СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к конспектам уроков для дистанционного проведения уроков для старшего хора ДДШИ, г. Дмитров "Песни военных лет"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка к конспектам уроков для дистанционного проведения уроков для старшего хора ДДШИ, г. Дмитров "Песни военных лет" предназначена для проведения уроков по теме ВОв в ДМШ, ДШИ, СОШ. Разработка содержит конспект и анализ проведения уроков, ссылки на дистанционное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к конспектам уроков для дистанционного проведения уроков для старшего хора ДДШИ, г. Дмитров "Песни военных лет"»

Методическая разработка к конспектам уроков

для дистанционного проведения уроков для старшего хора

отдел «Вокально-хоровое искусство»

ДДШИ, отделение в г. Дмитров

2019-2020 учебный год


Тема : «Песни военных лет» (5 частей), аудиозапись материала

Автор-составитель : концертмейстер Седова Вера Олеговна

Начитка Седовой В.О.

Ссылки на дистанционные уроки:

https://vk.com/public84716533?w=wall-84716533_624,

https://vk.com/public84716533?w=wall-84716533_617,

https://vk.com/public84716533?w=wall-84716533_626,

https://vk.com/public84716533?w=wall-84716533_627

Даты проведения дистанционных уроков : 03.04.2020 г., 13.04.2020, 16.04.2020 г. (II, III, V части)

«День Победы»
Главная тема песен военных лет — защита Родины. Музыкальным символом победы советских военных в ВОв является песня "День Победы". Её написали к 30-летию Великой Победы поэт Владимир Харитонов и композитор Давид Тухманов.
В Союзе композиторов СССР объявили конкурс на лучшую песню к юбилейной дате. Но критикам песня не понравилась. Песня прозвучала 9 мая в исполнении Леонида Сметанникова в передаче «Голубой огонёк» и завоевала симпатии зрителей. Но на полгода о песне забыли. И только на праздничном концерте ко Дню милиции в 1975 году её исполнил в прямом эфире Лев Лещенко. Зрительный зал попросил певца исполнить «День Победы» на «бис». И в наше время композиция «День Победы» звучит в исполнении оркестров многих стран мира.


«Священная война»
Песня «Священная война» была написана сразу же после начала войны поэтом Василием Лебедевым-Кумачом и продекламирована на радио 24 июня 1941 года актёром Малого театра Александром Остужевым. Стихотворение «Вставай, страна огромная!» было опубликовано в газетах «Известия» и «Красная звезда», его регулярно исполняли на радио.
Музыка к «Священная войне» была написана композитором Матвеем Блантером. Но символом военного времени стала песня на музыку Александра Александрова, руководителя Краснознамённого ансамбля песни и пляски.
Песня появилась в эфире 15 октября 1941 года, когда началась битва за Москву. «Священная война» стала звучать по всесоюзному радио каждое утро— после боя кремлёвских курантов. А до этого советские идеологи считали, что строки о тяжёлом смертном бое звучат слишком трагично.
Маршал Победы Георгий Константинович Жуков назвал песню «Священная война» «бессмертной».

«До свиданья, города и хаты»

29 июня 1941 года газета «Правда» опубликовала стихотворение поэта Михаила Исаковского «Походная песня», начинавшееся словами:
До свиданья, города и хаты,
Нас дорога дальняя зовет.
Молодые, смелые ребята,
На заре уходим мы в поход.
Композитор Исаак Дунаевский написал музыку. В первые дни июля песня была записана и прозвучала по радио в исполнении ансамбля песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников. Разделившись на бригады, ансамбль с Исааком Дунаевским пел «Походную» и другие его песни на вокзалах и призывных пунктах столицы, провожая на фронт воинские эшелоны.
"Эта песня овеяна дыханием первых дней войны… Она всегда напоминает мне затемнённые, настороженные московские улицы, окна домов с белыми бумажными полосками на стеклах, военные грузовики с зелеными ветками, вокзалы, заполненные народом. Тут и кадровые части, тут и толпы людей, только что прибывших из деревень, запылённых, небритых, с мешками за плечами. В это время школы были заняты под призывные пункты. Нам нередко приходилось выступать в коридорах школ...", - вспоминал Петр Казьмин, один из руководителей Государственного русского народного хора имени М.Е.Пятницкого.
Но наибольшую известность в годы войны получила песня на музыку композитора Матвея Блантера. В репертуаре Краснознаменного ансамбля под управлением А. В. Александрова песня «До свиданья, города и хаты» звучит и в наше время.

