душевное состояние человека, как зрителя, так и создателя.
Индивидуализации обучения. Обеспечивается гибким темпом занятий. Оптимальной нагрузкой по способностям и возможностям детей, системной
работой по развитию творческих способностей и индивидуальности каждого ребёнка.
2.2 формы аттестации
Формы работы с детьми: групповая, бригадная, коллективная, индивидуальная, самостоятельная.
Форма организации занятия: учебное занятие, творческий проект, творческая работа, коллективное творческое дело (КТД), конкурс, тематическая выставка.
Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности, такими как:
беседа;
рисование с натуры;
декоративное рисование;
рисование на заданную тему;
словесное рисование;
предусмотрены и нетрадиционные:
интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
сюжетно-ролевая игра;
работа в библиотеке;
игры;
обсуждение работ обучающихся;
самостоятельная работа;
Путешествия;
сочетание изобразительного искусства с литературой и музыкой;
Выставка персональных работ обучающихся;
работа коллективного творчества.
В основу всех форм учебных занятий заложены общие идеи:
- каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
- любое занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
- построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда тип занятия соответствует его цели и задачам.
Основная форма обучения – комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики.
Для реализации данной программы необходимы следующие комплексы:
1.Методические комплексы, состоящие из:
- информационного материала по темам «Мир цвета в природе», «Натюрморт», «Декоративно-прикладное искусство», «В мире сказок», «Портрет в живописной технике», «Фигура человека», «Краски земли», «Пейзаж в графической технике», «Архитектурный пейзаж», «В мире народного искусства», «Стили и направления изобразительного искусства» ;
- технологических и инструкционных карт;
- фотоальбомов с картинами природы по темам «Времена года»; «Животный мир», «Эти удивительные растения», «Виды ландшафтов», «Семицветное чудо- радуга», «Небесные переливы», «Вода – начало всего», «Пейзажи».
- методических разработок и планов - конспектов занятий;
2. Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты по темам «Пейзаж. Виды пейзажей», «Портрет. Изображение фигуры человека», «Мир цвета в природе. Контрастные цвета», «Декоративный фриз. Растительные мотивы», «Натюрморт», «Декоративно-прикладное искусство. Игрушки и игры в Древней Руси» ; вопросники, кроссворды и викторины по темам: «Образы цветов», «Деревенский натюрморт», «Декоративно-прикладное искусство», «Образы животных» ; контрольные упражнения; схемы и алгоритмы заданий.
3. Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, кроссворды.
4. Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные): схемы выполнения рисунков по декоративно-прикладному искусству (Гжель, жостовская, городецкая, хохломская роспись).
5. Зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы изделий народного промысла, репродукции картин известных художников, журналы, буклеты, альбомы в работами учащихся, иллюстрации по всем темам программы, портреты известных деятелей изобразительного искусства.
6. Литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания.
7. Музыкальный ряд: аудиокассеты с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию способностей и творческой атмосферы.
В процессе работы преподавателю необходима значительная подготовка в плане обеспечения занятий соответствующим техническим и материальным оснащением.
Техническое и материальное оснащение.
Оборудование: магнитофон, диски и аудиокассеты.
Инструменты: ножницы - 16 шт., наборы кистей.
Материалы: бумага, картон, краски акварельные и гуашевые, калька, пастель, восковые мелки, цветные и простые карандаши, тушь, клей, пластилин, глина и др.
Важно, чтобы каждый ребёнок на занятии был обеспечен всем необходимым, так как любые организационные неувязки действуют на детей расхолаживающее, и они теряют необходимый для работы настрой.
Из лучших работ формируется выставка, демонстрирующая творческие способности детей, полученные знания, умения и навыки, умение переносить свои впечатления на бумагу. Выставка станет итогом работы кружка и покажет, насколько внимательно учились дети относиться к миру изобразительного искусства, и насколько умело они используют цвет, линию, пятно, композицию в выразительных целях.
В процесе усвоения учебной программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями обучающихся, которая позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда, что создаёт хороший психологический климат в коллективе.
Зачётные занятия проводятся в конце изучения отдельных разделов программы в форме тестирования, викторин, творческих заданий, кроссвордов и рефератов по темам, и в конце четверти, полугодия и года в форме выставки творческих работ учащихся, а также в форме участия в школьных и районных конкурсах.
Для реализации данной программы необходимо:
Поддерживать тесную связь с педагогами, родителями, обучающимися.
Использовать определённую художественную и методическую литературу.
Привлекать иллюстративный материал по разным видам и жанрам изобразительного искусства.
Постоянно разнообразить художественные материалы.
Условия реализации программы:
Хорошо освещённое помещение.
Инструменты и приспособления, материалы для работы.
Методическое обеспечение учебного процесса (учебно-дидактический и наглядный материал, специальная литература).
Материалы для контроля и определения результативности занятий (тесты, вопросники, схемы и алгоритмы заданий и т.д.)
Внедрение в практику работы личностно-ориентированного подхода.
Формы и механизм учёта знаний:
Диагностика:
тестирование;
творческие задания.
Контрольные занятия по темам:
мини-выставки детских работ;
контрольные задания;
конкурсы рисунков;
выставки творческих работ;
викторины;
кроссворды.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Занятия по программе «Волшебный мир изобразительного искусства» формируют у детей определённые изобразительные навыки, развивают моторику рук, знакомят с основными видами изобразительного искусства, декоративно- прикладного искусства, традициями и праздниками русского народа, ориентируют детей на дальнейшее творчество.
Занятия обеспечивают детям приобретение личного опыта, формирование опыта самопознания, самоопределения. Самореализации и саморазвития, развитие навыков самоконтроля и самооценки.
3. Нормативно-правовая база:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/2974 (дата обращения: 01.09.2016).
Концепция дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/4429 (дата обращения: 01.09.2016).
Буйлова Л. Н. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: как попасть в правовое поле? [Электронный ресурс]. URL: http://dopedu.ru/stati/719-dopolnitelnaya-obshcheobrazovatelnaya-obshcherazvivayushchaya-programma-kak-popast-v-pravovoe-pole.html (дата обращения: 07.03.2016).
Буйлова, Л. Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 288 с.
Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. – С. 8.
Павлов А. В. Общее развитие личности в контексте модернизации содержания дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. URL: http://prodod.moscow/2016/05/14/общее-развитие-личности-в-контексте-м/ (дата обращения: 18.09.2016).
Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.10.2018 г. № 484-Р О реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей Кемеровской области.
Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 г. № 212-р О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кемеровской области (Концепция «Дорожная карта»)
Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 г. № 740 Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
10. Постановление администрации Промышленновского муниципального района от 16.05.2019 № 586-П Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в Промышленновском муниципальном районе.
11. Приказ Управления образования администрации Промышленновского муниципального района от 03.04.2019 № 256 О создании муниципального опорного центра дополнительного образования детей на базе УДО «Дом детского творчества».
12. Приказ Управления образования администрации Промышленновского муниципального района от 22.05.2019 № 330 Об организации предоставления сертификатов дополнительного образования.
Список литературы для педагога
1. Алексеева, В.В. Что такое искусство? [Текст]: / В.В.Алексеева. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с.
2. Башилов, Я.А. Ребёнок – художник. [Текст]: / А.Я. Башилов. – М.: Знание, 2002. - 56 с.
3. Белютин, Э.М. Основы изобразительного искусства. [Текст]: / Э.М. Билютин. – М.: Просвещение, 2001. – 180 с.
4. Боголюбов, Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. [Текст]: / Н.С. Боголюбов. – М.: Дрофа, 1996. – 164 с.
5. Ватагин В.А. Изображение животного: записки анималиста. [Текст]: / В.А. Ватагин. – М.: Дрофа, 1999. – 87 с.
6. Волков, Н.Н. Композиция в живописи . [Текст]: / Н.Н.Волков. – М.: Знание, 2007. – 67 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]: / Л.С.Выготский. – СПб., 1997. – 148 с.
8. Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства: Книга для учителя. [Текст]: / Н.А.Горяева. – М.: АСТ, 2003. – 96 с.
9. Гросул, Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве. Искусство в школе. [Текст]: / Н.В.Гросул.– М.: Знание, 2003. – 98 с.
10. Лабунская, Г.В.Изобразительное творчество детей. [Текст]: / Г.В.Лабунская. – М.: Владос, 1999. – 115 с.
11. Мелик – Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребёнка в семье. [текст] А.А.Мелик – Пашаев, З.Н.Новлянская. – М.: АСТ, 2008.-76с
12. Пейзаж. Страницы истории. [Текст]: / сост. К.Б. Богемская – М.: Знание, 2002.- 204 с.
13. Пекина, О.И. Ребёнок с карандашом: ступеньки мастерства . [Текст]: / О.И.Пекина. – Тольятти, 2004.- 79 с.
14. Тихонов, В.А. Птицы и звери Василия Ватагина. [Текст]: / В.А.Тихонов. – М.: АСТрель, 2005.- 94 с.
Список литературы для обучающихся
1. Алексеева, В.В. Что такое искусство? [Текст]: / В.В.Алексеева. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с.
2. Башилов, Я.А. Ребёнок – художник. [Текст]: / А.Я Башилов. – М.: Знание, 2002. 56 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: / Л.С.Выготский. – СПб., 2005.- 148 с.
4. Гросул, Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском творчестве. Искусство в школе. [Текст]: / -М.: Знание, 2003.- 98 с.
5. Короткова, М.В. Культура повседневности: история костюма. [Текст]: / – М.:Владос, 2002.- 64 с.
6. Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей. [Текст]: / Г.В.Лабунская. – М.: Владос, 1999.- 115 с.
7. Левин, С.Д. Ваш ребёнок рисует. [Текст]: / С.Д.Левин. – М.: Знание, 1998.- 80с.
8. Мелик – Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребёнка в семье. [Текст]: / А.А. Мелик – Пашаев, З.Н.Новлянская. – М.: АСТ, 2008.- 76 с.
9. Полунина, В.Н. Солнечный круг. [Текст]: / Н.В. Полунина. –В.: Учитель, 2003. -142 с.
10. Прете, М.К. Творчество и выражение. В 2 ч. [Текст]: / М. К. Прете, А.Копальдо. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
11. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. [Текст]: / Б.А.Рыбаков. – М.: Владос, 2005. – 65 с.
12. Щербаков, В.С. Изобразительное искусство и творчество детей. [Текст]: / А.В. Щербаков; под ред. Н.Н. Фоминой. – М.: Знание, 1999. – 68 с.
Словарь терминов
Автопортрет – портрет, на котором художник написал самого себя.
Акварель – означает «вода», краски, которые разводят водой.
Анималист – (от латинского animal, что значит «животное») – это художник, изображающий животных.
Аппликация – вид декоративно-прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.
Архитектура – главнейшее из пластических искусств, самое долговечное искусство.
Ахроматическая шкала – бесцветная.
Батальный жанр – посвящён темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни.
Бюст – изображение людей по грудь, в мраморе, бронзе или дереве.
Вазопись – роспись керамических сосудов.
Витраж – старинный вид искусства создания картин. Составленных из кусочков цветного стекла. Скреплённых между собой узкими свинцовыми полосками. «Vitre» - по французски «оконное стекло».
Выправка – серия сложных живописных операций для завершения работы.
Вышивка – один из распространённых видов народного творчества.
Гамма – цветовая, последовательный ряд цветов, преобладающих в произведении, гармонически связанные оттенки цвета.
Гжель- изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость.
Графика – иллюстрации в книге, зарисовки и карикатуры в газетах, плакаты на улицах.
Декоративно-прикладное искусство – создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, одежда, игрушки, украшения).
Дизайн – искусство художественного проектирования, придумывание, разработка новой, удобной для человека и красивой предметной среды.
Жанр – общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу.
Живопись – наиболее богатый вид изобразительного искусства, обладающий широкими и разнообразными средствами выражения.
Зарисовка с натуры –краткосрочный рисунок, отражающий самое существенное.
Зигзаг – приём, выполняемый по принципу гармошки с использованием зигзагообразных линий.
Искусство – художественное творчество в целом.
Каргопольская игрушка – игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень.
Карикатура – рисунок, комически или сатирически изображающий кого-что-нибудь.
Колорит – система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства.
Композиция – от латинского «composition», означает «сочинение» или «сопоставление».
Контраст – художественное средство, противопоставление предметов по противоположным качествам.
Контур – средство художественного выражения, линия, передающая внешние очертания человека, животного или предмета.
Косичка – зигзагообразные симметричные линии, пересекающиеся в точках, расположенных на оси.
Лепка – создание скульптуры из мягких материалов: воска, глины, пластилина.
Лодочка – две линии, расходящиеся из одной точки и сходящиеся в другой.
Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых оьъектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.
Лувр – памятник архитектуры и музей в Париже.
Майолика – глиняная посуда, сделанная из цветной глины.
Мозаика – картины. Составленные из маленьких кусочков бумаги, стекла или каких-либо других материалов.
Набросок – произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное.
Натюрморт – (от французского «мёртвая натура») – жанр изобразительного искусства, посвящённый воспроизведению предметов обихода, снеди, цветов и прочего.
Орнамент – (от латинского «украшение») - узор, построенный на чередовании в определённом порядке каких-нибудь рисунков или линий.
Палитра – тонкая доска прямоугольной или овальной формы с вырезом для большого пальца.
Панно – произведение, украшающее внутренние или внешние стены здания.
Пейзаж – жанр живописи или графика, картины, в которых природа стала их главным содержанием.
Перспектива – учение о том, как передать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, как мы его видим.
Пластическое искусство – те виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь.
Поле зрения – пространство, охватываемое глазом.
Портрет – жанр изобразительного искусства, изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры.
Прадо – один из прославленнейших музеев мира в Мадриде.
Привязка – изображение травки, написанной в просветах между цветами и листьями, завершает роспись букета.
Пропорции – «соразмерность», определённое соотношение частей предмета между собой по величине.
Развёртка – совмещение точек поверхности с плоскостью, при котором длина всех отрезков остаётся неизменной.
Ракурс – (от французского - укороченный, сокращённый) – изображение фигуры человека или предмета в перспективе, с сокращением удалённых от зрителя частей.
Рельеф – скульптурное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое только с одной стороны.
Ритм – чередование линий, фигур, цветовых пятен, объёмов.
Рисунок – важнейшее средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства, разновидность художественной графики.
Роспись – вид монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства, в котором изображения на поверхность наносятся кистью или другим заменяющим её инструментом.
Силуэт – форма фигуры или предмета, видимая как единая масса, как плоское пятно на более тёмном или более светлом фоне.
Симметричное вырезание – вырезание с использованием оси симметрии.
Светотень – важное средство изобразительного искусства, позволяющее передать изображаемый предмет объёмным, окружённым световоздушной средой.
Скульптура – от латинского «sculpere» - высекать. Это объёмное изображение предмета, которое можно рассматривать со всех сторон.
Солярный знак – знак, несущий в себе символику солнца.
Точка зрения- место, с которого рисующий смотрит на изображаемые предметы.
Трафарет – приспособление для разметки по внутреннему контуру.
Уборка – ажурный орнамент для украшения борта подноса.
Шаблон – приспособление многократного использования для разметки одинаковых деталей по внешнему контуру.
Фарфор – тонкий, звучащий, из необыкновенно белой глины.
Фаянсовая посуда – из белой глины.
Филимоновская игрушка – глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области.
Фон – необходим для того, чтобы показать среду, в которой действуют герои произведения. Цвет фона создаёт определённое настроение. Фон может быть гладким. Одноцветным, узорчатым, с изображением леса, интерьера и т.п.
Форма – вид, образ, внешнее очертание, наружный вид предмета.
Хроматическая шкала цветов – цветная.
Цвет – одно из самых выразительных средств в искусстве, душа живописи.
Цветоведение – наука о цвете.
Цветовой тон – одна из основных характеристик цвета, определяющих его оттенок по отношению к основному цвету спектра.
Чертёжка – тонкая музыкальная линия, завершающая разделку основных форм букета, выявляет очертания лепестков и прожилок листьев.
Шарж – шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчёркиванием наиболее характерных внешних черт
Эскиз – быстрый рисунок, подготовительный набросок замысла художника для крупной работы, где часто разработана композиция задуманного произведения.
Этюд – произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполняемое с натуры.