Государственное учреждение образования
«Зажевичская средняя школа Солигорского района»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
факультативного занятия
“Путешествие в страну Занимательной математики” в 4 классе
“Решение задач-сказок”
:
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
Зеневич О.В.
аг. Зажевичи, 2022
Цель:
Задачи:
формировать умение решать сюжетно-логические логические задачи методом рассуждений, на основе построения цепочки умозаключений;
учить анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы;
учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний;
продолжить работу над формированием умения строить графические схемы, таблицы к задачам;
формировать культуру общения, толерантные, вежливые отношения друг к другу;
воспитывать положительный интерес к изучаемому предмету;
развивать речь, мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать выделять главное, доказывать и опровергать;
развивать пространственное представление, память, внимание;
формировать умения самостоятельной работы с информацией;
развивать любознательность и сообразительность при выполнении заданий проблемного и эвристического характера.
Оборудование:
. телевизор
ноутбук
доска
Ход факультативного занятия
СЛАЙД 2
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст работоспособности, активности, терпения, взаимопонимания, аккуратности и похвалы на нашем факультативном занятии «Путешествие в страну Занимательной математики».
СЛАЙД 3
- Начнём мы наше занятие с небольшой разминки. Перед вами необычный циферблат, на котором записаны вместо цифр буквы. С помощью этого циферблата вам необходимо расшифровать пословицу, которая станет девизом нашего факультативного занятия.
Прочти пословицу.
12, 6, 1, 9
3, 2, 11, 8, 6, 10, 2
7, 9, 5, 8, 11, 4
СЛАЙД 4
- Дело мастера боится. Что значит эта пословица?
- Если к делу приступает мастер, то оно будет выполнено быстро и качественно, а если за работу берётся лентяй, то он постоянно будет находить причины, которые ему мешают выполнить это дело. Будьте сегодня мастерами и пусть все задания быстро убегают от вас выполненными.
- Вы наверное уже обратили внимание, что у вас на партах находится Лего-конструктор. По мере выполнения заданий, мы с Вами будем строить дом для нашего с вами сказочного героя, который придет к нам на факультативное занятие. За каждое правильно выполненное задание вы берете два кирпичика, если задание было выполнено с ошибкой, то кирпичик для строительства дома вам достается только один, если же задание выполнено неправильно, то кирпичик вы не получаете. В конце занятия мы с вами подведем итог и посмотрим у кого получится самый высокий дом для нашего сказочного гостя.
- У кого дом будет 15-20 этажей - тот справился с заданиями на отлично, хорошо поработал на уроке, 9-14 этажей – видно, что стараешься, но нужно немного подтянутся, 1-9 – огромнейшая работа ждет тебя впереди.
СЛАЙД 5
КИРПИЧИК 1
III. Введение в тему занятия
СЛАЙД 6
- Вы любите сказки?
- Какие сказки вы любите больше всего?
- Вот видите, как много сказок вы знаете и у каждого из вас есть своя любимая сказка. Сегодня на занятии мы тоже отправимся в сказку. Ведь произнося слово «сказка», мы в мгновение ока переносимся в полный таинственности и чудес волшебный мир.
СЛАЙД 7
Предлагаю вам узнать имя главного героя этой сказки, отгадав загадку:
В гости ходит он чуть свет:
Для хозяина – беда!
И «пыхтелки», как поэт
Сочиняет иногда.
И на мёд имеет нюх,
Он зовётся … (Винни-Пух).
- Правильно, это медвежонок Винни-Пух из всем известной книги Бориса Заходера «Винни-Пух и Все – все – все».
Сегодня у Винни-Пуха особенный день – День Забот в его Зачарованном лесу, а всё потому, что они узнал, что у его друга Ослика Иа – День Рождения. И теперь самым важным делом для сказочного медвежонка будет предупредить всех друзей и приготовить подарки для Ослика Иа. Вы готовы помочь Винни-Пуху?
- Для того, чтобы мы не заблудились в Лесу, Винни-Пух оставил нам карту. Давайте внимательно с ней ознакомимся. Итак, мы сейчас с вами находимся у домика Винни-Пуха, на Пуховой Опушке. Наш неугомонный герой уже убежал на поиски своих друзей.
СЛАЙД 8
Посмотрите на карту и определите маршрут, по которому нам предстоит отправиться на поиски Винни-Пуха и его друзей. (Дом Винни-Пуха – река (мост) – Дом Пятачка – Высокое-превысокое дерево – Знакомая лужа – Нора Кролика – Дом Совы – Озеро Ослика Иа)
- Маршрут проложен, тогда вперед на поиски по следам Винни-Пуха.
Целеполагание. Формулирование целей занятия
Ребята, какова цель нашего занятия?