«Казак уходил на войну»

Эта песня написана композитором Тихоном Хренниковым и поэтом Виктором Гусевым и впервые прозвучала в фильме «В шесть часов вечера после войны». Фильм снимался в 1943-1944 гг., когда развернулась грандиозная Сталинградская битва. Его главные герои - фронтовые друзья-артиллеристы, лейтенанты Василий Кудряшов и Павел Демидов. Они договорились встретиться в Москве на мосту в шесть часов вечера после войны. Картина насыщена музыкой, стихами, песнями. Одна из них – «Казак уходил на войну» - стала лейтмотивом фильма.
Когда еще шли ожесточенные бои, состоялась премьера фильма. Он стал художественным предвестием Победы. Ведь герои фильма, преодолев все невзгоды военного времени, встречались, как и условились, на Москворецком мосту.

«Заветный камень»

Зачастую песни шли по следам горячих событий. Их темы черпались из сообщений печати, подсказывались участниками и очевидцами боевых эпизодов.
Летом 43-го года композитор Борис Мокроусов прочитал статью «Севастопольский камень» в газете «Красный флот». Вот она:
«Последние часы героической обороны Севастополя. Фашистская артиллерия ведет ураганный огонь по полуразрушенному городу. Один из вражеских снарядов ударил в набережную близ памятника «Погибшим кораблям» и отбил от гранитного парапета небольшой осколок.
Этот кусок серого гранита подобрал неизвестный моряк, один из тех, кто, сдерживая бешеный натиск гитлеровцев, бился против десяти, против ста! Уходя из Севастополя, он поклялся вернуться сюда и положить камень на место, впаять его в набережную…
Моряку не суждено было это сделать – его сразила фашистская пуля. Умирая, он передал осколок своим боевым друзьям:
- Камень должен вернуться в Севастополь!
Товарищ, принявший драгоценную реликвию, погиб в засаде, успев передать севастопольский камень своему напарнику. От него камень попал к связисту, затем побывал у танкистов, артиллеристов, летчиков. И у кого бы ни был кусок этого севастопольского гранита, он всегда находился в крепких, надежных руках воинов, поклявшихся выполнить завет неизвестного матроса – вернуть камень на родную землю…».
В первые дни войны Борис Мокроусов был направлен в Севастополь в распоряжение Политуправления Черноморского флота. Здесь он подружился с будущими участниками обороны морской крепости.Тогда же композитор Б. Мокроусов и поэт Александр Жаров задумали написать песню о черноморцах, но военная судьба разъединила их.
Прочитав статью о легендарном севастопольском камне, рассказанную писателем Леонидом Соловьевым, композитор сочинил мелодию песни. Текст позднее написал Александр Жаров. Он писал: «Легенда о камне не была легендой: многие матросы, покидая по приказу командования священную землю Севастополя, брали с собой горстку земли или кусочек гранита и клялись вернуть их обратно, прийти сюда с победой».
Наиболее популярной эта песня стала в исполнении Леонида Утесова.

«Вечер на рейде»

Одну из первых песен Великой Отечественной, где нет ни слова о войне, написал Василий Соловьев – Седой. Он вспоминал: «В августе 1941 года вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз окончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню...".
Композитор сам придумал начало припева — «Прощай, любимый город!» — и, отталкиваясь от него, стал писать музыку. Поэт Александр Чуркин написал полный текст «Вечера на рейде».
Но друзья композитора решили, что тихая и спокойная песня не подходит для грозной военной поры.
Однажды зимой 1941 года, после выступления на Калининском фронте, в солдатской землянке под Ржевом бойцы попросили композитора исполнить что-нибудь «для души», очень сердечное, и композитор вспомнил о своей песне. Уже со второго куплета бойцы начали ему тихо подпевать:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
Песня полюбилась фронтовикам. Перед концертами на фронте зрители начинали скандировать: «Вечер на рей-де!..».
Эта песня - о расставании с любимыми, с родными местами. Но есть в этой песне большая внутренняя сила. Мелодия льется естественно, свободно, и поющие как-будто обращаются друг к другу, ища сочувствия и поддержки.
Но не только моряки .считали песню «своей». «Уходим завтра в поле...»,— пели пехотинцы. Парашютисты, бойцы воздушно-десантных войск, перед вылетом в тыл врага пели: «Прощай, земля Большая!
Десант наш улетает.
И в дальнем краю
За землю свою
Десантник не дрогнет в бою».
У партизан Ленинградской области был свой вариант:
Споемте, друзья, про битвы свои
В отрядах лихих партизан,
Про прошлую жизнь, про схватки, бои...
Играй веселее, баян!
А народные мстители Крыма пели так:
«Прощай, любимый город!
Уходим завтра в горы...».
Даже к итальянским партизанам попала эта мелодия...
Лирические песни
В военные годы были созданы песни о любви, разлуке, верности. Песни «Землянка» и «Темная ночь» пелись бойцами в землянках, в лесу у костра. От них становилось теплее, утихала боль разлуки.
Во время войны созданы песни, которые воспевали труд людей в тылу. Это «Песня о фонарике» Дмитрия Шостаковича и Михаила Светлова, «Есть на Севере хороший городок» Тихона Хренникова и Виктора Гусева.
Разнообразны по содержанию и жанровым приметам многочисленные песни фронтового быта. Сердечные и задумчивые, одни - с болью утрат, иные - с юмором, они повествуют об армейской жизни, о крепкой солдатской дружбе, мечтах и надеждах.

«Катюша»
Ярким символом Великой Отечественной войны является "Катюша", которую в Красной Армии знал каждый боец. «Катюша» была создана в предвоенное время.
Написали её поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер.
Композитора поразили "очень звонкая интонация" и "причудливая игра ударений" в стихах Исаковского, он написал музыку.
Сюжет песни был определён военной обстановкой того времени: участием советских добровольцев в Гражданской войне в Испании, операцией Красной Армии у озера Хасан и предчувствием надвигающейся бури...
Во время ВОв в солдатской среде были сложены новые варианты песни.
Именем «Катюша» солдаты прозвали новые реактивные минометы, "песни" которых приводили в ужас фашистов.
Песню «Катюша» любили и противники СССР. Её любили гитлеровцы и финны, использовали в марше "Primavera" в 250-й "Голубой дивизии" вермахта.
Со временем «Катюша» разошлась по всему миру: её пели итальянские партизаны, союзники антигитлеровской коалиции, а после войны - даже китайцы...
За создание «Катюши» автору слов песни Михаилу Исаковскому была вручена "Сталинская премия", которую он передал землякам. В деревне Всходы в Смоленской области был создан Музей песни «Катюша», находящийся поблизости от родины поэта.
А вот интересные сведения о «Катюше»:
1.Именем песни народ окрестил ракетные минометы БМ, наводившие ужас на врага.
2.На премьере песня была спета «на бис» три раза подряд.
3.Исаковским был написан и другой последний куплет, исполнявшийся редко:
Отцветали яблони и груши,
Уплыли туманы над рекой.
Уходила с берега Катюша,
Уносила песенку домой.
4.В 1943—1945 г.г. наиболее популярен был такой куплет:
Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!
Популярность как минометов БМ, так и песни была велика. «Катюша» кажется военной песней, но, если вникать в смысл, то это совсем не военная песня, а, скорее, лирическая.

«Темная ночь»
Одна из самых лирических песен Великой Отечественной войны "Тёмная ночь" была написана в 1943 году для фильма «Два бойца» поэтом Владимиром Агатовым и композитором Никитой Богословским.
Фильм снимался в Ташкенте. А песня, без которой в сцене «В землянке» не обойтись, была создана поэтом и композитором за одну ночь, а исполнил её Марк Бернес под аккомпанемент гитары.
Песня «Темная ночь» исполнялась такими метрами, как Леонид Утёсов, Иван Козловский, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Дмитрий Хворостовский...

«В землянке»
«Стихотворение «В землянке» возникло случайно, после тяжёлого боя под Истрой в ноябре 2041 года», - вспоминал поэт Алексей Сурков. Он написал письмо жене из 16-ти стихотворных строк. Позднее композитор Константин Листов написал к стихам музыку.
Исполнителями «Землянки» в годы войны были замечательные советские артисты Леонид Утесов и Лидия Русланова.

«Смуглянка»
Песня «Смуглянка» Якова Шведова и композитора Анатолия Новикова из фильма «В бой идут одни старики» была написана перед ВОв и посвящена героической деятельности Григория Ивановича Котовского в годы Гражданской войны. Песня входит в сюиту из семи песен.
Но в первый год войны были востребованы патриотические марши, а не любовная романтика.
Только 7 ноября 1944 года на праздничном концерте в Концертном зале им. Чайковского состоялась премьера песни.
«Смуглянка» была представлена на Всесоюзном конкурсе на лучшую песню о Великой Отечественной войне, однако жюри конкурса не выбрало песню. Но народ - это не жюри, и песня, тут же подхваченная рядом военных ансамблей, разнеслась по просторам необъятной страны и далеко за рубеж.
В 1973 году Леонидом Быковым был снят фильм "В бой идут одни старики", в котором он лично исполнил "Смуглянку". После этого популярность песни, исполненной в разные годы Иосифом Кобзоном, Софией Ротару, Надеждой Чепрагой и многими другими, не уменьшается до настоящего времени.

«Синий платочек»
Интересна история военной песни «Синий платочек». В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. Тогда же композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую композицию. После концерта поэт и драматург Яков Галицкий предложил написать к ней слова. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение «Синий платочек». Впервые песню «Синий платочек» исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау. После этого песня стала постоянной в репертуаре оркестра. «Синий платочек» пели Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.
Война началась на рассвете,
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети,
Когда стали Киев бомбить.
Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Перед исполнением песни Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике. Однако Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной армии посчитало песню «чрезмерно лирической». Песня перестала транслироваться, но полюбившийся советским гражданам «Синий платочек» навсегда остался одной из лучших военных песен.

«Огонёк»
19 апреля 1943 года в газете «Правда» было напечатано стихотворение Михаила Исаковского «Огонёк» с подзаголовком «Песня», но нот и подстрочника не было. Музыку к стихотворению сочиняли многие композиторы и музыканты, известные и не очень: Матвей Блантер, Александр Митюшин, Нина Макарова, Исаак Шварц, Валентин Никитенко. Но популярность песня обрела с другой мелодией. С ней «Огонёк» пели на всех фронтах, но её автор оказался неизвестен. Впервые «Огонёк» с мелодией неизвестного композитора прозвучал в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева. Были выпущены грампластинки, на которых указывалось, что автор текста – Исаковский, музыка – народная. Многие пытались доказать, что именно они являются авторами музыки. Была созвана специальная комиссия Союза композиторов, которая установила, что ни один из этих людей не мог написать её, а мелодия более всего похожа на танго «Стелла», автор которого также неизвестен.
Поэт Евгений Долматовский так объясняет секрет воздействия «Огонька»: «Прошли годы, и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, – было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги. Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам, как бы далеко от линии боев они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонёк». Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели!
Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл».
Примечательно, что в Японии «Огонёк» наряду с «Катюшей» является самой популярной русской хоровой песней.

«В лесу прифронтовом»
Песня появилась в 1943 году. «Стихи написаны на Каме, – вспоминал позже Михаил Исаковский, – когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу - композитору Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу»). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В лесу прифронтовом» исполняет Ефрем Флакс. Композитор Матвей Блантер намеренно стилизовал песню под упомянутый в стихах Исаковского вальс «Осенний сон» (автор вальса – Арчибальд Джойс). Музыка Блантера наполнена атмосферой военной поры: в ней отразились тоска по мирной жизни, несгибаемая воля к победе нашего народа. В 1946 году за песни «Под звездами балканскими», «Моя любимая» и «В лесу прифронтовом» композитору М. И. Блантеру была присуждена Государственная премия СССР.

«На солнечной поляночке»
Наряду с героическими песнями в военное время появлялись песни удалые, веселые, задорные. Ведь как говорил Василий Теркин: «…на войне одной минутки не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой». Именно такую песню-шутку «На солнечной поляночке» создали композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Алексей Фатьянов.
Соловьев-Седой вспоминал : «Однажды ко мне подошел солдат в кирзовых сапогах – красивый, с румянцем во всю щеку, назвался Алексеем Фатьяновым, поэтом, прочёл, встряхивая золотистой копной волос, свою песню… Песня мне понравилась лиризмом, напевностью, юмором».
Интересно, что первоначально композитор написал песню «На солнечной поляночке» в форме лирического вальса. Она получилась приятной, понравилась слушателям, но композитор чувствовал, что его вальсу чего-то недостает, что нет в ней той жизнерадостности, веселья, удали, как в стихотворении Фатьянова. И Соловьев-Седой сочинил другую мелодию. Получилась та песня, которую мы знаем и любим:
Играй, играй, рассказывай,
Тальяночка, сама
О том, как черноглазая
Свела с ума…
Песня сразу приобрела большую популярность, завоевала сердца и души слушателей. Она и в наше время исполняется в концертных программах, покоряя слушателей героическим содержанием, благородством чувств, искренностью и оптимизмом.

«Случайный вальс»
Фронтовая песня «Случайный вальс» имеет свою интересную историю. В феврале 1942 года поэт Евгений Долматовский написал стихотворение «Танцы до утра», в котором есть строки:
Танца вечная погоня
Удивительно легка,
И лежит в моей ладони
Незнакомая рука…
В своих воспоминаниях поэт делился, что никакие военные тяготы не могут заглушить лирику жизни: знакомства, откровенные разговоры, влюбленности. В название стихотворения поэт поместил текст традиционного объявления танцевального вечера, которые устраивались в клубе, когда воинские колонны останавливались на ночёвку в селе или маленьком прифронтовом городке. В 1942 году, при встрече с композитором Марком Фрадкиным, Долматовский читает ему стихотворение и предлагает из него сделать песню, но в те времена песня так и не родилась. Песня появилась на свет через год, по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Михаил Фрадкин играет ее бойцам на всех станциях и полустанках. Сначала песня имела название «Офицерский вальс», в ней были такие слова:
Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на погоне
Незнакомая ваша рука.
Говорят, когда Иосиф Виссарионович Сталин прослушал песню, он возмутился: как же хрупкая девушка может достать до плеча высокого сильного советского офицера?! Не понравилось Иосифу Виссарионовичу и название «Офицерский вальс»: офицер должен не танцевать, а воевать. Вот таким образом песня стала называться «Случайный вальс», а «погоны» превратились в «ладони».
Фронтовые агитбригады
Во время боёв на важных участках советско-германского фронта работали артистические бригады. На передовой они попадали под обстрел, бомбёжки и в окружение врага.
Однажды в помещение цирка, где Клавдия Ивановна Шульженко пела перед бойцами, уходившими на фронт, стали падать фугасные бомбы, в зале началась паника. А певица продолжала петь акапельно: «Падал с опущенных плеч...» После выступления её спросили: «Откуда у вас такое самообладание?» Клавдия Ивановна ответила: «Я — артистка».
На улицы столицы сбрасывались зажигательные бомбы, но культурная жизнь продолжалась . Москвичи покупали и читали книги, посещали кино, театры и консерваторию. Марина Ладынина, Любовь Орлова, Зоя Фёдорова, Людмила Целиковская — известные актрисы военного времени, фильмы с их участием смотрели в блиндажах и госпиталях.
Самым известным произведением военной лирики стало стихотворение Константина Симонова «Жди меня», написанное как частное письмо в стихах и на которое поэта вдохновила его муза — актриса Валентина Серова.

