СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине ОП.06 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Тема: «СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ» для специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие разработано в сотрудничестве с преподавателями междисциплинарных курсов профессиональных модулей в соответствии с учебной программой по курсу ОП.06 «Техническая механика», на основе компетентностно–ориентированного подхода, технологии деятельностного метода, ИКТ-технологии, элементов технологии проблемного обучения, с использованием электронных и цифровых образовательных ресурсов.В данной разработке ведущей дисциплиной является ОП.06 «Техническая механика», выступающая интегратором, вспомогательными - общепрофессиональные дисциплины, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине ОП.06 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Тема: «СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ» для специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»»

Коми Республикаса велöдан да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Коми

Государственное профессионального образовательное учреждение

«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»




Рассмотрено на заседании МО

естественнонаучных дисциплин

Протокол № 2 от 14.10.21.

Руководитель МО

Черепянская Н.Ф.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине

ОП.06 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Тема:

«СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ»

для специальности 27.02.07

«Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»






разработали

Черепянская Н.Ф.,

преподаватель общеобразовательных дисциплин

Карауш Н.С.,

преподаватель общепрофессиональных дисциплин






2020-2021 учебный год




СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка 3

Методическое обоснование темы 4

Технологическая карта урока 7

Конспект занятия 16

Источники информации 22

Приложения:

Приложение 1. Презентация занятия

Приложение 2. Тест «Кристаллические и аморфные тела»

Приложение 3. Презентация «Виды деформаций. Закон Гука»

Приложение 4. Презентация «Механические свойства твердых тел»

Приложение 5. Практическая работа «Исследование механических свойств твердых тел»

Приложение 6. Лист самооценки





Пояснительная записка

Методическая разработка интегрированного учебного занятия по теме «Механические свойства твердых тел» по дисциплине ОП.06 «Техническая механика» для специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)» направлена на выявление взаимосвязи изучения общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарного курса профессиональных модулей по данной специальности.

Занятие разработано на основе интеграции с общепрофессиональной дисциплиной ОП.02 «Материаловедение» и профессиональным модулем ПМ.01 «Контроль качества продукции на каждой стадии производственного процесса».

Интегрированное занятие реализуется при следующих дидактических условиях:

  • определение междисциплинарного объекта изучения, который содержит естественную межпредметную связь;

  • сотрудничество преподавателей при подготовке занятия;

  • руководство работой обучающихся, готовящихся выступать на интегрированном занятии;

  • на всех этапах занятия активизация мыслительной деятельности и использование приемов обратной связи;

  • обеспечение преемственности между каждой частью занятия на основе общего подхода.


В данной разработке ведущей дисциплиной является ОП.06 «Техническая механика», выступающая интегратором, вспомогательными - общепрофессиональные дисциплины, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Существуют профессионально значимые знания, которые первоначально формируются на занятиях общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулях, а затем обогащаются и уточняются на занятиях по технической механике.

Занятие разработано в сотрудничестве с преподавателями междисциплинарных курсов профессиональных модулей в соответствии с учебной программой по курсу ОП.06 «Техническая механика», на основе компетентностно–ориентированного подхода, технологии деятельностного метода, ИКТ-технологии, элементов технологии проблемного обучения, с использованием электронных и цифровых образовательных ресурсов.

Разработка содержит презентацию урока, технологическую карту урока, конспект урока, задания с профессиональным содержанием для самоконтроля и контроля знаний и умений студентов на сайтах Online Test Pad: Личный профиль Черепянская Н.Ф. и LaningApps: Акаунт Черепянская Н.Ф.:



Методическое обоснование темы

Специальность 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)» по квалификации «Контролер качества» предполагает знания физико-механических свойств материалов, используемых в производстве товаров, умения применять физические методы исследования для осуществления контроля качества продукции. Поэтому данная тема является актуальной и имеет важное практическое значение для будущего специалиста.

На уроках общепрофессиональной дисциплины ОП.02 «Материаловедение» студенты изучают темы: «Строение и свойства металлов», «Стекло», «Сталь», «Графит», «Керамика», «Пластмассы».

На занятиях по профессиональному модулю ПМ.01 «Контроль качества продукции на каждой стадии производственного процесса», студенты знакомятся с видами и характеристиками готовой продукции и изделий; методами и методиками контроля и измерений, критериями оценивания качества сырья, материалов и комплектующих изделий и их влияние на качество готовой продукции, приобретают умения определять качество изделий.

Перечисленные темы междисциплинарных курсов и профессиональных модулей пересекаются с темами курса ОП.06 «Техническая механика». В разделе 3 «Сопротивление материалов»: тема 3.1 «Основы сопротивления материалов», тема 3.2 «Растяжение и сжатие» и тема 3.3 «Кручение, изгиб, срез» рассматриваются вопросы о свойствах материалов и тел на основе молекулярного строения. Студенты уже знакомы с основными положениями молекулярной теории и агрегатными состояниями вещества из курса физики. На основе ранее изученного можно обобщить и систематизировать учебный материал.

Требования к результатам образования сформулированы в стандартах ФГОС СПО в виде компетенций.

Общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 8.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 9.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11.

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

3.4.1. Контролировать качество продукции на каждой стадии производственного процесса:

ПК 1.1.

Оценивать качество сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий на соответствие требованиям нормативных документов и технических условий.

ПК 1.2.

Определять техническое состояние оборудования, оснастки, инструмента, средств измерений и сроки проведения их поверки на соответствие требованиям нормативных документов и технических условий.

ПК 1.3.

Осуществлять мониторинг соблюдения основных параметров технологических процессов на соответствие требованиям нормативных документов и технических условий.

ПК 1.4.

Оценивать соответствие готовой продукции, условий ее хранения и транспортировки требованиям нормативных документов и технических условий.

3.4.2. Участие в работе по подготовке, оформлению и учету технической документации:

ПК 2.1.

Подготавливать технические документы и соответствующие образцы продукции для предоставления в испытательные лаборатории для проведения процедуры сертификации.

ПК 2.2.

Оформлять документацию на подтверждение соответствия продукции (услуг) в соответствии с установленными правилами.

ПК 2.3.

Вести учет и отчетность о деятельности организации по сертификации продукции (услуг).

ПК 2.4.

Разрабатывать стандарты организации, технические условия на выпускаемую продукцию.

3.4.3. Проведение работ по модернизации и внедрению новых методов и средств контроля:

ПК 3.1

Разрабатывать новые методы и средства технического контроля продукции.

ПК 3.2

Анализировать результаты контроля качества продукции с целью формирования предложений по совершенствованию производственного процесса.


Оценка качества подготовки основывается на том, овладел ли выпускник предписанными компетенциями и на каком уровне.

Эти задачи успешно решаются при использовании и внедрении в практику работы деятельностного метода обучения, когда студентам предлагаются не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание и сотворение. В процесс обучения включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Для проведения самоконтроля созданы тестовые и игровые задания с профессиональным содержанием на цифровых образовательных ресурсах Online Test Pad и LaningApps, которые позволяют в режиме реального времени самим студентам оценить полученные знания на занятии.



Этап подготовки

  1. Выявить междисциплинарные связи курса технической механики с междисциплинарными курсами профессиональных модулей и формируемые общие и профессиональные компетенции в результате изучения данной темы совместно с преподавателями общепрофессиональных дисциплин.

  2. Разработать задания с профессиональным содержанием по теме для самоконтроля и самооценки знаний и умений студентов.

  3. Подготовить ЭОР: презентации, видео.

  4. Подготовить практический (образцы изделий) и дидактический материал для исследования влияния свойств и характеристик материалов на качество готовых изделий.



Технологическая карта урока



Тема: «Механические свойства твердых тел»

Учебная дисциплина: ОП.06 «Техническая механика»

Междисциплинарные связи: общепрофессиональная дисциплина ОП.02 «Материаловедение» и профессиональный модуль ПМ.01 «Контроль качества продукции на каждой стадии производственного процесса», общеобразовательные дисциплины: «Физика», «Химия», «Математика».

Специальность: 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»

Тип урока: урок систематизации знаний

Продолжительность: 90 минут (учебная пара)

Основные образовательные технологии: технологии деятельностного метода, элементы технологии проблемного обучения, ИКТ

Методы обучения: эвристический, проблемный, экспериментальный, объяснительно-иллюстративный.