СЛАЙД 9
- Распутайте паутинку и узнайте цель нашего путешествия. (Решение логических задач)
А причем здесь сказка?
Видов логических задач много. Сегодня мы будем решать логические задачи со сказочным сюжетом методом рассуждений. Чтобы помочь Винни-Пуху вам необходимо будет решить различные виды задач и головоломок.
Основной этап занятия. Решение задач
СЛАЙД 10
Река (Мост)
- Ребята, чтобы добраться до домика Пятачка, нам нужно преодолеть Реку. Но вот беда, некоторые дощечки моста сломаны. Вам необходимо подобрать дощечки и починить мост. Для этого вы должны сложить определенные фигурки из головоломки «Танграм». Так что же такое «танграм»?
СЛАЙД 11
Танграм — это древняя китайская головоломка, в переводе с китайского языка обозначает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры: изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру. Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. В набор головоломки «Танграм» входит квадрат, разрезанный на пять треугольников (два больших, один средний и два маленьких), квадрат и параллелограмм. Из этих геометрических фигур головоломки «Танграм» можно составить несколько сотен силуэтов.
А какие силуэты сегодня составите вы? Для этого, пожалуйста, разгадайте шифровки, используя ключ, и выберите нужный силуэт.
СЛАЙД 12
Шифровка группа 1: Шифровка группа 2:
| 1 | 3 | 5 | 7 |
2 | М | И | А | Р |
4 | Ь | П | К | В |
6 | Л | Е | С | З |
8 | Н | Д | Ё | О |
Шифр:
СЛАЙД 13
КИРПИЧИК 2
Итак, каждая группа должны составить силуэт домика и Кролика. Приступая к составлению силуэтов, давайте запомним три правила составления танграмов.
СЛАЙД 14
Правила танграмов:
1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов танграма.
2. При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.
- Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника. Работать будем онлайн, если фигура будет поставлена не- правильно, вы услышите соответствующий сигнал.
https://logicplays.com/golovolomki/402-kidstangram.html
СЛАЙД 15-17 (при отсутствии Интернета)
КИРПИЧИК 3
СЛАЙД 18
Дом Пятачка
СЛАЙД 19
Когда Винни-Пух добрался к домику Пятачка, он увидел своего друга, собирающего грибы на поляне возле домика. Винни-Пух и Пятачок решили устроить соревнование: кто больше соберет грибов за один час. Винни-Пух первые полчаса собирал по 4 гриба каждые 5 минут. Потом он устал и отдыхал 10 минут, а в оставшееся время собирал по 7 грибов каждые 10 минут. Пятачок каждые 10 минут собирал по 6 грибов. Кто выиграл соревнование?
Сколько грибов собрал Винни-Пух? (38)
Сколько грибов собрал Пятачок? (36)
На сколько больше грибов собрал один из друзей?
СЛАЙД 20
КИРПИЧИК 4
СЛАЙД 21
Высокое-превысокое дерево
Винни-Пух шел, весело напевая песенку, и вдруг услышал громкое ж-ж-ж. «Это ж-ж-ж неспроста» — подумал Винни-Пух. Он увидел высокий-превысокий дуб, над которым кружили злые-презлые пчелы. Винни-Пух задумал полакомиться медом. Но пчелы еще с прошлого раза были очень злы на медвежонка, и согласились дать ему горшочек меда, если он правильно решит их задачу. Они вынесли три горшочка: оранжевый, коричневый и желтый. На оранжевом горшке было написано: «Здесь находится мёд», — а на коричневом: «Желтый горшочек пуст», — а на желтом: «Здесь сидит пчела». «Если отгадаешь, в каком горшочке находится мёд - он твой» - сказали пчёлы. Винни-Пух прочитал надписи и сказал: «Действительно, в одном горшочке находится мёд, в другом — пчела, а третий — пуст, но он вспомнил, что это были подозрительные и неправильные пчелы, и догадался, что все надписи неверны. Где же находится мёд? (В желтом горшочке. Из надписи на коричневом горшке следует, что в желтом горшочке что-то находится. Это не пчела, так как надпись на желтом горшочке не верна. Значит, там находится мёд)
СЛАЙД 22
КИРПИЧИК 5
СЛАЙД 23
Знакомая лужа
Физкультминутка
https://www.youtube.com/watch?v=AvILSifhvA0
СЛАЙД 24 (при отсутствии Интернета)
КИРПИЧИК 6
СЛАЙД 25
Нора Кролика
Добравшись до норы Кролика, Винни-Пух решил подкрепиться. Он очень волновался и поэтому предупредил Пятачка, что они зашли в гости просто потому, что шли мимо, и ничего не хотят. Но Кролик был очень умным и сам догадался предложить друзьям подкрепиться.