Лидия Русланова
Одна из известных исполнительниц того времени – Лидия Русланова. Она выступала перед бойцами на фронтах Перовой мировой войны, и в период Великой Отечественной. Случайно услышав песню «Катюша» на репетиции одной певицы, Русланова спела «новинку сезона» по памяти на концерте в Доме Союзов.
Во время войны Лидия Русланова выступала на фронте. Она дала более 1200 концертов, а на заработанные за фронтовые гастроли деньги купила две батареи «Катюш», которые бойцы тут же переименовали в «Лидуш», и отправила их на фронт.
Вместе с советскими войсками Лидия Русланова дошла до Берлина. Один офицер, увидев её на улице ещё не освобождённого города, закричал: «Куда идёшь?! Ложись: убьют!» — на что Лидия Андреевна ответила: «Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!» 2 мая 1945 года, спев на ступеньках поверженного Рейхстага знаменитые «Валенки», самую любимую бойцами песню из своего репертуара, она расписалась на одной из его колонн. После концерта у Рейхстага и Бранденбургских ворот Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил его Лидии Руслановой, а позднее подписал приказ о награждении её орденом Отечественной войны I степени.

Клавдия Шульженко
Другая замечательная исполнительница того времени – Клавдия Шульженко. На импровизированных сценах войны она появлялась будто бы из другой, мирной жизни : в красивом концертном платье и туфлях на высоких каблуках. В репертуаре Клавдии Шульженко были проникновенные песни о любви. За годы войны знаменитый «Синий платочек» Клавдия Шульженко исполнила больше 500 раз! Он стал символом дома, Родины, любимой.
«Очень сильное средство — эти музы», — говорил один военврач, когда солдаты в госпиталях шли на поправку.

«Казаки в Берлине»
Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных берлинских перекрестков, заваленном покореженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. Десятки берлинцев наблюдали за ее движениями. «Вдруг послышался цокот копыт, - рассказывает поэт Цезарь Солодарь, - мы увидели конную колонну... Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года. Не знаю, о чем подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, - продолжает Цезарь Солодарь, - но можно было заметить, что на какие-то секунды ее внимание безраздельно поглотила конница. Четким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула:
- Давай, конница! Не задерживай!
Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: «Рысью!» Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке...»
Через некоторое время появились строчки стихотворения:
По берлинской мостовой
Кони шли на водопой,
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки...
Распевает верховой:
«Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки...»
В этот же день он прочитал стихи братьям-композиторам Даниилу и Дмитрию Покрассам. Стихи были «усилены» лихим припевом:
Казаки, казаки!
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Песня «Казаки в Берлине» была написана за один день - 9 мая. По радио она прозвучала в исполнении Ивана Шмелева. Её узнала и полюбила вся страна.
Дмитрий Покрасс назвал песню «Казаки в Берлине" «последней песней войны». А ещё её можно назвать первой песней Победы. Ведь она была записана 9 мая, после подписания безоговорочной капитуляции Германии.
Военная песня С первого дня войны и до победного салюта они помогали бойцам преодолевать трудности, поднимали их боевой дух.
Слушая песни о Великой Отечественной войне, мы переживаем чувства солдат, защищавших Родину, матерей, детей, любимых...
С каждым годом ветеранов всё меньше. Они уходят, и мы продолжаем нести ответственность за нашу прекрасную землю. Давайте склоним головы перед величием подвига защитников Родины, память о нём навсегда останется в наших сердцах...


Песня «Эхо любви» писалась для фильма «Судьба» по роману Петра Проскурина. Режиссёр Евгений Матвеев вспоминал: «В моём сознании, в моём ощущении родился голос - хрупкий, нежный ласковый, который мог бы передать тончайшие нюансы сложной любви. И это был голос Анны Герман».

Песня «Эхо любви» осталась символом великого чувства на все времена.


Самоанализ к аудиозаписям конспектов уроков

(дистанционное проведение уроков для старшего хора)

предмет «Хоровое пение»

отдел «Вокально-хоровое искусство»

МБУДО ДДШИ, отделение в г. Дмитров

концертмейстер Седова Вера Олеговна

2019-2020 учебный год


Даты проведения уроков: 03.04.2020 г., 13.04.2020, 16.04.2020 г. (II, III, V части)

Тема : «Песни военных лет», конспектирование и аудиозапись материала

Ссылки на материалы: m.vk.com/wall-84716533_617, m.vk.com/wall-84716533_624, m.vk.com/wall-84716533_627

Форма урока: групповая

Тип урока: урок-изучение нового материала (аудиолекции) + аудиозапись песен

Цель урока: изучение и закрепление знаний о песнях (военных, послевоенных)

Задачи урока: формировать музыкальную культуру личности, развивать интерес к музыке и ее создателям, к поэтическому тексту; воспитывать у молодого поколения через музыку, написанную в годы войны, патриотические чувства, любовь к малой и большой Родине, уважение к старшему поколению

Структура урока: блочная

Урок разбит на 5 блоков. Во II, III, V блоках — аудиолекции. В аудиолекциях использован познавательный материал о песнях военных (и послевоенных о войне) лет, истории их создания и их создателях и исполнителях.


II блок : 03.04.2020 г.

m.vk.com/wall-84716533_617

Аудиолекции:

Вступительное слово (3 файла)

"День Победы" (В.Харитонов, Д.Тухманов)

«Священная война» (В.Лебедев-Кумач, М.Блантер)

«До свиданья, города и хаты» (М.Исаковский, М.Блантер)

III блок: 13.04.2020 г.

m.vk.com/wall-84716533_624

Аудиолекции:

«Казак уходил на войну» (В.Гусев, Т.Хренников)

«Заветный камень» (А.Жаров, Б.Мокроусов)

«Вечер на рейде» (А.Чуркин, В.Соловьев – Седой)

Песни, которые воспевали труд людей в тылу: «Песня о фонарике» М.Светлов, Д.Шостакович), «Есть на Севере хороший городок» (Т.Хренников, В.Гусев)

"Катюша" (Михаил Исаковский, Матвей Блантер)

Лирические песни Великой Отечественной войны:

"Тёмная ночь" (фильм «Два бойца», В.Агатов, Н.Богословский)

«В землянке» (А.Сурков, К.Листов)

«Смуглянка» (из фильма «В бой идут одни старики», Я.Шведов, А.Новиков)


V блок: 16.04.2020 г.

m.vk.com/wall-84716533_627

Аудиолекции:

«Фронтовые бригады»

«Клавдия Шульженко»

«Лидия Руксланова»

«Казаки в Берлине» (Ц.Солодарь, братья Д.и Д.Покрасс)


Содержание

В конспекте познавательных учебных аудиолекций представлено вступительное слово о значении военных песен в разное время, как создавались литературные тексты и музыка, кто их исполнял, какие сценические площадки были организованы в военное время, какие по характеру песни любили военные (лирические, шутливые и др.). Учащиеся узнали, что и после войны, и в довоенное время тоже писали песни о войне и победе.


В конспекте аудиолекций применялись приемы и методы:

словесный (лекция)

метод анализа и синтеза

метод эмоциональной драматургии


Выводы

Учебные лекции направлены на пробуждение активной мыслительной деятельности учащихся. Все блоки взаимосвязаны. Ауцдиолекции содержательны, интересны и понятны для слушателей. Цель и задачи лекций достигнуты.



Подпись_______________________Седова В.О.