Форма организации учебного занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель: формирование системы знаний о сопротивлении материалов: прочность, жесткость, устойчивость конструкций и элементов изделий.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания/понятия о механических свойствах твердых тел;

  • повторить и закрепить профессиональные понятия о дефекте и несоответствующей продукции, брак исправимый и неисправимый;

  • расширить знания за счет включения профессиональных терминов и описаний;

  • создать условия для исследования влияния физико-механических свойств материалов на качество готовых изделий.

  • закрепить умения распознавать виды деформаций;

  • закрепить умения описывать механические свойства твердых тел и определять виды деформаций в изделиях, учитывать их влияние на качество на продукции.

Воспитательные: способствовать развитию познавательного интереса к дисциплине и будущей специальности.

Развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельного поиска и обработки информации с использованием ИКТ, умению применять полученные знания на практике, умению работать в команде.

Предметные результаты:

знать/понимать:

  • смысл понятий: кристаллические и аморфные тела, упругие и пластические деформации, диаграмма растяжений, дефект изделия, брак исправимый и неисправимый;

  • смысл физических величин: сила упругости, коэффициент упругости, относительное и абсолютное удлинение, механическое напряжение, модуль Юнга, предел прочности, предел упругости;

  • методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации.

  • влияние физико - механических свойств твердых тел на качество готовой продукции;

уметь:

  • определять виды деформаций, механические свойства твердых тел, формулы для расчета силы упругости, механического напряжения;

  • определять напряжение в конструкционных элементах;

  • производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры практического использования теоретических знаний; самостоятельно оценивать информацию;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и будущей профессии.


Формируемые компетенции:

ПК 1.1 Оценивать качество сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий на соответствие требованиям нормативных документов и технических условий.

ПК 1.4 Оценивать соответствие готовой продукции, условий ее хранения и транспортировки требованиям нормативных документов и технических условий.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК 5. Использовать информационно–коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами



Учебно-материальное оснащение урока:


      • технологическая карта занятия;

      • мультимедийное оборудование;

      • смартфоны с выходом в Интернет;

      • учебные презентации: «Механические свойства твердых тел», «Сила упругости. Виды деформаций в изделиях»;

      • учебное видео «Изгиб, растяжение и сжатие балки»: https://disk.yandex.ru/i/F8nk_Jq3mV0m1A

      • видео: «Оборудование для испытания обуви»: https://disk.yandex.ru/i/1yXUw6o2PSCUUQ

      • модели твердого тела и образцов некоторых материалов для демонстрации различных видов деформаций;

      • образцы изделий из различных материалов для выполнения практической работы «Изучение механических свойств твердых тел»;

      • дидактический материал: тест «Кристаллические и аморфные тела», инструкция по выполнению практической работы, лист самооценки;

      • тест для самопроверки «Механические свойства твердых тел. Виды деформаций. Закон Гука» на образовательном ресурсе Online Test Pad;

      • интерактивное задание на включение в систему знаний и повторение «Виды деформаций в изделиях из различных материалов» на образовательном сервисе LaningApps.


Образовательные сервисы: Online Test Pad https://onlinetestpad.com/app/tests и LaningApps: https://learningapps.org/myapps.php?displayfolder=1219795

Этапы занятия

Этапы урока

Продолжительность

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

5 мин

2 этап. Актуализация опорных знаний и умений.

15 мин

3 этап. Обобщение и систематизация материала

20 мин

4 этап. Практическая работа

15 мин

5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.

15 мин

6 этап. Включение в систему знаний и повторение.

10 мин

7 этап. Рефлексия.

5 мин

8 этап. Домашняя работа.

5 мин


90 минут




Цель и задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Универсальные учебные действия. Формируемые компетенции

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Задачи:

-создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
-актуализировать требования к студенту на данном занятии на основе требований к его профессиональному образованию («надо»)
-установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

1. Приветствует студентов и создаёт позитивную атмосферу урока (Приложение 1, слайд 1)

2. Настраивает на продуктивную работу.

1.Отвечают на приветствие.

2. Готовятся к уроку.

3. Староста отчитывается об отсутствующих.

Коммуникативные УУД: умение вести диалог, выстраивать учебное сотрудничество в системе «преподаватель- студент».

Регулятивные УУД: эмоционально настраиваются на урок.

2 этап. Актуализация опорных знаний и умений

Цель: выявление недостатка знаний и умений, причины затруднений для освоения новой темы на основе анализа усвоения предыдущих тем, фиксация затруднения в пробном действии и выбор способа построения нового знания.

Задачи:

-создать условия для выявления необходимых знаний и умений для освоения новой темы;

-выбрать способы, методы и средства для построения нового знания, которое можно сконструировать на основе ранее изученного материала.



1. Проверяет выполнение домашней роботы в виде фронтальной письменной проверки, тестирование по теме: «Кристаллические и аморфные тела»

2. Проводит фронтальный опрос и подводит к необходимости изучения новой темы.

3. Направляет учебную деятельность, добивается формулирования темы занятия, постановки цели и задач занятия (Приложение 1, слайды 2, 3)

1. Выполняют тестовое задание

https://onlinetestpad.com/hvih45fv6gxse

2. Взаимопроверка. Проверяют правильность ответов друг у друга (меняются вариантами) Ответы по эталону (Приложение 2)

3. Оценивают свой результат, фиксируют возникшее затруднение в выполнении проверочного теста.

4. Отвечают на вопросы.


Познавательные УУД:

Анализ своих знаний, умений и навыков, достаточных для усвоения нового способа действий.

Коммуникативные УУД: сформулировали и проговорили конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

Регулятивные УУД:

Целеполагание: определение цели и учебной задачи;

Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

З этап. Обобщение и систематизация материала.

Цель: построение студентами нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач с профессиональной направленностью.

Задачи:

-на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
-при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
-применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;
-зафиксировать в обобщенном виде изученный материал, зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Направляет учебную деятельность студентов.

Предлагает задавать вопросы выступающим и отвечать самим на дополнительные вопросы

Предлагает посмотреть учебный видеоролик «Силы упругости. Виды деформаций» (Приложение 1, слайд 4)

1.Студенты выступают с сообщениями и презентациями по теме:

«Сила упругости. Виды деформаций в изделиях» и «Механические свойства твердых тел» (Приложения №№ 3,4)

3.Записывают основные понятия и определения.

4.Задают интересующие их вопросы.

5.Слушают сообщение одногруппников.

6. Смотрят видеоролик «Изгиб, растяжение и сжатие балки»

https://disk.yandex.ru/i/F8nk_Jq3mV0m1A

7. Задают вопросы, отвечают на вопросы, обобщают изученный материал

8. Видеоролик «Оборудование для испытания обуви»: https://disk.yandex.ru/i/1yXUw6o2PSCUUQ

Познавательные УУД: структурирование знаний; умение самостоятельно добывать нужную информацию, сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы о возможности применений получаемых знаний в будущей профессии.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

4 этап. Практическая работа

Цель: усвоение студентами нового способа действия при решении практических задач с профессиональным содержанием.

Задачи:

-организовать выполнение практической работы в группах на новый способ действия;
-организовать проговаривание вслух выполненных действий и их обоснование: определения, алгоритмы, свойства и т.д.


1.Предлагает студентам разбиться на подгруппы и выполнить практическую работу «Исследование механических свойств твердых тел» (Приложение 1, слайд 5)

2.Проводит инструктаж по выполнению работы, разъясняет обязанности участников рабочей группы

3.Предлагает руководителям каждой подгруппы сообщить о результатах выполнения практической работы.


1.Студенты делятся на рабочие группы, выбирают руководителя, секретаря, спикера

2. Студенты работают в группах, выполняют практическую работу с помощью инструкции (Приложение 5).

2. Заполняют результаты в таблицу

«Виды деформаций в изделиях»

2. Проговаривают основные закономерности работы, закрепляя полученные знания.

3. Повторяют характеристики и свойства твердых тел.

Познавательные УУД: умение выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;

умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование выполнения практической работы, корректировка плана.

КоммуникативныеУУД:

умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, участвуют в коллективном обсуждении.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: применение знаний в типовых заданиях.

Задачи:

-организовать самостоятельное выполнение студентами типовых заданий на новый способ действия;
-организовать самопроверку студентами своих решений по эталону;
-создать ситуацию успеха для каждого обучающегося;
-для студентов, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

1.Предлагает студентам пройти тест «Механические свойства твердых тел» на образовательном сервисе Online Test Pad (Приложение 1, слайд 6)

2.Войти на сайт со своего гаджета под своим именем и ввести высветившийся на экране пароль для прохождения теста

2.Сохраняет результаты теста для выставления в журнал.

1. Пройти по ссылке:

https://onlinetestpad.com/ascpu7o33twz6

2. Ответить на вопросы теста «Механические свойства твердых тел».

3. Получить результат в виде отметки, а также полный анализ выполнения теста.

4.Оценить полученный результат и при неудовлетворительном результате, можно пройти тест повторно дома.

Познавательные УУД: логические учебные действия: умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи.

Студенты определяют качество полученных знаний, выясняет вопросы, которые были недопоняты в течение урока.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

6 этап. Включение в систему знаний и повторение

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему профессиональных знаний.

Задачи:

-выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;
-доведения его до уровня автоматизированного навыка;
-при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;
-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Объясняет принцип выполнения задания «Виды деформации в изделиях из различных материалов» на образовательном сервисе LaningApps (Приложение 1, слайд 7)


1. Войти на адрес сайта по ссылке: https://learningapps.org/display?v=pfjcw1szj20

2. Выполнить задание в течение 5 минут.

3.Выстаивают логические цепочки.

4.Повторяют и включают в систему знаний новые понятия.

5.Получают результат в виде оценки «Молодец!», «Задание выполнено верно»




Познавательные УУД:

определение логических рассуждений

осуществление классификаций, сравнений

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

7 этап. Рефлексия

Цель: самооценка студентами результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Задачи:

-организовать рефлексию и самооценку студентами собственной учебной деятельности на уроке;

1. Просит оценить работу на уроке, сделать выводы в листе самооценки (Приложение № 6)

Самооценка студентами собственной учебной деятельности на уроке: студенты соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.


Регулятивные УУД: оценка- определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.


  1. этап. Домашняя работа.

Цель: наметить цели дальнейшей деятельности и определить задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Предлагает на выбор виды домашней работы: создать самостоятельно кроссворд, кроссенс, кластер; подготовить презентации (сообщение/реферат) Темы: «Влияние физико-механических свойств твердых тел на качество изделий»

«Деформации в технологических процессах» (Приложение 1, слайд 8)


1.Записывают задание.

2. Задают уточняющие вопросы.

Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.



Конспект занятия

по теме «Механические свойства твердых тел».

1 этап. Мотивация к учебной деятельности. Приветствие. Настрой деятельности студентов на успех.

Прежде, чем начать наш сегодняшний урок, давайте подарим друг другу улыбки и с хорошим настроением отправимся в путешествие по стране твердых тел (Приложение 1, слайд 1)

2 этап. Актуализация опорных знаний и умений.

Фронтальная проверка выполнения домашней роботы в виде тестирования по теме: «Кристаллические и аморфные тела». Тест содержит 10 вопросов на 2 варианта. Время выполнения 10 минут. Ответы заносят в специальные бланки. Взаимопроверка по эталонам ответов на слайде. (Приложение 2 Тест «Кристаллические и аморфные тела», бланк для внесения ответов и эталоны ответов)

Тестовое задание по теме «Кристаллические и аморфные тела» содержит вопросы на

знание и умение определять особенности молекулярного строения агрегатных и кристаллических веществ и связанных с ними свойств.

Задания №№ 1- 8: выберите один верный вариант ответа. Каждый вопрос

оценивается в 1 балл.

Задания № 9: установите соответствие. Каждый вопрос оценивается в 2 балла.

Задания №10: установите соответствие. Каждый вопрос оценивается в 3 балла.

Максимальное количество баллов – 13.

Критерии оценивания:

За 11-13 баллов – отметка – «5»

За 8-10 баллов – отметка – «4»

За 6-7 баллов – отметка «3»

За менее 6 баллов – отметка «2»

Сравнивая свои ответы с правильными, студенты самостоятельно оценивают свои результаты и сдают листы с оценками.

Актуализация опорных знаний – фронтальная беседа

Вопросы

Предполагаемые ответы студентов

  1. «Вот это стул – на нем сидят. Вот это стол – за ним едят». Вы помните, конечно, эти стихи С. Я. Маршака? А давайте теперь спросим себя, что происходит со стулом, когда на нем кто-то сидит?

  2. Теперь представим себя на песчаном пляже. Если мы плюхнулись на мокрый песок, то, поднявшись, обнаружим контуры своего тела, отпечатавшиеся на берегу. Как называются такие нарушения формы тела?

  3. Что называется деформацией?

  4. Какие тела испытывают деформации?

  5. При каких условиях могут возникать деформации тел?

  6. Подумайте, с какими видами деформации мы можем столкнуться?

  7. В каких случаях они полезны и их используют, а в каких они наносят вред и опасны?

  8. Для чего необходимо знать свойства материалов и уметь определять их деформации?

  9. Какие свойства твердых материалов можно выделить?

  10. Ваша будущая специальность контролер качества готовой продукции. Как вы думайте, каким образом влияют свойства материалов на качество изделий?

  11. На каких занятиях профессиональных дисциплин вам пригодятся знания о свойствах материалов?

  12. Таким образом, изучение свойств твердых тел является важным для вашей специальности. Подумайте и сформулируйте тему занятия.



  1. Если этот стул сделан из твердого дерева, - а вам известны и металлические, и пластмассовые твердые стулья, - то на глаз ничего не заметить. Но если это плетеный стул, а еще лучше с брезентовым или матерчатым сидением, то сразу можно увидеть, как оно прогибается под нашим весом. Встаем – и прогиб исчез.

  2. Такие нарушения формы тел в науке называют деформациями.

  3. Деформация – это нарушение формы тела при внешних нагрузках или изменении температуры.

  4. Твердые тела: кристаллические, аморфные (пластилин, воск, металлы, материя, резина и т.п.)

  5. То же самое произойдет и с воском, глиной, мягким гипсом или пластилином – все они «откликнутся» на наши усилия (вес либо давление) и запечатлеют их.

  6. Растяжение, сжатие и т.п. Изнашивание одежды, обуви, ломаются хрупкие изделия и т.п.

  7. Благодаря деформации аморфных тел можно лепить из глины скульптуры или посуду, наложить гипс на сломанную руку, сделать свечу из расплавленного воска и т.п.

  8. О деформациях чрезвычайно важно знать, когда изготавливается, например, мебель или строят здания, возводят мосты или льют металл. Вообразите, что вам предложили сесть на стул из мягкой глины, либо есть пластилиновой вилкой. Или, наоборот, попросили вылепить скульптуру из куска алюминия. Не умей человек рассчитать деформации, он не смог бы построить высоченные телебашни, раскинуть в космосе ажурные металлические конструкции, заставить летать самолеты и плыть - корабли.

  9. Одни легко восстанавливают свою измененную форму, другие так и «застывают» в том виде, какой им придали. В первом случае материалы упругие, а во втором – пластичные. Выходит, каждое тело по-своему отзывается на действие других тел.

  10. Конечно, влияют. Например, на качество изделий из керамики, пластмассы, резины, стекла – это посуда, оптика, обувь, оборудование и т.п.

  11. ОП.02 Материаловедение, ПМ.01 ««Контроль качества продукции на каждой стадии производственного процесса»

  12. Виды деформаций. Свойства твердых тел.


Формулируют тему занятия и записывают в тетрадь «Механические свойства твердых тел»

(Приложение 1, слайды 2,3)

3 этап. Обобщение и систематизация материала

Постановка проблемы: а что происходит с твердыми телами при различных видах деформаций на молекулярном уровне?

Возможные ответы: изменяется расстояние между молекулами, степень их взаимодействия и т.п.

Далее, слушаем и смотрим презентации, подготовленные к уроку студентами под руководством преподавателей (Приложение 3. Презентация «Виды деформаций в изделиях. Закон Гука.» и Приложение 4 «Механические свойства твердых тел»)

Параллельно записывают в тетрадь основные понятия и формулы, задают вопросы.

Для обобщения и наглядного усвоения материала просмотр учебного видеофильма Изгиб, сжатие и растяжение балки, в котором показан механизм каждого вида деформаций и как повысить ее прочность, жесткость и устойчивость.

Фронтальный блиц-опрос. Обсуждаются и уточняются вопросы и ответы студентов.

Вопросы:

Добиться ответов

Назовите виды твердых тел и их особенности строения

Кристаллические и аморфные

Что такое деформация?


Деформация – это изменение формы и объема тела при внешнем воздействии: механической силы или изменения температуры тела

Перечислите виды деформаций твердых тел


Упругие, пластические, растяжение, сжатие, изгиб, кручение, срез. Деформации, которые полностью исчезают при снятии деформирующих факторов, называются упругими. Деформации, которые не исчезают при снятии деформирующих факторов, являются пластическими

Назовите причины возникновения деформаций на молекулярном уровне.

Изменение расположения молекул. При деформации твердого тела частицы, расположенные в узлах кристаллической решетки, смещаются друг относительно друга.  

Сформулируйте определение силы упругости

Сила упругости – это сила, которая стремится вернуть телу первоначальный вид или форму и направлена против внешней силы.

Объясните физический смысл закона Гука


Физический смысл закона Гука: при малых деформациях тел всегда выполняется закон Гука: величина деформации прямопрорциональна величине внешней силы

F = κּ׀Δl׀ – закон Гука для упругих деформаций

σ = Еּ׀ε׀ – закон Гука для твердых тел

Коэффициент упругости зависит от материала стержня и его геометрических размеров

Что такое механическое напряжение? Единицы изменения

Напряжение – величина, измеряемая отношением модуля F силы упругости к площади поперечного сечения S тела (Па=Н/м2)

Что характеризуют величины: предел упругости? предел прочности?

Диаграмма растяжения - зависимость между напряжением и относительной деформацией.

Какими свойствами обладают твердые тела? Дайте характеристики на примерах.

Пластичные, твердые, хрупкие, вязкие, упругие


Способность изделия противостоять значительной деформации или разрушению зависит не только от качества материала, но также и от формы изделия и вида воздействия.

С деформациями мы встречаемся повсюду: дома, по дороге в техникум, на занятиях, в буфете и т. д. Одни деформации являются вредными и их нужно учитывать, другие – полезными и их следует использовать. Вам как будущим специалистам необходимо знать о деформациях в технологических процессах. Сегодня на занятии мы рассмотрим некоторые образцы изделий из различных материалов и попробуем определить виды деформаций, которые они могут испытывать, что влияет на качество готовых изделий и товаров, а так же определить основные механические свойства представленных материалов на основе ваших знаний и умений, приобретенных на занятиях по общепрофессиональной дисциплине ОП.02 «Материаловедение» и ПМ.01. «Контроль качества готовой продукции на каждой стадии производственного процесса».

Видеоролик: Оборудование для испытания обуви на прочность

4 этап. Выполнение практической работы

Работа в группах. Преподаватель предлагает студентам разделиться на 4 подгруппы и выполнить практическую работу «Исследование механических свойств твердых тел» (Приложение 1, слайд 5; Приложение 5 Практическая работа).

В каждой рабочей группе выбирается руководитель, секретарь и спикер. Придумать название рабочей группы, возможно девиз.

Дежурные ставят на столы образцы изделий из различных материалов (металлическая застежка-молния, трикотажное изделие, стеклянная посуда, кроссовки, резиновые сапоги, пластмассовый конструктор, пружина из стали, пластиковая трубка, деревянная ложка, стол, стул и т.п.), инструкцию по выполнению практической работы, лист для записи.

Преподаватель проводит инструкцию по выполнению работы.

Механические свойства важно учитывать для материалов и изделий, которые подвергаются сжимающим, растягивающим, изгибающим или другим воздействиями, как при производстве, так и во время эксплуатации. От механических свойств зависит назначение материала, его надежность. Оценивает работу преподаватель общепрофессиональной дисциплины.

Цель работы: исследование пластических и упругих деформаций и свойств твердых тел на примерах изделий из различных материалов.

Практические задания и вопросы:

  1. Запишите название и вид изделия, для чего оно служит.

  2. Укажите из какого материала изготовлено изделие.

  3. Какие виды деформаций может испытывать данное изделие?

  4. Определите его механические свойства.

  5. Укажите все плюсы и минусы данного изделия.

  6. Предложите свою версию материала для данного изделия.

  7. Сделайте вывод о проделанной работе.

  8. Представьте результаты своей работы.