СЛАЙД 26
Посмотрите на угощение, которое приготовил Кролик (сгущенное молоко, мёд, хлеб и варенье), и выберите угощение для каждого из друзей.
СЛАЙД 27-28
Известно, что:
Медвежонок не любит мучное и молочные продукты.
Поросенок не любит фруктовые продукты.
Кролик не любит продукты животного происхождения.
(1) хлеб со сгущенным молоком – Пятачок; 2) хлеб с вареньем – Кролик; 3) мёд и яблочное варенье – Винни-Пух)
2) 3) 4)
КИРПИЧИК 7
СЛАЙД 29
Дом Совы
В
инни-Пух добрался до домика Совы и рассказал ей все новости Зачарованного леса. Сова решила не только подарить Ослику подарок, но и приготовить угощения для праздничного стола. Она приготовила торты, кексы и пироги. Тортов и кексов вместе было 7 штук, пирогов и кексов – 9, а тортов и пирогов – 6. Сколько было тортов, кексов и пирогов, если Сова приготовила всего 11 угощений.
СЛАЙД 30
КИРПИЧИК 8
СЛАЙД 31
Озеро Ослика Иа
Наконец Винни-Пух предупредил всех друзей о Дне Рождении Иа. Подарки также были уже готовы, тогда Винни-Пух, Кролик, Сова и Пятачок пошли на озеро к Ослику Иа, чтобы поздравить его с Днем Рождения.
СЛАЙД 32
Известно, что:
Винни-Пух пришел не первым;
Сова пришла сразу после Кролика;
Кролик пришел позже Пятачка;
Между Винни-Пухом и Совой пришел один из друзей.
Кто первым пришел поздравить Ослика Иа? (Первым пришел Пятачок, вторым – Винни-Пух, третьим – Кролик и последней пришла Сова)
СЛАЙД 33
КИРПИЧИК 9
СЛАЙД 34
Пятачок, Сова и Винн-Пух принесли Ослику подарки в красивых подарочных коробках: красной, синей и зеленой, и поставили их перед Осликом.
- Ребята, вспомните, какие подарки подготовил каждый из друзей для Ослика Иа? (Горшок, зеленый воздушный шарик, хвост)
СЛАЙД 35
В стоящих перед Осликом коробках находятся: в одной – шарик, в другой – горшок, в третьей – хвост. Сова сказала, что:
красная коробка правее, чем коробка с горшком;
коробка с воздушным шариком правее, чем красная коробка.
Верно ли, что хвост лежит в синей коробке, если зеленая коробка стоит левее, чем синяя? Раскрасьте коробки нужным цветом и напишите, что лежит в каждой из них.
2) 3)
КИРПИЧИК 10
Вот уж солнце закатилось, сказка с нами распростилась.
Чем мы сегодня занимались на занятии? (Решали логические задачи со сказочным сюжетом)
Что надо было сделать? (Помочь Винни-Пуху и его друзьям)
Что делали? (Разгадывали шифровки, складывали танграмы, решали задачи)
Что не получилось и почему?
Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)?
А теперь сравним какие по высоте домики для сказочного героя у вас получились.
Ребята, я предлагаю вам закончить три фразы, которые вам выпадут на кубике Блума.
Подведение итогов занятия
Молодцы ребята, сегодня на занятии я увидела у всех вас желание помочь попавшему в беду любимому герою, и стремление разобраться в сказочной ситуации! Читайте, ребята, сказки и решайте логические задачи, потому что логика – это искусство рассуждать и делать правильные выводы. И заданием для вас будет интересная головоломка – судоку с портретами всех друзей. Помните, что в каждом столбце и в каждой строке не должно быть повторяющихся портретов.
Прочти пословицу.
12, 6, 1, 9
____________________________
3, 2, 11, 8, 6, 10, 2
____________________________
7, 9, 5, 8, 11, 4
____________________________
Прочти пословицу.
12, 6, 1, 9
____________________________
3, 2, 11, 8, 6, 10, 2
____________________________
7, 9, 5, 8, 11, 4
____________________________
Шифровка группа 1: Шифровка группа 2:
| 1 | 3 | 5 | 7 |
2 | М | И | А | Р |
4 | Ь | П | К | В |
6 | Л | Е | С | З |
8 | Н | Д | Ё | О |
Шифр:
Шифровка группа 1: Шифровка группа 2:
| 1 | 3 | 5 | 7 |
2 | М | И | А | Р |
4 | Ь | П | К | В |
6 | Л | Е | С | З |
8 | Н | Д | Ё | О |
Шифр:
Шифровка группа 1: Шифровка группа 2:
| 1 | 3 | 5 | 7 |
2 | М | И | А | Р |
4 | Ь | П | К | В |
6 | Л | Е | С | З |
8 | Н | Д | Ё | О |
Шифр: