Муниципальное дошкольное образовательное казенное учреждение
«Детский сад «Харада»
Методическая разработка
«Использование дидактической игры «Речевой куб» для развития речи у детей дошкольного возраста»
Группа «Радуга»
Воспитатели: Лунева Л.Е.
Алешкина С.В.
с. Троицкое, 2019 г.
Пояснительная записка
«Игра- это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, мы проводим занятия в игровой форме, т.е. играя - обучаем. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.
Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением.
Особое внимание уделяется дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, выход ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных потешек, чистоговорок, рифмованных строчек.
Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в занятия включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико- грамматических игр.
Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Этому условию соответствует разработанное нами игровое пособие «Речевой куб».
Пособие представляет собой куб размера20 см на 20 см, изготовленного из поролона обшитого тканью. На каждой грани куба расположены прозрачные карманы, предназначенные для сменного речевого материала. Он меняется воспитателями по мере усвоения детьми различных тем.
Работа с «Речевым кубом» ведется :
- на занятиях по развитию речи
-на индивидуальных занятиях
- индивидуально вне занятий
- в самостоятельной деятельности детей.
Самостоятельно дети могут играть с кубом в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Играя, дошкольники подбрасывают куб и выполняют то задание, которое выпало на грань куба.
Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от трех до семи лет.
Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- формировать грамматический строй языка;
-совершенствовать связную речь дошкольника;
-расширять и активизировать словарный запас в соответствии с возрастом;
-совершенствовать лексико-грамматические категории языка;
-развивать память, логическое мышление, воображение;
Методическая разработка адресована:
воспитателям ДОУ, для использования дидактических игр в детском саду на занятии и режимных моментах, а также родителям для использования в домашних условиях.
Условия реализации:
общеобразовательная группа, дети 2-3 лет, для развития речи ребёнка в домашних условиях.
Применение:
применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.
Представлена поэтапность дидактических игр для речевого развития детей. Подобран и систематизирован материал для овладения речи у детей.
Результативность использования данной методической разработки:
педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как развитие речи. Использование данной методической разработки на занятиях и режимных моментах с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.
Перспективы использования методической разработки:
- коррекционно - образовательные учреждения;
- детские сады общего вида;
- специализированные детские сады;
- группы кратковременного пребывания.
Принцип построения методической разработки:
Доступность.
Стимулирование познавательных процессов.
Последовательность и системность.
Познание через игровую деятельность.
Ожидаемый результат:
Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам - антонимы. Данная игра способствует пополнению словарного запаса детей, расширяют кругозор, воспитывают внимание, память, развивают мышление.
Введение
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.
Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.
Данные методические рекомендации важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но они способствуют и обще речевому развитию детей, помогают овладеть всем богатством языка.
Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь.
Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Дидактические игры по речевому развитию с применением пособия «Речевой куб»
«Один и много»
Цель: учить изменять слова по числам.
Ход игры. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а вы должны сказать «карандаши».
Картинки для игры:
Книга ручка лампа стол окно
город стул ухо брат флаг
ребенок человек стекло трактор озеро
имя весна друг семя арбуз
«А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один».
Картинки для игры:
когти облака волны листья
цветы пилы молодцы стебли
«Назови ласково»
Цель игры: Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход игры. На гранях «Речевого кубика» изображены предметы, ребенок называет ласково предмет который выпал на кубике.
«Опиши предмет»
Цель: развивать речь, логическое мышление.
Ход игры. В младших группах ребенок должен описать предмет, который ему выпал на кубике, а дети отгадать что изображено. В старших группах можно усложнить игру, ребенок должен дать развернутую характеристику предмета. Это можно сделать при помощи схемы-алгоритма созданную В.Н. Григорьевым:
Предмет, класс к которому он принадлежит, составные части предмета
Форма, цвет, размер предмета
Функции предмета
«Расскажи мне»( описание по картинке)
Цель: развивать речь, внимание, воображение, расширять словарный запас.
Ход игры. Предложить рассказать ребенку о том что они видит на картинке: в целом, детально.
«Составь фразу»
Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.
Ход игры. Предложить детям придумать предложения, используя следующие картинки:
забавный щенок полная корзина
спелая ягода веселая песня
колючий куст лесное озеро
«Один, два, три, четыре, пять! Будем мы стихи читать»
Цель: Формировать у детей интерес к заучиванию стихов, расширять словарный запас, развивать связную речь. Развивать способности к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
В данной игре используются картинки с изображениями предметов, которые обязательно присутствуют в разученных детьми в детском саду или дома стихах или песнях.
1 вариант
Ребенок подкидывает кубик, и какая грань кубика выпала нужно рассказать стихотворение.
2 вариант
Ребенок не просто рассказывает стихотворение, а еще и с определенной эмоцией, которая задана на картинке.
«Вопрос Вопросович»
Цель: Совершенствовать умение различать и называть фрукты, овощи. Учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
«Назови действие»
Цель: Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенного на ней героя и действие, которое он выполняет. Обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами. Развивать игровые навыки, внимание, воспитывать усидчивость.
Назовите, что делает изображенный человек, предмет и т.д. (например, бабушка вяжет).
Заключение
Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Используя дидактические игры, можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют речью.
Список использованных источников:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.
3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.
5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.
6. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.
7. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.: 2010г.