Тема: «Исследование механических свойств твердых тел»

ФИ студентов рабочей группы______________________________________________

__________________________________________________________________________

Изделие

Материал

Виды деформаций

Механические свойства

Плюсы

Минусы

1






2








Вывод:_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Руководитель каждой рабочей группы афиширует результаты своей работы с обоснованием выводов. Студенты проговаривают основные закономерности работы, повторяют и закрепляют полученные знания.

Листы с результатами практической работы сдаются преподавателю на проверку.

5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Студентам предлагается пройти интерактивный тест на образовательном сервисе Online Test Pad:Механические свойства твердых тел

Описание.

Тестовое задание по теме «Механические свойства твердых тел» содержит 11 вопросов на знание и умение определять виды деформаций, механические характеристики материала, формулы для расчета силы упругости и механического напряжения.

Типы заданий: на выбор одного правильного ответа, на установление соответствия.

Инструкция по выполнению. Читайте внимательно задание и выполняйте его в соответствии с требованием. Ответы можно перетаскивать мышью.

Каждый вопрос оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 11.

Критерии оценивания:

За 10-11 баллов – отметка – «5»

За 8-9 баллов – отметка – «4»

За 6-7 баллов – отметка «3»

За менее 6 баллов – отметка «2»


Для прохождения теста, необходимо:

1. Войти со своего гаджета на адрес сайта по ссылке для прохождения теста: https://onlinetestpad.com/app/tests

2. Ответить на вопросы теста в течение 10 минут.

3. Ввести свои ФИО и получить результат в виде отметки, а также полный анализ выполнения теста.

4.Оценить полученный результат и при неудовлетворительном результате, можно пройти тест повторно дома.

Преподаватель сохраняет результаты теста для выставления отметок в журнал.

6 этап. Включение в систему знаний и повторение

Преподаватель объясняет принцип выполнения мультимедийного задания на образовательном сервисе LaningApps: Виды деформаций в изделиях из различных материалов

Задание. Установите соответствие между изделиями и видами деформаций, которые в них возникают. Время 5 минут.

Для выполнения задания студентам необходимо:

1. Войти со своего гаджета на адрес сайта по ссылке: https://learningapps.org/myapps.php

2. Выполнить задание в течение 5 минут.

3.Получают результат в виде оценки «Молодец! Задание выполнено верно».

7 этап. Рефлексия

Преподаватель, просит студентов оценить свою работу на уроке в листе самооценки (Приложение № 6)

Студенты дают оценку собственной учебной деятельности на уроке, своему настроению. Отвечают на вопросы, достигли ли они поставленной в начале урока цели, соотносят цель и результаты своей деятельности и фиксируют степень их соответствия.

8 этап. Домашняя работа

Определяем задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества):

  • разработать самостоятельно кроссворд, кроссенс, кластер по теме «Виды деформаций. Закон Гука»

  • подготовить презентации (сообщение/реферат) по темам: «Влияние физико-механических свойств твердых тел на качество изделий», «Деформации в технологических процессах».





Источники информации



Библиографический список

  1. Мякишев, Г.Я. Физика [Текст]: учебник для 11 класса общеобразоват. учереждений / Г.Я. Мякишев, Буховцев, Б.Б. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2014-336с.

  2. Касьянов, В.А. Физика 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений – 5-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2015.- 416с.

  3. Дмитриева, В.Ф. Физика [Текст]: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 464с.


Интернет-ресурсы


  1. Ружникова В.П. Влияние физико-механических свойств на качество продукции [Электронный ресурс]//: URL: https://odnopartiec.ru/716

  2. Материаловедение [Электронный ресурс]//: URL:https://narfu.ru/iet/divisions/ktkmim/literature/materialovedenie_kurs_lektsiy_.pdf

  3. Механические свойства твердых тел [Электронный ресурс]//: URL:: https://studopedia.ru/6_16605_mehanicheskie-svoystva.html

  4. Основные свойства исходных материалов и их влияние на качество продукции [Электронный ресурс]//: URL:: https://stud-baza.ru/osnovnyie-svoystva-ishodnyih-materialov-i-ih-vliyanie-na-kachestvo-gotovyih-izdeliy-rabota-tehnologiya

  5. Online Test Pad [Электронный ресурс]// Образовательный сервис : URL: https://onlinetestpad.com/app/tests

  6. LaningApps [Электронный ресурс]// Образовательный сервис: URL: https://learningapps.org/myapps.php





10